Дидактический материал "Горе от ума"
план-конспект занятия по литературе (8 класс)

Винокурова Татьяна Витальевна

Дидактический материал "Горе от ума"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_gore_ot_uma.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развёрнутый план к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

«Кто победитель, кто побеждённый: «век минувший» (жизненный опыт и мудрость П.А. Фамусова) или «век нынешний» (ум и чувство справедливости А.А. Чацкого)?

I. Вступление. Комедия 1831 г. А.С. Грибоедова «Горе от ума» - образец решения вечного спора поколения «отцов» и «детей».

II. Основная часть. «Кто победитель, кто побеждённый: «век минувший» или «век нынешний»?

1. Жизненный опыт и мудрость П.А. Фамусова – представителя «века минувшего».

«О, сколько нам открытий чудных/Готовят просвещенья дух,/ И опыт, сын ошибок трудных,/И гений, парадоксов друг,/И случай, бог изобретатель»  (А.С. Пушкин)

А) Фамусов Павел Афанасьевич - защитник идей «века минувшего»: общая характеристика, социальное положение.

Б) Взгляды Фамусова на образование и воспитание.

В) Зависимость Павла Афанасьевича от общественного мнения.

Г) Идеальный вариант построения жизни от «отца» - героя: отношение Фамусова к людям, к богатству, чинам, карьере, к дочери.

2. Ум и чувство справедливости А.А. Чацкого – представителя «века нынешнего».

«В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека» (А.С. Грибоедов)

А)Ум Чацкого не оспаривает никто из персонажей комедии (“Остер, умен, красноречив…”, “Он славно пишет, переводит… Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…”

Б)В чем же состоит ум Чацкого?

    а) Чацкий – человек, получивший хорошее образование (много знает, многим интересуется, имеет свое собственное суждение о многих жизненных проблемах: о крепостном праве, о национальном достоинстве, о смысле и цели существования, о службе Отечеству).

   б) форма проявления ума у Чацкого своеобразна: (он умеет говорить легко, свободно, остроумно, “говорит, как пишет”).

В) Почему “горе от ума”? (Умный Чацкий все время попадает в глупые ситуации, поскольку слишком вольнодумен и не принимает чужого мнения).

   а) Чацкий постоянно вредит сам себе, и именно из-за своего ума, пытаясь всем указать на их пороки и недостатки.

   б) Ум Чацкого не нужен и Софье: для нее он дерзок и самостоятелен, чтобы быть хорошим мужем (“Ах, если любит кто кого, /Зачем ума искать и ездить так далеко”).

Г) Ум, идеальные суждения, чувство достоинства и справедливости Чацкого не были подкреплены активной деятельностью и испытаны опытом жизни.

III. Заключение. Ответ современного читателя на вопрос: кто победитель, кто побеждённый, чья позиция и чьи суждения вам близки? Почему?

(А.С. Пушкин: «В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо?  Мой ответ: Грибоедов»).

Примечание: использование цитат из комедии обязательно для подтверждения собственных суждений.

Класс

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Количество страниц

1 – 1,5

1,5 – 2

2 – 2,5

2,5 – 3 

3 – 4

от 300 слов и более

4 – 5

5 – 7

(за 2 часа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»

Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие

В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования  относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)ИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)

Дискалькулия – нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется....

«Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр и специальных дидактических упражнений с детьми ОВЗ»

методическая разработка по развитию мелкой моторики рук по темеКонсультация для  педагогов реабилитационного центра....