Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир литературы»
методическая разработка по литературе (9 класс)
Программа углубленного изучения жанров литературы в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. Владимира Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Гимназия№ 35»
| ||
Согласовано: Методический совет от «30» 08. 2023г. Протокол № 1
| Утверждаю: Директор МАОУ « Гимназия№ 35» Кулешова Ирина Ивановна «01» 09. 2023г. Принята на заседании Педагогического совета Протокол № 1 «30» 08. 2023г. | |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир литературы» Направленность – гуманитарная Уровень сложности - углубленный Возраст обучающихся: 14-16 лет Срок реализации: 1 год
| ||
| Авторы-составители: Авдюнина Галина Леонидовна, педагог дополнительного образования | |
г. Владимир, 2023.
|
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мир литературы» в 9 классе рассчитана на 34 часа и направлена на углубление умений учащихся анализировать художественное произведение. Целью занятий является ознакомление учащихся 9 класса с основными задачами литературоведческой науки, с фундаментальными категориями теории искусства (образ, содержание, форма), понятиями поэтики (автор, система героев, сюжетно-композиционная организация, хронотоп, субъектная организация) и теории стиха (ритм, система стихосложения, стихотворный размер). Теоретические сведения, полученные учащимися, отрабатываются при анализе конкретных художественных произведений.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа построена с опорой на современные образовательные технологии, открывающие возможности для применений деятельностного подхода. Учащиеся не только знакомятся с теорией, но и анализируют художественные тексты. Содержание программы структурировано в виде следующих разделов- модулей:
1. Литература как искусство слова.
#1057;одержание и форма художественного произведения.
4. Автор биографический и автор конципированный.
#1055;ерсонаж, герой, тип, характер. Понятие системы героев.
#1057;южет и фабула литературного произведения.
#1057;истема хронотопа в литературном произведении.
8. Художественная концепция как теоретико-литературное понятие.
#1055;онятие жанра.
#1069;пос как род литературы.
#1051;ирика как род литературы.
#1044;рама как род литературы.
Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть.
Количество занятий в неделю – 1. Количество часов в год – 33.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе занятий по программе обучающийся овладевает следующими умениями и знаниями:
∙иметь представление о системе жанров литературы,
∙ свободно владеть литературоведческой терминологией,
∙ уметь анализировать поэтический и прозаический текст.
Результаты внеурочной деятельности формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования.
Личностные результаты предусматриваю умения:
∙оценивать значимость для личности творческого воспитания;
∙рефлексировать личный опыт;
∙высказывать личную точку зрения.
Метапредметными результатами являются умения:
∙формировать опыт разнообразной творческой деятельности, опыта познания и самопознания;
∙развивать умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
∙развивать креативные способности художественной направленности в приобретении опыта индивидуальной и коллективной деятельности.
В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:
Личностные:
∙формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Регулятивные:
∙умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, принятие практической задачи;
∙рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов действия.
Познавательные:
∙перерабатывать информацию, выполняя универсальные логические действия (анализ и синтез), проводить сопоставления, делать выводы, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждения и т.п.);
∙систематизировать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (проводить смысловой анализ текстов различных стилей и жанров).
Коммуникативные:
∙владеть всеми видами речевой деятельности;
∙ участвовать в коллективном обсуждении проблем, вступать в диалог,
∙осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
∙ выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметными результатами являются представления:
∙о системе литературных жанров;
∙об анализе поэтического и прозаического текста.
Программа предусматривает устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности, качеств личности:
∙самостоятельность, готовность к саморазвитию,
∙творческая и познавательная активность,
∙гражданственность, патриотизм,
∙духовность, нравственность.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое сопровождение:
Коровина В.Я. Учебник-хрестоматия в 2-х ч., 9 класс. – М.: «Просвещение», 2019.
Исаченкова Н.В. «Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы» СПб.: «Паритет», 2018.
Коган И. «Искусство написания сочинений». – СПб.: 2018.
цифровые образовательные ресурсы:
- виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы
- энциклопедия Кирилла и Мефодия
- CD-диск «Библиотека школьника» программа по литературе
- программа Starboard
CD-диск «Видеоуроки по литературе 9 класс»
- видеофильмы по произведениям
- видеоролики к произведениям
- коллекция презентаций к урокам
Интернет-ресурсы:
Тематический план
№ | Тема занятия | Всего часов | Теоретические понятия, категории | Формы организации занятий | Формы контроля |
1 | Литература как искусство слова | 1 | Изобразительные и выразительные виды искусства. Место литературы среди видов искусства | Беседа | Творческий практикум |
2 | Образ как форма художественного мышления | 1 | Соединение рационального и эмоционального, объективного и субъективного в образе | Беседа | Анализ текста |
3 | Понятие литературного рода | 1 | Эпос, лирика, драма: своеобразие их содержания и формы | Практикум | Анализ текста |
4 | Содержание и форма художественного произведения. | 1 | Единство формы и содержания, соответствие формы содержанию | Лекция | Анализ текста |
5 | Автор биографический и автор конципированный | 1 | Автор биографический и автор конципированный | Практикум | Анализ текста |
6 | Понятие системы героев | 2 | Персонаж, герой, тип, характер. Герои центральные и второстепенные | Лекция | Анализ текста Презентация |
7 | Сюжет и фабула литературного произведения | 2 | Специфика сюжета в лирической прозе и в лирике. Понятие о композиции литературного произведения | Беседа Практикум | Анализ текста Презентация |
8 | Хронотоп в литературном произведении | 2 | Система хронотопа в литературном произведении. Специфика хронотопа в фольклоре и в литературе | Лекция Беседа | Анализ текста Творческий практикум |
9 | Художественная концепция как теоретико-литературное понятие | 3 | Тема и идея произведения. Понятие художественного пафоса | Лекция Беседа | Анализ текста Проект |
10 | Понятие жанра | 2 | Типология жанров. Жанровое мышление, его характерные признаки | Лекция Беседа | Анализ текста Творческий практикум |
11 | Эпос как род литературы | 6 | Рассказ как жанр. Повесть как жанр. Роман как жанр. Жанровые разновидности романа. Роман-эпопея | Беседа Мастерская | Анализ поэтики рассказа, повести Творческий практикум |
12 | Лирика как род литературы | 6 | Лирические жанры. Поэма как лиро-эпический жанр. Основные особенности стихотворной речи. Понятие о ритме. Основные системы стихосложения. Стихотворные размеры | Беседа Мастерская | Анализ поэтики стихотворения Творческий практикум |
13 | Драма как род литературы | 3 | Место конфликта в художественной системе драматического произведения. Жанровая система драматических произведений | Беседа Мастерская | Анализ пьесы |
14 | Итоговый урок | 1 | Мастерская | Проект |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493612-1412694958.jpg)
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/16/picture-905524-1489657231.jpg)
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/27/picture-1164068-1653631923.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/12/picture-1149331-1591931094.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр и литература»
Программа разработана на основе спецкурса для профильных школ « Театр и литература» Егорова О., доктора филологических наук, г. Москва. За основу взяты критерии отбора театральных по...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-961273-1664190341.jpg)
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/27/picture-333756-1561619516.jpg)
авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"
Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе ...