Технологическая карта урока литературы
план-конспект урока по литературе (7 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ 

«Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ  

«Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе.

 

Урок: литература.

Тема урока: Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе

Дата проведения урока: 01.12.2023

Класс: 7 класс

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Форма: комбинированный

 Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

ОУ: МБОУ СОШ №1 с.Средняя Елюзань

Учитель-предметник:  Курмашева Н.Р.

УМК: Литература.8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. Часть 2-ая / под редакцией  Курдюмовой  Москва, «Дрофа», 2014

Цель: продолжить знакомство с творчеством Л. Н. Толстого на примере его рассказа «После бала», определить проблематику произведения, его  идейное содержание,  познакомить с контрастом как основным художественным приёмом рассказа, научить видеть и понимать позицию автора.

Задачи:

  1. Содействовать осознанному восприятию обучающимися художественного текста.
  2. Привлечь внимание учеников к проблеме духовности.
  3. Воспитывать нравственные качества личности: доброту,  милосердие, уважение к человеку.
  4. Содействовать формированию навыков чтения и анализа художественного текста

Планируемые результаты:

Личностные УУД: умений аргументировать собственное высказывание, воспринимать альтернативную точку зрения; смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Метапредметные УУД: выявление точки зрения автора и идеи произведения. Регулятивные УУД: целеполагание, способность принимать учебную цель, выделение главного и второстепенного, контроль, оценка.

Познавательные УУД: общеучебные – выразительное чтение, пересказ, выбор художественных средств, развитие устной речи через диалог, умение анализировать отдельный эпизод.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Оборудование урока:

  • Мультимедийный проектор, доска.
  • ПК.
  • Презентации на флеш-носителях.
  • Учебник.
  • Художественные тексты.
  • Карточки для индивидуальной и групповой работы.
  • Тетрадь.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся.

Сегодня будем работать с произведением Л.Н.Толстого «После бала». Работать будем в группах. По наибольшему количеству баллов выявим лучшего ученика и по сумме набранных баллов в группе выявим лучшую команду.

- Запишите тему урока и эпиграф, к нему мы обратимся попозже.

Эпиграф к уроку:
Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать и опять начинать, и опять бросать

 и вечно бороться и лишаться. А спокойствие-
душевная подлость.
                                     Л.Н.Толстой

- Давайте обратимся к жанру произведения.

Как вы думаете, к какому жанру относится это эпическое произведение?

(прием Установи соответствие).

-Почему Толстой так назвал рассказ? Автор много раз изменял название: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» … Как вы думаете, почему он все-таки остановился на таком варианте заголовка, ведь каждое слово в теме что-либо значит? Давайте поговорим об эпохе, отраженной в рассказе, ибо без этого разговора нам не понять идейного замысла автора.

Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в эпоху 19 века

Небольшое сообщение в форме презентации о времени царствования Николая I, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем  Палкиным"

Класс заранее разделен на 2 группы

Индивидуальное задание на соответствие жанра и определения жанра в форме презентации

(оценивание своей работы по Листу оценивания защиты презентации, проекта, исследовательской работы)

Учащиеся слушают выступление, затем могут задать вопросы.

Учащиеся пытаются представить ту эпоху, которую Л.Н.Толстой отразил в своем рассказе, используя  материал, полученный на уроках истории.

(оценивание своей работы по Листу оценивания защиты презентации, проекта, исследовательской работы)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Построение речевого высказывания в устной форме

Целеполагание.

Планирование учебного сотрудничества с телем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Вы прочитали дома рассказ. Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа, настроиться на работу в группах.

ТЕСТ на знание текста.

Толстой рассказал нам интересную историю из жизни человека.

Нам нужно будет ответить на вопрос:

Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь?

Повторение понятия  композиция произведения,  повествователь  в рассказе.

– В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция?

-Что необычного вы увидели в построении рассказа?

Групповая работа: обучающиеся записывают ответы в тетрадь, работают над тестом. Затем каждая группа организует проверку внутри группы. Капитан зачитывает варианты правильных ответов, учащийся может произвести самопроверку или взаимопроверку на усмотрение капитана.

Учащиеся выдвигают предположения,  взаимодействуют с учителем, пытаются определить, что знают и чего не знают.

Построение речевого высказывания в устной форме

Формулирование собственного мнения

Владение диалогической формой речи

Словарная работа.

По  литературоведческому словарю  дать понятие о контрасте.

Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность

Противопоставление, контраст, или антитеза,  как  художественный прием заложен уже в самом названии: во время бала и после него. Что здесь противопоставляется друг другу? 

Работа по словарю.

(образы, персонажи, художественные детали)

Построение речевого высказывания в устной форме

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

3 Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4..Первичное усвоение новых знаний

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

1 Работа в группах.

Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов. «На балу» - первая группа, «После бала» - вторая группа.

На балу

После бала

Краски, цветовая гамма

Бархатные платья, брильянтовая фероньерка, белые плечи, белые перчатки, белое платье с розовым поясом, атласные башмачки, море шампанского.

Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

Описание внешности главного героя эпизода

Варенька

Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались.

Солдат

Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте»

Звуки, характер музыки

Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс.

Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов.

Психологическое состояние рассказчика

1) Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро;

2) Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них;

3) Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство (к отцу ее);

4 Бесконечно счастлив.

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил.

Описание полковника

Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец.

Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте

2. Работа с языковыми средствами:

1гр.- выписать эпитеты обрисовки праздника на балу.

2гр.- выписать эпитеты из второй части рассказа(сцена наказания солдат).

– Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова?

Работа в группах, участие в дискуссии.

Сравнивают выбранный материал и заполняют на доске таблицы, по мере ответов на вопросы, доказывают то, что контрастное изображение настроения помогло передать состояние души рассказчика на балу и после бала.

 Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Использование схем, таблиц для решения задачи.

5.Первичная проверка понимания

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?  

- Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.

Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. Срывается маска с внешне благополучной, нарядной действительности.

Чем более праздничным, роскошным представлял герой себе мир вначале, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его прозрение.

-Теперь более внимательно посмотрим на рассказчика, от чьего лица ведется повествование. Что это за человек, какие проблемы волнуют его, о чем он думает? Почему автор «доверяет» рассказ о событии именно Ивану Васильевичу?

- О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать»?

- Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть. Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям Ивана Васильевича

- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином?

- Вывод: Герой, отказавшись от военной карьеры, прожил жизнь в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск истины и добра – смысл его жизни.

Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу

Человек думающий, размышляющий о жизни.  Героя волнуют нравственные и общественные проблемы. Человек не равнодушный, с совестью. Отношение автора к рассказчику выражено прямой оценкой одного из слушателей: «Ну, это мы знаем, как вы никуда не годитесь…Сколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не было»

Он не может представить, чтобы дурное, злое, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «…они знали что-то такое, чего я не знал»

Он отказался от карьеры военного.  Герой выбирает путь «неучастия во лжи», в жестокости. Это путь нравственного самосовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. И любовь героя пошла на убыль

 Поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Умение решать проблемы.

Умение и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Использование схем, таблиц для решения задачи.

Как бы вы ответили на этот вопрос? Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь?

Какие выводы сделаете из этих наблюдений?

- Значение рассказа «После бала» огромно. Писатель своим произведением выразил не только отношение к обращению с солдатами, но ставил широкие гуманистические проблемы, которые волновали и волнуют не одно поколение русского общества.

-Какие уроки можем взять для себя  из этого произведения?

Работа в парах или индивидуально

Учащиеся делают выводы.

Умение находить нужную информацию, речевое высказывание в устной  форме.

Уметь слушать и понимать речь других.

Умение решать проблемы.

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве(К3; К4)

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

7. Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению

8. Рефлексия учебной деятельности.

 Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

-Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке?

 -Остались ли довольны своей работой на уроке?

- Что мешало и что помогало достичь цели?

-Как оцениваете свою работу на уроке?

- Обратимся к  эпиграфу, который мы записали в начале урока. Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого? Как они связаны с темой нашего урока?

Выберите домашнее задание 

1.Поразмышляйте над вопросом: «Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?»

2.Составьте синквейн,характризующий эпоху правления Николая 1

3. Напишите мини-эссе «Моё мнение о полковнике».

Заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы)

Учащиеся в группах выполняют задание.

Самоанализ.

Участие в диалоге.

Отвечают на вопросы

Обучающиеся заполняют карточки (самооценка за каждый вид работы)

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Формирование границ собственного знания и незнания.

Адекватное восприятие оценки учителя.

Самооценка личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».

Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...