Технологическая карта урока по чтению в 9 классе.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Тема: «Образ советского человека в годы ВОВ

в произведении М. Шолохов. Судьба человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sudba_cheloveka.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Отрадный»

Технологическая карта урока чтения в 9 классе

Тема: «Образ советского человека в годы ВОВ

в произведении М. Шолохов. Судьба человека».

Прокофьева Елена Витальевна,

учитель

ГБОУ школы-интерната г.о. Отрадный

Отрадный, 2023 г.

Тип урока: урок-обобщение.

Предварительная работа: просмотр телевизионного художественного фильма «Судьба человека» (режиссер С. Бондарчук);

Тема: «Образ советского человека в годы Великой Отечественной войны в произведении М. Шолохова «Судьба человека» (обобщающий урок по произведению М. Шолохова «Судьба человека»).

Цель: обобщение прочитанного произведения, создание образа советского человека в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.

Задачи:  

образовательные: 

- продолжать совершенствовать беглое, выразительное, осознанное чтение;

- формировать умение составлять связный подробный пересказ прочитанного содержания текста;

- обобщать прочитанное произведение;

- продолжать работать над умением ориентироваться в тексте, высказывать мнение по предложенным эпизодам;

- формировать умение давать характеристику героям произведения и их поступкам;

коррекционно-развивающие:

- продолжать работать над развитием связной речи монологической, работать над развернутыми ответами по прочитанному содержанию;

- развивать умение размышлять, строить умозаключения, доказывать высказанную точку зрения;

- продолжать корригировать мыслительные операции, анализируя и обобщая прочитанный текст;

воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к героическому историческому прошлому своего Отечества;

- уважать подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.;

- воспитывать чувства патриотизма.

Планируемые результаты:

Предметные БУД:

- обобщают содержание произведения, понимают смысл и основной замысел автора;  

- создают образ советского человека в годы Великой Отечественной войны;

- выразительно, бегло читают, составляют связный подробный пересказ отрывков прочитанного содержания текста;

- читают по ролям заданный отрывок.

Познавательные БУД: 

- бегло выразительно читают;

- находят необходимую информацию в тексте;

- создают план прочитанного произведения;

- свободно ориентируются в содержании текста;

- выстраивают развернутое речевое высказывание;

- содействие в коррекции мыслительных операций, познавательной активности.

Личностные БУД: 

- умеют доказывать свою точку зрения;

- умеют нравственно-этически ориентироваться;

- умеют сострадать;

- развито чувство патриотизма. 

Регулятивные БУД: 

- выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные БУД:   

- умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;

- соблюдают правила речевого поведения;

- умеют с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Образовательные ресурсы: Чтение 9 класс. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы-составители А. К. Аксенова, М.И. Шишкова. 

 

Место проведения: ГБОУ школа –интернат г.о.Отрадный.

Ф.И.О. учителя-логопеда

Прокофьева Елена Витальевна

Возрастная группа

Обучающиеся девятого класса.

Форма организации, количество обучающихся

Групповое, 11 человек.

Тема занятия

«Образ советского человека в годы Великой Отечественной войны в произведении М. Шолохова «Судьба человека»

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические.

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, комментированное чтение и обсуждение. 

Используемые технологии

Информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие, проблемного обучения.

Цель занятия

Обобщение прочитанного произведения, создание образа советского человека в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.

Задачи

Коррекционно-образовательные

- продолжать совершенствовать беглое, выразительное, осознанное чтение;

- формировать умение составлять связный подробный пересказ прочитанного содержания текста;

- обобщать прочитанное произведение;

- продолжать работать над умением ориентироваться в тексте, высказывать мнение по предложенным эпизодам;

- формировать умение давать характеристику героям произведения и их поступкам.

Коррекционно-развивающие

- продолжать работать над развитием связной речи монологической, работать над развернутыми ответами по прочитанному содержанию;

- развивать умение размышлять, строить умозаключения, доказывать высказанную точку зрения;

- продолжать корригировать мыслительные операции, анализируя и обобщая прочитанный текст.

Коррекционно-воспитательные

- воспитывать уважительное отношение к героическому историческому прошлому своего Отечества;

- уважать подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.;

- воспитывать чувства патриотизма.

Оборудование

Портрет М. Шолохова, видеозапись художественного фильма «Судьба человека, иллюстрации к произведению, проектор.

Технологическая карта коррекционного занятия

Логика образовательной деятельности

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения (базовые учебные действия)

  1. Организационный момент

Приветствие обучающихся. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на учебную деятельность.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Л – настраиваются на плодотворную серьезную работу, понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

II. Постановка целей и задачей урока

Учитель побуждает обучающихся к совместной постановке целей урока.

Постановка основной цели – создание образа советского человека в годы ВОВ.

Постановка проблемного вопроса 

Почему автор назвал произведение «Судьба человека»?

Обучающиеся совместно с учителем составляют «кластер» - урок – цели урока.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

III. Актуализация знаний

Актуализация знаний об исторических и основных моментах Великой отечественной войны.

Годы войны.

Особенности войны.

Роль советского народа.

Сколь лет прошло со дня окончания войны.

Почему много литературных произведений посвящено Великой Отечественной войне.

Почему для россиян День Победы – Праздник со слезами на глазах.

(пункты плана на слайде)

Актуализация знаний о создании произведения.

В чем особенность создания произведения.

О чем рассказывает автор в своем произведении.

На сколько частей можно условно разделить произведение (составление плана).

Обучающиеся делятся знаниями о Великой Отечественной войне, используя пункты плана.

Произведение ведется от лица главного героя.

Произведение написано в виде рассказа в рассказе (кольцевая композиция). Произведение рассказывает о судьбе А. Соколова.

Составление плана:

Мирная жизнь до войны.

Война.

Первые послевоенные годы.

П – осуществляют обобщение и транслирование полученных знаний;

Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, используют речь для регуляции способов действия.

П - анализ и синтез прочитанного материала;

IV. Обобщение и систематизация знаний по прочитанному содержанию

Русский человек, человек несгибаемой воли, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому призовёт его Родина.

М. Шолохов

1 этап «Мирная жизнь»

Расскажите кратко о довоенной жизни А. Соколова? Был ли он счастлив. Какие факторы указывают на счастливую жизнь человека.

2 этап «Война»

Рассказ о войне, почему Шолохов описывает героя произведения не на поле боя, а в плену.

Повторение знаний об особенностях плена, как Сталин относился к пленным, какая судьба ждала бывших военнопленных.

Как А. Соколов попал в плен?

Как можно охарактеризовать героя произведения, опираясь на поведение в плену? 

Почему Соколов решается на побег?

Сцена встречи героя произведения с лагерфюрером (обсуждение эпизода, как меняется отношение немецкого офицера к советскому солдату).

Почему Мюллер назвал Соколова достойным противником, настоящим солдатом?

Какой еще факт жизни в лагере говорит о порядочности и благородности А. Соколова?

Как удалось бежать А. Соколову? О каких чертах характера говорят его поступки?

Какое самое страшное испытание была для А. Соколова?

«Сердце окаменело от горя», «глаза, присыпанные пеплом»… Почему такие сравнения использует Шолохов для описания героя?

3 этап «Послевоенные годы»

Как закончилась война для А. Соколов?

Как может измениться человек, потерявший все самое дорогое? 

Что помогло герою рассказа продолжать жить?

Как судьба отблагодарила Соколова?

Кем и чем стал Ванюшка для Андрея Соколова?

Объяснение предложенного эпиграфа.

Пересказ обучающихся о мирной жизни.

Поиск доказательств счастливой жизни А. Соколова. (Дети одеты, обуты, трое детей, каша с молоком, крыша над головой хороший дом, любимая и любящая жена, нет богатств, но лад в семье).

Обучающиеся обсуждают. 

Чтение отрывка, как началась война. 

Вопрос, что плен-это тоже страшное испытание для человека. В плену нужно проявлять огромную силу воли, терпение, самообладание. 

Чтение эпизода, как Соколов попал в плен.

Размышление на тему стойкости героя. Характеристика героя.

Высказывание мнений о побеге Соколова.

Просмотр видеоотрывка.

Чтение по ролям данного отрывка, где описывается поединок Мюллера и Соколова.

Соколов вел себя достойно. Несмотря на дикий голод, он не продался фашистскому офицеру за еду. Не стал пить за победу Германии.

Обучающиеся отвечают на данный вопрос.  (А. Соколов принес хлеб и сало в барак, чтобы поделиться с товарищами).

Чтение отрывка.

Обучающиеся пересказывают этот момент. Акцентируя внимание на то, что на протяжении всего периода героя не покидало желание совершить побег из плена.

Обучающиеся высказывают свое мнение, доказывая его. Обучающиеся приходят к выводу, что самое страшное испытание-возвращение домой в Воронеж. Когда на месте дома, он увидел воронку и гибель сына 9 мая. Не один плен не сравнить с этим горем.

Обучающиеся высказывают свои мнения. 

Обучающиеся размышляют о жизни героя. (Война отняла всё: потерял семью, потерял дом, потерял интерес к жизни, город Воронеж стал чужим). Зачитывают строки и эпизоды из произведения)

Человек может стать жестоким, потерять смысл в жизни, сойти с ума, наложить на себя руки.

Обучающиеся высказывают свои мнения, доказывая их. (Помогала жить сила воли, память о близких, он, пройдя через ужасы концлагеря, просто должен был жить.)

Он встретил Ванюшку.

Просмотр отрывка «Встреча с Ванюшкой»

Он тоже стал его судьбой, он стал его смыслом жизни. Жизнь Андрея Соколова изменилась.

П – осуществляют обобщение, классификацию, извлечение
необходимой информации из текстов; осознанно и произвольно строят речевые высказывания, обнаруживают в тексте доводы в защиту своей точки зрения.

Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, формулируют собственное мнение и позицию.

К – применяют изученные правила общения; осваивают навыки сотрудничества
в учебной деятельности.

Л – осознают свои
возможности в учении; способны адекватно рассуждать
о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

V. Практическая деятельность

Создание образа советского человека в годы Великой Отечественной войны.

Почему М. Шолохов назвал свой рассказ «Судьба человека»? А не «Судьба Андрея Соколова»? 

Чем похожи судьбы Соколова и Ванюшки?

Словарная работа.

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

 

Что же помогает человеку пережить все повороты судьбы?

Обучающиеся подбирают характерные черты человека, прошедшего войну:

- ненависть к фашистам;

- железная сила воли;

- стойкость, невозмутимость характера;

- готовность перенести все тяготы и лишения, но не сдаться врагу, не показать, что ему плохо;

- способность не унижаться;

- доброта;

- любовь;

- сострадание;

- принятие своей тяжелой судьбы;

умение строить жизнь заново; 

Размышления, высказывания свои мнений обучающимися.

Были миллионы таких судеб во время этой страшной войны, назвав так рассказ, Шолохов посвящает этот рассказ всем советским людям.

Чтение отрывка из финала рассказа.

«Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше, и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ»

П – ориентируются

в своей системе знаний, устанавливают соответствие результатов поставленной цели; осуществляют обобщение, классификацию, извлечение
необходимой информации из текстов; осознанно и произвольно строят речевые высказывания, обнаруживают в тексте доводы в защиту своей точки зрения; создавая заданный целостный образ;

Р – осознание того, что уже изучено, применяю усвоенные знания в практической деятельности для достижения поставленной цели

VI. Рефлексия, подведение итогов

Выполнения кластера «Произведение помогло задуматься…»

Зачем М. Шолохов написал данное произведение, что он хотел донести до потомков?

Рассуждение учителя, почему надо помнить эту страшную войну, почему надо чтить память героев Великой Отечественной войны.

Обучающие должны продолжить мысль и вписать свой ответ в кластер.

Размышления обучающихся о необходимости памяти военных лет, о недопустимости повторения войны.

П – ориентируются

в своей системе знаний, устанавливают соответствие результатов поставленной цели.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке, формулируют то, что усвоено, что взято из произведения.

Л – проявляют интерес к предмету 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 5 классе по повести Гоголя "Сорочинская ярмарка".

Материалы представляют собой детальную разработку технологической карты урока внеклассного чтения. Разработка основана на технологии активной читательской деятельности....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс

Материал для учителей начальных классов...

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 10 классе по книге «Science Fiction Stories», Isaac Asimov, «Айрис Пресс», 2014 г., по теме «Robots of Future»

Предлагаемая разработка урока построена на материале дополнительного домашнего чтения и является последовательным звеном в рамках ключевой  темы 3 главы "Civilization and Progress" учеб...

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Л.Улицкой "Бумажная победа"

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора Л.Улицкой;- познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и учить выявлять авторский замысел произведения;- учить анал...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Технологическая карта урока по чтению в 5 классе для обучающихся с ОВЗ (легкая умственная отсталость): Эдуард Асадов «Дачники»

Знакомство с творчеством Эдуарда Осадова.  Обучение  навыкам выразительного чтения и приемам анализа стихотворного текста. Коррекция поведенческих навыков при общении с домашними животными...