Учимся анализировать лирическое произведение_5 класс
презентация к уроку по литературе (5 класс)
Учимся анализировать лирическое произведение_5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема . 2. Идея (основная мысль). 3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)? 4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ? 5. Рифмический рисунок стиха. 6. Размер стихотворения. 7. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?
Тема Это о чем (или о ком) говорится в стихотворении. Очень часто тема отражается в заглавии.
Основная мысль Эта та мысль, которую хотел донести автор стихотворения до читателя (слушателя) Идея может быть выражена в заглавии или в какой-нибудь строке стихотворения. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать
Лирический герой Это лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
Образы лирики Предметы Явления Природа Лирический герой Автор
Изобразительно-выразительные средства Эпитет Сравнение Метафора Олицетворение Антитеза Аллитерация Анафора Гипербола Ассонанс
Эпитет Это красочное определение чего-либо (в основном прилагательные ) *** Там, на неведомых дорожках, Следы невиданных зверей…
Метафора Это скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается. В саду горит костёр рябины красной , но никого не может он согреть. С.А.Есенин
Сравнение Это прямое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, даётся при помощи союзов: как, словно, точно, как будто. Около леса, как в мягкой постели , Выспаться можно: покой и простор. Листья поблекнуть ещё не успели, Жёлты и свежи лежат, как ковёр . Н.А.Некрасов
Олицетворение Это художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами. Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком . С.А.Есенин
Антитеза Это литературный приём, основанный на противопоставлении . Они сошлись: волна и камень , Стихи и проза, лёд и пламень . А.С.Пушкин
Аллитерация Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте определённых созвучных или одинаковых согласных звуков. С ви щ ет ветер, с еребряный ветер В ш ёлковом ш еле с те с не ж ного ш ума. С.А. Есенин
Ассонанс Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте одинаковых гласных звуков. М е ло, м е ло по вс е й з е мл е Во вс е пр е д е лы… Б.Л.Пастернак
Анафора Литературный приём, построенный на одинаковом начале нескольких соседних предложений ( строк, стихов). Вот моя деревня, Вот мой дом родной. А.С.Пушкин
Гипербола Это литературный приём, основанный на художественном преувеличении В сто сорок солнц закат пылал… В.В.Маяковский
Рифма Туча мглою небо кр оет , Вихри снежные кру тя . То как зверь она зав оет , То заплачет, как ди тя. А.С.Пушкин ПЕРЕКРЁСТНАЯ А Б А Б
Рифма ПАРНАЯ А А Б Б Царь с царицею прост ился , В путь-дорогу снаряд ился , И царица у ок на Села ждать его од на .
Рифма И там я был, и мёд я п ил ; У моря видел дуб зел ёный ; Под ним сидел, и кот уч ёный Свои мне сказки говор ил … КОЛЬЦЕВАЯ А Б Б А
Двусложные размеры стиха ХОРЕЙ (ударение падает на нечетные слоги в стихе; на первый слог в стопе) Мч а тся т у чи, вь ю тся т у чи. ЯМБ (ударение падает на четные слоги в стихе; на второй слог в стопе) Он е гин, д о брый м о й при я тель, Род и лся на брег а х Невы…
АЛГОРИТМ определения размера стиха Выписать первый стих, посчитать количество слогов в нём (сколько гласных – столько и слогов), расставить ударения; Нарисовать: столько ячеек, сколько слогов. Пронумеровать ячейки снизу; Расставить ударения над ячейками в соответствии с ударениями в стихе, выделить стопы; Написать шифр этого стиха, сделать вывод о размере стихотворения.
Алгоритм
ПОТРЕНИРУЕМСЯ
Проанализируйте Печальная берёза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят,- И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей. А.А.Фет
Анализ стихотворения А.А.Фета «Печальная берёза у моего окна…» по плану 1.Тема – Печальная берёза. 2. Идея :Печальная берёза прекрасна в траурном белом наряде в лучах денницы (утренней зари). 3.Мотив грусти, трагизма, любование этой печалью берёзы и сочувствию к ней света утренней зари, которая как бы обнимает её всю в белом траурном наряде.
4. Средства художественной выразительности: Эпитеты : печальная берёза, прихоть мороза, разубрана (прихотью мороза) берёза, наряд траурный, наряд радостен, краса ветвей.
Метафоры: прихоть мороза, игра денницы. Сравнение: Как гроздья винограда, концы ветвей висят…
Аллитерация: 1 строфа: Р, 2строфа: В, Р, 3 строфа: сонорные Л, М, Н. Ассонанс : 1 строфа: Е,А; 2 строфа: А; 3 строфа: У, И.
Анафора : Повтор 3 строки в каждой строфе: И… 4. Рифма : Перекрёстная: АБАБ 5.Стихотворный размер : трёхстопный ямб _ _/ _ _/ _ _/ _ _ _/ _ _/ _ _/
6. Особенно привлекает то, что лирический герой восхищён берёзой даже в трауре зимней белой одежды. Печаль берёзы ему по душе, так как созвучна его грустным мыслям. Словно хочется спросить у берёзы, наряд которой румянит свет утренней зари, о чём её скорбь. Любимый лик прекрасен и в траурной одежде. Горе не способно умалить истинную красу. Такой взгляд автора необычен , но отражает представления людей дохристианской поры: берёза для них символ смерти и последующего воскресения. Может, потому берёза в белом саване под лучами солнца розовеет? Так, при рождении появляется на свет розовокожий младенец…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе "Учимся анализировать стихотворение"
Уок построен по деятельностному методу. В качестве приложения включены творческие работы учащихся и самоанализ урока....

Образец анализа лирического произведения (стихотворения А.С.Пушкина "Подъезжая под Ижоры..." (Для 9 класса)
Учителя литературы знают, как сложно бывает научить девятиклассников анализу лирического произведения. Несомненно, в период обучения можно предложить ученикам примерный образец такого анализа, выполне...

Особенности организации уроков по изучению лирических произведений в 5-м классе по программе А.Г. Кутузова
По программе А.Г.Кутузова в 5 классе на изучение раздела «Лирика» отводится только 10 часов, и за это ограниченное количество времени необходимо так построить работу над лирическими произведениями, чт...
Методическая разработка урока литературы для 6 класса "Н.Заболоцкий "Журавли". Особенности лирического произведения".
В своей работе руководствуюсь филологическим принципом сближения преподавания языка и литературы. В связи с этим ведущую роль на уроках играет такой прием, как наблюдение над языком, позволяющий выяви...

Презентация к мастер-классу "К пониманию лирического произведения через рисунок"
Презентация к мастер-классу "К пониманию лирического произведения через рисунок" отражает основные элементы занятия по литературе на примере анализа стихотворения А.С.Пушкина "Пророк", основанного на ...
Учимся анализировать лирическое произведение_5 класс
Учимся анализировать лирическое произведение_5 класс...