Периодизация русской литературы (10 класс)
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Трушова Елена Алексеевна

Повторение и обобщение теоретического материала по теме "Периодизация русской литературы" для учащихся 10 класса. Содержит практические задания на выделение характерных признаков литературного направление и его определение (работа с текстом и тест)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnye_napravleniya_russkoy_literatury._10_klass.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

  1. Периодизация литературы.

Периодизация зависит от того, как историк литературы понимает основное содержание эпохи: борьба классиков и романтиков? архаистов и новаторов? предромантизма, романтизма и зарождающегося реализма? В литературоведении до сих пор нет единого мнения по этому вопросу, поэтому периодизация может предлагаться на правах гипотезы. Цель периодизации — не создание жесткой схемы, а обозначение ряда главных ориентиров на каждом этапе литературного движения.

Конец 1790-х — 1800-ые гг. Карамзинский период. “Вестник Европы” Карамзина. Литературная деятельность М.Н.Муравьева. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзии карамзинистов (“поэтической бессмыслицы”, “галиматьи”, фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.)

1810-ые гг. Становление романтизма. “Вестник Европы” под редакцией В.А.Жуковского и М.Т.Каченовского. Противостояние “Беседы…” и “Арзамаса”. Спор о жанре баллады, народности, о литературном языке. “Психологический романтизм” В.А.Жуковского, “мечтательный романтизм” К.Н.Батюшкова.

1820-1830-ые гг. Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве Пушкина. “Гражданский романтизм” декабристов. А.С.Грибоедов. Поэты пушкинского круга. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь.

Предлагаемую периодизацию не следует рассматривать как окончательное решение проблемы, так как в ней не нашлось отдельного места таким событиям как война 1812 года и декабрьское восстание 1825 года, которые были важнейшими вехами в русской жизни, породившими новые мощные творческие импульсы. Давая характеристику писателю или поэту, нельзя ограничиться лишь механическим причислением их творчества к тому или иному направлению.

  1. Литературное направление обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. 
  2. Классификация литературных направлений

Литературные направления и его основные признаки

Представители лит-ры

 КЛАССИЦИЗМ (XVII — начало XIX века)

1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.

2) Гармония содержания и формы.

3) Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.

4) Простота, стройность, логичность изложения, подражание античным образцам .

5) Соблюдение в драматическом произведении правил «трех единств»: единство места, времени, действия.

6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных чертах характера за определенными персонажами.

7) Строгая иерархия жанров: «высокие» — эпическая поэма, трагедия, ода; «средние» — дидактическая поэзия , эпистола, сатира, любовное стихотворение; «низкие» — басня, комедия, фарс.

8) В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует

9) Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.

Классицизм в России:
В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив при этом свою национальную самобытность. Характерные особенности русского классицизма:
а) Сатирическая направленность — важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращенные к конкретным явлениям русской жизни;
б) Преобладание национально-исторической тематики над античной (трагедии А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.);
в) Высокий уровень развития жанра оды (у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина);
г) Общий патриотический пафос русского классицизма.
В конце XVIII — нач. XIX века русский классицизм
испытывает воздействие сентименталистских и предромантических идей, что сказывается в поэзии Г. Р. Державина, трагедиях В. А. Озерова и гражданской лирике поэтов-декабристов.

Франция:

П. Корнель,

Ж. Расин,

Ж.-Б. Мольер,
Ж. Лафонтен.

 

Россия:

М.В. Ломоносов,

А.П. Сумароков,
Я.Б. Княжнин,
Г.Р. Державин.

 СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (XVIII — начало XIX века)

1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.

2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).

3) Ведущая тема — тема смерти.

4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.

5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.

Сентиментализм в России:
В России представителями сентиментализма являлись: М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин (наиб, известное произв. — «Бедная Лиза»), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский.
Характерные особенности русского сентиментализма:
а) Достаточно четко выражены рационалистические тенденции;

б) Сильна дидактическая (нравоучительная) установка;

в) Просветительские тенденции;

г) Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечия.
Излюбленные жанры сентименталистов — послание, эпистолярный роман (роман в письмах), путевые заметки и другие виды прозы, в которых преобладают исповедальные мотивы

Англия:

С. Ричардсон;
Франция:

Ж.-Ж. Руссо.

 Германия:

И.В. Гете.

 Россия:

Н.М. Карамзин.

 РОМАНТИЗМ (конец XVIII — XIX век)

1) «Космический пессимизм» (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).

2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея «эскапизма» (бегство романтического героя в идеальный мир).

3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).

4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности..

5) Изображение яркого, исключительного героя в особых, исключительных/ необычных обстоятельствах, целеустремленность к недостижимому идеалу.

6) Не существует никаких жанровых перегородок, стилистических разграничений. Только стремление к полной свободе творческого воображения. Появились фантастическая повесть, исторический роман, лиро-эпическая поэма, необычайного расцвета достигает лирика.

7) Обращение к фольклору, появление исторической тематики

 Германия:

Э.-Т.-А. Гофман.
Англия:

Д.Г. Байрон,
П.Б. Шелли,
Д. Китс.

 Франция:

В. Гюго.

Россия:

В.А. Жуковский,
К.Ф. Рылеев,
М.Ю. Лермонтов.

 РЕАЛИЗМ (XIX — XX век)- правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

 1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.

2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).

3) Герои — не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.

4) Характеры героев даны в развитии, они многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.

5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.

6) Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.

Критический реализм

Углубление психологизма, обострение социальных конфликтов,

 Англия:

Ч. Диккенс,
В. Теккерей.

 Франция:

Стендаль,
О. Бальзак.

 Россия:

А.С. Пушкин,
И.С. Тургенев,
Л.Н. Толстой,
Ф.М. Достоевский,
А.П. Чехов.

Задание

Определите, к какому направлению следует отнести фрагменты произведений разных авторов.

Перечислите в примерах существенные черты (см. таблицу)

  1. Ты хочешь знать, что видел я

     На воле? - Пышные поля,

     Холмы, покрытые венцом

     Дерев, разросшихся кругом,

     Шумящих свежею толпой,

     Как братья в пляске круговой.

     Я видел груды темных скал,

     Когда поток их разделял.

     И думы их я угадал:

     Мне было свыше то дано!

     Простерты в воздухе давно

     Объятья каменные их,

     И жаждут встречи каждый миг;

     Но дни бегут, бегут года -

     Им не сойтиться никогда!

2. Из-за усталых, бледных туч
Блеснул над тихою столицей
И не нашел уже следов
Беды вчерашней; багряницей
Уже прикрыто было зло.
В порядок прежний всё вошло.
Уже по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ. Чиновный люд,
Покинув свой ночной приют,
На службу шел.

3. О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

4. …  Еще  до  восхождения  солнечного  Лиза  встала,  сошла  на  берег Москвы-реки, села на траве и,  подгорюнившись,  смотрела  на  белые  туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие  капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала  тишина.  Но  скоро  восходящее светило  дня  пробудило  все  творение:  рощи,  кусточки  оживились,  птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза!  Что  с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе  с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась  в  глазах  твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты  задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу.

ПОВТОРЕНИЕ

ТЕСТ «Литературные направления»

1. Литературное направление 17-19 вв. , основанное на подражании античным образцам.

2. Для этого направления характерны жанры : элегия , послание , роман в письмах , дневник. Преобладают исповедальные мотивы.

3. Направление ,которому присуще стремление рассматривать действительность в развитии , способность обнаруживать развитие новых социальных отношений .

4. Примером какого литературного направления является произведение Н. Карамзина «Бедная Лиза»?

5. В России основы этого литературного направления были заложены в 1820-30 гг. творчеством А.С. Пушкина («Евгений Онегин», «Капитанская дочка»). Этот этап связан с именами И.А. Гончарова , И.С. Тургенева , Н.А. Некрасова, А.Н. Островского.

6. Этому направлению присуща ярко выраженная социальная направленность .Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К.Ф. Рылеев , В.А. Жуковский)

7. Примером какого направления является комедия Фонвизина «Недоросль»?

8. Направление в литературе и искусстве 19 в. , ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

9. Для какого литературного направления характерны порыв , необычайная сложность , внутренняя глубина человеческой индивидуальности , а также идея двоемирия .

10. Это литературное направление зародилось в России на фоне национального подъёма после войны 1812 г.

11. Для этого направления характерны следующие признаки :

- герои чётко делятся на положительных и отрицательных;

- порок всегда наказан , а добро торжествует;

- принцип трёх единств :времени , места , действия .

12. Направление , для которого главным является чувство , переживание простого человека , а не великие идеи .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.

Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику  под ред. М.Г.Ахметзянова....

Русская литература 10 класс. II – полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература 10 класс.II – полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Русская литература 11 класс. II полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  11 класс.II  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Русская литература 11 класс. I полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  10 класс.I  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.

Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...

Контрольная годовая работа по литературе на тему "Итоговый тест по русской литературе", 6 класс

Итоговый тест по литературе (6 класс) проводится в конце учебного года для проверки уровня усвоения учащимися учебного материала по программе " Уроки литературы в 6 классе"...