Урок по литературе. 7 класс. "Забытые" истины в сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик прокормил двух генералов"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Куулар Чочагай В

Литература. 7 класс. Тема : "Забытые" истины в сказке Салтыкова -Щедрина "Повесть о том, как один мужик прокормил двух генералов". Изучая данную сказку, ученики учатся размышлять о вечных ценностях, о том , почему Щедрин утверждая : "Люблю Россию до боли сердечной" все- таки показывает отрицательные стороны жизни своей родины, можно ли его назвать патриотом и почему. В поисках ответа на вопрос,о каких забытых истинах идет речь в сказке, дети приводят примеры гротеска, аллегории..., с помощью которых создаются образы героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий урока20.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Куулар Чочагай Викторовна,

                                                                                            учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №1 пгт Палана» Камчатского края.

«Забытые»  истины в сказке М. Е. Салтыкова- Щедрина

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Цели урока: Выявить основную мысль сказки  через образы героев; Развивать логическое мышление и  монологическую речь  учащихся; Воспитывать  презрение к  тунеядству и паразитизму.

1.Интрига к уроку.

       Незадолго до смерти Салтыков- Щедрин задумал написать произведение под названием «Забытые слова». Писатель  не успел осуществить свой замысел, но он всегда  помнил эти слова  и не  уставал напоминать  людям об идеалах, во имя которых он высмеивал и обличал.

 - О каких истинах могла идти речь  в «Забытых словах» Салтыкова- Щедрина (прогнозы учащихся).

- В решении этого вопроса нам помогут кроссворды.

Разгадывание кроссворда по группам.

-Какие слова у вас получились?

1 группа- «стыд»

2 группа-«совесть»

3 группа- «честь»

- Согласны  ли вы с мнением  автора? (Аргументы учащихся)

Давайте подумаем , почему великий писатель  назвал эти слова «забытыми». Решению данной проблемы посвящается  наш урок.

 Объявление темы и цели урока.

Беседа по сказке.

- Вы прочитали сказку до конца. Какую проблему поднимает автор своей сказкой?

-Что вы знаете о 60-х гг 19 века? Какая реформа  произошла в эти годы?

-Что значит быть крепостным?

-Вы впервые читали сказку Салтыкова-Щедрина. До этого вам были известны народные сказки различных стран мира, пушкинские и лермонтовские. Назовите их. Кто их герои? Чем отличается сказка Щедрина   от всех остальных? (Используя сказочную формулу , писатель говорит  о делах совсем не сказочных. Он критикует и высмеивает пороки общества).

- Как назвал писатель возраст для которого предназначены его сказки? Как это понимать? Против чего  и против кого эти сказки направлены , какие человеческие пороки высмеиваются?

- Найдите в произведении  сказочные обороты. Как отличается употребление  формул в сазках  и у Салтыкова- Щедрина? (В народных сказках эти обороты сопровождают волшебство. У Салтыкова- Щедрина они несут гармонию).

    Своим оружием против существующих порядков  современной ему жизни Щедрин избрал сатиру.

- Скажите , что такое сатира?

- Какие выразительные средства помогают  сатирику вызвать смех сквозь слезы? Приведите примеры.

Групповая работа.

Найдите примеры средств  художественной выразительности , которые  создают сатирический образ генералов?

1 группа- примеры  аллегории.

2 группа- примеры гиперболы

3 группа- примеры гротеска

- Как вы охарактеризуете генералов ? Как они оказались на необитаемом острове? В каком произведении  встречается  такой же сюжет с попаданием  героя на необитаемый остров?

- В чем отличия  этих произведений? Как ведет себя Робинзон при сложной жизненной ситуации? А  как ведут себя  генералы?

-И как такие люди дослужились до генеральского чина?

- К чему сводятся интересы генералов? Можно ли назвать их жизнь интересной? Какую пользу они принесли обществу?

     Генералы принадлежат  к тому сословию , которое существует за счет других. Оказавшись на необитаемом острове ,обнаружив свою полную беспомощность , генералы всерьез задумываются о том, кто этот «злодей», по вине которого им приходится испытывать такие лишения.

- Кто этот злодей ,  и какой выход  видят генералы из создавшегося положения? (Это  отмена крепостного  права. Генералы не могут смириться со своим положением , им не нужна такая «воля». И они , конечно же, вспомнили о вечном кормильце, о русском мужике).

-Чем отличается от генералов  мужик? ( В отличие от генералов мужик совершенно спокоен. Он отдыхает от труда).

- Как реагируют генералы на отдых мужика? (Даже отдых его воспринимается генералами как вина, и негодованию их нет предела).

- Почему мужик беспрекословно выполняет приказы генералов?  Ведь он на острове , где никакой закон не обязывает его работать на генералов? ( Он привык к своему рабскому положению, хотя он изобретательный, ловкий, сметливый, он не умеет использовать те возможности , ум и физическую силу).

-Вспомним эпизод , когда п просьбе генералов , мужик свил веревку , а генералы привязали его к дереву, чтобы самим спокойно спать. В чем смысл этого момента? ( рабская покорность мешает ему быть себе хозяином. Он настолько вжился в свое положение раба, что даже стал гордиться , что сумел угодить генералам-ничтожествам. Мужик  уже полностью утратил чувство человеческого достоинства.)

-Как заканчивается сказка?

-Что высмеивает в образах генералов Салтыков- Щедрин? (паразитизм, тунеядство)

- Что сатирик в мужичине и какой  это смех-веселый, грустный, злой?

-Салтыков- Щедрин  сказал однажды :« Я люблю Россию до боли сердечной». Можно ли назвать автора патриотом?

Подтверждает или опровергает это признание писателя прочитанная вами сатирическая сказка? Кого можно считать патриотом?

Сопоставительный анализ с сонетом В. Шекспира «Сонет №66»

О несовершенстве своего времени так же грустно размышляет английский поэт  эпохи Возрождения В. Шекспир в своем сонете № 66. Давайте прочтем его.

-О каких истинах  размышляет Шекспир, чем его сонет близок к сатире Салтыкова- Щедрина?

Соотнесите подходящие строки  героям  сказки и самому автору:

1. Мужик

 

2. Генералы

 

3. Автор

 

 

Строки  из сонета:

А)«Ничтожество в роскошном одеянье»

Б)«И  мощь в плену у немощи беззубой»

В)«И праведность на службе у порока»

Г)«И глупость в маске мудреца пророка»

Д)«Все мерзостно, что вижу я вокруг ,

Но как  тебя покинуть , ….»

 

 

 

Выводы к уроку:

- Можно ли сказать, что описанные писателем явления современны и сегодня?

-О каком времени говорится в данном отрывке:

«Кого ни послушаешь- все на что-то негодуют, жалуются, вопиют. А есть и такие, которые участвуют во всех пакостях и, хохоча, приговаривают: ну где же такое безобразие видано? Даже расхитители казенного имущества и те недовольны, что скоро нечего расхищать будет».

Данное высказывание относится представителю 19 века, и оно подтверждает, что сказки Салтыкова-Щедрина актуальны и сегодня. 

Домашнее задание :

Мальчики – составить план сказки. Пользуясь планом , пересказать её содержание.

Девочки – письменно ответить на вопрос  «Какие чувства и мысли  у меня возникли у меня при чтении сказки М. Е. Салтыкова- Щедрина?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Конспект урока литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Урок на тему "Взгляд современного читателя на сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Цель урока:  выяснить актуальность произведения в эпоху его со...

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина Как один мужик двух генералов прокормил, 7класс

Тест состоит из 29 вопросов и проверяет как фактологическое знание произведения, так и знание литературоведческих понятий....

Конспект урока по литературе "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"

Конспект урока литературы "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"( по литературе 20-х годов) 11 класс...

Конспект урока родной литературы "Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки".

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки....