открытый урок
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Даридаева Гэрэлма Галсановна

Открытый урок по произведению А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotvori_dobro_6_b.docx30.95 КБ
Файл sotvori_1.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

Учителя

Даридаева Гэрэлма Галсановна -учитель русского языка и литературы

Будаева Юлия Васильевна – учитель английского языка

Тема урока

Удались от зла и сотвори благо…

Цель урока:

Формирование нравственных ориентиров в сознании учащихся на уроках литературы в 6 классе через осмысление системы образов романа А.С. Пушкина «Дубровский», отработка  навыков  чтения и понимания  текста на английском языке через художественное произведение.

Планируемые ОР

Ученик по окончании изучения темы урока:

  • дает характеристику главных героев романа: Дубровского-старшего, Владимира Дубровского, К.П. Троекурова, Маши Троекуровой, Архипа-кузнеца (ПР);
  • дает определение нравственным понятиям: зависть, гордыня, самодурство, эгоизм, черствость (ПР);
  • объясняет зависимость поступков героев от их воспитания и характера (ПР);
  • придумывает альтернативную линию сюжета (ПР);
  • проявляет интерес к изучаемой теме (ЛР);
  • активно взаимодействует с другими участниками образовательного процесса (ЛР);
  • обосновывает собственное мнение (ЛР);
  • осуществляет целеполагание под руководством учителя (МР);
  • планирует пути достижения цели (МР) ;
  • отбирает эффективные способы выполнения заданий (МР) ;
  • осуществляет самоконтроль и самооценку (МР).

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

Мировоззренческая идея

«Удались от зла и сотвори благо»

Программное содержание

А.С. Пушкин «Дубровский»

Усвоение нового лексического материала на английском языке

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Технология

Технология интерактивного обучения

Мизансцена урока

Парты расставлены по группам (4 группы по 4 человека)

Домашнее задание

Сочинение «Будущее Владимира Дубровского»

(альтернативная линия развития сюжета)

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ЦОР

I. Организационный момент

- Good morning, pupils. Today we have unusual, modern lesson in English and literature.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня на уроке у нас гости, но вы ничего не бойтесь – чувствуйте себя уверенно и спокойно.

Рассаживаются за парты по группам

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Дорогие ребята! Мы снова вместе. И с нами - вновь А. С. Пушкин. Каждая встреча с ним неповторима, потому что он всегда разный. Сегодня с нами Пушкин-прозаик.

Как сказала Юлия Васильевна, урок у нас сегодня необычный, мы сегодня на уроке вспомним, что читали, сделаем выводы по произведению А. Пушкина «Дубровский», а также проверим развитие  навыков  чтения и понимание  текста на английском языке через художественное произведение, потому что в наше время знание языков актуально, а великий гений Пушкина известен  не только в России, но и во всем мире.

- Ребята, вы с этим согласны?

Ш. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока

- Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходится останавливаться на развилке, на распутье... Перед нами картина Васнецова «Витязь на распутье» (см Приложение №1)

- В жизни часто мы встаем перед выбором. Перед каким?  

Учитель обобщает мнения учащихся.

- Между добром и злом. Как не ошибиться в выборе? Может быть, герои романа «Дубровский» чем-то помогут нам? Итак, тема нашего урока «Удались от зла и сотвори благо», т.е. сегодня мы с вами будем говорить о добре и зле.

- А вы помните, кому принадлежат эти слова?

- Какова же цель нашей встречи с героями?

Формулировка проблемы:

-Мы (я с вами) должны увидеть, услышать, почувствовать мир души героев Пушкина, определить нравственные ориентиры для себя.

Помогут в достижении целей нам:

- внимательные читатели;

- социологи;

- лингвисты;

- мастера выразительного чтения.

Слушают.

Учащиеся высказывают свои мнения.

Презентация

IV. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

  1. «Зло -  начало всей цепи событий». УЛ

- Много зла есть в жизни человека. Много его и на пути героев романа. Опираясь на предложенные цитаты, поясните, каких героев коснулось зло, стоявшее в начале всей цепи событий?  Думаю, это задание под силу только внимательным читателям.

Выступление внимательных читателей.(2 минуты)

На экране появляются цитаты (учащиеся – внимательные читатели – должны объяснить, о каком герое романа идет речь и в чем заключается его несчастье):

  • «…батюшка скончался» (умер Андрей Гаврилович Дубровский);
  • «…будущее для него являлось покрытым грозными тучами» (Владимир Дубровский, размышления после смерти отца);
  • «…до сна ли нам…До чего мы дожили, кто бы подумал?» (крестьяне Дубровского, оставшиеся без своего барина);
  • «…кровля рухнула, и крики утихли» (гибель приказных в доме Дубровского);
  • «Она…все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки скована» (Маша Троекурова, размышления после венчания с Верейским);
  • «…выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены» (солдаты, погибшие в бою с разбойниками под предводительством Дубровского).

- Что ж, мы доказали, что зло в романе является началом всей цепи событий. Но что лежит в основе зла? В основе поступков, ставших причиной несчастья других?

Социологи провели исследование, цель которого выявить зависимость поведения героя от его социального положения, материального состояния. Дадим им слово.

Выступление социологов: они представляют таблицу и поясняют ее текстом.

Социальное положение

Материальное состояние

Ведущее чувство, подтолкнувшее к недоброму действию

Дубровский Андрей Гаврилович

Дворянин

Беден

Зависть, гордыня

Троекуров

 Кирила

Петрович

Дворянин

Богат

Вседозволенность, распущенность, самодурство

Князь

Верейский

Дворянин

Богат

Эгоизм, черствость

Дубровский Владимир

Дворянин

Беден

Месть, ненависть, отчаяние

Архип-кузнец

Крепостной крестьянин

Не имеет никакого имущества

Преданность барину, месть

Социологи делают вывод:  в основе недобрых поступков лежит не социальное положение, не материальное состояние, а человеческие качества, присущие всем слоям населения. Поэтому в цепи событий, последовавших после ссоры соседей, участвуют практически все.

УА – Thank you, dear sociologists. Спасибо, социологи. Но в вашем исследовании присутствуют слова, со значением которых нужно основательно поработать. Вот они…

На экране проецируется слайд с названием «Словарь урока»:

Вы видите на экране слова на английском и русском, запишите пожалуйста в тетради слова на английском.

Как вы думаете какой перевод у данных слов?

Запишите рядом перевод

      Зависть     envy                            

Гордыня pride

Самодурство petty tyranny

Эгоизм egoism

Черствость obduracy

      Месть  revenge

ненависть  hate (Записывают в тетрадь)

- Лингвисты, нам не обойтись без вашей помощи. Объясните значения указанных слов.

Объяснение лингвистами значений этих слов.

- Что ж, со словарем нашего урока мы потрудились, но кто может ответить, почему я остановил ваше внимание на этих словах? Потому что они обозначают те человеческие чувства и качества, которые не позволяют человеку, стоящему на распутье между добром и злом, сделать правильный выбор, остановить зло в самом его начале. А ведь давно известно, что если не пресекается сразу, то оно разгорается с еще большей силой.    

Учащиеся  объясняют, о каком герое романа идет речь и в чем заключается его несчастье

Учащиеся работают над таблицей и подтверждают ее текстом, делают вывод: в основе недобрых поступков лежит не социальное положение, не материальное состояние, а человеческие качества, присущие всем слоям населения (доказательства по тексту)

Учащиеся объясняют, кому свойственны

эти черты: зависть, гордыня, самодурство, эгоизм, черствость

https://wordwall.net/resource/63547468

Вывод на презентации

https://wordwall.net/resource/63548561

V.Физминутка музыкальная

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации

- Дорогие мои собеседники! Давайте еще раз вчитаемся, вслушаемся и подумаем: так ли плохи наши герои? Пытаются ли они противостоять злу?

 2. «Не будь побежден злом».

- В глубине всякой души есть своя земля…  Когда я читаю роман «Дубровский», мне не раз вспоминается эта русская пословица. Например, когда я читаю эпизод, главным действующим лицом которого является Архип-кузнец. Давайте прочитаем его вместе (мастера выразительного чтения).

-

Выразительное чтение эпизода (гл. VI, со слов «Поднялся ветер…» до «Полуобгоревший кузнец с своей добычей полез вниз»).

УА: Как вы считаете, какой момент описан в данном фрагменте? И про какого героя произведения здесь говорится?

УЛ:- Как вы думаете, есть ли  что-то доброе, ценное в душе Архипа-кузнеца?

- С чем же Владимир Дубровский вступает в эту новую для него взрослую жизнь?

Чтение эпизода «В церкви» (гл. V).

- Какие слова, на ваш взгляд, являются здесь важными?

(«…Он не плакал, не молился, но лицо его было страшно».)

- Зло не победило. Почему? Потому что в глубине всякой души есть свое добро. Какие спасительные маяки не позволили Дубровскому окончательно подчиниться злу? Из чего состоит «здобро» его души?

На экран вновь проецируется слайд под названием «Словарь урока».

Это:

родительский дом

семья

преданность близких людей (няня, крестьян)

ответственность перед людьми, которым он нужен

любовь

благородство.

УА: - Поместим эти слова в словарик нашего урока.  это будет вашим домашним заданием, подробнее я вам отправлю в чате элжура.

УЛ: Пусть нравственные ориентиры, благодаря которым Владимир Дубровский удалился от зла, помогут и вам на вашем жизненном пути.

1 текст дети читают на английском и должны сказать, какой фрагмент текста описывается, про кого говорится.

2 текст читают на русском языке. Делают выводы.

Читаем по учебнику

- Однако важно не только удалиться от зла, но и сотворить благо.

-  «Удались от зла и сотвори благо».

- Именно так звучит тема нашего урока. Смог ли Владимир Дубровский справиться с этой задачей?

- Получается, что, отказавшись от мести, благородный разбойник Дубровский все-таки никакого блага не сотворил… А кто же из героев никому не причиняет зла? (Маша.)

- Какой правильный и честный поступок совершает она?

- Почему так поступает героиня? Потому что она смогла сберечь «землю» своей души. В её жизни есть ценности, позволяющие противостоять злу: дом, семья, ответственность перед другими. И даже любовью Маша жертвует, потому что не может нарушить законы чести, по которым она живет.

VI. Подведение итогов урока

- Сделаем выводы по уроку.

УЛ- Вы все, мои дорогие собеседники, только вступаете на большую дорогу жизни. И вам, вероятно, не раз придётся оказаться на распутье. Возьмите с собой в дорогу те уроки, которые нам дали герои романа «Дубровский». Не оступитесь, творите добро. Будьте чисты…

Как Маша Троекурова…

УА: Сегодня вы прочитали фрагмент на английском языке и познакомились с новой лексикой.  

И потому оценки за работу на сегодняшнем уроке вы ставите себе сами, когда окажетесь на той самой развилке между добром и злом…

Рефлексия: Случайное колесо

Они потребуются и при выполнении домашнего задания.

Отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог с одноклассниками

Записывают домашнее задание

Случайное колесо

https://wordwall.net/ru/resource/10439338

Домашнее задание

Попробуйте поразмышлять на тему: «Каким я вижу будущее «Дубровского» в своем сочинении-миниатюре.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок литературы и английского языка Тема: «Удались от зла и сотвори добро» (урок – исследование по повести А.С.Пушкина «Дубровский») Составители: Даридаева Г.Г., учитель русского языка и литературы, Будаева Ю.В., учитель английского языка.

Слайд 3

«Витязь на распутье» В.Васнецов

Слайд 4

Цель урока: Помочь увидеть обучающимся мир души героев А. С. Пушкина; Найти нравственные ориентиры, нравственную точку опоры в борьбе со злом; Развивать навыки чтения, связанную монологическую речь, навыки работы с текстом; Воспитывать творческого читателя.

Слайд 5

О ком идет речь и в чем заключаются его несчастья? https://wordwall.net/resource/63547468

Слайд 6

О ком идет речь и в чем заключаются его несчастья? - «… батюшка скончался » ( умер Андрей Гаврилович Дубровский) «… будущее являлось для него покрытым грозными тучами» ( Размышления Владимира Дубровского после смерти отца ) «… до сна ли нам … До чего мы дожили, кто бы подумал?» ( крестьяне Дубровского , оставшиеся без своего барина, старого Дубровского) « …кровля рухнула, и крики утихли» ( гибель приказных в доме Дубровского ) «Она …все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки скована …» (Маша Троекурова после венчания с князем Верейским ) «…выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены» ( эпизод боя разбойников под предводительством Владимира Дубровского с солдатами )

Слайд 7

ВЫВОД: зло в повести является началом всех событий.

Слайд 8

Что лежит в основе зла? Герой Социальное положение Материальное положение Чувство, подтолкнувшее к недоброму поступку Дубровский Андрей Гаврилович Дворянин Беден Независимость, зависть, гордыня Троекуров Кирила Петрович Дворянин Богат Вседозволенность, распущенность, самодурство Князь Верейский Дворянин Богат Черствость, эгоизм Владимир Дубровский Дворянин Беден Отчаяние, месть, ненависть Архип-кузнец Крепостной крестьянин Не имеет никакого имущества Преданность барину, месть

Слайд 9

ВЫВОД: В основе недобрых поступков – не социальное положение героя, не его материальное состояние, а его человеческие качества и черты характера.

Слайд 10

«Словарь урока» https://wordwall.net/resource/63548561

Слайд 11

«Словарь урока» Зависть- ч увство досады, вызванное превосходством, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого. Гордыня- качество характера, заключающееся в непомерно преувеличенном чувстве собственного достоинства. Самодурство- качество характера, когда ч еловек , руководствуется в своем поведении по отношению к другим людям исключительно личным произволом, прихотями . Эгоизм- с ебялюбие , предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих . Черствость- неспособность к эмоциональным состояниям, волнению, беспокойству, сопереживанию, сочувствию. Месть- н амеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Ненависть- чувство, естественно возникающее по отношению к тому, кто вас в чем то превосходит.

Слайд 12

ВЫВОД: это те человеческие чувства и качества, которые мешают человеку, стоящему на распутье, сделать правильный выбор, остановить зло в самом его начале, не допустить, чтобы оно разрослось, набрало силу.

Слайд 13

Физкультминутка

Слайд 14

The wind got stronger. In one minute the flames engulfed the entire house. Red smoke hovered over the roof. Glass cracked, fell, flaming logs of steel fall, there was a plaintive cry and shouts: “we are burning, help, help.” “ How wrong ,” - said Arkhip , looking at the fire with an evil smile. - “ Arkhipushka ,” Yegorovna told him, “God save them, the damned ones.” will reward. “ Why not,” answered the blacksmith. At that very moment the clerks appeared through the window, trying to break out the double frames . But then the roof collapsed with a crash, and the screams died down . Soon all the servants poured out into the yard. The women hurried screaming to save their junk, the children jumped, admiring the fire. Sparks flew a fiery riot, the huts caught fire. “Everything’s okay now,” said Arkhip , “how’s it burning, huh?” tea, from Pokrovsky is great to watch. - At this moment a new phenomenon attracted his attention; the cat ran along the roof of the burning barn, wondering where jump - flames surrounded her on all sides. Poor pathetic animal meowed for help. The boys were dying of laughter looking at her despair. “Why are you laughing, you devils,” the blacksmith told them angrily. - You are not afraid of God - God’s creation perishes, and you foolishly rejoice - and placing the ladder on the fire roof, he climbed after the cat. She understood his intention and, with an air of hasty gratitude, clung to his sleeve. The half-burnt blacksmith climbed down with his loot .

Слайд 15

Молодой Дубровский стал у клироса; он не плакал и не молился - но лицо его было страшно. Печальный обряд кончился. Владимир первый пошел прощаться с телом - за ним и все дворовые - принесли крышку и заколотили гроб. Бабы громко выли; мужики изредко утирали слезы кулаком. Владимир и тех же 3 слуг понесли его на кладбище - в сопровождении всей деревни. Гроб опустили в могилу - все присутствующие бросили в нее по горсти песку - яму засыпали, поклонились ей, и разошлись. Владимир поспешно удалился, всех опередил, и скрылся в Кистеневскую рощу .

Слайд 16

- Родительский дом; - Семья; - Преданность близких людей (няня, крестьян); - Ответственность перед людьми, которым он нужен; - Любовь; - Благородство. Д.з .: Эти слова запишете в словарик нашего урока. Э то будет вашим домашним заданием, подробнее я вам отправлю в чате элжура .

Слайд 17

«Удались от зла и сотвори благо»

Слайд 18

Творите добро… Б удьте чисты…

Слайд 19

Сегодня на уроке https://wordwall.net/ru/resource/10439338

Слайд 20

Домашнее задание Молодцы, ребята. А теперь запишите домашнее задание «Написать мини – сочинение «Каким я вижу будущее Владимира Дубровского»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...