Конспект урока "Мастер и Маргарита" - прелестный, законченный, но незавершённый роман М. А. Булгакова"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Акинина Елена Викторовна

Я  предлагаю вам погрузиться в творчество   одного из самых загадочных писателей 20-го столетия  А. Булгакова.

Произведения, созданные им, многогранны, интересны, захватывающи не только для глубоко мыслящих интеллектуалов. В каждом произведении М. А. Булгакова слово, знаки препинания не просто по случаю, а имеют свой подтекст. Вам на самом деле понравится то, что вы сегодня услышите. На сегодняшнем уроке я попытаюсь открыть для вас завесу уникальности романа «Мастер и Маргарита». 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Мастер и Маргарита» -

            прелестный, законченный, но незавершённый

 роман М. А. Булгакова»

          Ребята, послушайте - я должна вам кое – что сказать. Мне очень волнительно. Предполагаю – вам тоже. Предлагаю нам вместе настроиться на одну волну. Давайте встанем, похлопаем в ладоши, поднимем руки вверх и, глубоко вдохнув, опустим их вниз и поудобнее усядемся на свои места.

              Я  предлагаю вам погрузиться в творчество   одного из самых загадочных писателей 20-го столетия  А. Булгакова.  Но для полного погружения нам очень важно знать и помнить, что Михаил Афанасьевич родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве,  в семье доцента (а позже – профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и преподавательницы женской прогимназии Варвары Михайловны Булгаковой. Вместе с Михаилом детей в семье было семеро. Ребята, очень важно знать социум, в котором рождён и воспитан ребёнок. Личность Михаила Булгакова культивировалась в семье глубоко мыслящих людей, интеллектуалов, поэтому мы вправе утверждать, что Михаил Афанасьевич – очень умный и воспитанный человек. Произведения, созданные им, многогранны, интересны, захватывающи не только для глубоко мыслящих интеллектуалов. В каждом произведении М. А. Булгакова слово, знаки препинания не просто по случаю, а имеют свой подтекст. Вам на самом деле понравится то, что вы сегодня услышите. На сегодняшнем уроке я попытаюсь открыть для вас завесу уникальности романа «Мастер и Маргарита».

Кто уже слышал об этом романе?

Кто уже может сказать, о чём он?

Ребята, этот роман изначально так не назывался. К его написанию автор приступил в 1928 году, а мастер с Маргаритой в нём появились лишь в 1931 – 1932 годах. Обратите внимание на прежние названия.

«Евангелие от Сатаны»

«Консультант с копытом»

«Инженер с копытом»

«Чёрный маг»

Как вы думаете, по этим прежним названиям мы можем уже определить, кто же главный герой романа?

      Мариэтте Омаровне Чудаковой вдова М. Булгакова Елена Сергеевна как – то в частном разговоре сказала: «Ничего нельзя понять в романе Миши, в его жизни, если на минуту забыть, что он сын профессора Богословия» Отец М. Булгакова не был священником, а вот два деда были.  Ребята, на этот роман нужно смотреть либо с позиции профессора Богословия, либо с позиции Гарри Потера. В мире Гарри Потера «чудо» - это реальность, смерть – это нереальность. Аналогичные мысли встречаются и у М. Булгакова. Одному из своих друзей он говорил: «Вы же знаете, я не церковник, не философ, но что будет с человеком после смерти, если он прожил жизнь дурно?» Эта мысль очень важна при чтении романа.

Итак, ребята, тема нашего сегодняшнего занятия звучит так: «Мастер и Маргарита» - прелестный, законченный, но незавершённый роман»

Двенадцать лет были отданы М. Булгаковым работе над "Мастером и Маргаритой".  Это последнее произведение, написанное автором перед смертью. Шесть редакций текста насчитывают ныне литературоведы… 

- Ребята, какое значение у слова «прелестный»? Семантика положительная или негативная?

Давайте обратимся к словарным статьям из словарей разных эпох.

прелестный — ПРЕЛЕСТНЫЙ: Прелестные письма, арх., ист. – Лживая соблазнительная прокламация (прим. авт.) Не жалятся ли казачки на службишку в тунгусах, не пишут ли куда прелестных писем, челом не бьют ли разрядному воеводе и самому государю за несносные… …   

Словарь трилогии «Государева вотчина»

ПРЕЛЕСТНЫЙ — [сн], прелестная, прелестное; прелестен, прелестна, прелестно (разг.). Исполненный прелести, пленительный, возбуждающий восхищение. Прелестный уголок. Прелестное платье. «Зеркало это отразило прелестное, несколько искаженное… лицо.» А.Тургенев.… …  

 Толковый словарь Ушакова

Обратите внимание на эти подносы. На каком из подносов атрибуты христианской веры? Почему вы так решили?

А что символизируют  атрибуты на втором подносе?

(Атрибуты сатанистов)

Как вы думаете, почему они присутствуют на нашем уроке?

Кто – то может сказать, чем закончилась история мастера и Маргариты и закончилась ли она вообще?

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Прелестный роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Какова цель нашего сегодняшнего урока?

 Попытаться разглядеть многогранность романа, глубину его философского смысла

«Евангелие от Сатаны»

«Консультант с копытом»

«Инженер с копытом»

«Чёрный маг»

Я — мистический писатель.
М. Булгаков. Правительству СССР

Ребята, как вы понимаете сочетание «прелестный роман»?

Давайте обратимся к статьям Толкового словаря

прелестный — ПРЕЛЕСТНЫЙ: Прелестные письма, арх., ист. – Лживая соблазнительная прокламация (прим. авт.) Не жалятся ли казачки на службишку в тунгусах, не пишут ли куда прелестных писем, челом не бьют ли разрядному воеводе и самому государю за несносные… …   

Словарь трилогии «Государева вотчина»

ПРЕЛЕСТНЫЙ — [сн], прелестная, прелестное; прелестен, прелестна, прелестно (разг.). Исполненный прелести, пленительный, возбуждающий восхищение. Прелестный уголок. Прелестное платье. «Зеркало это отразило прелестное, несколько искаженное… лицо.» А.Тургенев.… …  

 Толковый словарь Ушакова

- Как вы думаете, какое из этих значений  будет соответствовать содержанию романа?

- Вы хотели бы узнать и попытаться разобраться в этом? Почему же роман незавершённый, но законченный?

- Так давайте же на нашем занятии зададимся именно этой целью. Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего сегодняшнего занятия.

(Выяснить, прелестный это роман или полный лживой лести, Выяснить, почему он незавершённый)

Приступим?

Одной из  особенностей этого романа является его композиционная структура: в него включены три  на первый взгляд самостоятельных произведения.  (Вспомните роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Давайте с вами по ходу занятия заполним кластер по композиционному построению романа.

- Как вы думаете, исходя из предыдущих названий романа, кто будт главным действующим лицом романа?

Верите ли вы в настоящую, верную, вечную любовь? Кто сказал вам, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!

Каждому будет дано по его вере. Маловерные погибнут, неверующие уйдут в небытие, но крепкие и сильные духом спасутся, вера освещает их путь во мраке. Верую, верую – повторяю я вслед за ними.

-_Какие ассоциации у вас возникают при чтении этих слов о любви?

Ребята, обратите внимание на подносы. Атрибуты чего, наш взгляд, здесь находятся?

(атрибуты чёрных магов или сатанистов и атрибуты светлых сил)

Пользуясь раздаточным материалом,  поясните значения этих предметов.

Символы и их значения

Череп в Библии называется «Адамовой головой»

Череп используется в субкультурах в значении злой, дьявольской силы.

Символ Змеи – это настоящее основание сатанизма. Те, кто преуспел в повышении змеиной энергии, находятся на гораздо более высоком духовном уровне и больше не могут быть обмануты христианством и связанными с ними программами.

Пирамида символизирует форму человеческой чакры.

Павлин – является священным символом для Сатаны и представляет собой третий глаз и разноцветную стадию Великого опуса.

Три свечи – Святая Троица

Хлеб – тело Христово

Вино – кровь Христова

Елей (масло) – древний символ Милости Бога

Пшеница – символ воскрешения и жизни

- Ребята, в своём романе М. А. Булгаков следует точному хронотопу и указывает реальные конкретные места г. Москва.

«Москва. 1929 год. Май. С вечера среды до ночи на воскресенье. Дни полнолуния.»

Это время страстной недели. Кто из вас знает, что это за неделя? Какова её особенность этой недели?

Действительно, для православного мира христиан это очень важные дни и ночи. Каждый день  и ночь этой недели несут очень важный смысл, который реализуется в определённых ритуальных обрядах.

- Давайте с вами зачитаем, что происходит у православных христиан в завершение этой недели, которая заканчивается радостью – Воскрешением Христа.

Люди становятся соучастными трагедии  Исусу Христа, вкушая его кровь (вино) и плоть (хлеб), становятся единым целым с ним.

- Ребята, а давайте проследим, что именно в это время происходило в Москве в 1929 году? Для этого обратимся к отрывку №1, который находится в главе 23, которая называется «Великий бал у Сатаны»  (глава 23 стр. 240)

(Чтение отрывка)

- Что вы можете сказать относительно прочитанного?  Всё, что описано, с каким обрядом схоже только с точностью наоборот?

- Ребята, в этой главе описан мир Сатаны, где всё происходит с точностью наоборот с христианским миром. Мир Сатаны – это мир перверсий: мир Божиё – это ритуальная чистота, мир Сатаны – это ритуальная нечистота.

Перверсия – от латинского «извращение», болезненное отклонение от нормы.

Первертировать – это менять смысл, переворачивать всё наизнанку.

- Как вы думаете, может ли светлая чистая любовь соучаствовать с тёмными силами?

 -_Предлагаю по содержанию глубже рассмотреть образ Маргариты.

Для этого обратимся к отрывку №2 (5) (глава 19 стр. 189)

-Что вы можете сказать об этой женщине.

(обратите внимание на подчёркнутые элементы ведьмы)

- Что вы можете сказать относительно фразы» Маргарита пришла на другой день в домик мастера, не обнаружила его там, и порадовалась, что муж задержался в командировке и у неё не получилось ему рассказать о своей двойной жизни?

-Далее проходит время, Маргарита тоскует о Мастере. Вдруг ей снится сон, после которого, убедив себя, что всё сегодня будет замечательно, идёт на прогулку по Москве. Там происходит встреча Маргариты и Азазелло. Зачитаем отрывок №3 (стр. 194)

- Что вы можете сказать относительно размышлений Маргариты («Я ещё молода…)? (готова к новым отношения, раз уже нет мастера)

- Ребята, уже в вашем воображении вырисовывается образ Маргариты? Пожалуйста, охарактеризуйте его в своих табличках, написав соответствующие номера категорий, характеризующих Маргариту.

Ребята, а кто же такой мастер? Как произошла его встреча с Маргаритой?

Давайте обратимся к отрывку №4 (7) (стр. 120 – 121), который находится в главе №13.

(чтение)

Что загадочного и необычного можно увидеть в этой встрече?

- Мы можем утверждать, что герои сами не могут понять, что с ними происходит?

Можно утверждать, что это светлая, чистая встреча двух сердец?

- Ребята, обратите внимание на жёлтый цвет: что он означает?

- А вы знали, что этот цвет – цвет Дьявола?

- Обратите внимание на то, что многолюдная улица, а герои в вакуумном пространстве. Как вы думаете, случайность ли это?

- Ребята, Михаил Булгаков – сын профессора Богослова. Ему, как никому известно, что создание вакуумной валентности в округе – это приём козней Дьявола.

- Ребята, теперь ответьте на вопрос: любовь Мастера и Маргариты прелестна в каком значении? Мы можем утверждать, что она светлая, искренняя?

- Ребята, а кто же такой мастер? Давайте обратимся к главе №13, которая называется «Явление героя». Как вы думаете, случайно ли герой является в романе в главе под №13? И о  явлении какого героя идёт речь? Обратимся к отрывку №5 (2) (стр. 114)

(чтение)

- Что вы можете сказать о мастере?

- Почему у мастера нет имени?

- Мастер говорит конкретно, кто отобрал у него имя?

- А что для человека значит имя?

(имя человека – это Ангел Хранитель)

- Что же случается с человеком, когда его лишают имени?

(он становится уязвим и открыт для всей нечести)

- Когда Иван Бездомный рассказывает мастеру историю, которая произошла с ним на Патриарших прудах, мастер неожиданно называет имя Воланд. Мастер дважды делает акцент на том, что Берлиоз – умный, образованный человек, в отличие от Ивана Бездомного, но не узнал явление нечестии.

- Ребята, вас не настораживает,  явление какого героя показывает нам автор в 13 главе?

- Кто основной герой, а кто посредник при нём?

- Но Воланда мы встречаем на первых страницах романа, но не знаем, кто это такой до 13 главы.

- Давайте  посмотрим, как всё происходит в самом начале?

Обратимся к отрывку №6 (1)

- Что описано в этом отрывке? Что – то вас насторожило: место в Москве, где постоянно много людей, становится безлюдным, на героя нападает чувство непреодолимого страха… О чём в это время беседуют герои?

- Из их беседы что мы можем выяснить относительно идеологии того времени?

(активно, даже настоятельно, пропогандировался атеизм)

-Вспомните повесть Н. В. Гоголя «Вий». Почему панночка – ведьма появилась на хуторе? Потому что люди перестали верить в Бога, а там, где нет веры, сразу порождается нечистая сила. Подобную ситуацию мы наблюдаем и в романе «Мастер и Маргарита», учитывая то, что Н. Гоголь был любимым писателем М. Булгакова.

-Зачитаем отрывок №7 9стр. 9 – 10)

- Чему радуется иностранец?

(М. Берлиоз и  И. Бездомный трижды отреклись от Бога, тем самым предоставив «зелёный свет» в мир москвичей)

-Исходя из всего выясненного, давайте обратимся к отрывку №8 (3) (стр. 119 глава 13)

(чтение)

_ Как вы думаете, ситуация с выигрышным билетом – это счастливая случайность?

- А для чего Воланду мастер?

(Воланд – Тёмный Ангел. Ангелы не могут творить. Для этого им нужен проводник – человек. Но этот человек должен быть очень умным и образованным. Отказавшись от имени, лишив себя Ангела Хранителя, мастер стал проводником)

-О ком роман, который пишет мастер?

(о Понтии Пилате)

- А кто такой Понтий Пилат?

( правитель, который послал на смерть Иисуса Христа)

- А как вы думаете, почему именно об этом человеке хочет роман Воланд?

(У людей со светлым началом есть свод законов, по которым они живут – это Библия, Евангелие, а у тёмных сил – нет. Вот и задумал Воланд написать своё Антиевангелие)

- Давайте в кластер впишем ещё один роман в романе, который назовём «Ершалаимские главы»

- А какой ещё роман мы должны вписать, кому он посвящён или что он описывает? Вспомните беседу на Патриарших прудах.

(Москва 30-ых годов)

- Ребята, давайте посмотрим, чем заканчивается история любви в этом романе. Обратимся к отрывку №9 (8) (стр. 334-335)

(чтение)

_ Ребята, человек после смерти проходит определённые ипостаси, которые приводят к Суду Божьему. И роман М. Булгакова закончен, но глубоко мыслящие люди прекрасно понимают, что он не завершён, так как мастер и Маргарита пока находятся в состоянии покоя, но по законам религии они скоро должны престать перед Судом Божьим. А вердикт этого суда зависит от деяний, которые творил человек в земной жизни. Попутешествовав по содержанию романа, мы можем предполагать, что вряд ли что – то хорошее в вечности ждёт Маргариту с мастером.

-Ребята, теперь скажите мне, пожалуйста, в каком значении для вас реализуется словосочетание  «прелестный роман» ?

- От чего это зависит?

(От прочтения. Поверхностно читающий человек видит в этом произведении красивую любовь мастера и Маргариты, историю Исуса, историю современной булгаковской Москвы. Более тонкий читатель, скорее всего, увидит что – то больше. Может даже, совсем противоположное предыдущему видению).

Конечно, ребята. Поверхностный читатель обольстится красивой любовью. Глубоко мыслящий – увидит реальность, которая на самом деле вовсе не так прекрасна.

-Ребята, надеюсь, у вас появилось желание почитать роман. Надеюсь, вы уже под более правильным углом будете его читать, а значит, с лёгкостью сможете найти ответы на вопросы, которые у вас в Раздаточном материале.

Ведь роман играет разными огнями, как грани бриллианта, главное – смотреть на него с разных сторон. А Анна Ахматова говорила о М. Булгакове: «Булгаков обладал великолепным презрением»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гордая женщина. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"Тип урока: комбинированный. Форма урока: сообщения учащихся, ан

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель - дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего ром...

Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему: «Нечистая сила в романе М.А. Булгакова « Мастер и Маргарита».

Конспект урока в рамках реализации ФГОС  : М.А. Булгаков «Нечистая сила в романе « Мастер и Маргарита». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости.»(анализ эпизода)....

Конспект урока «Изображение Москвы и московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» – роман не только сатирический и философский, это роман «городской». И он останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и гра...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....

конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"

конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" .  План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...