Методическая рекомендация
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Панченко Елена Александровна

В этом году в школу вернули роман А.Фадеева "Молодая гвардия", предлагаю один из вариантов анализа произведения. Подобранный материал рассчитан на 2 урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozvrashchyonnaya_lira_master-_klass.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Возвращённая» советская литература. А. Фадеев «Молодая гвардия»

Цель: прочтение страниц истории о Великой Отечественной войне через роман А. Фадеева «Молодая гвардия».

 Задачи: - формировать умения и навыки исследовательской работы над образами молодогвардейцев, совершенствовать речь обучающихся;

-  развивать познавательные и мыслительные процессы, эмоциональное восприятие обучающихся;

- воспитывать высокие нравственные чувства у обучающихся, патриотизм, любовь к своей Родине, родителям, гордость за нее, уважение памяти тех, кто защищал Родину.

Предварительное задание:

- прочитать роман «Молодая гвардия А. Фадеева

- объединиться в группы и выбрать одного из героев романа,

- собрать материал о своём герое.

На изучение романа отведено 2 часа. Вспомним, что в 46 году роман был удостоен Сталинской премии. В постсоветский период Фадеева сбросили с атомохода современности. Сейчас пришло новое время, и спустя 30 лет классика социалистического реализм вернули в школьную программу. 9 февраля 2024 года исполнился 81 год подвигу молодогвардейцам, чья реальная история легла в основу романа Фадеева.

- Кто такие молодогвардейцы? (Воины, бойцы). И было нашим бойцам в среднем по 18 лет, самому младшему 14 лет, старшему-21. Становление личности приходится на 30-е годы. Перелистнём страницы истории. Просмотрим видеоролик и ответим на вопрос.

- Почему эта эпоха воспитала героев? (В 30-е годы молодая страна мужает, растёт, наполняется силой, как и растущее поколение. Мы чувствуем атмосферу созидания с одной стороны, а с другой – тревога, предчувствие войны). 22 июня без официального предупреждения немецкие войска вторгаются на территорию Советского Союза. Это время проявления мужества.

Вспомним с ребятами стихотворение А. Ахматовой «Мужество», обговорим гражданскую позицию поэта в этот исторический момент и сформулируем тему урока

Тема урока «Час мужества пробил…»

В июле 1942 года фашисты захватили донскую землю. Юноши и девушки только что окончили школу, но реализовать свои мечты им не удаётся, фашистами в Краснодоне установлен новый порядок. Какой же порядок установили немецкие захватчики?

Организовываем работу по группам.

Ordnung 1 группа работает со сценой: Гитлеровцы на квартире у Володи Осьмухина (ч.1,гл. 18).

 Задание группе: чтение по ролям (2 мин), ответы на вопросы

Как ведут себя немцы? Какие реплики было наиболее сложно читать? Почему?

Выполняя задания, старшеклассники приходят к выводу о безнравственности, развращенности, самовлюбленности, скотоподобии фашистов. Их стремление завладеть русской землей, языком и уничтожить славян проявляется в реплике: «Волга, Волга —… Deutsсhlands Fluss!»

 Ordnung  2 группа   работает с приметами «нового порядка» на донской земле  (ч.1,гл.20)

Здесь ребята выразительно читают 2 и 3 абзацы, в которых воплощается символ «железного порядка» — Ordnung'а и называют такие приметы «нового порядка»: тяжёлое ритмическое движение неисчислимых войск; которое подпитывается многими странами Европы; и эти войска повсюду, мы ощущаем отчаяние и безысходность людей.

3 группа работает с «Восточным обществом по эксплуатации угольных и металлургических предприятий» (ч. 1, гл. 23)

Цель деятельности АО – истощить донскую землю, обогатить немецких капиталистов. Фадеев относится с сарказмом к этому военизированному порядку – это выражается в нарочитом повторе при описании ступенчатой структуры организации, в использовании наречий в превосходной степени для ее характеристики, в антитезе: «уголь и металл советского Донбасса – карманы немецкого… общества»

Чувство горечи, боли терзает людей, им стыдно смотреть друг другу в глаза, они чувствуют себя предателями, т.к. вынуждены работать на этих предприятиях.

Приходим к выводу, что идеология фашизма состоит в захвате земель уничтожении славян и утверждении «тысячелетнего рейха».

Задание классу:

Почему для обозначения нового порядка Фадеев использует немецкое слово ОРДНУНГ

Оно привлекает внимание, его трудно произносить, оно требует усилий, чтобы выговорить, оно чуждо нам, так Фадеев дает читателю почувствовать противоестественность нового порядка.

- Кто же эти люди, навязывающие новый порядок?

Продолжаем работу в группах на уроке. Рассмотрим крупным планом портреты нацистов.

4 группа работает с портретом Фенбонга (ч. 1, гл. 35)

Задание группе: подготовить сжатый пересказ, ответить на вопросы.

-  Фенбонг – роттенфюрер СС. Какова его военная профессия?

- Почему Фенбонг был «возбужденным и очень расположенным к себе»?

   Приходим к выводам, что Фенбонг – палач. Он является ярким представителем нацистской идеологии. Описание его тела, вонь, исходящая от него, вызывает омерзение. А его возбуждение и расположение к себе от того, что он заполняет новые кармашки золотыми зубами, вырванными с убитых им людей, отвратительно.

5 группа работаем с портретами фашистов, допрашивающих Кошевого

Сравнивают образы начальника полиции Орлова и гестаповца.

 В обоих портретах проступают следы тления, герои – «живые мертвецы».

Фадеев не указывает национальность Орлова, а только его социальное происхождение, потому что уверен, что русский или украинец, не может быть фашистом. Если он таковым становится, то утрачивает кровную связь со своим народом.

Фашизм – не национальность, а идеология.

Задание классу:

- Как изменяются портреты нацистов от начала к концу романа?

 Ребята в начале романа отмечают духовное разложение, нацистов, а в конце перед нами живые трупы.  Мы понимаем, что фашизм обречён.

Обобщающий этап урока – «Казнь шахтеров» (ч. 1, гл. 35,)32 шахтера, отказавшиеся работать при новом порядке, были казнены 29 сентября 1942г. в городском парке Краснодона.
Выразительное чтение смерти шахтёров.

Ребята делятся своими чувствами и выполняют задание после прочтения: Как ужас смерти перерастает в мужество? Шахтеры идут молча и молча, или с «жалобными возгласами» спускаются в яму – они подавлены, их дух сломлен. Но в мгновение перед смертью Шульга «возвысил голос», и все запели «Интернационал» –  из немоты родилась песня, гимн трудового народа, который возносится из-под земли к небесам.

Здесь можно напомнить ребятам гимн ВОв «Священная война», кантату «Александр Невский», современную песню Шамана «Встанем», а может быть даже для большего эффекта прослушать значимые фрагменты.  Предлагаем обдумать вопрос:

 чём смысл такого единочалия этих песен, звучащих в годину народной войны?  (Призыв встать с колен и сражаться).

На это призыв отвечают молодогвардейцы. Домашним заданием будет вспомнить главы, посвящённые деятельности молодогвардейцев (ч 2, гл.45,49,50,60,64) и ответить на вопросы:

- Как можно противостоять фашизму?

- И почему молодогвардейцы представляют опасность для захватчиков?

2 урок начинаем с того, что напоминаем результаты 1 урока. Подчёркиваем омерзительность фашизма, его идеологию. Последней каплей терпения становится смерть шахтёров. Их призыв слышат. В бой вступают молодогвардейцы, воины, бойцы, герои. Настало их время. Сформулировали тему урока.  

Тема урока Время героев      

- Кто такие герои?

Предлагаем осмыслить ребятам слово ПОДВИГ и прийти к выводу, что не всякое действие – подвиг, а только то можно считать подвигом, что требует нечеловеческих усилий.

Проверка домашнего задания.

- Как же боролись молодогвардейцы? Почему они представляют опасность для захватчиков? На этом этапе заостряем внимание детей на вопросе

- Какой подвиг молодогвардейцы совершают первым. Отправляем рябят к началу 2 части романа, которая начинается с клятвы.  Прежде чем допустить бойца до выполнения боевых задач, они дают присягу, произносят слова клятвы. Выразительно читаем КЛЯТВУ.

Выполняем задание.

-  Подчеркните ключевые слова и выражения.  Почему клятва- первый подвиг?

Ради чего или кого молодогвардейцы готовы пожертвовать своей жизнью?

- Как вы понимаете выражение «Кровь за кровь»? Это древняя традиция, на основании которой смерть несёт за собой отмщение, другую смерть, мученическую, поэтому тот путь, который выбрали молодогвардейцы мученический, смерть ожидает и их самих.

Поработаем в группах. Сопоставим портреты молодогвардейцев. Девочки сравнивают портреты Олега Кошевого и Сергея Тюленина, приходят к выводу, что они разные: Олег деятельный, интеллигентный, сдержанный, а Сергей дерзкий, легкомысленный, хулиганистый, простой.  Мальчики сопоставляют портреты Ули Громовой и Любы Шевцовой, приходят к выводу, что Уля рассудительная, благородная, степенная, Люба кокетка, дерзкая, бойкая.  Но всех их объединяет молодость, желание совершить подвиг, мечты о светлом будущем.

После выслушанных ответов озвучиваем задание  всему классу:
- Сопоставить  портреты фашистов и молодогвардейцев? Какой приём использует Фадеев? (Портреты противопоставлены друг другу. Если немцы предстают перед нами «живыми трупами», они обречены, то молодогвардейцы нравственно красивы, за ними сила, жажда жизни).

Борьба с врагом идёт не только через определённые действия, но и в душе человека. Не каждый способен подавить зло в себе, тогда человек становится предателем. Таким предателем в жизни стал Геннадий Почепцов, который по научению своего отчима пишет донос. К числу главных предателей в романе можно отнести Евгения Стаховича, Зинаиду Вырикову, Лядскую. Слабость одних повлекла за собой жестокую расправу над другими.

- Какое наказание пришлось вынести ребятам? Читаем выразительно сцены мучений и казни молодогвардейцев. Это тоже достаточно тяжёлые фрагменты романа, которые потрясают ребят. Обсуждая общий вопрос: Почему так жестоки палачи? (Они понимают, что такая жестокость о страх и злобы, сильные духом молодогвардейцы остаются не сломленными. Нацисты могут уничтожить физически, но сломать нравственную силу им не удаётся.)

Обобщающий этап урока строим на обсуждении, посвященном памятникам молодогвардейцам 

В 1954 году был установлен обелиск памяти молодогвардейцев «Клятва», в 1982 году открыт мемориальный комплекс «Непокорённые», который в 2014 году был разрушен в результате военных действий, но в 2022 году его восстанавливают. Он представляет собой четыре пилона, силуэты которых символизируют стены шурфа, куда были сброшены изуродованные тела молодогвардейцев. На внутренней части пилонов фигуры героев. В день открытия у мемориала «Непокоренные» исполнялась Рок-оратория «Воскресенье. Черный январь» (композитор Ю. Дерский, либретто В. Зайцев). Предлагаю вам прослушать кульминационную сцену рок-оперы (4мин.30сек). Исполняют ее студенты Луганской академии культуры и искусств. В финале герои поют «Мы – гвардия и тоже молодая!» Посмотрите кульминационную сцену рок-оперы, когда сердца героев вновь
начинают биться. Лейтмотив этой сцены – тема бессмертия. Обдумайте вопрос:
Почему молодогвардейцы побеждают смерть?  (Молодогвардейцы воплотились в сегодняшних защитниках Донбасса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...