Комплекс заданий по стихотворениям М.Ю. Лермонтова («Листок», «Три пальмы»), объединенным темой странствия в русской поэзии.
учебно-методический материал по литературе (6 класс)

Каращук Маргарита Николаевна

Комплекс заданий по стихотворениям М.Ю. Лермонтова («Листок», «Три пальмы»), объединенным темой странствия в русской поэзии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_zadaniy_po_stihotvoreniyam_m.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс заданий по стихотворениям М.Ю. Лермонтова («Листок», «Три пальмы»), объединенным темой странствия в русской поэзии.

***

Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова.

Листок

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот наконец докатился до Чёрного моря.

У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой
И так говорит он: я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных.

На что мне тебя? — отвечает младая чинара,
Ты пылен и жёлт, — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима; цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе:
И корни мои умывает холодное море.

1841

Задание №1

1. В этом стихотворении рассказана история взаимоотношений героев: они не просто испытывают чувства, в том числе и по отношению друг к другу, но и вступают в диалог, взаимодействуют.
#1055;роследите, как Лермонтов строит стихотворение, поочерёдно останавливая внимание то на герое, то на героине. Для этого заполните левый столбец таблицы.

Содержание строфы (композиционные части)

Строфа

Элементы сюжета

1

2

3

4

5

6

#1042;спомните, что мы называем сюжетом, из каких элементов он состоит?
#1042; каких строфах стихотворения «Листок» мы обнаруживаем основные элементы сюжета?
#1047;аполните правый столбец таблицы, самостоятельно прочертите границы сюжетных частей (они могут не совпадать с теми границами композиционных частей, которые отмечены в левом столбце).
#1042;се ли элементы классической схемы сюжета мы можем найти в стихотворении? Как Вы думаете, почему?

Задание №2

1. Нарисуйте ритмическую схему первого четверостишия.

2. Определите, какая комбинация слогов (стопа) регулярно повторяется в каждой строке. Как называется этот размер?

3. Как размер влияет на наше настроение/восприятие, когда мы читаем стихотворение?

Задание №3

Письменно ответьте на вопросы.

#1045;сть ли в стихотворении «Листок» скрытый аллегорический смысл, второй план?

#1057; кем или с чем сопоставляются герои стихотворения?

#1050;ому из них мы сочувствуем и почему?

#1055;охоже ли это произведение на стихотворную сказку или басню с очевидной моралью?

#1050;акой образ поэта складывается у нас, когда мы читаем это стихотворение несмотря на то, что в нём ни разу не употреблено местоимение первого лица — «я»?

***

Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова.

Три пальмы

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

1839 г.

Задания:

#1050;ак передаётся восточный колорит в «Трёх пальмах»?

#1057; помощью олицетворения Лермонтов «оживляет» пальмы. Какими характерами он их наделяет? На что они жалуются? Как Вы понимаете смысл фразы «на Бога роптать»?

#1055;очему такое желанное общение с людьми, стремление радовать окружающих своей красотой оборачивается трагедией? За что наказаны пальмы?

#1057;равните цветовую гамму в начале, в середине и в последних двух строфах стихотворения. Как изменились краски? С чем это связано?

#1050;ак образ коршуна в последних строках помогает раскрыть главную мысль этого стихотворения?

Вспомните притчу из Корана:

<...> Или как тот [путник], кто проходил мимо селения, а оно было разрушено до оснований. Он сказал: «Как оживит это Аллах, после того, как оно умерло?» И умертвил его Аллах на сто лет, потом воскресил. Он сказал: «Сколько ты пробыл?» Тот сказал: «Пробыл я день или часть дня». Он сказал: «Нет, ты пробыл сто лет! И посмотри на твою пищу и питьё, оно не испортилось. И посмотри на своего осла — для того, чтобы Нам сделать тебя знамением для людей, — посмотри на кости, как Мы их поднимаем, а потом одеваем мясом». И когда стало ему ясно, он сказал: «Я знаю, что Аллах мощен над всякой вещью!»

Ответьте на вопросы:

#1053;азовите сюжетные элементы стихотворения Лермонтова, перекликающиеся с историей, описанной в суре Корана.

#1055;очему в своём произведении поэт не упоминает Коран, а называет стихотворение «восточной легендой»?

#1048;спользуя ответы на предыдущие вопросы, сформулируй письменно ответ:

В чём сходство и принципиальное отличие событий, рассказанных в стихотворении Лермонтова, от сюжета и поучения суры?

#1052;ожно ли говорить, что мы имеем дело с интерпретацией суры?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"

Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...

Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"

Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...

Урок литературы с использованием ИКТ Тема: Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова « Листок»

Использование информационно – компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности  в преподавании своего предмета. Изучение особенно литературы, языка  с использован...

Урок литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»".

Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок""...

Презентация Стихотворения М.Лермонтова "Листок", "Три пальмы", "Утес"

Презентация для проведения урока анализа стихотворений М.Лермонтова....