Пример отзыва учителя на проект обучающегося
проект по литературе (9 класс)

Куценко Руслана Владимировна

В материале представлен проект по литературе о М.Ю.Лермонтове, проектный продукт - журнал и отзыв руководителя проекта (учителя).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otzyv_na_proekt.docx16.4 КБ
Файл labozin_n._proekt.docx765.56 КБ
Файл zhurnal_lermontov_i_kavkaz.docx2.35 МБ

Предварительный просмотр:

ОТЗЫВ

на индивидуальный итоговый проект обучающегося ________ класса

МКОУ «Глушковская средняя общеобразовательная школа»

_____________________________________________________________________________

(фамилия, имя и отчество)

по теме: ______________________________________________________________________

(название темы работы)

Информационный проект представляет собой работу по сбору материала о роли Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова и созданию проектного продукта – журнала «М.Ю.Лермонтов и Кавказ». Актуальность темы обусловлена тем, что именно на Кавказе произошло становление Лермонтова как творческой личности. Там были написаны наиболее знаменитые его произведения, именно там Лермонтов попробовал себя не только в роли поэта, но и в роли художника, и именно там закончилась его короткая, но яркая жизнь.

Автору удалось путем изучения кавказской биографии поэта понять загадку его личности и ответить тем самым на проблемный вопрос. Обучающийся поставил цель проекта: изучение истории создания литературных и художественных произведений М.Ю.Лермонтова, написанных на Кавказе, определение роли Кавказа в жизни и творчестве поэта. Для достижения цели были удачно сформулированы и поставлены задачи. В ходе проекта цель и задачи были успешно реализованы.

Материал изложен логично, работа построена по традиционной схеме: присутствуют введение, основная часть и заключение.

Во введении указаны цель и задачи работы, актуальность и проблема.
Основная часть работы состоит из пяти глав. В первой главе автор повествует о Кавказе в жизни поэта. Во второй главе
знакомит с темой кавказской природы в произведениях М.Ю. Лермонтова. Третья глава рассказывает о том, на какие легенды опирался Лермонтов при создании своих произведений. В четвертой главе отображено мастерство Лермонтова-художника и сопоставляются его картины с творчеством французского художника Бланшара. Пятая глава раскрывает загадки гибели Лермонтова на Кавказе. 

В заключении сделан вывод о том, что Кавказ был своеобразным источником вдохновения поэта и сыграл огромную роль в развитии его творчества, но он же и стал роковым местом в судьбе этого человека. Работа над проектом помогла понять обучающемуся загадку личности М.Ю.Лермонтова.

Завершает работу приложение, содержащее  кавказскую легенду о горном духе, которая легла в основу поэмы «Демон» и репродукции картин М.Ю.Лермонтова, имеющими сходство с иллюстрациями Бланшара.

Актуальность и практическая значимость проекта обусловлена важностью содержащегося материала при изучении темы проекта на уроках литературы. Работа над проектом способствовала формированию у обучающегося основ культуры проектной деятельности и навыков разработки, реализации и презентации результатов предметного учебного проекта, направленного на решение личностной и социально значимой проблемы. 

В ходе работы над проектом обучающимся были приобретены такие универсальные учебные действия: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем; свободное владение предметными знаниями; сформированность регулятивных и рефлексивных действий; сформированность коммуникативных навыков; соответствие содержания и структуры требованиям, предъявляемым к проекту.

Работа написана правильным, литературным языком. Структура и оформление проекта соответствует требованиям.

Вывод: проектная работа _______________________________________________________

(фамилия, инициалы ученика)

по теме: ______________________________________________________________________

(название темы работы)

отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту, и рекомендуется к защите.

Руководитель                 __________________         /_________________________ /

                                                 (подпись)                                                   (ФИО)

«_____» _______________ 20_____ г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Глушковская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области

                         

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ  «Литература»

ТЕМА  «М.Ю. Лермонтов и Кавказ»

                                                                                                 

Выполнил обучающийся 9 «Б» класса

Лабозин Никита Романович

Руководитель проекта

Куценко Руслана Владимировна

(учитель русского языка и литературы, высшая категория)

                                                                             

п. Глушково

2020 год

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………….…3
  2. Основная часть:
  1. Глава 1. Кавказ в жизни поэта………………………………………....4
  2. Глава 2. Тема кавказской природы

в произведениях М.Ю. Лермонтова……………………………………6

  1. Глава 3. Легенды Кавказа в творчестве Лермонтова…………………9
  2. Глава 4. Сопоставление иллюстраций Лермонтова и Бланшара…....11
  3. Глава 5. Загадки гибели Лермонтова на Кавказе……………………...12
  1. Заключение…………………………………………………………………..17
  2. Список использованных источников………………………………….…..18
  3. Приложения…………………………………………………………………19

Введение

Актуальность:

Творчество М.Ю. Лермонтова таит в себе много загадок. Личность поэта окутана тайнами. До сих пор идут споры между литераторами по вопросам лермонтоведения. Жизнь и творчество поэта, связанные с пребыванием на Кавказе, могут помочь разобраться в противоречивых оценках личности Лермонтова, узнать интересные факты биографии и создания произведений, помогут понять загадку личности поэта. Я считаю, что данная тема будет интересна моим сверстникам.

Актуальность темы обусловлена также тем, что именно на Кавказе произошло

становление Лермонтова как творческой личности. Там были написаны наиболее

знаменитые его произведения, именно там Лермонтов попробовал себя не только в роли поэта, но и в роли художника, и именно там закончилась его короткая, но яркая жизнь.

Проблема проекта: Поможет ли изучение кавказской биографии поэта понять загадку его личности?

Цель работы: изучение истории создания литературных и художественных произведений М.Ю.Лермонтова, написанных на Кавказе, определение роли Кавказа в жизни и творчестве поэта.

Чтобы реализовать данную цель, я поставил следующие задачи:  

  1.  Изучить интересные факты биографии поэта и писателя,

которые имели место произойти с ним именно на Кавказе.

  1. Проследить за тем, какое влияние имел Кавказ на становление личности поэта и как это отразилось на его художественных и литературных произведениях.
  2. Провести параллели между творчеством М. Ю. Лермонтова и французского  художника Бланшара.
  3. Рассмотреть кавказские легенды, которые послужили вдохновением для создания некоторых произведений поэта.
  4. Изучить загадки гибели М. Ю. Лермонтова на Кавказе.
  5. Проанализировать весь материал и сделать выводы.

По материалам проектной работы я создал проектный продукт:  журнал «М. Ю. Лермонтов и Кавказ».

Основная часть

Глава 1. Кавказ в жизни поэта

I. Мне посчастливилось побывать на Кавказе один раз. Я был восхищен красотой этого края так же, как и многие писатели и поэты, которые бывали там. О притягательности Кавказа для русских писателей писал С. А. Есенин:

Издревле русский наш Парнас

Тянуло к незнакомым странам,

И больше всех лишь ты, Кавказ,

Звенел загадочным туманом.

В судьбе М. Ю. Лермонтова Кавказ сыграл особую роль. М. Ю. Лермонтов остался непревзойденным певцом Кавказа. И произошло так не только в силу величия его поэтического таланта, но и потому, что ни для кого из русских поэтов и прозаиков Кавказ не был тем, чем явился он для Лермонтова. Горные пейзажи навсегда покорили сердце юного поэта. В уединении Лермонтов всегда вспоминал Кавказ – могучие и благородные горы, жизнь, ни единой чертой не похожая на мелочную и немощную жизнь утонченного общества. Последние часы жизни поэта также связаны с Кавказом.

Из биографии поэта известно, что он посещал Кавказ несколько раз. В детстве болезненного внука возила туда его бабушка Е. А. Арсеньева.

Здесь Михаил Юрьевич впервые прочитал "Кавказского пленника" Пушкина.

Большая удача, большое счастье было прочитать поэму здесь, в виду снежных гор, -именно там разыгрывается трагедия Пленника и Черкешенки... Здесь же он впервые перелистал альбом Марии Акимовны Шан-Гирей, в котором было много записей его матери - Марии Михайловны Лермонтовой, - не только французские записи, но и стихи на русском языке. В этот альбом по просьбе "тетеньки" (как называл он Марию Акимовну) он нарисовал акварелью кавказский вид. В это необыкновенное для Лермонтова время зарождался в нем поэт...

Последующие его посещения Кавказа были связаны с военной службой и ссылками. Красота Кавказа восхищала поэта. Он, с его ненавистью к лживому светскому обществу, видел в суровой дикой природе этого края ту естественность, которой ему так не хватало в общении с людьми:

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

(М. Ю. Лермонтов, «Мцыри»)

 Возможно, в кавказских пейзажах М. Ю. Лермонтов находил что-то родное своей душе, потому что его прадед был родом из высокогорной Шотландии.

Глава 2. Тема кавказской природы в произведениях М.Ю. Лермонтова

Иннокентий Анненский в своей статье «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе» пишет о том, что много причин способствовало развитию в Лермонтове чувства природы. Природа Кавказа подействовала на него в годы самого раннего детства, когда духовный мир его еще складывался; над ней выучился он мечтать и думать, так что позже, в следующие свои поездки на Кавказ, он останавливался не на новом, а как бы углублял свои ранние впечатления.

Изображения кавказской природы в произведениях Лермонтова необыкновенно точны. По словам того же Анненского, в природе Лермонтов особенно любит движение: вспомним чудных его лошадей у Измаил-Бея, у Казбича или Печорина, вспомним его горные реки:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Лермонтов в своих описаниях не был ни ботаником, как Гете (у него нет этой детальности описаний), ни охотником, как Тургенев и Сергей Аксаков (у него нет в описаниях ни выжидания, ни выслеживания, - скорее что-то открытое, беззаветное).

Из поэтических изображений Кавказской природы видно, что Лермонтов любил день больше ночи, любил синее небо, золотое солнце, солнечный воздух. «Если из 43 описаний в его поэмах дневных меньше, чем ночных и вечерних - 18 и 25, то это лишь дань романтическому содержанию» - пишет Анненский.  Голубой цвет неба заставляет того самого Печорина, забывать все на свете. Если же говорить о лермонтовских описаниях утра - достаточно вспомнить утро перед дуэлью, голубое и свежее («Княжна Мэри»): «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его луче с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебристым дождем. Я помню - в этот раз, больше, чем когда-нибудь прежде, я любил природу».

Но тут было и не только непосредственное наслаждение: синий цвет неба уносил мысль Лермонтова и его героя в мир высший. К чему тут страсти, желания, сомнения... Небо рождало в поэте и райские видения (Мцыри видит ангела в глубоком синем небе), и мучительные вопросы: в "Валерике" поэт говорит:

"...Небо ясно...

Под небом много места всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он... зачем?

Чудные сады в "Мцыри" и "Демоне", будто все пропитанные райским сиянием, рисуются поэту под солнцем и синим небом. Во всех волшебных снах (а Лермонтов любит этот мотив) над поэтом непременно день:

Надо мной чтоб вечно зеленея

Темный дуб склонялся и шумел.

Как певец гор, Лермонтов любил краски. Поэт любит розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи, голубые глаза и золотистые волосы. "Цветов" в его поэзии почти нет. Розы и лилии у него - это поэтические прикрасы, а не художественные ощущения: "бела, как лилия, прекрасна, как роза" - все это только мелкая монета поэзии. Конь поэта топчет цветы, пока сам поэт смотрит на облака и звезды. Цветы являются у него разве в виде серебряного дождя. Но главная прелесть лермонтовских красок в их сочетаниях. Кроме того, поэту доставляло особенное эстетическое наслаждение соединение блеска с движением - в тучах, в молнии, в глазах; поэзия его "полна змей"; чтоб полюбоваться грациозной и блестящей змейкой, как часто прерывает он рассказ.

Как пишет М. Логиновская, из-за изобилия картин экзотической природы Кавказа в наиболее знаменитых лермонтовских поэмах поэта часто обвиняли в чрезмерном подражании романтическим течениям того времени. Между тем, кавказский материал в «Мцыри» и «Демоне» - не экзотическое обрамление в стиле традиционных «восточных повестей» романтиков (хотя у Лермонтова «Демон» и назван «восточной повестью»), а органическое претворение непосредственных переживаний и наблюдений, благодаря которым прежние сюжеты приобрели новое качество. Кавказские пейзажи как сами по себе, так и в качестве «декораций» к поэмам Лермонтова занимают немалую часть его творчества.

Рассмотрим чуть ближе то, как необыкновенно выразительно Михаил Юрьевич рисует нам кавказскую природу в поэме «Демон». Известно, что изначально действие поэмы должно было происходить в Испании, но, вернувшись из первой кавказской ссылки, поэт переделывает свое творение, перенося действие на Кавказ. В этой «кавказской» редакции, созданной в 1838 году, «Демон» становится одним из самых замечательных произведений русской поэзии. Лермонтов не мог бы создать новую, окончательную редакцию «Демона», столь разительно отличающуюся от первоначальной редакции поэмы, если бы не нашел нового, еще не открытого поэзией материала, который помог ему воплотить отвлеченную философскую мысль в конкретных поэтических образах.

Мир, увиденный Демоном, и есть те самые вершины Кавказа, увиденный издали Казбек, чернеющий «глубоко внизу» Дарьял и Терек, это скалы, облака и башни замков - как бы неотделимые от мира фантастической дикой природы, одушевленной лишь присутствием горного зверя или кружащей в "лазурной вышине" птицы. Использованные здесь сравнения взяты исключительно из царства животных и минералов.

Глава 3. Легенды Кавказа в творчестве Лермонтова

В книге Ираклия Андроникова рассказано о том, что мотивы фольклора народов Кавказа можно легко найти в творчестве поэта. Возьмем все ту же поэму «Демон», рассказывающую о духе, полюбившем земную девушку.

В верховьях Арагвы в 19-м веке живет еще легенда о горном духе Гуда, полюбившем красавицу грузинку. Впервые эта легенда была записана в 50-х годах прошлого века со слов проводника-осетина. (см. приложение 1)

А в «Герое нашего времени», в тексте повести «Бэла», Лермонтов пишет: «Итак, мы спускались с Гуд-горы в Чертову долину... Вот романтическое название! Вы уже видите гнездо злого духа между неприступными утесами...» Значит, Лермонтов знал легенду о любви Гуда и, по-видимому, не случайно перенес действие «Демона» на берега Арагвы. Есть основание полагать, что легенда о любви злого духа к девушке-грузинке оплодотворила первоначальный сюжет. Безликая монахиня из первой редакции «Демона» превратилась в красавицу Тамару, дочь старого князя Гудала. В новой редакции изменился и жених Тамары -- «властитель Синодала», удалой князь. Его, а не ангела противопоставляет Лермонтов любви демона в поэме. Это изменение сюжета могло быть подсказано Лермонтову преданием о ревности горного духа к Возлюбленному красавицы Грузинки.

Другие следы кавказских легенд и преданий можно найти в стихотворении «Тамара». На одном из рисунков Лермонтова, перекликающегося со стихотворением, мы видим изображения Дарьялского ущелья и так называемого «Замка Тамары», в стихотворении же сказано:

В глубокой теснине Дарьяла,

Где роется Терек во мгле,

Старинная башня стояла,

Чернея на черной скале…

С этой башней связано множество легенд. В одном из вариантов легенды о Дарьяльской башне историк грузинской литературы А. С. Хаханашвили обнаружил имя «беспутной сестры» Тамары. Ее звали... Тамарой. Предание это повествует о двух сестрах, носивших одно и то же имя. Благочестивая Тамара жила в башне близ Ананури, другая -- волшебница Тамара -- в замке на Тереке. Эта волшебница, зазывая к себе на ночь путников, утром обезглавливала их и трупы сбрасывала в Терек. Ее убил заговоренной пулей русский солдат. Труп ее был выброшен в Терек, замок развалился, имя чародейки Тамары проклято.

Отмечая раздвоение образа Тамары в этой легенде, профессор Хаханашвили первый обратил внимание на сходство ее с той легендой, которая послужила сюжетом лермонтовского стихотворения. Кроме «Демона» и «Тамары» мотивы кавказского фольклора можно найти в поэме «Мцыри».

А на создание центрального эпизода поэмы «Мцыри» - битвы с барсом - Лермонтова вдохновила распространенная в горной Грузии старинная песня о тигре и юноше, одно из самых любимых в Грузии произведений народной поэзии:

«Молвил юноша удалый:

«Стадо туров я следил,

По тропам, обвившим скалы,

День и ночь с ружьем ходил.

Тигр напал на бездорожьи

Черной ночью на меня.

Взор страшнее гнева божья,

Полон желтого огня!»

Тигр и юноша сцепились

Средь полночной темноты,

Камни в пропасть покатились,

Обломалися кусты.

Щит свой юноша отбросил,

Щит в бою не помогал.

Был стремителен и грозен

Тигр горячий - житель скал.

Он на юноше кольчугу

Разодрал от самых плеч,

Вспомнил юноша о друге -

В руки взял свой франкский меч.

Взял обеими руками,

Тигру челюсть разрубил.

Тигр, вцепясь в скалу когтями,

Кровью крутизну облил».

Глава 4. Сопоставление иллюстраций Лермонтова и Бланшара

Мало кто знает, что М. Ю. Лермонтов был не только художником слова, но и замечательным живописцем. Восхищаясь красотой Кавказа, он создал много картин, изображающих фантастические, завораживающие горы.

Итак, французский художник Бланшар в 1858 году, путешествуя по Кавказу, зарисовал башню в селении Сиони на Военно-Грузинской дороге. Поражает то, что вид взят практически с той же точки, что и на известной картине Лермонтова «Кавказский вид возле селения Сиони». (см. приложение 2) 

Отметим, что здесь совпадение с лермонтовским сюжетом не случайно. Бланшару, несомненно, были известны произведения М. Ю. Лермонтова. Так, описывая Чертову долину, отделяющую Гуд-гору от Крестового перевала, французский художник ссылается в своем описании именно на текст Лермонтова: «Снежная долина, куда мы въехали, носит романтическое название «Чертова долина». Однако Лермонтов уверяет, что оно происходит не от слова «черт», а от слова «черта» из-за креста, давшего имя этому перевалу».

Но вернемся к картине Лермонтова «Кавказский вид возле селения Сиони». Как известно, она была создана по предварительному рисунку. Скорее всего, по тому же самому, по которому сделана автолитография «Вид крестовой горы из ущелья близ Коби». (см. приложение 2) На одном из четырех дошедших до нашего времени оттисков Лермонтов написал название картины. Однако считается, что эта надпись не совсем верна: гора, изображенная Лермонтовым, примыкает к Крестовой с севера. Причем, переводя на литографий камень изображение, Лермонтов не перевернул его. Поэтому на оттиске получилось зеркальное отражение рисунка.

Тот же самый вид, что на автолитографии «Вид крестовой горы из ущелья близ Коби», Лермонтов воспроизвел на картине маслом, но, в отличие от литографии, на картине нет храма: только башня на высоком утесе. Таким образом, рисунок Бланшара занимает промежуточное положение между лермонтовским полотном, являющимся самой большой из живописных работ Лермонтова-художника и автолитографией по рисунку поэта. Скальный пейзаж, изображенный на рисунке Бланшара, скорее ближе по перспективе именно к картине Лермонтова, в то время как прорисовка зданий селения такая же, как на лермонтовской автолитографии.

Случайны или нет подобные композиционные аналогии в живописном наследии Лермонтова и Бланшара, сказать трудно.

Глава 5. Загадки гибели Лермонтова на Кавказе

В жизни и творчестве  М. Ю. Лермонтова было много мистического и загадочного. Он писал: «Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно». Поэт не раз испытывал на себе фатальность судьбы: в дуэли с де Барантом его спасла случайность: француз поскользнулся.

Тот, кто хоть раз видел Михаила Юрьевича Лермонтова, уже не мог забыть пронзительного взгляда его темных глаз. Они приводили в смущение всякого, на кого он долго смотрел. Помните, в «Герое нашего времени»: «Они не смеялись, когда он смеялся»? Обаяние его глаз для многих оставалось загадкой. Но во время вспышек гнева эти глаза были ужасны.

Если прочитать воспоминания о Лермонтове его близких знакомых, в лицо бросается одна странность. Каждый, описывая портрет поэта, по-разному говорит о его глазах. Кто-то утверждал, что они были голубые, кто-то с уверенностью говорил, что карие, третьи же твердили, что серые. Как следует рассмотреть цвет глаз не было возможности: взгляд Лермонтова был настолько тяжел, что тут же хотелось отвернуться. Еще Белинский сказал, что Лермонтов жил в предчувствии неизбежности рока, а ведь именно такая жизнь и выпадает на долю истинных прозорливцев.

До сих пор поклонники творчества Лермонтова разгадывают загадки гибели поэта.

Жизнь М. Ю. Лермонтова трагически оборвалась на Кавказе – в суровом и диком краю, который был так близок внутреннему миру поэта.

Июль 1841, Пятигорск. Под раскаты грома стреляются двое: поручик Михаил Лермонтов и его друг, отставной майор Николай Мартынов. Наутро горожан шокировала новость: 26-ти летний подающий надежды литератор погиб от смертельного ранения. Участников дуэли задержали. Для расследования обстоятельств дела была создана специальная комиссия.

Задержанные секунданты показали, что Лермонтов повернулся к противнику правым боком, защищая себя правой рукой, согнутой в локте, в которой держал пистолет в ожидании выстрела. Нет, поэт не струсил. Он просто считал все происходящее недоразумением, поэтому и не стрелял. А вот Мартынов выстрелил.

Но так ли было все в действительности?

Осмотр Лермонтова проводил военный лекарь, он и составил медицинское заключение. Согласно ему, ранение было сквозным и смертельным. Казалось бы, все предельно ясно, однако, секунданты дуэлянтов и противник Лермонтова Мартынов путались в показаниях и явно что-то скрывали. Дуэльный кодекс не был соблюден. Не было на месте врача и транспорта для доставки раненого в госпиталь.

По городу поползли слухи, мол, дело нечисто. Все участники словно заранее знали, как будут развиваться события. Отсюда отсутствие и врача, и кареты. Было похоже, что поединок стал прикрытием. Многие из окружения Лермонтова прямо заявили, что поэта убили.

Накануне дуэли Лермонтов сказал секунданту, князю Васильчикову, что он сознает себя виновным перед Мартыновым, и что у него вряд ли поднимется рука на него. Передай секундант эти слова Мартынову, все могло бы измениться. Но он не передал.

Поводом для дуэли стала неудачная шутка Лермонтова, который при дамах назвал Мартынова «горцем с большим кинжалом». Возмущенный Мартынов вспылил и пообещал прислать к Лермонтову секундантов. Поэт, и прежде шутивший подобным образом над Мартыновым, посчитал все шуткой, и принял вызов.

Как считают историки, острота по поводу кинжала — не повод убивать друга. Возможно, конфликт зародился раньше и совсем по другому поводу. Среди вещей погибшего Лермонтова было обнаружено дамское украшение для волос. По одной из версий историков, друзья поссорились из-за женщины. Некоторые биографы считают, что и Лермонтов, и Мартынов ухаживали за одной и той же дамой — Эмилией, старшей из сестер Верзилиных.

До поединка оставалось два дня — достаточно времени, чтобы все обдумать и помириться. Михаил Юрьевич даже заявлял друзьям, что дело несерьезное, и все уладится миром. Получается, поэт был готов пойти на примирение?

За несколько дней до дуэли с Н.С. Мартыновым М. Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Сон»:

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана;
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном…

Поэт безошибочно предсказал свою смерть на дуэли. Интересно, что князь Васильчиков, секундант Лермонтова на дуэли с Мартыновым, не знавший этих строк, в воспоминаниях о трагической гибели поэта напишет те же самые слова: «В левом боку дымилась рана, а в правом сочилась кровь».

В деле есть неувязка. Показания о том, стрелял ли Лермонтов из своего оружия, у всех участников отличались. Мартынов промолчал. Глебов утверждал, что не было выстрела, а Васильчиков и вовсе сказал, что самолично разрядил пистолет поэта выстрелом в воздух. Они явно что-то скрывали.

В заключении медицинского лекаря написано, что пуля прошла насквозь. Но пуля из обычного дуэльного пистолета, как утверждают эксперты, не могла пробить тело насквозь. Значит, пистолет мог быть мощнее обычного дуэльного. Следователи обыскали квартиры участников дуэли, и найденное оружие приобщили к делу. Но, судя по показаниям свидетелей, Лермонтов и Мартынов стрелялись не из обычных дуэльных пистолетов, а из дальнобойных. Спустя два месяца после начала следствия выяснилось, что эти пистолеты прятал у себя их хозяин, Алексей Столыпин — друг, однополчанин и даже дальний родственник Лермонтова.

Следствием рассматривалось несколько версий. По одной из них, никакой дуэли не было вовсе. Якобы Мартынов и Лермонтов договорились о встрече один на один недалеко от города. И Мартынов туда направился специально, чтобы убить поэта. Он подошел к Лермонтову, сидящему на лошади, и выстрелил в упор. Поэтому пуля прошла снизу вверх, что зафиксировано в медицинском заключении. А уже потом Мартынов замаскировал содеянное под дуэль, заручившись поддержкой мнимых секундантов. Но даже если это так, был ли у Мартынова мотив на это преступление?

Изначально дело о дуэли рассматривалось в гражданском суде. Но позже по приказу Николая Первого оно было передано в военный суд. Государь настолько смягчил наказание, что секунданты были помилованы, а главный виновник получил такой приговор: «Посадить в крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию».

Такое мягкое наказание для убийцы вызвало новый шквал предположений. Некоторые исследователи считают: это прямое свидетельство того, что Лермонтов был убит по приказу императора Николая Первого руками Николая Мартынова. Поэтому убийца и легко отделался, ведь по закону, участников дуэли должны были сослать в Сибирь, а их всего лишь лишили чинов. Мартынов остаток дней провел в достатке.

У Лермонтова было немало недоброжелателей. Упрямый характер и острый язык не раз вызывали недовольство окружающих. В стихотворении «Смерть поэта» французский посол увидел оскорбление своей нации, ведь Пушкина убил француз Дантес.

Сын посла де Баранта решил защитить честь своей страны и вызвал Лермонтова на дуэль. Тогда француз промахнулся, Лермонтов выстрелил в небо, и противники помирились. Но на этом дело не закончилось, наоборот, разгорелся скандал. За де Баранта вступились все французские дипломаты. Они требовали от поэта публичных извинений. Конфликт с трудом удалось уладить. Сыну французского посла, который участвовал в дуэли, было рекомендовано покинуть Россию. А Лермонтова повторно отправили на Кавказскую войну.

Возникает вопрос, могли ли французские дипломаты заказать убийство поэта, использовав Николая Мартынова? Документального подтверждения контактов Мартынова с французами нигде не встречается. Да и вряд ли он стал бы убивать друга из-за денег, которые ему пообещать французы.

Однако косвенно французы все же имеют отношение к гибели поэта. Именно из-за скандала с де Барантом, Лермонтов оказался на Кавказе, где и состоялась его последняя дуэль.

В день дуэли что-то странное творилось с природой. Погода стояла дивная, ласковая. Вдруг за считанные минуты до рокового выстрела  разразилась небывалая буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск. Страшные удары грома следовали один за другим, в горах не умолкали раскаты. Внезапно невиданная гроза сменилась ливнем. Не сама ли природа оплакивала смерть гениального 26-летнего поэта?..

Итак, давайте подведем итоги. Следствием установлено и доказано:

1. В Лермонтова стрелял Мартынов.

2. Лермонтов готов был помириться, но принципиальный Мартынов отказался.

3. Выстрел был сделан не из дуэльного оружия, а из более мощного, которое потом попытались скрыть.

4. Стреляли снизу вверх, чего не могло быть на обычной дуэли.

5. Оба приятеля ухаживали за одной и той же женщиной, Эмилией, которая Лермонтову предпочла Мартынова.

Многие исследователи сходятся во мнении, что это было запланированное убийство.

На похоронах поэта собрался весь Пятигорск. На могиле установили скромный камень, на котором было написано одно слово – Михаил. Так закончилась короткая, но яркая жизнь великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

О Лермонтове бурно горевали друзья и почитатели,  император прославился желчной репликой: «собаке собачья смерть» и сослал убийцу поэта Мартынова на покаяние в Киев.

Более 20 лет  имя Лермонтова замалчивалось, и лишь в 50-е гг. усилиями биографов и литераторов были собраны мемуары современников, отысканы неизданные произведения и письма. Оказалось, что Лермонтов — автор около 400 стихотворений, трех десятков поэм, двух незаконченных повестей, одного романа и полудюжины драматургических сочинений. При жизни было опубликовано менее четверти его наследия.

Когда же за дело взялись критики, выяснилось, что  писать о Лермонтове очень непросто. И по сей день, несмотря на старания множества исследователей,  биография его изобилует белыми пятнами, история создания большинства произведений остается туманной,  общая концепция творчества представляет проблему, а обстоятельства смерти так до конца и не выяснены. Время, как кажется, лишь множит усилия интерпретаторов, отодвигая разгадки на будущее.

Заключение

Во время работы над проектом мне было очень приятно сделать несколько открытий об образе Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.

Лермонтовский Кавказ – это ощущение свободы, душевного спокойствия, незыблемости мироздания… Как будто отдельно взятый человек вдохнул полной грудью воздух свободы…Особенно хорошо понимаешь это, глядя на картины Лермонтова. Кавказ у поэта – это воплощение движения. Даже природа у него живет своей жизнью, зачастую очень похожей на людскую жизнь…

Больше всего удивило то, что в основе многих “южных” лермонтовских поэм лежат легенды Кавказа, а не только фантазия автора. Поражает воображение легенда о горном духе Гуда, полюбившем земную девушку.

Поэт старался показать лучшие стороны южного края – преданных женщин, отважных мужчин, дикую, необузданную, но в то же время прекрасную природу – под стать людям. Продолжая рисовать перед нашим взором романтические картины, он не изменял достоверности – многие местности, описанные в “Герое нашего времени” существуют на самом деле, а кавказские легенды почти не претерпевают изменений от пера творца.

Пусть многое изменилось на Кавказе с того времени. На месте аулов и станиц выросли современные поселки и города. Иной стала жизнь обитателей этих мест. Но неизменной остается светлая память людей о Лермонтове. Со всех концов России едут они на Кавказ, чтобы встретиться с великим поэтом. Каждая такая встреча приносит людям радость и счастье. Поэту воздвигнуты памятники в Пятигорске и Кисловодске. Слава великого поэта давно вышла за пределы родины: произведения Лермонтова переведены на все европейские языки.

Иногда приходится удивляться тому, какие странные совпадения событий порой случаются в жизни. Исследуя кавказский период жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, нельзя не поверить в существование заранее предначертанной судьбы. Мне кажется, что есть люди, отмеченные знаком судьбы. Они чувствуют свою значимость в жизни. Такие люди рождены, чтобы привносить в нашу жизнь что-то новое, поражать нас своим творчеством, учить нас правильному и остерегать от неверного пути. Таким был и М. Ю. Лермонтов.

Несомненно, Кавказ был своеобразным источником вдохновения поэта и сыграл огромную роль в развитии его творчества. Но он же и стал роковым местом в судьбе этого человека. Работа над проектом помогла мне понять загадку личности М.Ю.Лермонтова.

Список использованных источников:

  1. Андроников И. - Лермонтов. Исследования и находки, - изд. Москва, «Художественная литература», 1977.
  2. Андроников И.- Слово о Лермонтове, - изд. Москва, «Художественная литература»,  1960
  3. Е. Л. Соснина, А. Карбоне, А. Ямадзи. М.Ю. Лермонтов: между Западом и Востоком». - Ессентуки: Творческая мастерская «БЛГ»,  2012 .
  4. Логиновская Е. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон». – М., «Художественная литература», 1977.
  5. М.Ю.Лермонтов. Собрание сочинений в двух томах. – М., Правда, 1980.
  6. http://lermontov.info/pictures.shtml
  7. http://lermontov.info/referats/lermont4.shtml
  8. http://www.deont.ru
  9.  https://zen.yandex.ru/media/znaika61/zagadka-poslednei-dueli-lermontova-5e2419d4e3062c00b03cf093 

Приложения

Приложение 1. Легенда о горном духе

Давным-давно -- так начинается эта легенда -- на берегу Арагвы, на дне глубокого ущелья, образуемого отвесными горами при спуске с Гуд-горы в Чертову долину, в бедной сакле убогого аула росла, как молодая чинара, красавица Нино. Когда она поднималась на дорогу, купцы останавливали караваны, чтобы полюбоваться красотой девушки.

От самого дня рождения Нино ее полюбил Гуда - древний дух окрестных гор. Хотела ли девушка подняться на гору - тропинка незаметно выравнивалась под ее ножкой, и камни покорно складывались в пологую лестницу. Искала ли цветы - Гуда приберегал для нее самые лучшие. Ни один из пяти баранов, принадлежавших отцу Нино, не упал с кручи и не стал добычей злых волков. Нино была царицей гор, над которыми властвовал древний Гуда.

Но вот, когда Арагва в пятнадцатый раз со дня рождения девушки превратилась в бешеный мутный поток, Нино стала такой необыкновенной красавицей, что влюбленный Гуда захотел сделаться ради нее смертным.

Но девушка полюбила не его, а юного своего соседа Сосико, сына старого Дохтуро. Этот юноша во всем ауле славился силой и ловкостью, неутомимо плясал горский танец и метко стрелял из ружья.

Когда Сосико гонялся с ружьем за быстроногою арчви серной, ревнивый Гуда, гневаясь на молодого охотника, заводил его на крутые скалы, неожиданно осыпал его метелью и застилал пропасти густым туманом. Наконец, не в силах терпеть долее муки ревности, Гуда накануне свадьбы засыпал саклю влюбленных огромной снежной лавиной и, подвергнув их любовь жестокому испытанию, навсегда разлучил их».

По другой версии, злой дух завалил хижину влюбленных грудой камней. Спускаясь с Крестового перевала в Чертову долину, проезжающие часто обращают внимание на груду огромных обломков гранита, неизвестно откуда упавших на травянистые склоны Гуд-горы. По преданию, их накидал сюда разгневанный горный дух.

Наименование свое грозный Гуда получил от Гуд-горы, а Гуд-гора, в свою очередь, от ущелья Гуда, откуда берет начало Арагва. «Подле висящего завала Большого Гуда, именно в Чертовой долине,- как сообщала в 40-х годах газета «Кавказ»,- чаще всего и подстерегали путешествовавших по старой Военно-Грузинской дороге снежные заносы и метели.

Приложение 2

https://i.pinimg.com/564x/0a/ec/b7/0aecb7c868042e4eacc630202f358805.jpg

Кавказский вид возле селения Сиони. М.Ю. Лермонтов.1837 – 1838

http://tarhany.ru/media/fckeditor_storage/%D0%92%D0%B8%D0%B4%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8B(1).jpg

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. М.Ю. Лермонтов.1837 – 1838


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация творческой деятельности учащихся (На примере работы над творческим проектом "Все для детского сада"

В работе автор делится опытом  организации работы над одним проектом, который  назван «Все для детского сада». О творческом проекте «Все для детского сада».     Это проект ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ПРОЕКТОВ

Данная статья посвящена вопросам воспитания  и формирования гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к успешной...

пример портфолио учителя

Начинающему учителю сложно разобраться во многом. Хочу поделиться с Вами опытом создания своего портфолио в электронном виде....

Отзывы учителей

Отзывы учителей посетившего урок...

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...

Отзывы учителей

Отзывы учителей...

образец отзыва руководителя индивидуального проекта обучающегося

образец отзыва руководителя индивидуального проекта обучающегося, предмет - английский язык...