"Кому на Руси дить хорошо" - на современном уроке литературы
статья по литературе (10 класс)

Перевощикова Виктория Викторовна

Как сделать поэму Н. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" интересной современному школьнику?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komu_na_rusi_zhit_horosho_-_sovremennyy_urok.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» на современном уроке литературы

Поэму-эпопею Н. А. Некрасова, посвящённую событиям после отмены крепостного права в 1861 году, нельзя назвать любимым произведением нынешнего школьника. Перипетии жизни крестьян, только-только ставших свободными, и растерянных дворян трогают сердце юношей и девушек в куда меньшей степени, чем, например, духовные терзания Раскольникова или романы Наташи Ростовой.

Можно выделить следующие проблемы при изучении поэмы (по опросу школьников):

- незнание учащихся общей характеристики крепостного права;

- нет главного героя, за судьбой которого можно было бы следить на протяжении всего произведения;

- далёкий от современного язык поэмы.

Как я уже сказала, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» нет персонажей, за чьими судьбами читатель бы следил с первой до последней страницы. Кроме семи мужиков, которые отправились в странствие, чтобы найти на просторах Отчизны счастливого человека, — но о них мы знаем мало, их характеры обозначены крайне схематично. Вот какими мы видим их в прологе:


В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина.
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож,
Сошлися — и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?

На протяжении всей поэмы никто из персонажей не «раскрывается», но Н. А. Некрасову это и не нужно: главное для него — сделать «срез» современной ему действительности. При такой задаче акцент на внутреннем мире кого-либо из героев-проводников был бы излишним. Тем более что вышеперечисленные мужики — персонажи полулегендарные: они и с птичкой-пеночкой заключают договор, и скатертью-самобранкой пользуются, и одежда на них не рвётся, и лапти не снашиваются. Но учащимся во многом становится легче, если они ближе познакомятся со странниками.

При изучении поэмы я предлагаю школьникам стать соавторами Некрасова и создать более подробный образ крестьянина-мужика. Можно рассказать о семье, о печальной истории крестьянина, учитывая то, кого они считают счастливым. Например, в этом году ученики придумали такую судьбу луке, который считал счастливым попа: у Луки родился сын, слабенький, в чём только душа держится, дышал через раз, думали, не выживет. По велению сердца и Бога решили его крестить. Но местный поп отказал, сославшись на свою занятость и неуверенность, что малыш выкарабкается, а на том свете младенцев и так принимают. Описали быт нерадивого попа, который жирует, куски хлеба выкидывает собакам, прокисшее молоко выливает поросятам, на завтрак жирные блины ест, как будто и нет на свете поста православного. Нежелание попа объясняют безденежьем Луки, неспособностью отблагодарить попа за крещение. Сыночка Лука на своих руках в метель отнёс в другую деревню, где нашёлся сердобольный поп, крестивший сына крестьянина.

Сын выжил, теперь растёт и радует своих родителей. Не забыли для контраста описать жизнь попа, спасшего мальчонку: чуть свет поп с попадьёй на ногах, хозяйством занимаются, на стол накрывают для всех нуждающихся, детки-сиротки помогают, их у попа 10, всех принимает, кто без родителей остался. Живут бедно, но в любви и понимании.

Таким образом, создавая образ и характер мужика-путешественника, учащиеся проникаются судьбой крестьянина и перестают воспринимать этот период в истории России как период, который был почти 200 лет назад и который их никак не коснётся.

Конечно, для успешного написания таких зарисовок для начала следует обратиться непосредственно к истории, к печальной странице истории нашей страны. И на уроках истории, и на уроках литературы детям сложнее всего понять психологию рабства. Для лучшего понимания, для наглядного мышления крепостного всегда привожу в пример повесть Тургенева «Муму». После изучения этого произведения в 5 классе у детей остаётся только воспоминание о том, что им было жаль собаку. Герасима им жалко только потому, что он лишился своего питомца. В 10 классе дети уже понимают, что жалеть в первую очередь необходимо Герасима, потому что у него ощущение рабства, чей-то собственности уже в крови, оно передалось ему с молоком матери, оно внутри него навсегда.

Также в пример привожу сказку Салтыкова-Щедрина « Как один мужик двух генералов прокормил».

Если учащиеся поймут, что крестьяне при любом желании не могли противиться воле своих хозяев, они даже не думали, что можно идти против них, то тогда им станет намного понятнее жизнь крестьянства до  и после отмены крепостного права.

И ещё одна проблема, с которой сталкиваются учащиеся при чтении поэмы: они не понимают многих слов, не понимают целые обороты. Поэтому при самостоятельном чтении даю детям задания выписывать незнакомые и непонятные слова, искать их значение, то есть создавать словарь. Есть много исследовательских работ, посвящённых устаревшим словам в поэме: названия одежды, еды, предметы быта. Но мало тех, где даётся исторический комментарий, линговредечевдечский анализ слов.

Крестьяне распоясались. Или почему старуха так радовалась богатому урожаю репы? Годы, неурожайные на репу, в летописи XI-XIII веков приравнивались к событиям вселенского масштаба, наряду со стихийными бедствиями и войнами. Здесь можно рассказать о блюдах из репы.

Традиционно на уроках мы говорим о судьбах Ермилы Гирина, Матрёны Корчагиной. Но следует также обращать внимание на эпизодических лиц, ведь благодаря им Некрасову удалось в своей поэме воссоздать образ то Руси, крепостной и несвободной.

Изучая материал Интернета, я нашла советы для тех, кто хочет написать поэму, как Некрасов. Мне кажется, если дети это прочитают, то лучше поймут и замысел Некрасова, и композицию, и действующих лиц.

Советы для создания поэмы

1. Задумайтесь о том, что дала народу крестьянская реформа, как изменила она его положение и, что самое важное, какая судьба выпадет свободному русскому крестьянству, какая роль в государстве ему уготована.

2. Начиная работу, даже не думайте, как вы ее закончите. Ваша цель — не довести поэму до заранее придуманного конца, а развернуть картину народной жизни, охватить как можно больше ее сторон.

3. Придумайте сюжет, который дал бы возможность героям неспешно путешествовать по стране за неясной целью, за разрешением вопроса, на который заведомо нет ответа. Допустим, о том, кому на Руси жить хорошо.

4. Сделайте главными героями мужиков — что логично, вы же собираетесь писать поэму о народной жизни. Мужиков должно быть несколько, поскольку вам нужен спор, столкновение разных точек зрения как движущая сила их поступков. Пусть ходят и ищут ответа на вопрос, проверяя выдвинутые ими «версии». 

5. Освободите героев, задавшихся важным вопросом, от посторонних дел. Скорее всего, это наведет вас на мысль о необходимости фантастических, сказочных элементов в поэме. Скажем, скатерть самобраная — хороший способ избавить героев от забот о хлебе насущном и других бытовых проблем. А вот ковер-самолет ни к чему, мужичкам нет необходимости перемещаться по Руси с такой скоростью; пусть ходят пешком, так естественнее. Да и спешить некуда ни им, ни вам. Сказочный элемент вдобавок создает проблему, которую тем интереснее решать: совмещение фольклорного начала и современной жизни. Архаический неподвижный мир мужиков столкнется у вас с современностью, с историей, в которой их участие вдруг потребовалось. 

6. Положите фольклор в основу всего, что изображаете в поэме, ведь он — ключ к пониманию народного характера и народного взгляда на мир. Используйте не только свои собственные записи и наблюдения, но и фольклорные сборники Афанасьева, Даля, Рыбникова, Барсова.

7. Имитируйте народный песенный стих. За основу можно взять белый трехстопный ямб с дактилическими (иногда чередующимися с мужскими) окончаниями   — он определит ведущий ритм и интонацию поэмы:

8. Теперь все готово. Можете отправляться путешествовать со своими мужичками по Руси, населять поэму любыми персонажами, вставлять рассказы, сценки, истории, песни, легенды.

9. Имейте в виду, что точку в вашей работе поставит сама жизнь. Учитывая объем работы, очень вероятно, что вы не успеете даже собрать вместе все, что написали. Тогда от поэмы останутся только разрозненные фрагменты, которые будут склеивать и перекомпоновывать публикаторы, споря о том, каким же был ваш замысел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

От книги к самопознанию личности (на примере урока литературы в 10 классе по теме "Н.А. Некрасов. Крестьянские образы в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

В статье прослеживается связь между психологическими и нравственными аспектами изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе. Приводится план урока по теме "Крестьянские образы ...

"Истинная сила искусства" (Традиции народной поэзии в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") Урок литературы в 10 классе

Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача - показать, что поэма "Кому на Руси жить хорошо" - оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что он...

Урок литературы в 10 классе. Поэма – эпопея Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Имя урока: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?»Цели: Определить историческую основу поэмы, замысел автора, жанр и композицию.Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка".Развивать умение коллек...

Конспект урока по литературе 10 класс "В каком году - рассчитывай..." Жанр и проблематика поэмы-эпопеи Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Тема урока: «В каком году - рассчитывай…» Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо»Цель урока:    1) раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющи...

Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...