ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Файнштейн Анна Александровна

Финал повести А.С. Грина «Алые паруса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literarury.docx36.1 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Класс: 5 «Б»                                                                                                           Учитель: Файнштейн А.А.

Тема «Финал повести А.С. Грина «Алые паруса»

Цели урока:

воспитывающие:

- способствовать нравственному воспитанию обучающихся: чувство любви, доброты, сострадания, искренности, отзывчивости, терпимости.

- создавать условия  для приобщения обучающихся к высокому нравственному и духовному миру литературы и искусства;

- способствовать формированию художественного вкуса, интереса к творчеству А.С. Грина и чтению в целом;

- формировать положительную мотивацию обучения;

- способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании, стремлении к своему идеалу и к осуществлению мечты.

обучающие:

- создать условия для знакомства обучающихся с биографией и творчеством А.С. Грина;

- способствовать развитию умения работать с текстом феерии, умению анализировать, интерпретировать и выразительно читать произведение;

- создавать условия для  видения и понимания смысла поступков героев-персонажей феерии «Алые паруса», процесса становления образов.

- актуализировать знания литературоведческих понятий: романтизм, сказка, рассказ, повесть, композиция.

- способствовать овладению литературоведческим понятием жанра феерия.

развивающие:

- способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи обучающихся;

- способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;

- создавать условия для формирования коммуникативных качеств у обучающихся;

- развивать читательские умения и навыки работы с текстом, активизировать читательское восприятие через акцентное чтение, аналитическую работу с текстом, умение определять границы смысловых отрывков произведения;

- способствовать формированию способов деятельности читательской компетентности обучающися при работе с конкретным художественным текстом, собственных интерпретационных подходов.

Планируемые результаты:

личностные:

- приобщение к высокому духовному миру литературы, живописи, музыки, кинематографа;

- осознание нравственных проблем, поднимаемых А.С. Грином в феерии «Алые паруса»;

- пробуждение у обучающихся нравственных качеств: чуткости, доброты, сострадания, терпимости, искренности, отзывчивости;

- потребность в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей учебы;

- развитие читательских умений и навыков работы с текстом, активизация читательского восприятия через акцентное чтение, аналитическую работу с текстом, умение определять границы смысловых отрывков произведения;

- формирование читательской самостоятельности при работе с конкретным художественным текстом, собственной позиции читателя.

предметные:

-  имеют представление о личности и творчестве А.С. Грина;

- умеют интерпретировать произведение А.С. Грина «Алые паруса», анализировать образы героев, подтверждая характеристику цитатами из текста;

- видят и понимают процесс становления образа, смысл поступков героев.

- осваивают литературоведческое понятие символ;

- имеют представление о роли художественных символов в феерии «Алые паруса».

метапредметные:

-определяют и формулируют цели урока;

- умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-слушают и понимают речь одноклассников и учителя;

-умеют взаимодействовать в общении друг с другом;

-делают выводы и обобщения по теме урока.

УМК: Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. В.Ф. Чертов и др. -М., 2016. Ч.2 - 303с.

Место урока в системе уроков: четвёртый (обобщающий) урок

Тип урока

Урок комбинированного типа, включающий рефлексирующий контроль.

Вид урока

«Творческая мастерская»

Формы контроля

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Опорные понятия, термины

Мечта, символ, композиция, сказка, рассказ, повесть, романтизм.

Новые литературоведческие понятия

Символ

Подготовка к уроку: предварительно все обучающиеся читают повесть-феерию «Алые паруса», делают рисунки к понравившемуся эпизоду повести, индивидуальное задание выполняют два школьника: подготовку сценки «Встреча Эгля и Ассоль».

Оборудование: художественный текст произведения «Алые паруса», презентационные материалы (видео: презентация к уроку, фрагменты из кинофильма «Алые паруса»), компьютер, проектор, мультимедийная доска, рисунки учащихся, раздаточный материал, реквизиты для сценки: игрушечный кораблик, корзина с деревянными игрушками для Ассоль, шляпа для Эгля.

Домашнее задание

На выбор подготовить эссе по теме: «Мечта в жизни человека»,

«Алые паруса моей мечты».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формыорганизации деятельности

Формируемые УУД

I.Организационный момент

Цель этапа:

подготовить

обучающихся

к работе на уроке

Здравствуйте! Присаживайтесь.

Проверьте, всё ли готово к уроку? СЛАЙД №1

Приветствуют учителя.

Ученики проверяют наличие учебного материала к уроку.

Словесный метод (приветствие, проверка готовности рабочих мест).

Регулятивные:                         самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

II.Мотивация учебной деятельности обучающихся

Цель этапа:  сформулировать тему урока, определить цели и задачи, мотивировать обучающихся, подготовить к восприятию нового материала по теме урока.

1. Определение темы, целеполагание.

2. Подготовка к восприятию.

III. Чтение и анализ произведения.

Цель этапа: организовать работу с текстом, литературную беседу по произведению, проблемный анализ

Просмотр эпизода из кинофильма «Алые паруса»

Сегодня мы с вами поговорим о мечте. Замечательный писатель Александр Грин  СЛАЙД №2 рассказал историю исполнившейся мечты в произведении «Алые паруса». Давайте вспомним события повести.

 

Тема нашего урока: «Финал повести А.С. Грина «Алые паруса» СЛАЙД №3

Финал в произведении - это итог, вывод из всего, что было показано, продумано, прочувствовано в предшествующих частях.  Как вы думаете, какие цели мы поставим на этом уроке?

Предположите, какой  финал ждёт главных героев феерии (сказочной повести)?Слайд №4

Сегодня мы прочитаем финал повести и проверим свои предположения.

Ставит задачу: выразительно прочитать, обратить внимание на поведение героев и музыкальное сопровождение сцены

В процессе обсуждения

записываются слова на доске: вера в мечту (движет поведением Ассоль), доверие (выражает лицо Грея), вера в свои возможности (слова Грея), торжество веры (музыка грянула как торжествующий хор)

Почему встреча Ассоль и Грея стала реальностью?

Что нужно было сделать героям, чтобы их мечта о счастье сбылась? Как называется корабль Грея?

Какую «нехитрую истину» понял в жизни  Грей?

Какие добрые дела можем делать мы?

Слушают вступительное слово учителя

1.Восстанавливают последовательность глав повести. Отвечают на вопросы в листках самоконтроля, оценивают себя. 

«Грей»

«Боевые приготовления»

«Алый «Секрет»

«Накануне»

«Рассвет»

«Ассоль остаётся одна»

2.Какие события описаны в главах «Накануне» и «Боевые приготовления»?

3. Почему шестая глава называется  «Ассоль остаётся одна»?

4. Какое событие становится центральным в седьмой главе « Алый ,,Секрет”»?

Проверка со слайда. Ответил   правильно  на все вопросы  - 2б.   на 1-3 вопроса -  1б.   неправильно – 0 б.

 

Формулируют цель по началу фразы:

Прочитать и проанализировать….

Объяснить смысл….

Записывают в листок самоконтроля

Отмечают в листах для самоконтроля подходящие определения:

Эффектный, закономерный, трагический, оптимистический, непредсказуемый, плачевный, благополучный, счастливый, драматический, грустный, победный, торжественный, окончательный, открытый,  красивый, яркий (финал)

Слушают и сохраняют учебную задачу

Читают по абзацам с остановками, озвучивают свои наблюдения

Задание по рядам

1р. – наблюдение за поведением Ассоль

2р.- наблюдение за выражением лица  Грея

3 р.- наблюдение за музыкальным фоном

Самооценка

Читал (а)  выразительно – 1 б.               Участвовал (а) в обсуждении -1 б.                 

Ученики рассуждают о воплощении  мечты в реальность. Получают домашнее задание

подготовить эссе по теме: «Мечта в жизни человека», «Алые паруса моей мечты».

Смотрят фильм.

Отвечают на вопросы и делают вывод:  Истина «в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Сделай чудо другому человеку: новая душа будет у тебя и у него»

Помогать престарелым, людям с ОВЗ, нуждающимся.

Методы: словесный; частично-поисковый

Приемы: актуализированная беседа, слово учителя.

Метод эмоционально-образного постижения произведения

Интерпретационный метод

 

Метод  эмоционально-образного постижения произведения

ИКТ

Интегративный прием

Личностные:

нравственно-этическая ориентация;

интерес к личности и творчеству автора и к чтению в целом;

любовь и уважение к своему Отечеству, культуре;

развитие эстетического вкуса.

Регулятивные:

контроль и самоконтроль;
формулирование цели, задач урока;

принятие и сохранение учебной задачи;

 выявление и осознание обучающимися того, что уже известно и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.

1V.  Инсценирование эпизода

V.Формирование литературоведческих представлений обучающихся

V1.  Популярность повести.

V11.  Рефлексия

Ребята подготовили вам новую загадку. Вспомните, в какой сцене впервые появляется образ кораблика с алыми парусами? Какое развитие получает образ?

Сообщает учащимся, что многозначный образ является символом. Предлагает прочитать в словаре литературоведческих терминов понятие «символ» и сделать краткую запись.

Объясните смысл названия повести.

Слово учителя.

Алые паруса - это популярное произведение. СЛАЙД № 5. По мотивам книги многие поэты писали стихи, создана опера «Алые паруса». СЛАЙД  №6. Великолепна и экранизация, она также очень популярна. СЛАЙД №7. И дело, конечно, не только в игре замечательных актеров:  Василия Ланового, Анастасии Вертинской. СЛАЙД №8. «Алые паруса» обладают  очарованием, присущим не всякому произведению искусства. Рекомендую Вам посмотреть фильм режиссёра Александра Птушко,  1961 га на киностудии «Мосфильм». СЛАЙД №9 Также зрелищна постановка балета,  СЛАЙД №10интересен мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса».   СЛАЙД№11Помотивам феерии А. Грина в Санкт-Петербурге в акватории Невы с начала XXI века ежегодно ставится театрализованное представление «Алые паруса». Так проходит Всероссийский бал выпускников средних школ.

 

На каком из островов вы

сегодня пребывали?

 

Играют сцену «Ассоль и Эгль»

Оценивают игру актёров.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя

Читают  литературоведческую статью,

 

Символ – это …

Вывод: Алые паруса – это символ…

Записывают выводы, оценивают свою работу -1б.

Наверное, А.С. Грин назвал «Алые паруса» так потому, что сказка приходит в жизнь Ассоль и «расцветает» она благодаря «летящей» душе и доброму сердцу .

Слушают  учителя

Делают вывод, почему повесть остаётся популярной?  Каким словом заканчивается повесть? («и думал о счастье»)

Ставят кораблик к выбранному острову:

о.Будущего.     о.Страха,

  о. Познания,   о. Уверенности, о. Скуки,

о.Мечты, о.Радости.

Метод  эмоционально-образного постижения произведения

Метод литературной беседы

Интегративные технологии

ИКТ

Наглядный метод

Словесный метод

Прием: слово учителя.

Метод проблемного изложения знаний

Наглядный метод

Личностные:

нравственно-этическая ориентация;

интерес к творчеству автора;

любовь и уважение к своему языку;

Познавательные:

-осуществление поиска необходимой информации для выполнений учебных заданий с использованием учебной литературы

-построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

соблюдение правил речевого поведения;

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками

Регулятивные:                         самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».

Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...