ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Финал повести А.С. Грина «Алые паруса»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Класс: 5 «Б» Учитель: Файнштейн А.А.
Тема «Финал повести А.С. Грина «Алые паруса»
Цели урока: воспитывающие: - способствовать нравственному воспитанию обучающихся: чувство любви, доброты, сострадания, искренности, отзывчивости, терпимости. - создавать условия для приобщения обучающихся к высокому нравственному и духовному миру литературы и искусства; - способствовать формированию художественного вкуса, интереса к творчеству А.С. Грина и чтению в целом; - формировать положительную мотивацию обучения; - способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании, стремлении к своему идеалу и к осуществлению мечты. обучающие: - создать условия для знакомства обучающихся с биографией и творчеством А.С. Грина; - способствовать развитию умения работать с текстом феерии, умению анализировать, интерпретировать и выразительно читать произведение; - создавать условия для видения и понимания смысла поступков героев-персонажей феерии «Алые паруса», процесса становления образов. - актуализировать знания литературоведческих понятий: романтизм, сказка, рассказ, повесть, композиция. - способствовать овладению литературоведческим понятием жанра феерия. развивающие: - способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи обучающихся; - способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста; - создавать условия для формирования коммуникативных качеств у обучающихся; - развивать читательские умения и навыки работы с текстом, активизировать читательское восприятие через акцентное чтение, аналитическую работу с текстом, умение определять границы смысловых отрывков произведения; - способствовать формированию способов деятельности читательской компетентности обучающися при работе с конкретным художественным текстом, собственных интерпретационных подходов. | Планируемые результаты: личностные: - приобщение к высокому духовному миру литературы, живописи, музыки, кинематографа; - осознание нравственных проблем, поднимаемых А.С. Грином в феерии «Алые паруса»; - пробуждение у обучающихся нравственных качеств: чуткости, доброты, сострадания, терпимости, искренности, отзывчивости; - потребность в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей учебы; - развитие читательских умений и навыков работы с текстом, активизация читательского восприятия через акцентное чтение, аналитическую работу с текстом, умение определять границы смысловых отрывков произведения; - формирование читательской самостоятельности при работе с конкретным художественным текстом, собственной позиции читателя. предметные: - имеют представление о личности и творчестве А.С. Грина; - умеют интерпретировать произведение А.С. Грина «Алые паруса», анализировать образы героев, подтверждая характеристику цитатами из текста; - видят и понимают процесс становления образа, смысл поступков героев. - осваивают литературоведческое понятие символ; - имеют представление о роли художественных символов в феерии «Алые паруса». метапредметные: -определяют и формулируют цели урока; - умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; -слушают и понимают речь одноклассников и учителя; -умеют взаимодействовать в общении друг с другом; -делают выводы и обобщения по теме урока. | |||||
УМК: Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. В.Ф. Чертов и др. -М., 2016. Ч.2 - 303с. | Место урока в системе уроков: четвёртый (обобщающий) урок | |||||
Тип урока Урок комбинированного типа, включающий рефлексирующий контроль. | Вид урока «Творческая мастерская» | |||||
Формы контроля Индивидуальная, групповая, фронтальная | Опорные понятия, термины Мечта, символ, композиция, сказка, рассказ, повесть, романтизм. | |||||
Новые литературоведческие понятия Символ | Подготовка к уроку: предварительно все обучающиеся читают повесть-феерию «Алые паруса», делают рисунки к понравившемуся эпизоду повести, индивидуальное задание выполняют два школьника: подготовку сценки «Встреча Эгля и Ассоль». | |||||
Оборудование: художественный текст произведения «Алые паруса», презентационные материалы (видео: презентация к уроку, фрагменты из кинофильма «Алые паруса»), компьютер, проектор, мультимедийная доска, рисунки учащихся, раздаточный материал, реквизиты для сценки: игрушечный кораблик, корзина с деревянными игрушками для Ассоль, шляпа для Эгля. | Домашнее задание На выбор подготовить эссе по теме: «Мечта в жизни человека», «Алые паруса моей мечты». | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формыорганизации деятельности | Формируемые УУД | ||
I.Организационный момент Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке | Здравствуйте! Присаживайтесь. Проверьте, всё ли готово к уроку? СЛАЙД №1 | Приветствуют учителя. Ученики проверяют наличие учебного материала к уроку. | Словесный метод (приветствие, проверка готовности рабочих мест). | Регулятивные: самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. | ||
II.Мотивация учебной деятельности обучающихся Цель этапа: сформулировать тему урока, определить цели и задачи, мотивировать обучающихся, подготовить к восприятию нового материала по теме урока. 1. Определение темы, целеполагание. 2. Подготовка к восприятию. III. Чтение и анализ произведения. Цель этапа: организовать работу с текстом, литературную беседу по произведению, проблемный анализ Просмотр эпизода из кинофильма «Алые паруса» | Сегодня мы с вами поговорим о мечте. Замечательный писатель Александр Грин СЛАЙД №2 рассказал историю исполнившейся мечты в произведении «Алые паруса». Давайте вспомним события повести.
Тема нашего урока: «Финал повести А.С. Грина «Алые паруса» СЛАЙД №3 Финал в произведении - это итог, вывод из всего, что было показано, продумано, прочувствовано в предшествующих частях. Как вы думаете, какие цели мы поставим на этом уроке? Предположите, какой финал ждёт главных героев феерии (сказочной повести)?Слайд №4 Сегодня мы прочитаем финал повести и проверим свои предположения. Ставит задачу: выразительно прочитать, обратить внимание на поведение героев и музыкальное сопровождение сцены В процессе обсуждения записываются слова на доске: вера в мечту (движет поведением Ассоль), доверие (выражает лицо Грея), вера в свои возможности (слова Грея), торжество веры (музыка грянула как торжествующий хор) Почему встреча Ассоль и Грея стала реальностью? Что нужно было сделать героям, чтобы их мечта о счастье сбылась? Как называется корабль Грея? Какую «нехитрую истину» понял в жизни Грей? Какие добрые дела можем делать мы? | Слушают вступительное слово учителя 1.Восстанавливают последовательность глав повести. Отвечают на вопросы в листках самоконтроля, оценивают себя. «Грей» «Боевые приготовления» «Алый «Секрет» «Накануне» «Рассвет» «Ассоль остаётся одна» 2.Какие события описаны в главах «Накануне» и «Боевые приготовления»? 3. Почему шестая глава называется «Ассоль остаётся одна»? 4. Какое событие становится центральным в седьмой главе « Алый ,,Секрет”»? Проверка со слайда. Ответил правильно на все вопросы - 2б. на 1-3 вопроса - 1б. неправильно – 0 б.
Формулируют цель по началу фразы: Прочитать и проанализировать…. Объяснить смысл…. Записывают в листок самоконтроля Отмечают в листах для самоконтроля подходящие определения: Эффектный, закономерный, трагический, оптимистический, непредсказуемый, плачевный, благополучный, счастливый, драматический, грустный, победный, торжественный, окончательный, открытый, красивый, яркий (финал) Слушают и сохраняют учебную задачу Читают по абзацам с остановками, озвучивают свои наблюдения Задание по рядам 1р. – наблюдение за поведением Ассоль 2р.- наблюдение за выражением лица Грея 3 р.- наблюдение за музыкальным фоном Самооценка Читал (а) выразительно – 1 б. Участвовал (а) в обсуждении -1 б. Ученики рассуждают о воплощении мечты в реальность. Получают домашнее задание подготовить эссе по теме: «Мечта в жизни человека», «Алые паруса моей мечты». Смотрят фильм. Отвечают на вопросы и делают вывод: Истина «в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Сделай чудо другому человеку: новая душа будет у тебя и у него» Помогать престарелым, людям с ОВЗ, нуждающимся. | Методы: словесный; частично-поисковый Приемы: актуализированная беседа, слово учителя. Метод эмоционально-образного постижения произведения Интерпретационный метод
Метод эмоционально-образного постижения произведения ИКТ Интегративный прием | Личностные: нравственно-этическая ориентация; интерес к личности и творчеству автора и к чтению в целом; любовь и уважение к своему Отечеству, культуре; развитие эстетического вкуса. Регулятивные: контроль и самоконтроль; принятие и сохранение учебной задачи; выявление и осознание обучающимися того, что уже известно и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, ее доказательство. | ||
1V. Инсценирование эпизода V.Формирование литературоведческих представлений обучающихся V1. Популярность повести. V11. Рефлексия | Ребята подготовили вам новую загадку. Вспомните, в какой сцене впервые появляется образ кораблика с алыми парусами? Какое развитие получает образ? Сообщает учащимся, что многозначный образ является символом. Предлагает прочитать в словаре литературоведческих терминов понятие «символ» и сделать краткую запись. Объясните смысл названия повести. Слово учителя. Алые паруса - это популярное произведение. СЛАЙД № 5. По мотивам книги многие поэты писали стихи, создана опера «Алые паруса». СЛАЙД №6. Великолепна и экранизация, она также очень популярна. СЛАЙД №7. И дело, конечно, не только в игре замечательных актеров: Василия Ланового, Анастасии Вертинской. СЛАЙД №8. «Алые паруса» обладают очарованием, присущим не всякому произведению искусства. Рекомендую Вам посмотреть фильм режиссёра Александра Птушко, 1961 га на киностудии «Мосфильм». СЛАЙД №9 Также зрелищна постановка балета, СЛАЙД №10интересен мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса». СЛАЙД№11Помотивам феерии А. Грина в Санкт-Петербурге в акватории Невы с начала XXI века ежегодно ставится театрализованное представление «Алые паруса». Так проходит Всероссийский бал выпускников средних школ.
На каком из островов вы сегодня пребывали? |
Играют сцену «Ассоль и Эгль» Оценивают игру актёров. Отвечают на вопросы. Слушают учителя Читают литературоведческую статью,
Символ – это … Вывод: Алые паруса – это символ… Записывают выводы, оценивают свою работу -1б. Наверное, А.С. Грин назвал «Алые паруса» так потому, что сказка приходит в жизнь Ассоль и «расцветает» она благодаря «летящей» душе и доброму сердцу . Слушают учителя Делают вывод, почему повесть остаётся популярной? Каким словом заканчивается повесть? («и думал о счастье») Ставят кораблик к выбранному острову: о.Будущего. о.Страха, о. Познания, о. Уверенности, о. Скуки, о.Мечты, о.Радости. | Метод эмоционально-образного постижения произведения Метод литературной беседы Интегративные технологии ИКТ Наглядный метод Словесный метод Прием: слово учителя. Метод проблемного изложения знаний Наглядный метод | Личностные: нравственно-этическая ориентация; интерес к творчеству автора; любовь и уважение к своему языку; Познавательные: -осуществление поиска необходимой информации для выполнений учебных заданий с использованием учебной литературы -построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками Регулятивные: самоконтроль. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...
Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».
Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...
