Конспект урока по рассказу М. Шолохова "Судьба человека"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Власенко Любовь Владимировна

Разработка урока литературы - 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_-_sudba_cheloveka.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Учитель: Власенко Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 549

Предмет: литература 

Класс: 8 «А»

Тема урока: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны (урок – размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)

Тип урока: изучение нового материала
Педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология учебной деловой игры, технология обучения в сотрудничестве, технология личностно ориентированного развивающего обучения 

Методы обучения: исследовательский, метод проблемного изложения, метод самостоятельной работы с текстом.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах

Цель: через образ главного героя показать трагическую судьбу русского народа

Задачи:

Образовательные: помочь обучающимся осмыслить идейно-художественное своеобразие произведения, его глубокую нравственную сущность, выявить особенности композиции, прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа.

Развивающие: развивать интеллектуальные и познавательные способности, навыки самостоятельной работы с текстом, анализа отдельных эпизодов, рефлексии и самооценки, умение высказывать и аргументировать свое мнение; развивать монологическую речь школьников, исследовательские учебные действия, проблемное и операционное мышление, сосредоточенное внимание.

Воспитательные: воспитание патриотизма, восхищения героическим прошлым своей страны, уважения к его истории, воспитание подлинной любви к человеку и гуманного отношения к миру, неприятия идей нацизма и шовинизма, воспитание любви к родному языку и литературе, формирование чувства ответственности за результат коллективной работы.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.  монологического и диалогического высказывания.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие   умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взаимопомощи, развивать чувство патриотизма.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование: текст рассказа «Судьба человека», презентация, мультимедийный проектор, отрывок из фильма «Судьба человека» С.Бондарчука (1959) (встреча с Ванюшкой) эпизод фильма 

Этап урока

Формы организации

  Деятельность    

  учителя

 Деятельность

 Обучающихся

Планируемые результаты

1.Оргмомент

Фронтальная

- Добрый день, ребята. За окном март. А значит - скоро наступит май. И наша страна будет праздновать 80-летие Победы. Война… Это страшное для человека слово. От него веет холодом, болью, страданием. Такая недавняя и такая далекая Великая Отечественная никого не обошла стороной, проникла в каждую семью, повлияла на судьбу каждого человека.

Приветствуют учителя.
Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные:
волевая саморегуляция

Личностные:

самоопределение

2.Целеполагание и мотивация учебной деятельности

.

Фронтальная

- Мы никогда не должны с вами забывать о том страшном времени и о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа в годы ВОв, о тех, кому мы обязаны своей жизнью.

Обучающиеся включаются в тему урока, слушают учителя.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные:
волевая саморегуляция

Личностные:

Самоопределение

Фронтальная

- На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведениями, которые возвращают нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне.

Обратимся к высказыванию одной английской газете:

"Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета(1957).

-        Как вы считаете, о чем мы будем говорить?

- Какова цель нашего урока?

- Согласны ли вы с мнением автора газеты?

егодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

Обучающиеся анализируют высказывание, выражают свое отношение, высказывают свое мнение, формулируют цель урока

Регулятивные: 

целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
Познавательные:
умение структурировать знания, постановка и формулировка темы урока, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Фронтальная

Работа в парах

1.Организует повторение знаний, закрепление умений.

- Обратимся к значению слова «судьба». Прочитайте определения.

 - Какое определение вам ближе? Почему?

Какое значение слова «судьба» заложено в названии рассказа?

- Каким рисует автор своего героя при их случайной встрече на берегу реки?

- Почему автор пишет: «…глаза словно присыпанные пеплом»? Как вы это понимаете? Что можете сказать о жизни такого человека?

- Как вы думаете, почему Андрей Соколов рассказывает историю своей жизни незнакомому человеку?

- Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова? Как вы понимаете значение слова «вехи»? (этапы, основные моменты чего-либо)

Создает проблемную ситуацию.

Проблемный вопрос: «Что помогло герою выстоять?»

Учащиеся (в паре) дают определение словосочетаниям «судьба человека».

Судьба человека:

- Судьба – стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий.

- Судьба – будущее, то, что случится, произойдет.

Это сверхъестественная сила, предопределяющая все события в жизни человека.

Чтение отрывка – описание Андрея Соколова.

Учащиеся в парах обсуждают высказывание. Тяжёлая судьба.

- Наверное, потому, что герой Шолохова много пережил, а близких людей у него нет… «Одному-то и курить, и помирать тошно», - неловко оправдывается Андрей.

-В небольшом рассказе Шолохова переживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека»: его довоенная жизнь, уход на фронт и прощание с семьей, пленение, неудачный побег, освобождение, гибель семьи, встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества,

умение выражать свои мысли; развитие монологической, диалоговой речи,

обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества

Познавательные: осуществлять межпредметные связи, применять полученные знания на практике

Регулятивные:

выделение и осознание усвоенного;

волевая регуляция в ситуации затруднения

Личностные: 

формирование нравственно-эстетических ценностей

4. Применение знаний и умений.

Работа в парах

Групповая

Фронтальная

Организует исследовательскую работу в группах по анализу эпизодов рассказа.

 Эпизоды:

1.Довоенная жизнь.

2.Прощание на вокзале.  

3.Плен.  В церкви.

4 Плен. У коменданта.

5. Плен. В бараке

6. В Урюпинске.

Дополнительные вопросы по эпизодам:

Какое значение имеет эпизод «В церкви»? Как проявляют себя люди? Как повёл себя герой?

В эпизоде у Мюллера наиболее полно раскрывается русский характер героя. Почему? Согласны ли вы с этим?

Что же помогло герою выстоять?

Каким же характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеть все нравственные испытания, посланные судьбой? (каждый называет одно слово)

…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо                          тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Б. Васильев

А что же за годы войны стало с семьёй Андрея Соколова?

В парах и группах ребята

-исследуют каждый отдельный эпизод произведения, систему образов рассказа, его композицию;

-отбирают и систематизируют литературный материал;

 -обрабатывают результат: обсуждают план сообщения, выбирают ответственных, которые будут представлять результаты классу.

По окончании работы выступают спикеры групп с результатами работы, затем следует обсуждение выступления групп (анализируются результаты, оценивается работа групп)

В эпизоде «В церкви» М. Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений.

Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Но только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция и самого Соколова. Нелегко дается герою убийство, тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.

Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. И герой поступает так, как велит ему совесть.

В этой сцене Андреем Соколовым была одержана нравственная победа над врагом. Герой демонстрирует настоящий русский характер:  перед лицом смерти мужество и верность Отечеству Соколова заставляют восхищаться русским солдатом даже фашистов. Своим гордым поведением он заставил врагов капитулировать перед величием духа русского солдата. Сильное впечатление производит сцена возвращения Соколова в лагерный барак, когда он делит хлеб на всех.

Ему помогают выстоять душевная щедрость, человечность, сердечность, чувство ответственности.

Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нем заложена неистребимая воля к жизни, к борьбе за справедливость: «И я из последних сил, но пошел»; «Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой… живой я остался!». Всегда, во всех обстоятельствах Андрей не утрачивает чувства человеческого достоинства, не сгибается перед бедами. Сила духа Соколова так велика, что изумляет даже закоренелых садистов-фашистов.

Герою пришлось выдержать и самое страшное испытание – известие о гибели жены и дочек, смерть сына в последний день войны. Кажется, сил жить не осталось, пережить такое горе невозможно. Но герой не растратил чуткость, потребность отдавать тепло и заботу другим, он сердцем чувствует свою и чужую боль.

Полилог   

        -Патриотизм, стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта, щедрость души, стойкость, гордость, умение сопереживать, чувство собственного достоинства.

Познавательные:

решение проблемы,

построение логической цепочки рассуждений;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Коммуникативные:

обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества;

управление поведением партнёра;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

развитие монологической речи

Регулятивные:

Выделение и осознание усвоенного

Личностные:

Формирование нравственно-эстетических ценностей;

самоопределение

Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”.  Встреча Соколова с Ванюшкой.

 

 https://hd.kinopoisk.ru/film/408967ac7a2ce635bbe5f6252bbadebd?content_tab=overview&playingContentId=408967ac7a2ce635bbe5f6252bbadebd&watch=

Фронтальная

- Сейчас я вам хочу показать небольшой отрывок фильма.

Просмотр фильма.

- Как вы думаете, зачем я вам поставила именно этот эпизод?

- Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? 

 - Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью.

Давайте вернёмся к нашей первой цитате – выдержки из английской газеты.

Какими же качествами должен обладать человек, чтобы пройти через все эти испытания?

-Две сироты, жизни которых искорежены войной.

Оба потеряли свою семью.

Познавательные:

решение проблемы,

построение логической цепочки рассуждений;

Коммуникативные:

обучение способам взаимодействия, учебного сотрудничества;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

развитие монологической речи

Регулятивные:

Выделение и осознание усвоенного

Личностные:

Формирование нравственно-эстетических ценностей;

самоопределение

5. Обобщение и        систематизация знаний

Фронтальная

Индивидуальная

- Обратимся к фразам из распечатки.

  • М. Шолохова: «Сердце Андрея Соколова не зачерствело на войне, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку»
  • Судьба Андрея Соколова – это судьба многих людей того времени.

  • Андрей Соколов – это воплощением стойкости русского национального характера.

- Почему же мы победили в этой страшной войне?

 - Да, он не равнодушен к чужому горю. Он способен жалеть и любить. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту. В этом проявляется сильный характер человека. Андрей Соколов не сломался под тяжестью испытаний судьбы.

Повествуя о судьбе Андрея Соколова, Шолохов рассказывает о судьбе одного из многих русских солдат.

Да, Андрей Соколов – это собирательный, обобщённый образ. В нём воплотились лучшие черты русского человека: милосердие, стойкость, отвага, доброта и тд.

Его судьба – это судьба народа, сконцентрированная в биографии отдельной личности.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

развитие диалоговой речи;

развитие монологической речи;

Регулятивные:

Выделение и осознание усвоенного;

выделение и осознание усвоенного

 Личностные:

Формирование нравственно-эстетических ценностей;

формирование нравственно-эстетических ценностей

6. Домашнее задание (разные уровни)

Индивидуальная

Учитель выставляет оценки за урок, задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовки обучающихся.

- Сочинение – миниатюра (письменно в тетради)

 Какие поступки Андрея Соколова вы могли бы приравнять к подвигу?

Обучающиеся выбирают уровень домашнего задания сочинения-миниатюры

Регулятивные:

осознание обучающимися того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция  

7. Рефлексия деятельности

Работа в группах

Организует рефлексию, организует самооценку результатов обучающихся.

Придумать СИНКВЕЙН

  • Память
  • Семья
  • Подвиг
  • Патриотизм
  • Героизм
  • Родина
  • Милосердие
  • Доброта
  • Сопереживание
  • Стойкость

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Личностные:

самооценка на основе успешности;

адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.

Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...

Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"

Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....

Конспект урока литературы в 6 классе "Человек и природа в рассказе Ю.Казакова "Никишкины тайны"

Конспект урока литературы в 6 классе "Человек и природа в рассказе Ю.Казакова "Никишкины тайны"...

Конспект урока литературы "Размышления о предназначении человека" (по рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")

Цель урока - формирование представлений учащихся о предназначении человека, о смысле жизни, об истинных и ложных ценностях....