Урок литературы в 5 классе «Дети и война» (по повести В.П.Катаева «Сын полка»)
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Формирование чувства патриотизма, чувства целостности со своей страной, землей, на которой ты родился – важная задача современного образования. В 21 веке необходим открытый диалог с подрастающим поколением по данной теме. Именно поэтому урок «Дети и война» по повести В.П.Катаева «Сын полка» имеет высокую значимость для процесса формирования осознанной, глубоко нравственной личности обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5А классе «Дети и война»
по повести В.Катаева «Сын полка»
Цели и задачи урока:
обучающие:
- развивать навыки выразительного чтения на основе анализа эпизодов;
развивающие:
- формировать умение аналитического чтения прозаического произведения
- развивать устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, выделять главное, рассуждать, давать характеристику героям произведения;
- обогащать словарный запас учащихся;
воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, патриотизм, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне;
- воспитывать интерес к миру детской художественной литературы.
Оборудование:
- компьютер
- телевизор
- презентация
- выставка книг о войне по рекомендательному списку (список вывешен на доске)
- иллюстрации к повести «Сын полка»
- плакат «80 лет Победы»
- портрет В.П.Катаева
Перед началом урока учащиеся знакомятся с выставкой книг и выставкой иллюстраций к повести «Сын полка». (Выставка книг поможет учащимся определить тему урока).
Ход урока:
1.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- Ребята, вы познакомились с выставкой книг. Все они связаны с темой нашего урока.
- Давайте попробуем сформулировать тему. Кто догадался, какая тема урока?
(Дети и война)
- Да, тема нашего урока «Дети и война».
Вы уже знаете, что в этом году исполняется 80 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне, 2025 год объявлен президентом России Владимиром Владимировичем Путиным Годом Защитника Отечества. (Внимание на плакат)
- К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть «Сын полка», написанную в 1944 году писателем В.П.Катаевым.
2. Знакомство с биографией В.П.Катаева
Ученица (Александра К.):
Валентин Петрович Катаев – русский писатель. Родился в Одессе в семье учителя. В 1915 году во время Первой мировой войны ушёл на фронт добровольцем. Был два раза ранен, отравлен газами. После революции 1917 года приехал в Москву и работал корреспондентом в газете. Писал очерки, заметки, рассказы, повести, пьесы.
С началом Великой Отечественной войны в 1941 году становится военным корреспондентом.
Обсуждение
- Понравилась ли вам повесть В.П.Катаева «Сын полка»?
- Какие чувства вы испытывали, когда читали?
- А когда закончили читать? Какое впечатление осталось у вас после прочтения?
- О чём или о ком эта повесть? Кто является главным героем? (О войне, главный герой - Ваня Солнцев, который остался сиротой, много натерпелся от фашистов и которого нашли советские разведчики, о том, как складывалась судьба мальчика…)
- В каком году происходят события, описанные в книге? (В 1944 году, осенью)
- Каким первый раз увидели Ваню разведчики, когда нашли его? (Зачитать)
- Почему Ваня выглядел так? (Ему много пришлось пережить… Великая Отечественная война была тяжёлым временем для нашей страны. Не только для солдат – воинов, но и для мирного населения. Боль, страдания, потери… Война ломает судьбы людей, особенно детские…)
- Посмотрите на слайд (презентация). (Дети / война) С какими словами связано в вашем сознании слово «дети»? (Радость, счастье, смех, игры, беззаботность, школа… ЖИЗНЬ) А война? (Страх, боль, страдание, потери, несчастье, горе… СМЕРТЬ) (Открываются листочки с ассоциативными словами)
- Посмотрите внимательно на эти 2 группы слов. Что можно сказать о них? По значению слова в этих группах какие? Одинаковые? (Нет, противоположные) Правильно, противоположные, несовместимые. Дети приносят радость, счастье, это продолжение Жизни! А война несёт страх, горе, кровь, отнимает родных, радость, детство и даже жизнь. Всё, что ассоциируется в нашем сознании со словом «Дети», война перечёркивает!
- Поэтому вначале произведения Ваня и выглядел так… не как ребёнок, а как затравленный, замученный, запуганный зверёк… «Как волчонок» - говорит про него сержант Егоров. Но в то же время не сломленный… Почему? (В руке Ваня держал заточенный гвоздь, был готов обороняться!) Да, Ваня был готов в любую минуту вступить в схватку с врагом.
- Как жил Ваня с начала войны? (Зачитывают или пересказывают)
- Мирным жителям тяжело приходилось в оккупации. Как вы понимаете слово «оккупация»?
Словарная работа:
В словаре Ожегова оккупация — это временное отторжение, захват чужой территории военной силой. Также оккупацией называют период такого захвата и пребывания гражданского населения на захваченной территории (разговорное).
Оккупация – это временное насильственное занятие вооружёнными силами какого-либо государства чужой территории.
- Итак, Ваня Солнцев, многое пережил в оккупации, потерял всех близких, остался сиротой. Какие чувства он испытывает к фашистам? (Ненависть)
- А как он реагирует, когда понимает, что перед ним свои, советские солдаты? (Зачитать)
- Как чувствует себя мальчик в палатке у разведчиков? («Как в необыкновенном, сказочном мире»)
- Почему «сердце мальчика было полно бурной радости»? (Простые, кажущиеся обыденными вещи: горячий чай, свиная тушёнка, сахар, возможность постричься, помыться / попариться в бане, одеться – превращаются на войне в сказку) Да, Ваня в течение очень долгого времени был лишён всего этого…
- О чём Ваня мечтает, оказавшись у разведчиков? (Остаться у них) Почему? (Разведчики полюбили мальчика, относятся к нему как к сыну, брату…) Да, Ваня впервые за долгое время почувствовал себя спокойно, а также почувствовал любовь, заботу и то, что здесь он обрёл семью…
- Но один человек приказывает отправить мальчика в тыл. Как звали этого человека? (Капитан Енакиев)
- Что мы узнаём об этом человеке? (Была семья: мать, жена, сын Костик – все погибли) То есть, можно сказать, что капитан, как и Ваня Солнцев, остался один на белом свете. Война также отняла у него всех родных. Семьёй для капитана стала батарея, те люди, которыми он командовал.
- Почему же капитан приказал отправить Ваню в тыл? (Боится, что мальчик может погибнуть) Правильно, детям не место на фронте.
- Как Ваня отреагировал на приказ капитана Енакиева? (Он расстроен, разочарован, «раздавлен», чувствует обиду и принимает решение убежать)
- Получилось у него воплотить задуманное? (Да, со второго раза)
- Кто должен сопроводить Ваню … (Ефрейтор Биденко)
- Как Ваня в первый раз обхитрил бывалого, опытного разведчика? (Пересказ)
- А во второй раз? (Пересказ)
- Почему Ваня хочет вернуться к разведчикам? (Они уже стали для него семьёй, близкими людьми. А ещё Ваня хочет воевать, ходить с ними в разведку, приносить пользу…)
- Какие качества мы видим в Ване, благодаря этим двум эпизодам? (Решительность, находчивость, настойчивость и упорство в достижении цели)
- После второго – удачного – побега Ваня мечтает вернуться к разведчикам, но найти их оказалось сложнее, чем он думал. Но в это время его потрясла, если можно так сказать, одна встреча… С кем? (С мальчиком, который был чуть постарше, который считался сыном полка в кавалерийском полку)
- Какое значение имела для Вани эта встреча? (Он решил найти командира, который смог бы приказать капитану Енакиеву, чтоб тот разрешил оставить Ваню у разведчиков)
- Получилось это у него? (Не совсем так, как рассчитывал Ваня. Он встретился с самим капитаном Енакиевым)
- Как сложилась судьба Вани после этой встречи? (Капитану Енакиеву понравился мальчик. У Вани вообще была счастливая особенность – он нравился всем, с кем его сводила судьба. Капитан решил, что Ваня может не ехать в тыл, и взял его с собой…)
- Какие мысли были у капитана Енакиева насчёт Вани? (Сначала он определил мальчика к разведчикам, которые его нашли. Но капитан решил всерьёз заняться судьбой мальчика, воспитать из него настоящего военного, будущего офицера. Для этого он определяет его к первому орудию. Ване нужно было научиться выполнять обязанности всех номеров, которые состояли при этом орудии. А ещё капитан Енакиев принял решение усыновить Ваню, подал рапорт начальству. Но этому не суждено было случиться… Капитан Енакиев погибает…)
- Какой разговор состоялся между капитаном Енакиевым и Ваней Солнцевым в решающий момент боя, который вела батарея капитана? (Капитан велел Ване уходить, но мальчик ни за что не хотел бросать своих товарищей в бою, это было для него равносильно предательству)
- Что понял капитан, взглянув в глаза Ване? (Что самолюбие, гордость, совесть не позволят Ване уйти)
- Что предпринял капитан Енакиев, чтобы спасти жизнь Ване? (Приказал ему доставить донесение в штаб)
- Да, он понял, что чувствует Ваня, пощадил самолюбие мальчика, именно потому он отдавал приказ так громко, чтобы все слышали, что Ваня не сбегает с поля боя, а отправляется по приказу командира выполнять важное задание.
- Этот бой был последним для капитана Енакиева… А судьба Вани снова поменялась – в который уже раз! – судьба солдата на фронте меняется быстро. Куда отправился Ваня? (В Суворовское училище)
- Что это за училище? (В нём готовят будущих военных)
- А вы знаете, в честь кого названо Суворовское училище? (Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов знаменит тем, что не проиграл ни одного сражения, включая те, где силы противника значительно превосходили российскую армию по численности) – ПОРТРЕТ (на экране)
- С какого возраста можно поступить в Суворовское училище?
В суворовские военные училища Минобороны России принимаются дети, успешно окончившие четыре класса общеобразовательной школы, и дети старших возрастов — до 15 лет – соответственно в класс по уровню своей подготовки. В суворовское училище берут детей с хорошими оценками. Троечников не принимают.
В суворовские училища при МВД можно поступить после 8-го класса или на 2-й курс после 9-го. Ежегодно для каждого учебного заведения устанавливается свой план набора, информацию о нём можно найти на сайте училища или в приёмной комиссии.
Срок обучения зависит от того, в каком возрасте мальчик поступил в училище. Для пятиклассников он составляет 7 лет.
- Как вы думаете, ребята, как дальше сложится жизнь Вани Солнцева? (М.б., Лиза П. зачитает своё сочинение)
- Дети и война… Несовместимые понятия… Говорить об этом сложно. К этой теме в литературе обращались многие писатели и поэты, которые сами воевали, были военными корреспондентами. Послушаем ребят, которые готовились прочитать стихи о детях на войне.
- К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» (Даниил Т.)
- «Прижав к груди заснувшую игрушку, седой мальчишка на лафете спал…» Как же это противоестественно – седой мальчишка…
- А вот герой другого стихотворения больше напоминает Ваню Солнцева в своём старании помочь солдатам.
- А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» (Иван Г.)
- Подведём итоги. О чём мы говорили сегодня? (О детях на войне. О том, что дети и война – понятия несовместимые. Чтоб дети могли спокойно, радостно, счастливо жить и учиться, на Земле должен быть МИР!)
В конце урока ученица (Даша Е.) читает стихотворение:
Пусть навек исчезнут войны,
Чтобы дети всей земли
Дома спать могли спокойно,
Танцевать и петь могли,
Чтобы солнце улыбалось,
В окнах светлых отражалось
И сияло над землёй
Людям всем и нам с тобой!
(М. Пляцковский)
- Спасибо всем за работу, ребята! Желаю всем нам мира и добра!
Оценки – посмотреть, кому за что: за рисунки, за ответы, за стихи и т.д.
Сегодняшний урок проходит в рамках ежегодной всероссийской акции «Читаем детям православную книгу», по благословению Его Высокопреосвященства Лонгина, митрополита Симбирского и Новоспасского. В этом году акция посвящена 80-летию Победы и Году Защитника Отечества, а тема акции – произведения русских советских писателей о Великой Отечественной войне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская о ценности детства «ДЕТИ и… ВОЙНА» ( по повести Владимира Богомолова «Иван»)
Цель: образовательная – а) повторение ранее изученного произведения ( Л.Н.Толстой «Петя Ростов»);б) знакомство с произведением о Великой Отечественной войне 1941-1945гг., где герой-ровесник вносит пос...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Урок литературы 8 класс. «Песни, опаленные войной» (М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату».
Урок – творческая мастерская поможет осмыслить подвиг и трᡃагедию нᡃашего нᡃарᡃода в годы Великой Отечественᡃнᡃой войнᡃы, которᡃые нᡃашли свое отрᡃаженᡃие в стихах поэтов нᡃашей Рᡃод...

Презентация к уроку литературы (5 класс) "Мы о войне стихами говорим"
Презентация знакомит с основными событиями ВОВ, стихотворениями, написанными о ней....

Открытый урок по литературе в 9 классе «Суровая правда войны». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»)
Открытый урок по литературе в 9 классе«Суровая правда войны»(По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»)...

"Своя игра" по повести В.П.Катаева "Сын полка"
Презентацию можно использовать после изучения повести "Сын полка" в 5 классе....