ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. 9 класс. Как помочь учащимся запомнить текст. Александр Солженицын. «Матренин двор».
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (8, 9, 10 класс)
Актуальность: в 9-м классе учащиеся сдают «Итоговое собеседование по русскому языку». У многих детей возникают большие проблемы с пересказом текста, так как современные дети очень мало читают, а тем более пересказывают текст. Часто дети после прочтения текста не могут вспомнить фамилию человека, о котором только что читали. Поэтому я озадачилась вопросом: как можно использовать читательскую грамотность для помощи детям при сдаче не только устного русского, но и письменного экзамена по русскому языку? Поэтому предлагаю свою методу (ранее я нигде ее не встречала) как помощь заинтересованному учителю. Эта несложная работа помогает детям запомнить тект (многократно мною проверено!). Дерзайте!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 234.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. 9 класс.
Как помочь учащимся запомнить текст.
Александр Солженицын. «Матренин двор».
Автор: Стрельченок Елена Александровна – учитель высшей категории
МКОУ «Колесниковская основная общеобразовательная школа»
Кетовского МО Курганской области
ЦЕЛЬ: использование уроков читательской грамотности для помощи учащимся при запоминании текста.
Актуальность: в 9-м классе учащиеся сдают «Итоговое собеседование по русскому языку». У многих детей возникают большие проблемы с пересказом текста, так как современные дети очень мало читают, а тем более пересказывают текст. Часто дети после прочтения текста не могут вспомнить фамилию человека, о котором только что читали. Я не русовед, но могу судить об этом как эксперт-собеседник, которым являюсь со дня появления этого экзамена. В девятом классе я, как классный руководитель, также веду функциональную грамотность (читательскую грамотность в том числе). Поэтому я озадачилась вопросом: как можно использовать читательскую грамотность для помощи детям при сдаче не только устного русского, но и письменного экзамена по русскому языку? Изучила представленные тексты и задания к ним – мне это показалось недостаточно интересным и сложным для учеников 9 класса. Поэтому предлагаю свою методу (ранее я нигде ее не встречала) как помощь заинтересованному учителю.
Восприятие окружающего мира бывает зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным, вкусовым. При прочтении текста про себя в основном работает зрительный анализатор. При прочтении текста вслух работают зрительный и слуховой анализаторы, то есть увеличивается вероятность восприятия текста. Я же постаралась идти от обратного: вначале у детей включаем только слуховой анализатор, так как читают текст не дети, а учитель. А дети мыслят образами, то есть представляют то, о чем идет речь в тексте (помните из детства: даже когда ребенок уже научился читать, просит прочитать ему сказку кого-то из взрослых). И только потом включается зрительный анализатор (дети выписывают ключевые слова).
Последовательность выполнения работы:
- Я объясняю учащимся, что такое ключевые слова: это слова, выписанные из текста, на основе которых можно восстановить текст в памяти. Для письменного экзамена по русскому языку это тоже является актуальным.
- Первый раз я читаю текст, а ученики просто внимательно его слушают.
- При повторном прочтении текста они записывают ключевые слова (я читаю текст, не останавливаясь, но не быстро). Текста у детей нет, он есть только у меня.
- После окончания чтения я спрашиваю: кто и сколько ключевых слов выписал: от 3 до 5, от 6 до 10, от 10 до 15, свыше 15 (дети поднимают руки).
- Потом я задаю заранее составленные мной вопросы (учитель сам решит - кому и какой вопрос задать, но обязательно нужно включать в работу слабых учеников).
- После нескольких занятий можно переходить к пересказу, но не всего текста сразу, а предложений на основе вопросов, которые складываются в текст.
Это позволит ученикам запомнить и пересказать текст.
Это новый вид работы и для меня и для ребят, поэтому на первом занятии я волновалась, но все на удивление прошло хорошо. В работу, как в игру, включаются даже те мальчишки, которые обычно на уроках отсиживаются. Некоторые ребята на третьем занятии начинают выписывать ключевые слова уже при первом прочтении текста.
Существует «Открытый банк заданий» для формирования функциональной грамотности. Читательская грамотность. 9 класс». Позже оттуда я взяла текст «Две башни». Но сразу я взяла небольшой и интересный текст о Лувре. К каждому занятию подбираю текст, который был бы интересен детям с точки зрения отношений людей, или чтобы он знакомил ребят с каким-то известным человеком, или с каким-то интересным событием или объектом. Для многих детей эта информация является своего рода открытием, то есть мы ко всему прочему расширяем кругозор учеников.
Это произведение А.Солженицына изучается в школе, но я взяла именно этот отрывок для развития образного мышления и запоминания текста. Удобно распечатать на отдельных листах текст и вопросы к нему, тем более, что цифры совпадают.
Александр Солженицын. «Матренин двор». Рассказ (отрывок).
1.«На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы, по ветке, что ведет к Мурому и Казани, еще с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход почти как бы до ощупи.
2.Пассажиры льнули к стеклам, выходили в тамбур: чинят пути, что ли? Из графика вышел?
3.Нет. Пройдя переезд, поезд опять набирал скорость, пассажиры усаживались.
4.Только машинисты знали и помнили, отчего это все. Да я.
5.Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад — просто в Россию.
6.Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять.
7.Мне просто хотелось в среднюю полосу — без жары, с лиственным рокотом леса.
8.Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России — если такая где-то была, жила.
9.За год до того по сю сторону Уральского хребта я мог наняться разве таскать носилки. Даже электриком на порядочное строительство меня бы не взяли.
10. А меня тянуло — учительствовать. Говорили мне знающие люди, что нечего и на билет тратиться, впустую проезжу.
11.Но что-то начинало уже страгиваться. Когда я поднялся по лестнице …ского облоно и спросил, где отдел кадров, то с удивлением увидел, что кадры уже не сидели здесь за черной кожаной дверью, а за остекленной перегородкой, как в аптеке.
12.Все же я подошел к окошечку робко, поклонился и попросил:
13. -Скажите, не нужны ли вам математики где-нибудь подальше от железной дороги? Я хочу поселиться там навсегда.
14. Каждую букву в моих документах перещупали, походили из комнаты в комнату и куда-то звонили.
15. Тоже и для них редкость была — все день просятся в город, да покрупней. И вдруг-таки дали мне местечко — Высокое Поле. От одного названия веселела душа.
16. Название не лгало. На взгорке между ложков, а потом других взгорков, цельно-обомкнутое лесом, с прудом и плотинкой, Высокое Поле было тем самым местом, где не обидно бы и жить и умереть.
17. Там я долго сидел в рощице на пне и думал, что от души бы хотел не нуждаться каждый день завтракать и обедать, только бы остаться здесь и ночами слушать, как ветви шуршат по крыше — когда ниоткуда не слышно радио и все в мире молчит.
18. Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным.
19. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города.
20.Я вернулся в отдел кадров и взмолился перед окошечком. Сперва и разговаривать со мной не хотели.
21. Потом все ж походили из комнаты в комнату, позвонили, поскрипели и отпечатали мне в приказе: «Торфопродукт».
22. Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!
23. На станции Торфопродукт, состарившемся временном серо-деревянном бараке, висела строгая надпись: «На поезд садиться только со стороны вокзала!»
24.Гвоздем по доскам было доцарапано: «И без билетов».
25. А у кассы с тем же меланхолическим остроумием было навсегда вырезано ножом: «Билетов нет».
26. Точный смысл этих добавлений я оценил позже. В Торфопродукт легко было приехать. Но не уехать.
27. А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. Потом их вырубили — торфоразработчики и соседний колхоз.
28.Председатель его, Горшков, свел под корень изрядно гектаров леса и выгодно сбыл в Одесскую область, на том свой колхоз и возвысив.
29. Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок — однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых.
30. Но внутри этих домиков нельзя было увидеть перегородки, доходящей до потолка, так что не снять мне было комнаты с четырьмя настоящими стенами.
31. Над поселком дымила фабричная труба.
32. Туда и сюда сквозь поселок проложена была узкоколейка, и паровозики, тоже густо-дымящие, пронзительно свистя, таскали по ней поезда с бурым торфом, торфяными плитами и брикетами.
33. Без ошибки я мог предположить, что вечером над дверьми клуба будет надрываться радиола, а по улице пображивать пьяные — не без того, да подпыривать друг друга ножами.
34. Вот куда завела меня мечта о тихом уголке России. А ведь там, откуда я приехал, мог я жить в глинобитной хатке, глядящей в пустыню. Там дул такой свежий ветер ночами и только звездный свод распахивался над головой.
35. Мне не спалось на станционной скамье, и я чуть свет опять побрел по поселку. Теперь я увидел крохотный базарец.
36. По рани единственная женщина стояла там, торгуя молоком. Я взял бутылку, стал пить тут же.
37. Меня поразила ее речь. Она не говорила, а напевала умильно, и слова ее были те самые, за которыми потянула меня тоска из Азии:
38. -Пей, пей с душою желадной. Ты, потай, приезжий? -А вы откуда? — просветлел я.
39. И я узнал, что не всё вокруг торфоразработки, что есть за полотном железной дороги — бугор, а за бугром — деревня, и деревня эта — Тальново, испокон она здесь, еще когда была барыня-«цыганка» и кругом лес лихой стоял.
40. А дальше целый край идет деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово — все поглуше, от железной дороги подале, к озерам.
41.Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию».
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ.
Кто автор отрывка? Как называется рассказ, отрывок из которого Вы только что услышали?
- На каком километре и от чего поезда замедляли ход? О ветке между какими городами идет речь?
- Что думали пассажиры, когда поезд замедлял ход?
- После чего поезд опять набирал ход?
- Кто знал причину замедления хода?
- В каком году автор возвращался домой? Откуда автор возвращался в Россию?
- Ждали ли автора где-нибудь и почему?
- Куда хотелось автору?
- Где хотелось затесаться автору?
- За год до этого кем бы его взяли работать и почему? Кем бы не взяли и куда?
- Чем хотел быть автор? Куда его тянуло?
- Что удивило автора в облоно?
- Что сделал автор, подойдя к окошку?
- Кем и куда он хотел устроиться на работу?
- Что сделали в облоно?
- Куда чаще всего просятся люди? Какое местечко дали автору?
- Где было расположено Высокое поле? Что подумал о Высоком поле автор?
- О чем думал автор, сидя в рощице на пне?
- Что не подошло автору?
- Откуда деревня брала съестное?
- Что вынужден был сделать автор?
- Что сделали в отделе кадров? Что напечатали в приказе?
- При чем тут Тургенев?
- Какая надпись висела на станции Торфопродукт?
- Что было выцарапано гвоздем?
- Что и где было вырезано ножом?
- Почему автор понял позже смысл этих надписей?
- Кто вырубил непрохожие леса?
- Куда сбыл вырубленные гектары леса председатель? Как его фамилия?
- Как выглядели бараки и домики пятидесятых?
- Что было особенного в этих домиков? Что не устроило автора?
- Что видно было над поселком?
- Что проходило сквозь поселок? Чем были загружены поезда? Как они проходили через поселок?
- Что предположил автор?
- Что вспомнилось автору из прежней жизни?
- Что сделал автор с раннего утра? Что он увидел?
- Кого он увидел на базарце? Чем торговала женщина? Что сделал автор?
- Что поразило автора? Что его обрадовало?
- Что сказала женщина автору? Что ответил автор?
- Какие деревни назвала женщина?
- А какие деревни входили в целый край деревень?
- Какой вывод сделал автор? Что такое «кондовая Россия»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. А.Солженицын. "Матренин двор"
Урок -семинар с элементами творческого практимума по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"....
Александр Солженицын. "Матренин двор", урок в 10 классе
О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов А. Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили «Матрёнин двор». Его называли «блистательным», «подлинно гениальным п...

Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс
Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....

" Не стоит село без праведника" (урок литературы в 11 классе по произведению А.И.Солженицына "Матренин двор")
Урок позволяет рассмотреть главную идею произведения: проблему добра, человечности. Вопросы и задания помогут подробно проанализировать главного героя рассказа - Матрену....
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. 9 класс. Как помочь учащимся запомнить текст.
Актуальность: в 9-м классе учащиеся сдают «Итоговое собеседование по русскому языку». У многих детей возникают большие проблемы с пересказом текста, так как совре...