ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. 9 класс. Как помочь учащимся запомнить текст.
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)

      Актуальность: в 9-м классе учащиеся сдают «Итоговое собеседование по русскому языку». У многих детей возникают большие проблемы с пересказом текста, так как современные дети очень мало читают, а тем более пересказывают текст. Часто дети после прочтения текста не могут вспомнить фамилию человека, о котором только что читали. Я не русовед, но могу судить об этом  как эксперт-собеседник, которым  являюсь со дня появления этого экзамена. В девятом классе я, как классный руководитель, также веду функциональную грамотность (читательскую грамотность в том числе).  Поэтому я озадачилась вопросом: как можно использовать читательскую грамотность для помощи детям при сдаче не только устного русского, но и письменного экзамена по русскому языку? Изучила представленные тексты и задания к ним – мне это показалось недостаточно интересным и сложным для учеников 9 класса. Поэтому предлагаю свою методу (ранее я нигде ее не встречала) как помощь заинтересованному учителю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. 9 класс.

Как помочь учащимся запомнить текст.

Автор: Стрельченок Елена Александровна – учитель высшей категории

МКОУ «Колесниковская основная общеобразовательная школа»

Кетовского МО Курганской области

     ЦЕЛЬ: использование уроков читательской грамотности для помощи  учащимся при запоминании текста.

      Актуальность: в 9-м классе учащиеся сдают «Итоговое собеседование по русскому языку». У многих детей возникают большие проблемы с пересказом текста, так как современные дети очень мало читают, а тем более пересказывают текст. Часто дети после прочтения текста не могут вспомнить фамилию человека, о котором только что читали. Я не русовед, но могу судить об этом  как эксперт-собеседник, которым  являюсь со дня появления этого экзамена. В девятом классе я, как классный руководитель, также веду функциональную грамотность (читательскую грамотность в том числе).  Поэтому я озадачилась вопросом: как можно использовать читательскую грамотность для помощи детям при сдаче не только устного русского, но и письменного экзамена по русскому языку? Изучила представленные тексты и задания к ним – мне это показалось недостаточно интересным и сложным для учеников 9 класса. Поэтому предлагаю свою методу (ранее я нигде ее не встречала) как помощь заинтересованному учителю.

        Восприятие  окружающего мира бывает зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным, вкусовым. При прочтении текста про себя в основном работает зрительный анализатор. При прочтении текста вслух работают зрительный и слуховой анализаторы, то есть увеличивается вероятность восприятия текста. Я же постаралась идти от обратного: вначале у детей включаем только слуховой анализатор, так как читают текст не дети, а учитель. А дети мыслят образами, то есть представляют то, о чем идет речь в тексте (помните из детства: даже когда ребенок уже научился читать, просит прочитать ему сказку кого-то из взрослых). И только потом включается зрительный анализатор (дети выписывают ключевые слова).

          Последовательность выполнения работы:

     

  1. Я объясняю учащимся, что такое ключевые слова: это слова, выписанные из текста, на основе которых можно восстановить текст в памяти. Для письменного экзамена по русскому языку это тоже является актуальным.
  2. Первый раз я читаю текст, а ученики просто внимательно его слушают.  
  3. При  повторном прочтении текста они записывают ключевые слова (я читаю текст, не останавливаясь, но не быстро). Текста у детей нет, он есть только у меня.
  4. После окончания чтения я спрашиваю: кто и сколько ключевых слов выписал: от 3 до 5, от 6 до 10, от 10 до 15, свыше 15 (дети поднимают руки).
  5. Потом я задаю заранее составленные мной вопросы (учитель сам решит - кому и какой вопрос задать, но обязательно нужно включать в работу слабых учеников).
  6. После нескольких занятий можно переходить к пересказу, но не всего текста сразу, а предложений на основе вопросов, которые складываются в текст.

  Это позволит ученикам запомнить и пересказать текст.

     Это новый вид работы и для меня и для ребят, поэтому на первом  занятии  я волновалась, но все на удивление прошло хорошо. В работу, как в игру, включаются даже те мальчишки, которые обычно на уроках отсиживаются. Некоторые ребята на третьем занятии начинают выписывать ключевые слова уже при первом прочтении текста.

      Существует «Открытый банк заданий»  для формирования функциональной грамотности. Читательская грамотность.  9 класс».   Позже оттуда я взяла текст «Две башни».  Но сразу я взяла  небольшой и интересный текст о Лувре. К каждому занятию подбираю текст, который был бы интересен детям с точки зрения отношений людей, или чтобы он знакомил ребят с каким-то известным человеком, или с каким-то интересным событием или объектом. Для многих детей эта информация является своего рода открытием, то есть мы ко всему прочему расширяем кругозор учеников.

ТЕКСТ №1.

(К.Г.Паустовский)

   Лувр отапливается калориферами. Из врезанных в пол красивых медных решёток дует горячий ветер. Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как на этих решётках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи.

   Это греются нищие. Величавые и строгие луврские сторожа их не трогают. Посетители тоже как будто ничего не замечают. Они только стараются поскорее пройти мимо безмолвных и неподвижных бездомных.

Особенно мне запомнилась маленькая старушка с дрожащим лицом, в порыжевшей от времени накидке. Она виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потёртой сумочке, хотя было понятно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного платочка.

     Старушка вытирала этим платком слезящиеся глаза. В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце.

   Ноги у старушки заметно дрожали, но она боялась сойти с калориферной решётки, чтобы её тотчас же не занял другой. Пожилая художница стояла невдалеке за мольбертом и писала копию с картины Боттичелли. Художница решительно подошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, перенесла один к калориферу. Строго сказала старушке:

— Садитесь!

— Мерси, мадам, — пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась, так низко, что издали казалось, будто она касается головой своих колен.

   Художница вернулась к своему мольберту. Служитель пристально следил за этой сценой, но не шелохнулся.

   Красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня. Она наклонилась к мальчику и что-то ему сказала. Мальчик подбежал к художнице. Поклонился ей, шаркнул ногой и звонко сказал:

— Мерси, мадам!

   Художница кивнула. Мальчик бросился к матери и прижался к её руке. Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. Очевидно, это было действительно так. Он совершил маленький великодушный поступок и пережил то состояние, которое мы называем «гора с плеч».

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:

  1. Кто автор текста?
  2. Что такое Лувр?
  3. Каким образом он отапливается?
  4. Для каких целей используют врезанные  в пол Лувра решетки?
  5. Из чего они сделаны?
  6. Для чего в Лувр приходят нищие?
  7. Как выглядят луврские сторожа?
  8. Как относятся к нищим луврские сторожа?
  9. Как относятся к нищим  посетители?
  10. Кто больше всего запомнился автору?
  11. Как она выглядела?
  12. Как вела себя старушка?
  13. Что было у нее в сумочке?
  14. Что увидели посетители в глазах старушки?
  15. Почему старушка боялась сойти с решетки в полу?
  16. Кто обратил внимание на старушку?
  17. Чем занималась художница?
  18. С какой картины она делала копию?
  19. Что она предприняла?
  20. Какие слова и как она сказала старушке?
  21. Как отреагировала старушка?
  22. Кто пристально наблюдал за происходящим?
  23. Кто шел впереди автора?
  24. Что и как мама сказала сыну?
  25. Что сделал мальчик?
  26. Как ответила художница?
  27. Что потом сделал мальчик?
  28. Почему сияли  глаза мальчика?
  29. Что совершил мальчик, по мнению автора?
  30. Что такое «гора с плеч»?

Вопросы могут быть другими, каждый учитель может составить свои.

В начале или в конце занятия (решает учитель) нужно показать учащимся Лувр на любом носителе, чтобы они узнали, о каком объекте шла речь в тексте.

.

Текст №2.

Две башни

       Максиму и Илье в школе дали задание – приготовить доклад по теме «Идеи, которые опередили своё время». Максим нашёл в интернете статью «Две башни» и отправил Илье ссылку.

      В 2022 году Шаболовской башне, символу русского архитектурного авангарда, исполнится 100 лет. Ещё недавно она светилась, как новогодняя ёлка, украшая линию горизонта столицы. В 2015 году свет отключили. Год спустя башню внесли в список Всемирного фонда памятников как сооружение мирового значения, находящееся под угрозой разрушения.

      Проектируя её первый вариант, Владимир Шухов наверняка хотел превзойти славу Эйфеля и его «Железной дамы». Но высотный рекорд не был побит: в стране не хватило металла. Тем не менее Шуховскую башню считают вершиной «железной архитектуры» XX века. Это ни на что прежнее не похожая «технологичная» красота без единого чисто декоративного элемента, как, например, в Эйфелевой башне. Там нижние арки поставлены исключительно ради украшения и реальной нагрузки не несут.    

      Телевизионный сигнал с башни впервые передали в 1939 году, последний раз – в 2002-м. В 2010-е она работала как опора для передатчиков сотовой связи, а с 2014 года, по-видимому, перестала использоваться вообще и оказалась никому не нужна. Произошло это в самый неподходящий момент: башня остро нуждается в противоаварийных мерах. Сталь, выделявшаяся на строительство в годы Гражданской войны, не шла ни в какое сравнение по качеству с металлом, который был в распоряжении В. Г. Шухова до революции. По данным экспертиз, коррозия настолько проела конструкцию, что ещё несколько лет, и восстанавливать будет нечего.

     Для сравнения: Эйфелеву башню в Париже, построенную в 1889 году как временное сооружение Всемирной промышленной выставки, каждые семь лет чистят, ремонтируют заклёпки и красят вручную. Шаболовская башня за всю свою вековую историю ни разу не реставрировалась.

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ.

  1. Как звали школьников, которым дали задание в школе?
  2. Какое задание дали школьникам?
  3. Кто и что нашел в Интернете?
  4. Как называлась статья?
  5. Про какую башню пойдет речь в тексте?
  6. В каком году башне исполнилось 100 лет?
  7. Символом чего она является?
  8. Как выглядела башня в лучшие свои годы?
  9. На что она была похожа?
  10. Какой город украшала?
  11. В каком году отключили свет?
  12. Что случилось в 2016 году?
  13. Кто проектировщик башни?
  14. Что хотел, видимо, превзойти Шухов?
  15. Почему не был побит высотный рекорд?
  16. Почему башня Шаболовская башня - это вершина «железной архитектуры XX века?
  17. Чем считают башню?
  18. Кто автор Эйфелевой башни?
  19. Для чего Эйфелевой башне нужны нижние арки?
  20. Когда впервые с Шаболовской  башни передали телевизионный сигнал?
  21. Когда передали последний телевизионный сигнал?
  22. Чем служила башня в 2010 году?
  23. А что случилось в 2014?
  24. Почему это произошло, по мнению автора статьи, в самый неподходящий момент?
  25. Что не так было со сталью, из которой сделали башню?
  26. Каковы данные экспертиз?
  27. Когда была построена Эйфелева башня?
  28. Для чего ее построили?
  29. Что с ней делают каждые 7 лет?
  30. Сколько раз реставрировали Шаболовскую башню?

В начале или в конце занятия (решает учитель) нужно показать ученикам Шаболовскую башню на презентации или другом носителе, чтобы они узнали, о каком объекте шла речь в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

повышение уровня читательской грамотности через формирование умений работы с текстом. на уроке географии

Задачи: Образовательные:         Находить нужную информацию в незнакомом тексте, применять географические знания в новой ситуации, продолжить формирование ...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Курс внеурочной деятельности: «Читательская грамотность» Класс: 5-9

Программа нацелена на развитие:способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возмо...

Использование приёмов работы с текстом на уроках русского языка и литературы в 5 – 11 классах с целью повышения уровня читательской грамотности учащихся

В данной статье представляю приёмы, которые использую в своей практике с целью повышения интереса к урокам русского языка и литературы. Их применение на уроке позволяет осуществлять индивидуальный под...

Педагогическая практика «Включение творческих заданий в образовательный процесс: формирование функциональной и читательской грамотности через креативные методы работы с текстом»

ИРО Свердловской области   https://www.irro.ru/  В ходе внедрения практики я использую разнообразные креативные методы и задания: создание литературных сказок, викторин и квестов, ...

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Как помочь учащимся запомнить текст. Лагерь ГУЛАГа – АЛЖИР.

Современные дети очень мало читают, поэтому не могут запомнить и пересказать текст после прочтения на итоговом собеседовании по русскому языку в 9 классе, и на письменном  экзамене по русскому яз...