Урок-проектирование "А.С.Пушкин и его друзья-лицеисты" (8 класс)
методическая разработка по литературе (8 класс)
Урок разработан в свете новых требований ФГОС Главная задача - вовлечь каждого ученика в выполнение заданий по разработке коллективного проекта. Работа над данным проектом будет способствовать воспитанию у учащихся чувства школьного братства, бережного и чуткого отношения к друзьям, интерес и любовь к творчеству А.С.Пушкина.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-проектирование
(Составитель Павлицкая А.Я.)
Класс 8
Тема урока «А.С.Пушкин и его друзья-лицеисты»
Цели для учителя:
- Вовлечь каждого ученика в выполнение задания по разработке проекта.
- Углубить знания учащихся о периоде обучения А.С.Пушкина в Царскосельском Лицее.
- Помочь учащимся проследить взаимоотношения между А.С.Пушкиным и его друзьями-лицеистами в течение жизни поэта.
- Показать, какое место в судьбе поэта занимал Лицей.
- Показать роль друзей-лицеистов в жизни поэта.
- Познакомить учащихся со стихами поэта, посвящёнными его лицейским друзьям.
- Расширить и углубить понятие о жанре дружеского послания.
- Воспитывать чувство школьного братства, бережное и чуткое отношение к друзьям, интерес и любовь к творчеству А.С.Пушкина, а также ко всему, что связано с именем великого поэта.
Цели для учащихся:
- Выполнить задание по разработке проекта «А.С.Пушкин и его друзья-лицеисты».
- Более подробно ознакомиться с периодом обучения А.С.Пушкина в Лицее.
- Определить место и роль лицейского братства в судьбе поэта.
- Более подробно познакомиться с лучшими друзьями-лицеистами, в кругу которых мужал поэтический дар А.С.Пушкина.
- Изучить стихи поэта, посвящённые лицею и друзьям-лицеистам.
- Понять, почему А.С.Пушкин, посвящая стихи друзьям, использует преимущественно жанр послания.
- Проникнуться идеями поэта в решении важнейших нравственных проблем и роли дружбы в жизни человека.
- Определить собственное отношение к роли друзей и дружбы в жизни человека.
Ход урока
Эпиграф урока: «Друзья, прекрасен наш союз!»
Беседа мотивационного направления:
- Что такое дружба? Дайте своё определение этого слова.
- А какое определение даётся в «Толковом словаре» С.Ожегова?
- Согласны ли вы с таким определением? Ответ обоснуйте.
- Какую роль дружба играет в жизни человека?
- Каким, на ваш взгляд, должен быть друг?
Первый этап. (Погружение в проект).
- А теперь прочтите эпиграф нашего урока. (Друзья, прекрасен наш союз!)
- Так писал в своём стихотворении А.С.Пушкин о друзьях-лицеистах. И чтобы ответить на вопрос, какой смысл автор представленных строк заключил в слове «прекрасен», сегодня на уроке мы будем готовить проект «А.С.Пушкин и его друзья-лицеисты». Цель проекта – ответить на главный вопрос: каковы место и роль лицейского братства в судьбе А.С.Пушкина?
Второй этап. Основная часть. (Организация деятельности)
Класс делится на 4 группы по 5 человек. Каждая группа получает конверт с заданиями. В каждом конверте несколько заданий по определённой теме. Участники сами распределяют задания в группе, учитывая желание каждого.
1 группа «Экскурсоводы»
Задача: организовать заочную экскурсию по Царскосельскому лицею.
Задания в группе:
- история Царскосельского лицея;
- преподавательский состав лицея;
- об организации жизни и занятий лицеистов;
- Александр Пушкин – лицеист.
2 группа «Фоторепортёры»
Задача: создать галерею портретов «Лицейское братство». Презентация с портретами лицеистов и очень коротко, по возможности, 2-4 предложения о каждом лицеисте. Каждый член группы готовит по 6 человек:
- Бакунин, Броглио, Вольховский, Горчаков, Гревениц, Гурьев;
- Данзас, Дельвиг, Есаков, Илличевский, Комовский, Корнилов;
- Корсаков, Корф, Костенский, Кюхельбекер, Ломоносов, Малиновский;
- Мартынов, Маслов, Матюшкин, Мясоедов, Пушкин, Пущин;
- Ржевский, Саврасов, Стевен, Тырков, Юдин, Яковлев.
3 группа «Корреспонденты»
Задача: создать журнал очерков жизни «Близкие друзья-лицеисты А.С.Пушкина». Подготовить рассказы о судьбах лучших друзей поэта, о встречах после лицея, о взаимоотношениях и т.д.
- Иван Пущин;
- Антон Дельвиг;
- Александр Горчаков;
- Вильгельм Кюхельбекер;
- Иван Малиновский.
4 группа «Литературоведы» (Исследователи творчества А.С.Пушкина)
Задача: подготовить выразительное чтение и анализ стихов о друзьях-лицеистах.
- «Пирующие студенты» (1814 год);
- «19 октября» (1825 год);
- «И.И.Пущину» (1826 год);
- «19 октября» (1827 год);
- «Была пора: наш праздник молодой…» (1836 год).
Третий этап – осуществление деятельности во внеурочное время. (Поиск и обработка информации, консультации учителя, подготовка конечного продукта).
Четвёртый этап «Защита проектов» (Демонстрация результатов исследования). Учащиеся проводят заочную экскурсию по Царскосельскому лицею с помощью презентации, знакомят с лицеистами – первым выпуском, представляют журнал очерков жизни лучших друзей-лицеистов, выразительно читают стихи А.С.Пушкина и представляют свой анализ.
Ожидаемое обобщение:
Почему союз «прекрасен»? Потому что между лицеистами была настоящая дружба, которую они, как святыню, пронесли через всю свою жизнь. Друзья А.С.Пушкина стремились друг к другу, радовались каждой встрече.
Время обучения поэта в Царскосельском лицее было, пожалуй, самым счастливым периодом в судьбе А.С.Пушкина: здесь он находился в кругу своих замечательных сверстников, его учили прекрасные учителя. Лицей стал для поэта и домом, и литературной школой, в нём он обрёл наставников и товарищей на всю жизнь.
Обычно время меняет и чувства, и мысли, и внешний облик людей, но оно не в состоянии было разрушить те узы братства, которым поклялись лицеисты. Вместе они пережили грозные события 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади. Друзья делили свои радости и горе, взлёты и падения, надежды и разочарования.
Настоящая дружба, по убеждению поэта, может поддерживать человека в самые тяжёлые минуты, дарить счастье общения, понимания, сопереживания. Она помогает выстоять.
Дружба спасает поэта от одиночества, помогает преодолеть мучительность ссылки, даёт надежду на будущую встречу, даже воспоминания о друзьях поддерживают поэта в тяжёлые времена.
Сам А.С.Пушкин был верным другом, всегда любил своих товарищей и не забывал их. И главное свидетельство тому – стихи поэта о дружбе, написанные преимущественно в жанре послания, потому что эта форма позволяет выразить более близкие, тёплые отношения, сказать о самом сокровенном.
Учитель:
- А вы, ребята, задайте себе вопрос: можно ли говорить о настоящей дружбе в вашем классе? После окончания школы ваши пути -дороги разойдутся навсегда или вы будете чтить школьное братство – друзей детства?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...

Презентация "Друзья-лицеисты А.С,Пушкина". Лирика Пушкина.
Сегодня на уроке разговор пойдет об А.С. Пушкине. У великого поэта были настоящие друзья. Давайте поговорим о них и узнаем, а умел ли он сам дружить.Поэт В.А.Жуковский, которог...

Презентация о друзьях - лицеистах А.С. Пушкина
Презентация о друзьях - лицеистах А.С. Пушкина позволит познакомить детей с людьми, оказавшими большое влияние на развитие Пушкина поэта и человека....

1812 ГОД ГЛАЗАМИ А.С. ПУШКИНА И ЕГО ДРУЗЕЙ-ЛИЦЕИСТОВ. Тематический вечер, посвященный Отечественной войне 1812 года
Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? Остервенение народа. Барклай, зима иль русский Бог? А.С.Пушкин. ...