Урок литературы в 8 классе "Историческая тема в произведениях М.Ю. Лермонтова"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Обзорный урок по литературе в 8 классе по творчеству Лермонтова.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.37 КБ | |
| 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе
Тема: М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Историческая тема в произведениях М.Ю. Лермонтова.
Цель урока: знакомство обучающихся с фактами биографии поэта, его отношением к историческим темам и воплощением этих тем в творчестве.
Задачи урока:
1.Образовательные
- знать основные методы исследования литературы;
- формировать исследовательские навыки;
- развивать умение учащихся работать с различными источниками информации для получения необходимого материала;
- познакомить учащихся с поэтическим и художественным творчеством Лермонтова, связанным с кавказским периодом жизни поэта.
2. Развивающие
- развивать творческие способности, воображение учащихся, художественный и эстетический вкус, интерес к предмету через интеграцию материала уроков литературы, музыки, истории, МХК;
- продолжить работу над выразительным чтением и анализом лирических произведений.
3. Воспитательные
- прививать любовь к русской классической поэзии;
- воспитывать личность с активной жизненной позицией;
- совершенствовать навыки публичного выступления;
- формировать толерантное отношение к представителям других народов;
- предоставить возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, его истории; формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним.
Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения, умения выбирать основания для сопоставления и делать выводы; работать индивидуально и в группе; выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, создавать высказывание.
Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа художественного текста; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.
Основные виды деятельности: устный рассказ о поэте, подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве М.Ю. Лермонтова, устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования), анализ произведений, участие в коллективном диалоге, работа в группах.
Материально – техническое оснащение урока:
- мультимедийный комплекс;
- слайдовая презентация;
- видеофрагменты.
Тип урока: изучение нового материала, с элементами интеграции.
Ход урока
Слово учителя:
Сегодня на уроке мы продолжим путешествие в 19 век, который был насыщен великими для нашей страны событиями и творчеством гениальных людей, к которым мы причисляем в первую очередь А.С. Пушкина и его преемника М. Ю. Лермонтова. Мы попытаемся совместить в одном уроке науку и творчество, историю и литературу, как делали уже много раз, потому что курс литературы 8 класса и предполагает разговор о неразрывной связи русской литературы и истории. Мы с вами постоянно говорим о том, что произведения русских писателей и поэтов можно считать историческими источниками.
Гипотеза: Поэт в России – больше, чем поэт….(Е. Евтушенко). В конце урока мы должны решить, работает ли это утверждение и в отношении Лермонтова и почему?
Учитель: А теперь вспомним известные нам факты биографии поэта.
1814 год. Родился в Москве.
1817 год. Смерть матери. Жизнь у бабушки в Тарханах.
1827-1829гг. Учеба в Благородном пансионе.
1830-1832гг. Учеба в Московском университете.
1832-1834гг. Школа гвардейских подпрапорщиков в Петербурге.
1834год. Служба в Гусарском полку.
1837 год. Стихотворение «Смерть поэта».
1837-1841гг. Ссылка на Кавказ, участие в Кавказской войне.
Июль 1841 года. Дуэль с Мартыновым у горы Машук.
Работа в группах:
- Выбрать из учебника отношение Лермонтова к истории.
- Выбрать исторические события, которые можно соотнести с биографией поэта и его окружением.
Отечественная война 1812 года.
26 декабря 1825г. Восстание декабристов.
1773-1775гг. Восстание Пугачева.
1814 год. Русские войска вошли в Париж.
1830 год. Июльская революция во Франции.
1552год. Взятие Казани.
Июль 1840 год. Сражение на реке Валерик.
1709 год. Полтавская битва.
1830 год. Холерные бунты.
Учитель: Назовите, пожалуйста, известные вам произведения поэта, связанные с историей. Как вы думаете, почему он в своем творчестве обращался к истории.
Причины обращения Лермонтова к героическим страницам русской истории многозначны. Лермонтов родился в год, когда русские войска победоносно завершили борьбу с Наполеоном. Лермонтову было 11 лет, когда на Сенатской площади произошло вооруженное выступление дворянских революционеров. Менее 50 лет отделяло Лермонтова от времени Пугачева. В 16 лет Лермонтов услышал об Июльской революции во Франции. Почти одновременно он стал свидетелем крестьянских волнений в России.
Эпоха 1812 г., особо интересовала Лермонтова.
Во-первых, война 1812 г. со всей ясностью показала великую и грозную силу народа - подлинного победителя наполеоновских полчищ;
во-вторых, изображение героических событий того времени заключало, по словам Белинского, «жалобу на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел»;
в-третьих, 1812 г. и последовавшие за ним трагические для русского общества коллизии усилили внимание Лермонтова к Наполеону, личность которого своеобразно преломлялась в сознании и творчестве поэта.
Лермонтов, как известно, вырос и вращался в среде, в которой было много непосредственных участников освободительной войны против Наполеона и восстания 14 декабря 1825 г.
Отец Лермонтова принимал участие в военных действиях 1812 г., братья бабушки поэта - Дмитрий Алексеевич и Афанасий Алексеевич Столыпины - проявили себя в этой войне храбрыми и опытными военачальниками. О войне Лермонтов слышал дома, у своих друзей и знакомых, на лекциях в Московском университете, в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, куда был принят в ноябре 1832 г.
Наиболее сильное впечатление на юного Лермонтова произвели рассказы о Бородинской битве и пожаре Москвы. После того, как поэт окончил военную школу, он стал служить офицером в гвардейском полку. В полку служили солдаты, которым довелось участвовать в Бородинской битве: ведь служба солдатская в те времена продолжалась двадцать пять лет. Воспоминаниями о минувших сражениях бывалые воины охотно делились с новобранцами.
Работа в группах:
- Как поэт показал события 1812 года в стихотворении «Бородино»?
- Как поэт показал события 1812 года в стихотворении «Два великана»?
Учитель:
- Как вы думаете, можем ли мы сказать, что эти произведения Лермонтова тоже являются своеобразными историческими источниками? Почему?
Смерть Пушкина, которого Лермонтов почитал как величайшего из поэтов, потрясла его. Виновниками трагедии он считал не только высший свет, но и самого царя, о чем не побоялся прямо сказать в своем стихотворении «Смерть поэта».
Фрагмент «Лермонтов читает отрывок из стихотворения».
Учитель: Именно за это стихотворение он был отправлен в ссылку на Кавказ в действующую армию, где в этом же году пишет свою знаменитую «Песню про купца Калашникова…».
- Скажите, какую основную проблему Лермонтов поднимает в этом произведении?
- Как вы думаете, связано ли это с тем, что произошло в жизни самого поэта? Какую связь мы можем здесь увидеть?
Учитель: Итак, Лермонтов в ссылке, на Кавказе идет война с горцами. Подробности войны, ее причины мы будем обсуждать на следующем уроке, когда перейдем к изучению поэмы «Мцыри».
Лето 1840 г. Лермонтов провел в военной экспедиции против горцев. Он добился назначения в Чеченский отряд генерала Галафеева, стал его боевым адъютантом. Походы, сражения, штыковые атаки... В июле 1840 года Лермонтов принял участие в сражении на реке Валерик (с чеченского река смерти).
Фрагмент «Сражение».
Стихотворение «Валерик».
Осенью 1840 г. Лермонтов участвовал в походе на Большую Чечню. Там, после ранения Р.И. Дорохова, командовавшего «сотней» отборных конных бойцов, поэт принял командование на себя (в дальнейшем «сотня» именовалась Лермонтовским отрядом), и вновь показал себя смелым и бесстрашным человеком.
За бой на реке Валерик М.Ю. Лермонтов был представлен к ордену Владимира 4-й степени с бантом. Командир корпуса снизил представление до ордена Станислава 3-й степени, который Лермонтов также не получил.
За участие в экспедиции, состоявшейся в конце октября — начале ноября 1840 года, поэт был представлен к награде вторично, на этот раз к золотой сабле с надписью «За храбрость». Однако и на этот раз неугодный властям офицер награды не получил.
С людьми, которые находились под непосредственным его командованием, Лермонтов обращался очень просто, невысокомерно, ничем не подчеркивая превосходства своего командирского положения, делил с ними все тяготы походной жизни: ел из одного котла, спал на голой земле.
Будучи офицером русской армии, воюющей против кавказцев, Лермонтов испытывал двойственное, тягостное чувство. С одной стороны, он понимал необходимость присоединения Кавказа к России, но не понимал и не принимал тех жестоких методов, которыми царское правительство пыталось осуществлять свою политику.
Стихотворение «Дары Терека».
Учитель: Как в этом стихотворении проявилось отношение поэта к Кавказской войне?
Стихотворение «Беглец».
Учитель: Как в этом стихотворении проявилось отношение поэта к горцам?
15 июля 1841 г. поручик Михаил Лермонтов погиб. Погиб не в военных сражениях, не в открытом бою, а на дуэли…с человеком, которого считал если не другом, то приятелем, с которым вместе учился в военной школе. Мартынов завидовал Лермонтову, его славе, его храбрости, не понимал дружеские шутки поэта. Одна из таких шуток стала поводом к дуэли.
Фрагмент «Дуэль».
Учитель: Как вы увидели, Лермонтов выстрелил в воздух, он до последнего надеялся, что Мартынов откажется от дуэли. А тот выстрелил поэту в грудь, хладнокровно убил.
«Еще дуэль! Еще поэт
С свинцом в груди сошел с ристанья.
Уста сомкнулись, песен нет,
Все смолкло… Страшное молчанье!
Тут тщетен дружеский привет…
Все смолкло — грусть, вражда, страданье,
Любовь, — все, чем душа жила…
И где душа? Куда ушла?…» (Н.П. Огарев «На смерть Лермонтова»)
А теперь вернемся к началу урока. Вспомним слова Евтушенко. Верны ли они по отношению к Лермонтову? Почему? («Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.Некрасов)
Искусство не только рассказывает о чем-то в образной форме, но и делает нас соучастниками событий, заставляет пережить изображаемое. Лермонтов художественным языком, языком эпитетов и метафор ярко и отчетливо передал великие события нашей истории. Он показал себя настоящим гражданином своей страны, патриотом.
Тем самым наша гипотеза подтвердилась. Произведения М. Ю. Лермонтова вполне можно считать историческими источниками, а самого Лермонтова больше, чем поэтом.
Д/З: прочитать поэму «Мцыри».
Спасибо за урок.
Рефлексия: кластер (в центре Лермонтов, слова-ассоциации, получаем схему).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лермонтов один из пророков русского народа... А.И. Герцен
Поэт в России – больше, чем поэт…. Е. Евтушенко
Факты биографии 1814 год. Родился в Москве. 1817 год. Смерть матери. Жизнь у бабушки в Тарханах. 1827-1829гг. Учеба в Благородном пансионе. 1830-1832гг. Учеба в Московском университете. 1832-1834гг. Школа гвардейских подпрапорщиков в Петербурге.
Факты биографии 1834год. Служба в Гусарском полку. 1837 год. Стихотворение «Смерть поэта». 1837-1841гг. Ссылка на Кавказ, участие в Кавказской войне. Июль 1841 года. Дуэль с Мартыновым у горы Машук.
Причины обращения Лермонтова к теме Отечественной войны 1812 г. Она показала великую и грозную силу народа - подлинного победителя наполеоновских полчищ.
Два великана к 20-летию победы в Отечественной войне 1812г.
Бородино В 1837 г., в двадцатипятилетнюю годовщину Отечественной войны, Лермонтов написал свое знаменитое «Бородино».
Основная идея поэмы «Песня…»: даже во времена Ивана Грозного были люди, которые не боялись отстаивать свою честь и достоинство под угрозой со стороны власти.
Награды За бой на реке Валерик был представлен к ордену Владимира 4-й степени с бантом. Командир корпуса снизил представление до ордена Станислава 3-й степени, который поэт также не получил.
Награды За участие в экспедиции в октябре 1840 года представлен к награде вторично - золотой сабле с надписью «За храбрость». Но и на этот раз неугодный властям офицер награды не получил.
Дуэль… 15 июля 1841 г. поручик Михаил Лермонтов погиб на Кавказе. Не в сражениях, не в открытом бою, а на дуэли…
Результаты - Лермонтов художественным языком передал великие события нашей истории. - Поэт делает нас их соучастниками, заставляет пережить изображаемое. - Произведения М. Ю. Лермонтова вполне можно считать историческими источниками.
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям...
Урок литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова "Бородино" на тему "Бородинское сражение глазами историка и поэта"
Это урок литературы и истории в 5 классе по стихотворению М.Л.Лермонтова "Бородинона тему "Бородинское сражение глазами историка и поэта"...
Контрольная работа по литературе в 6 классе по произведениям М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.А.Фета, И.С.Тургенева.
Контрольная работа по литературе, позволяющая проверить знания шестиклассников произведений М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, А.А.Фета....

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема урока: «Жизненные уроки героя»
Урок предназначен, чтобы помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа. Помочь выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее. Так же этот урок предназначе...

Урок - исследование "Историческая тема в произведениях М. Ю. Лермонтова".
Данный урок проводился в рамках недели гуманитарных наук, посвященной творчеству М. Ю. Лермонтова. Главная идея урока - связать предметные области история и литература. Проблема урока - можно ли счита...

Конспект урока литературы. Развитие речи. Анализ лирического произведения. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова.
Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...
Урок литературы. Литературная гостиная Тема: «Кавказ в жизни М.Ю.Лермонтова» 9 кл.
Урок литературы в 9, 11 классе. Литературная гостиная "Кавказ в жизни М.Ю.Лермонтова" позволяет в непринужденной обстановке познакомиться с жизнью и творчеством поэта. Непосредственное вовле...