Конспект урока по предмету "Литературное чтение" по теме "А.А.Сурков "День торжества", 2025, 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Конспект урока по предмету "Литературное чтение" по теме "А.А.Сурков "День торжества"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Город: Магнитогорск.
ОУ: МОУ «С(К)ОШ № 15»
Учитель: Сафонова Ирина Николаевна
Тема учебного занятия: «А.А.Сурков «День торжества»».
Класс: 11 класс.
Продолжительность учебного занятия: 45минут.
Тип учебного занятия: Сообщение новых знаний.
Цели и задачи (образовательная, развивающая, воспитательная):
Цель урока по стихотворению А. Суркова «День торжества» — создание целостного анализа поэтического текста.
Образовательная: Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне, о подвигах советских солдат, познакомить с произведением А.А. Суркова «День торжества». Формировать общеучебные умения и навыки (через работу с текстом).
Развивающая: Развивать навыки выразительного чтения и анализа произведения, монологической речи (через рассказ ученика), расширять словарный запас (через работу со словами и словаре), развитие мыслительной деятельности и внимания (через расстановку логических ударений и пауз в тексте, вопросы), памяти (ответы на вопросы).
Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к её историческому прошлому.
Оборудование: учебник, словари.
Ход учебного занятия.
- Организационный момент. Минутка доброты (пожелания педагога).
- Тема, цели, план урока.
Работа над темой урока.
- Прослушайте стихотворение и определите, какому событию в истории нашей страны будет посвящен урок.
Отгремела война,
свой кровавый собрав урожай.
Сколько лет пронеслось,
сколько новых забот пережито.
Время мчится вперед,
время к новым спешит рубежам.
Но никто не забыт!
И навеки ничто не забыто!
- О каком событии идет речь? («Война», «Великая Отечественная война»)
- 80 лет назад наша страна салютовала победу в беспощадной и кровопролитной войне. Это священный праздник, который навсегда останется в наших сердцах. Каждый хранит в памяти семейные истории о том, как война коснулась их семей: кто-то потерял близких на фронте, кто-то пережил блокаду, кто-то трудился в тылу. А начать наш разговор мне всё равно хочется не о победе, а о начале войны. Как вы думаете, какие чувства испытали люди, когда узнали о начале войны? (мнения детей: страх, ужас, озабоченность, волнение, тревога, потрясение).
Война – это 1725 разрушенных городов и посёлков. Это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик. Это 900 дней и ночей блокады Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки на взрослого и 25 граммов на ребёнка. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. О войне писали многие писатели и поэты, которые сами участвовали в боях и видели фронтовую обстановку своими глазами... «Никогда за время существования советской поэзии не было написано столько стихов, как за годы войны», - заметил Алексей Сурков. Стихи публиковались в центральной и фронтовой печати, транслировались по радио, звучали на фронте и в тылу.
- Сегодня на уроке мы будем читать произведение поэта-фронтовика Алексея Александровича Суркова. Давайте познакомимся с поэтом.
- (Рассказ ученика о поэте) Алексей Александрович Сурков участник Гражданской войны. Служил пулемётчиком, конным разведчиком. В 1941 - 1945 годах был военным корреспондентом. Участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии. Автор известных патриотических песен «В землянке», «Песня защитников Москвы». Алексею Суркову посвящено стихотворений Великой Отечественной войны «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», написанное Константином Симоновым в 1941 году.
- Как вы думаете, почему свое произведение поэт назвал «День торжества». (Ребята заполняют «Корзину идей»).
- В конце урока мы должны научиться читать стихотворение выразительно.
- Первичное восприятие текста.
- Послушайте произведения. Подумайте и ответьте, о каком событие идет речь? (Ученики слушают чтение учителя. Затем отвечают на поставленный вопрос).
- Словарная работа.
- С помощью оглавления учебника найдите текст произведения. (Ученики открывают оглавление и находят необходимую страницу).
- Читаете шепотоми текст. 1 группа – находит непонятные выражения, 2 группа находит непонятные слова, найдите объяснение в словаре. (Учащиеся работают с карандашом.)
- Назовите слова и выражения, которые вы нашли. С помощью словаря обьясните их значение. (Неистово, не отступаясь, заветный, смертный ветер,на рубежах весны, прах распростертый.)
- Какие слова трудные для прочтения? (распростертый)
Оценивание работы.
- Упражнение для глаз.
- Чтение стихотворения разными видами:
- Прочитаем стихотворение еще раз:
- чтение по строчке
- чтение до знака препинания.
(Учащиеся читают стихотворение разными способами. После каждого прочтения дается оценка.)
7. Работа по тексту. Разметка текста. (Работа в парах: каждая пара работает над своим отрывком)
1 группа. Работа над первым четверостишием.
- Чего не знали солдаты, но очень верили что этот день наступит? (Солдаты не знали когда наступит День Победы. Верили и те кто воевал на Волге и на Донбасе).
- На какие слова в первой и во второй строчке падает логическое ударение («день», «час», «торжество»).
- Прочитайте эти строчки с выделением этих слов.
- Какую паузу вы поставили между ними ? («короткую, отмечаем одной вертикальной чертой»)
- Прочитайте следующие 2 строчки. (Ученики оценивают правильность прочтения строк и делают вывод, что их нужно читать без «паузы», потому что между ними нет знаков препинания. Учитель дает образец прочтения. Ученики повторяют).
2 группа. Работа над вторым, третьим и четвертым четверостишиями.
- Сквозь какие трудности, испытания шли солдаты к своей цели? ( «дни утрат, печали, скорби», «сквозь ветры, бураны, ливни, пыль», «метели, снаряды»)
- Каким для них был этот день («долгожданным»).
- Сколько лет ждала наша страна этот день? («четыре года»)
- На какие слова падает логическое ударение? («утрат, печали, скорби», «вражеской земли», «не отступаясь», «не горбя», «веру», «смертным ветром», «в буранах, ливнях и пыли», «километр за километром», «заветной цели», «неистово», «долгожданный час», «ни снаряды, ни метели» «не смели» ).
- Какие паузы делаем между четверостишиями? («длинные, ставим две вертикальные черты»)
- Прочитайте отрывок. (Ученики читают четверостишие с соблюдением логических пауз. оценивают правильность прочтения строк. Учитель обращает на слитное прочтение строк во втором, третьем, четвертом четверостишиях. Учитель дает образец прочтения. Ученики повторяют).
3 группа. Работа с пятым четверостишием.
- Каким автор изображает Берлин в конце войны? Почему?
- Объясние значение выражения «Берлин лежит у наших ног». Почему автор использовал такое выражение?
- Прочитайте четверостишие. (Ученики читают четверостишие с соблюдением логических пауз. оценивают правильность прочтения строк. Учитель обращает на слитное прочтение строк во втором, третьем, четвертом четверостишиях. Учитель дает образец прочтения. Ученики повторяют).
Оценивается работа групп.
- Выразительное чтение стихотворения.
- Чтение стихотворения учителем.
- Чтение стихотворения учениками.
- Прослушивание аудиозаписи стихотворения. Сравнение декламации чтеца и чтения детей. Установление сходства и различия. Пояснения к выявленным отличиям.
- Заключительное прочтение сильным учеником.
- Итог урока.
- Что вспомнили?
- С чем познакомились?
- Чему научились?
Оценивание работы учащихся на уроке.
- Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение стихотворения А.А. Суркова «День торжества».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока на тему "Работа в графическом редакторе "Paint" 5 класс
Применение графического редактора «Paint» на уроке технология в 5 классе...
План-конспект урока английского языка по теме «Давай познакомимся» в 4 классе с использованием Интернет – ресурсов
Данный урок является уроком-обобщением по теме «Давай познакомимся» с использованием дополнительных Интернет-ресурсов. Урок ориентирован на формирование у учащихся навыков аудирования с извлечением об...
Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)
Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...

Конспект урока по русскому языку "Роль прилагательных в речи" 6 класс
Урок русского языка с использованием ИКТ...
Конспект урока «Образ героизма, борьбы и победы в искусстве» 5 класс. 2 полугодие, 3 четверть, урок № 25.
Цель: средствами музыки, живописи, литературы раскрыть значение образа борьбы и победы, защиты Отечества; развивать умение слышать и видеть образы в произведениях искусства, развивать навыки выр...

Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 10-х классов Продолжительность 45 минут. Урок №15 Тема: Средства индивидуальной защиты.
Конспект урока ОБЖ, тема № 15, 2 урок, " Средства индивидуальной защиты"...

Конспект урока с использованием информационной компьютерной технологии в 5-м классе по математике по теме «Десятичные дроби" (Обобщающий урок-путешествие)
Стимулировать интерес к изучению математики. Приёмы:создание на уроке ситуации занимательности, удивление;создание ситуации успеха. поощрение за успешное выполнение своих обязанностей, дополнение;опер...
