Тезисы «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: приобщение к чтению в эпоху цифровизации общества»
статья по литературе

Плотникова Анна Николаевна

Воспитание - мудрость прошлого, заложенная в будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_plotnikova_anna_nikolaevna_shkola_35_1.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Плотникова Анна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 35»,

высшая квалификационная категория

Тезисы

«Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: приобщение к чтению в эпоху цифровизации  общества»

- В настоящее время нравственные ориентиры общества в целом размыты, подрастающее поколение многие обвиняют в бездуховности. Материальные ценности часто преобладают над духовными, иногда молодежь неверно истолковывает понятия добра, справедливости,   толерантности.   Но современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.   Воспитание – один из важнейших компонентов образования человека. Сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей – это приоритет в реализации воспитательной работы.

- Современное общество активно включилось в процесс, называемый информатизацией. Информационные технологии внедряются во все сферы жизни, в том числе образовательную.   Одним из важнейших направлений процесса информатизации современного общества является информатизация в сферах образования и воспитания.

- Основная образовательная и воспитательная ценность информационных ресурсов в том, что они позволяют создать интерактивную среду воспитания с почти неограниченными возможностями, доступными и учителю, и ученику. В отличие от обычных средств воспитания информационные технологии позволяют не только «насытить» обучающегося большим количеством теоретической информации, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными видами и источниками информации.

- Как классный руководитель и учитель литературы, приоритетной задачей которой является «воспитание души» подростка, я уделяю большое внимание нравственному воспитанию своих учеников с помощью чтения. Произведения   литературы призваны воспитывать молодое поколение образцами любви, мудрости, взаимоуважения, долга, чести, патриотизма. Знание прошлого, опыт , описанный в литературных произведениях имеет колоссальное значение для созидания настоящего, для формирования нравственности подрастающего поколения. Более того, процесс нравственного воспитания должен быть ненавязчивым и интересным, увлекательным для школьников. Стараюсь использовать для достижения цели разнообразные электронные ресурсы, руководствуясь принципом рациональности: от мультимедиа технологий до социальных сетей.

-  Современные подростки живут в век новейших технологий, и в век цифровых возможностей книга становится все менее популярной в подростковой среде. Необходимо менять формы и способы взаимодействия с учащимися для того, чтобы пробудить интерес к чтению книг – электронных или бумажных – неважно, потому что книга, безусловно, «воспитывает» душу подростка.  Повысить интерес к чтению возможно, используя различные информационно-комуникационные технологии и элементы, способы и формы, актуальные для подростков.

-Использование ИКТ предполагает достаточно высокий уровень общей коммуникативной культуры учителя и учеников. За последние несколько лет я приобрела серьёзный опыт организации информационного взаимодействия: освоила культуру получения, отбора, хранения, воспроизведения, преобразования, передачи и интеграции различного рода информации.

- Мультимедийная экскурсия. Отличительной особенностью мультимедийной экскурсии является ее интерактивность. Мультимедийная презентация доносит любую необходимую информацию до учащихся в интересной, современной форме: яркий видеоряд, авторское чтение, «кликабельные» ссылки, наложение звука и видео.   В течение нескольких лет совместно с учащимися мы создавали Банк электронных ресурсов по школьному курсу «Литература», включающий в себя экскурсии по произведениям и биографическим сведениям авторов школьной программы.  

- Аннотированный электронный каталог современных произведений для подростков. Каталог помимо электронной версии, созданной в Microsoft Word, имеет и бумажный вариант, постоянно пополняется.   Каталог содержит более 30  произведений отечественной и зарубежной современной литературы, представляющих собой высокую эстетическую  и нравственную ценность, с аннотациями и отзывами учеников. Это подборка произведений, которые, с моей точки зрения, как нельзя лучше способствуют формированию духовно-нравственных   ценностей в сознании подростка, показывают важность сохранения связи между поколениями, произведения современной русской литературы, написанные для подростков, близкие им, понятные, интересные.  В каталоге 2 раздела (отечественная литература и зарубежная литература), все произведения классифицированы по жанрам. Данный каталог по запросу И.В. Усовой (на тот момент городского методиста ЦДО) был распространен в городском педагогическом сообществе.

- Буктрейлер. Небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-то интересной книге. В рамках этого жанра сетевого искусства заключен парадокс нашего времени, когда традиционная схема «сначала книга, потом кино» начинает работу в обратном направлении». Буктрейлеры создаются совместно с учащимися в программе Wondershare Filmora, потому что ее возможности позволили максимальным образом воплотить задуманные идеи. Результат представления буктрейлеров на уроках литературы свидетельствует о том, что   видеоконтент побеждает другие средства подачи информации. Вновь создаваемые буктрейлеры пополняют коллекцию в Банке электронных ресурсов.

- Социальные сети. То, что подростки несколько часов в день проводят в социальных сетях, стало фактом. Моя задача как учителя и классного руководителя сделать так, чтобы и в социальных сетях подростки могли почерпнуть информацию, способствующую их нравственному развитию. В одной из популярных в подростковой среде социальной сети мной создана группа 9 Б класса, в которой состоят все учащиеся моего класса. На стене данной группы я размещаю информационные посты по нравственной тематике и анонсы книг, влияющих на становление нравственности подростков.  В статистике просмотров я могу отслеживать «популярность» записей, по «лайкам» понимаю, какая информация была наиболее актуальной, а комментарии ребят дают возможность обсудить и проанализировать интересные и волнующие их моменты (интерактивность).

- Прививая современным школьникам интерес к чтению (неважно: чтение бумажной книги или электронной), учитель воспитывает ученика, потому как чтение - одно из важнейших средств духовно-нравственного воспитания, которое обогащает подростка в моральном плане, дает ему бесценный жизненный опыт.

-Мониторинг результатов нравственного воспитания необходим, чтобы понимать, как в дальнейшем планировать деятельность по нравственному воспитанию и оценить рациональность выбранных методов и приемов. Отследить уровень духовно-нравственного развития школьника сложно, но я постоянно стараюсь выявить изменения. Использую для мониторинга программно-диагностический инструментарий СОНАТА-ДО.  

- Вся система моей воспитательной деятельности   связана с возможностью ненавязчиво, интересно, в доступной и актуальной форме  дать примеры высокой  нравственности и духовности путем приобщения к чтению,  показать пути выхода из сложной ситуации, обозначить ориентиры, заложить понятия ценности семьи. Тогда шкала духовно-нравственных ценностей будет формироваться без искажений и перегибов, образуя прочный нравственный фундамент личности. Считаю работу по формированию духовно-нравственных ценностей у подростков, которую я провожу, актуальной,  это залог успешного будущего  ребенка - формирующегося гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

Влияние классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

1. Восприятие классической музыки, как главный  фактор  духовно-нравственного  воспитания.2. Музыкальное  искусство  в  воспитании  личности.3. Современные...

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...

Статья на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»

      Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евр...

РОЛЬ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

  Статья посвящена проблеме  духовно-нравственного развития   обучающихся    на уроках литературы.  В данной  работе доказывается, что  русская...