Тезисы «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: приобщение к чтению в эпоху цифровизации общества»
статья по литературе
Воспитание - мудрость прошлого, заложенная в будущее.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Плотникова Анна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 35»,
высшая квалификационная категория
Тезисы
«Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: приобщение к чтению в эпоху цифровизации общества»
- В настоящее время нравственные ориентиры общества в целом размыты, подрастающее поколение многие обвиняют в бездуховности. Материальные ценности часто преобладают над духовными, иногда молодежь неверно истолковывает понятия добра, справедливости, толерантности. Но современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Воспитание – один из важнейших компонентов образования человека. Сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей – это приоритет в реализации воспитательной работы.
- Современное общество активно включилось в процесс, называемый информатизацией. Информационные технологии внедряются во все сферы жизни, в том числе образовательную. Одним из важнейших направлений процесса информатизации современного общества является информатизация в сферах образования и воспитания.
- Основная образовательная и воспитательная ценность информационных ресурсов в том, что они позволяют создать интерактивную среду воспитания с почти неограниченными возможностями, доступными и учителю, и ученику. В отличие от обычных средств воспитания информационные технологии позволяют не только «насытить» обучающегося большим количеством теоретической информации, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными видами и источниками информации.
- Как классный руководитель и учитель литературы, приоритетной задачей которой является «воспитание души» подростка, я уделяю большое внимание нравственному воспитанию своих учеников с помощью чтения. Произведения литературы призваны воспитывать молодое поколение образцами любви, мудрости, взаимоуважения, долга, чести, патриотизма. Знание прошлого, опыт , описанный в литературных произведениях имеет колоссальное значение для созидания настоящего, для формирования нравственности подрастающего поколения. Более того, процесс нравственного воспитания должен быть ненавязчивым и интересным, увлекательным для школьников. Стараюсь использовать для достижения цели разнообразные электронные ресурсы, руководствуясь принципом рациональности: от мультимедиа технологий до социальных сетей.
- Современные подростки живут в век новейших технологий, и в век цифровых возможностей книга становится все менее популярной в подростковой среде. Необходимо менять формы и способы взаимодействия с учащимися для того, чтобы пробудить интерес к чтению книг – электронных или бумажных – неважно, потому что книга, безусловно, «воспитывает» душу подростка. Повысить интерес к чтению возможно, используя различные информационно-комуникационные технологии и элементы, способы и формы, актуальные для подростков.
-Использование ИКТ предполагает достаточно высокий уровень общей коммуникативной культуры учителя и учеников. За последние несколько лет я приобрела серьёзный опыт организации информационного взаимодействия: освоила культуру получения, отбора, хранения, воспроизведения, преобразования, передачи и интеграции различного рода информации.
- Мультимедийная экскурсия. Отличительной особенностью мультимедийной экскурсии является ее интерактивность. Мультимедийная презентация доносит любую необходимую информацию до учащихся в интересной, современной форме: яркий видеоряд, авторское чтение, «кликабельные» ссылки, наложение звука и видео. В течение нескольких лет совместно с учащимися мы создавали Банк электронных ресурсов по школьному курсу «Литература», включающий в себя экскурсии по произведениям и биографическим сведениям авторов школьной программы.
- Аннотированный электронный каталог современных произведений для подростков. Каталог помимо электронной версии, созданной в Microsoft Word, имеет и бумажный вариант, постоянно пополняется. Каталог содержит более 30 произведений отечественной и зарубежной современной литературы, представляющих собой высокую эстетическую и нравственную ценность, с аннотациями и отзывами учеников. Это подборка произведений, которые, с моей точки зрения, как нельзя лучше способствуют формированию духовно-нравственных ценностей в сознании подростка, показывают важность сохранения связи между поколениями, произведения современной русской литературы, написанные для подростков, близкие им, понятные, интересные. В каталоге 2 раздела (отечественная литература и зарубежная литература), все произведения классифицированы по жанрам. Данный каталог по запросу И.В. Усовой (на тот момент городского методиста ЦДО) был распространен в городском педагогическом сообществе.
- Буктрейлер. Небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-то интересной книге. В рамках этого жанра сетевого искусства заключен парадокс нашего времени, когда традиционная схема «сначала книга, потом кино» начинает работу в обратном направлении». Буктрейлеры создаются совместно с учащимися в программе Wondershare Filmora, потому что ее возможности позволили максимальным образом воплотить задуманные идеи. Результат представления буктрейлеров на уроках литературы свидетельствует о том, что видеоконтент побеждает другие средства подачи информации. Вновь создаваемые буктрейлеры пополняют коллекцию в Банке электронных ресурсов.
- Социальные сети. То, что подростки несколько часов в день проводят в социальных сетях, стало фактом. Моя задача как учителя и классного руководителя сделать так, чтобы и в социальных сетях подростки могли почерпнуть информацию, способствующую их нравственному развитию. В одной из популярных в подростковой среде социальной сети мной создана группа 9 Б класса, в которой состоят все учащиеся моего класса. На стене данной группы я размещаю информационные посты по нравственной тематике и анонсы книг, влияющих на становление нравственности подростков. В статистике просмотров я могу отслеживать «популярность» записей, по «лайкам» понимаю, какая информация была наиболее актуальной, а комментарии ребят дают возможность обсудить и проанализировать интересные и волнующие их моменты (интерактивность).
- Прививая современным школьникам интерес к чтению (неважно: чтение бумажной книги или электронной), учитель воспитывает ученика, потому как чтение - одно из важнейших средств духовно-нравственного воспитания, которое обогащает подростка в моральном плане, дает ему бесценный жизненный опыт.
-Мониторинг результатов нравственного воспитания необходим, чтобы понимать, как в дальнейшем планировать деятельность по нравственному воспитанию и оценить рациональность выбранных методов и приемов. Отследить уровень духовно-нравственного развития школьника сложно, но я постоянно стараюсь выявить изменения. Использую для мониторинга программно-диагностический инструментарий СОНАТА-ДО.
- Вся система моей воспитательной деятельности связана с возможностью ненавязчиво, интересно, в доступной и актуальной форме дать примеры высокой нравственности и духовности путем приобщения к чтению, показать пути выхода из сложной ситуации, обозначить ориентиры, заложить понятия ценности семьи. Тогда шкала духовно-нравственных ценностей будет формироваться без искажений и перегибов, образуя прочный нравственный фундамент личности. Считаю работу по формированию духовно-нравственных ценностей у подростков, которую я провожу, актуальной, это залог успешного будущего ребенка - формирующегося гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»
Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...
Влияние классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения
1. Восприятие классической музыки, как главный фактор духовно-нравственного воспитания.2. Музыкальное искусство в воспитании личности.3. Современные...

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения путём приобщения к великой русской классической литературе
Опыт работы...
История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения
Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...

Статья на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»
Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евр...

РОЛЬ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.
Статья посвящена проблеме духовно-нравственного развития обучающихся на уроках литературы. В данной работе доказывается, что русская...
