Конспект урока по литературе на тему: "П. Мериме. Новелла "Матео Фальконе"
план-конспект занятия по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: П. Мериме. «Маттео Фальконе».
Здравствуйте, ребята! Сегодня к уроку вам необходимо было подготовить доклады, посвященные жизни и творчеству выдающегся писателя П. Мериме.
Учитель с учениками прослушивают два доклада, аудитория задает вопросы докладчику. К концу урока собираются тетради.
Насколько внимательно вы читали текст, мы проверим, восстановив перепутанную логическую цепочку. На слайде:
Джанетто схвачен. | 5 |
Серебряные часы в руках сержанта. | 4 |
Один дома. | 1 |
Возвращение родителей. | 6 |
Проклятие Маттео. | 7 |
Монета за помощь. | 3 |
Джанетто в засаде корсиканских солдат. | 2 |
Правосудие совершено. | 9 |
Первый предатель в роду Фальконе. | 8 |
Беседа по прочитанному. Фронтальный опрос:
Что такое новелла?
Новелла- небольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности.
В основе произведения лежит понятие о нравственности. Как вы понимаете слово нравственный?
НРАВСТВЕННЫЙ-отличающийся высокой нравственностью; соответствующий нормам нравственности, требованиям морали.
Где и когда происходят события новеллы? (действие рассказа происходит в начале XIX века на острове Корсика. Непроходимые лесные заросли, полуцивилизованное население, примитивный быт, суровые и простые нравы – вот место развития событий.)
Мериме использует обращение к читателю: «Если вы убили человека, бегите в маки…»). Почему бежать нужно именно туда? Что такое маки. СЛАЙД.
Пастухи Корсики чувствуют себя полными хозяевами той земли, на которой они пасут стада, и живут по неписаным, но твердым законам. Они вольны жить так, как считают нужным, и ощущают единство особенно явственно тогда, когда находятся в оппозиции к кому-либо (как правило, к официальной власти и ее представителям).
Соответственно они считают своими и других людей, неугодных власти, то есть преступников.
Доброе ружье, порох и пули нужны для того, чтобы уметь подстрелить себе дичь, которая в изобилии водится в маки.
Как разговаривал Фортунато с бандитом? Докажите, что мальчик был сообразительным и находчивым.
«Это был бандит, который, отправившись ночью в город за порохом, попал в засаду корсиканских вольтижеров».
Вольтижеры — это стрелки, набираемые правительством для помощи полиции, это те же свободные корсиканцы, но выступавшие на стороне полиции, то есть официальной власти. Вольтижеры хорошо понимают тех людей, которые скрываются в маки: ведь они и сами могут оказаться или когда-то оказывались на их месте.
Как вёл себя Фортунато с полицейскими? Почему он оказался предателем?
Почему Фортунато выдал Джаннетто?
Что мы узнаем о жизненном укладе и принципах Маттео? Как жил герой? Чем руководствовался? ПРОВЕРКА ДЗ
Жил честно, то есть ничего не делая — эта фраза гротескно обрисовывает современную П. Мериме ситуацию во Франции времени развивающегося капитализма, когда многие состоятельные люди жили на доходы от вложения капитала и с полной уверенностью считали, что они живут честно. Так жили и в городах Франции — недаром французский капитализм того времени называется ростовщическим.
«Такое необыкновенно высокое искусство доставило Маттео Фальконе большую известность. Его считали таким же хорошим другом, как и опасным врагом...
Удачно выданы замуж — значит выданы по желанию и воле отца за людей, которые придерживаются тех же взглядов, что и сам Маттео Фальконе. Соответственно, они всегда готовы в случае возникновения какого-либо конфликта с властью или другой силой принять сторону тестя
Разберемся в обычая корсиканцев? Какое положение занимала женщина? Какая судьба уготована дочерям? Как относились к сыновьям?
Какой поступок совершил Фортунато?
Почему данный поступок так огорчил отца?
Упоминание фамилии Фальконе в донесении на имя прокурора воспринимается как позор, как обличение Фальконе в сделке с властью.
Почему Маттео решается на такой страшный поступок
Сын Маттео Фортунатто также живёт не по человеческим, не по христианским законам: он выдал своего гостя представителю власти. Чтобы смыть позор с семьи, Маттео отводит Фортунатто в маки, но не сразу убивает его, а сначала приказывает ему молиться, чтобы Фортунатто умер христианином. У Тараса Бульбы были даже более веские причины для убийства сына. Фортунато выдал одного человека, бандита. К тому же угрожавшего ему. А андрий предал всех казаков, предал веру, предал родину. Но предательство есть предательство, и судят его герои по своим законам.)
Кто же виноват в смерти Фортунато?
Фортунато погиб от руки собственного отца. Он поплатился жизнью из-за своего эгоизма и корыстолюбия, приведших его к предательству. Причастен к этому и сержант Гамба, подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок.
Кто же он, Маттео Фальконе - герой или убийца?
В фигуре Маттео Фальконе обнаруживается конфликт героического и вероломного начал жизни. Получается, что Маттео и герой, и убийца. С точки зрения Христианства, с общечеловеческой точки зрения он убийца, совершивший тяжкий грех. А сточки зрения неписаных законов жителей Корсики, понимания ими долга и чести он – герой, совершивший правосудие. Нужны большая сила воли и твердость характера, чтобы покарать собственного сына. Именно любовь к сыну толкает Фальконе на убийство. Сила характера Маттео Фальконе такова, что он перебарывает естественный человеческий инстинкт сохранения себя в детях, инстинкт продолжения рода.
Мы убедились, насколько сложен и неоднозначен характер героя новеллы, Маттео Фальконе.
И последнее. Отметим значимость имени сына главного героя, Фортунатто. Фортуна - значит «удача». Фортунатто был «надеждой семьи и продолжателем рода». В этом имени трагическое несоответствие судьбы героев их первоначальным надеждам.
Но несмотря на смягчение законов, гуманизм, и сегодня важно сохранять чувство долга, чести, и сегодня относятся с презрением к предательству. Какое произведение, которое мы изучали, затрагивает эту же проблему? («Капитанская дочка», которая советует «Береги честь смолоду».) В нем заключается идея высокой нравственности, чести, верности, долгу, присяге, человеческого достоинства, которые человек должен принести через любые испытания. Эта пословица, дошедшая до нас из глубины веков, была и остается прекрасным напутствием для каждого молодого человека. Потому что есть понятия, которые являются во все века самыми важными, есть запреты, которые «нельзя нарушать».
Подведение итогов урока. Выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый конспект урока по литературе на тему: "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова".
Конспект по литературе для 5 класса с приложением....

Конспект урока по литературе по теме "Стихи поэтов Дона: Н.Скрёбова, Н.Доризо, А.Сафронова"
Формирование начального понятия о личности и творчестве писателей Дона....

конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...

Конспект урока по литературе по теме "Тема любви в творчестве А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина."
Цели:Образовательная: раскрыть особенности любовной лирики А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина; выявить своеобразие поэтики каждого из поэтов.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализ...
Конспект урока по литературе по теме "Уроки доброты" (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)
Методическая разработка может быть использована как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях и классных часах, посвященных нравственным проблемам. Основной вопрос обсуждения...

Конспект урока по литературе на тему:" Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина " Уроки французского"
Разработка урока по литературе на тему: " Уроки доброты в расскказе В.Г.Распутинв " Уроки французского"...

Конспект урока по литературе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Фета" (10 класс)
Конспект урока литературы, провереднного в 10 классе, с применением технологии группового обучения....