Урок литературы в 10 классе по теме «Подготовка к сочинению «Нужны ли Базаровы России?»»
методическая разработка по литературе (10 класс)
Данный урок развития речи позволяет в полном объёме осмыслить прочитанный роман.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе: Подготовка к сочинению «Нужны ли Базаровы России?»
Цели урока:
- Закрепить понимание образа Евгения Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
- Развивать навыки аргументированного письма.
- Формировать умение анализировать литературного героя в контексте эпохи и современности.
1. Введение в тему
Вопрос классу:
Кто такой Евгений Базаров? Каковы его основные черты?
Краткий разбор образа:
- Нигилист, отрицает авторитеты, искусство, чувства.
- Материалист, верит только в науку и разум.
- Независимый, резкий, умный, но противоречивый.
- Трагическая фигура: умирает молодым, так и не реализовав себя.
2. Формулировка проблемы
Основной вопрос: Актуальны ли Базаровы для России? Нужны ли они обществу?
Возможные подходы:
Да, нужны:
- Критическое мышление двигает прогресс.
- Наука и рационализм важны для развития.
- Нигилизм помогает разрушать устаревшие догмы.
Нет, не нужны:
- Отрицание духовного ведёт к опустошению.
- Безнравственность и цинизм вредят обществу.
- Базаров одинок и несчастен – такой путь тупиковый.
3. Аргументы из текста
Примеры для сочинения:
✔ Базаров – человек дела (лечит крестьян, занимается наукой).
✔ Он честен и не лицемерит (споры с Павлом Петровичем).
✔ Но его нигилизм разрушителен (отрицание любви приводит к кризису).
4. Связь с современностью
Дискуссия:
- Есть ли сегодня «базаровы»? (Учёные, скептики, революционеры мысли).
- Может ли общество развиваться без критиков и нигилистов?
5. План сочинения
- Введение (Кто такой Базаров? Почему вопрос актуален?).
- Основная часть (Аргументы за и против, примеры из романа).
- Заключение (Собственное мнение: нужны ли такие люди России?).
6. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Нужны ли Базаровы России?» (использовать цитаты, аргументы, личную оценку).
Совет: Обратить внимание на финал романа – что хотел сказать Тургенев?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и природоведения по теме: «Подготовка к сочинению- миниатюре». «Учимся постигать красоту родной природы».
Интегрированный урок литературы и природоведения в 5 классе...
Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"
Данный урок воспитывает у детей интерес к народному искусству, сопровождается презентацией "Из истории русской игрушки", учит пятиклассников создавать текст-описание предмета, пользуясь планом к сочин...

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»
Цели урока:повторить композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»
Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...

Урок литературы в 9 классе по теме Подготовка к сочинению по произведению Грибоедова Горе от ума.
Урок литературы в 9 классе по теме Подготовка к сочинению по произведению Грибоедова Горе от ума....

Урок литературы в 6 классе по теме Подготовка к сочинению по произведению Пушкина Дубровский.
Урок литературы в 6 классе по теме Подготовка к сочинению по произведению Пушкина Дубровский...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?»
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?» (в рамках подготовки к ОГ...
