Урок литературы в 10 классе по теме «Подготовка к сочинению «Нужны ли Базаровы России?»»
методическая разработка по литературе (10 класс)

Рудакова Ольга Алексеевна

Данный урок развития речи позволяет в полном объёме осмыслить прочитанный роман. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_10_klasse.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе: Подготовка к сочинению «Нужны ли Базаровы России?»

Цели урока:

  1. Закрепить понимание образа Евгения Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
  2. Развивать навыки аргументированного письма.
  3. Формировать умение анализировать литературного героя в контексте эпохи и современности.

1. Введение в тему

Вопрос классу:
Кто такой Евгений Базаров? Каковы его основные черты?

Краткий разбор образа:

  • Нигилист, отрицает авторитеты, искусство, чувства.
  • Материалист, верит только в науку и разум.
  • Независимый, резкий, умный, но противоречивый.
  • Трагическая фигура: умирает молодым, так и не реализовав себя.

2. Формулировка проблемы

Основной вопрос: Актуальны ли Базаровы для России? Нужны ли они обществу?

Возможные подходы:
 
Да, нужны:

  • Критическое мышление двигает прогресс.
  • Наука и рационализм важны для развития.
  • Нигилизм помогает разрушать устаревшие догмы.

 Нет, не нужны:

  • Отрицание духовного ведёт к опустошению.
  • Безнравственность и цинизм вредят обществу.
  • Базаров одинок и несчастен – такой путь тупиковый.

3. Аргументы из текста

Примеры для сочинения:
 Базаров – человек дела (лечит крестьян, занимается наукой).
 Он честен и не лицемерит (споры с Павлом Петровичем).
 Но его нигилизм разрушителен (отрицание любви приводит к кризису).

4. Связь с современностью

Дискуссия:

  • Есть ли сегодня «базаровы»? (Учёные, скептики, революционеры мысли).
  • Может ли общество развиваться без критиков и нигилистов?

5. План сочинения

  1. Введение (Кто такой Базаров? Почему вопрос актуален?).
  2. Основная часть (Аргументы за и против, примеры из романа).
  3. Заключение (Собственное мнение: нужны ли такие люди России?).

6. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Нужны ли Базаровы России?» (использовать цитаты, аргументы, личную оценку).

Совет: Обратить внимание на финал романа – что хотел сказать Тургенев?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"

Данный урок воспитывает у детей интерес к народному искусству, сопровождается презентацией "Из истории русской игрушки", учит пятиклассников создавать текст-описание предмета, пользуясь планом к сочин...

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»

Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...

Урок литературы в 9 классе по теме Подготовка к сочинению по произведению Грибоедова Горе от ума.

Урок литературы в 9 классе по теме Подготовка к сочинению по произведению Грибоедова Горе от ума....

Урок литературы в 6 классе по теме Подготовка к сочинению по произведению Пушкина Дубровский.

Урок литературы в 6 классе по теме Подготовка к сочинению по произведению Пушкина Дубровский...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?» (в рамках подготовки к ОГ...