"Психологический отчет одного преступления"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Аврамова Татьяна Петровна

конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_prestupleniya_urok.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе по теме

«Психологический отчет одного преступления»

(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Цели:

1.Помочь ученикам осознать идейно-художественное содержание, особенности жанра романа; понять душевное состояние героя накануне преступления, проанализировать мотивы преступления Родиона Раскольникова, узнать суть теории Раскольникова

2. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся; формировать умение делать выводы и обобщения на основе анализа текста.

3.Воспитывать высокие моральные качества, сформировать отрицательное отношение к теории Раскольникова.

Метапредметная задача: освоить умение участвовать в дискуссии, используя полученные информационные сведения.

Методы:  

- по степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный; частично поисковый; исследовательский;  

- по источнику получения знаний: словесные  (беседа, дискуссия); практические.

Оборудование: иллюстрации художников с сюжетами из романа. 

Ход урока.

  1. Беседа с учащимися по тексту произведения.

Учитель: на прошлом уроке вы познакомились с творчеством Ф.М. Достоевского, историей создания романа «Преступление и наказание», жанром, композицией произведения. Сегодня мы продолжим разговор о романе. Как вы думаете, с какой стороны мы будем анализировать произведение? Какие вопросы появляются при знакомстве с романом? (ответы уч-ся)

Учитель: Верно.

Ф.М.Достоевский отмечал, что его новый роман «Преступление и наказание» - это «психологический отчет одного преступления». Однако это преступление не обычное, а «идеологическое», и Раскольников – не простой убийца, а преступник-мыслитель, философ». И наша задача сегодня – определить причины зарождения этой страшной идеи преступления, проследить этапы ее осуществления. На предыдущем уроке мы прошли с главным героем по улицам Петербурга. Обобщим, каким мы увидели город?

Уч-ки: (примерные ответы)Перед  нами предстали страшные картины: грязные улицы, темные сырые каморки обитателей серых домов, бедность и нищета. Летний Петербург – это невыносимая жара, на улицах пыль, кирпич, известняк, вонь из лавочек и распивочных; вонючий, пыльный, зараженный городом воздух.

Интерьеры петербургских углов создают угнетающее впечатление: каморка Раскольникова, проходной угол Мармеладова, сарай Сони. Город враждебен человеку, теснит его, давит, создает атмосферу безысходности. Мы видим, как гибнет Мармеладов, происходит падение Сони и девушки, встреченной Раскольниковым на бульваре. На каждом шагу ему встречаются люди, которым некуда деться, некуда пойти: «редко, где найдется столько мрачных, резких и страшных влияний на душу человека, как в Петербурге», -заявляет Достоевский устами Свидригайлова. Человек задыхается в этом городе, как в комнате без форточек, его давит в густой толпе, и в трактире, и в каморках.

Учитель: А в каком положении оказывается сам герой?

Уч-ки: Ему тоже по существу некуда пойти.

Учитель: Докажем это на примерах из текста. Портрет героя: : Он «замечателен, хорош собою с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»

Живет он впроголодь, ютится в жалкой каморке, похожей на шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула,… неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову…Перед софой стоял маленький столик».

Раскольников был задавлен бедностью, он был до того худо одет: старое, ветхое студенческое пальто, изношенная, совсем рыжая, вся в дырах шляпа.

Учитель: С чувством боли читаешь эти страницы. А представьте состояние самого Раскольникова!

               Испытывая жестокую нужду, герой видит вокруг себя ее страшные проявления, такая жизнь вызывает в нем чувство омерзения, мир, в котором живут герои, не приспособлен для нормальной жизни. Раскольников в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен. Он ищет выход из создавшейся ситуации. И его мучает какой-то важный вопрос. Какой? Проследим его путь.

Зачем он выходит из своей каморки? (делать пробу своему предприятию, идти недалеко 730 шагов).

Учитель:

- Он уверен в своих действиях? Какие чувства испытывает герой? Приведем примеры из текста.

Примерные ответы уч-ся (все более увеличившееся смущение: «О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость!.. И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц…» Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего волнения. Чувство бесконечного отвращения… достигло такого размера, что он не знал, куда деться от тоски своей».

Учитель:

- Ему неприятно все совершаемое. Оставляет он свою затею? (Нет) Почему?

Что привело его вновь к преступной мысли?

Ответы уч-ся: письмо матери, к котором та сообщала, что Дуня выходит замуж за Лужина, человека, которого она не любит, человека (как сразу определил Раскольников), далеко не порядочного, имеющего свои взгляды на Дуню. Сестра жертвует собой ради брата, чтобы помочь ему окончить учебу, определиться на работу.

Письмо матери его измучило, «как гром в него ударило» и вновь вернуло к страшной мысли.

«теперь надо не тосковать, не страдать пассивно, а непременно что-нибудь сделать».

Учитель:

 -Но если раньше, месяц назад, эта мысль появлялась как мечта, как вспышка, то теперь как возможное реальное, осуществимое. Эта идея не дает ему покоя, от пытается оттолкнуть ее от себя, но она неотступно преследует его вновь и вновь. Уже почти в болезненном и озлобленном на самого себя состоянии он бродит по Петербургу, с усилием воли всматривается в предметы, ища развлечения, но все безрезультатно, идея как бы заполнила все его существо. В одной из таких прогулок он, изможденный и измученный, засыпает под кустом, и ему снится страшный сон

                                                            (пересказ учащимися сна Раскольникова).

Учитель:

- Это совершенно жуткое воспоминание детства. Раскольников ассоциирует себя с предстоящим убийством. «…да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью... с топором... Господи, неужели?» «Ведь я знал же, что я этого не вынесу, так чего ж я до сих пор себя мучил? Ведь еще вчера, вчера, когда я пошел делать эту... пробу, ведь я вчера же понял совершенно, что не вытерплю... Чего ж я теперь-то? Чего ж я еще до сих пор сомневался? …Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это всё, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я всё же равно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!..»

Учитель:

- Мы видим, что в душе героя мучительный разлад. Он все время спорит сам с собой, понимает бесчеловечность задуманного. И все-таки решается?

              Какие встречи подвели его к окончательному решению?

Уч-ки:

1.Случайная встреча с Лизаветой Ивановной, сестрой ростовщицы. Раскольников узнал, что Лизаветы в 7 часов не будет дома, старуха останется одна.

  1. Услышанный им ранее разговор в трактире между студентом и офицером о том, что Алена Ивановна держит в порабощении свою сестру, бьет ее, та работает день и ночь и все сестре отдает. Лизавета полностью зависима, а Алена Ивановна все завещала в монастырь и ни гроша не доставалось сестре. 

Учитель:

- На что обратил внимание Раскольников?

Уч-ся: мысли о вредной старухе не только у него.

 Сколько начинаний можно устроить на ее деньги: «десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и всё это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна».

Учитель:

- Вот этот разговор имел чрезвычайное значение для Раскольникова: как будто действительно было какое-то предопределение, указание.

- Итак, преступление: с топором, прикрепленном к внутренней стороне пальто с помощью петли, Раскольников поднимается в квартиру старухи-процентщицы. Мы обратили внимание на поведение героя, его эмоции, мысли, а саму картину преступления со следами крови мы оставим в стороне. Совершенно жутко читать эти страницы.

Что  испытывает герой?

Уч-ся: И сам герой испытывает отвращение к содеянному: его то охватывает страх, то  равнодушие, то растерянность, то отчаяние. Совершенно измученным, обессиленным он добрался до своей каморки «Если бы кто вошел в комнату, от бы тотчас вскочил и закричал».

Учитель:

- Итак , каковы причина преступления? Ваши версии:

Уч-ся:

-Нищета, бедность

-помочь матери и сестре, сострадание другим людям

-чтобы выразить свой протест против тех, кто подобно Алене Ивановне, высасывает соки из обиженных.

Учитель:

- Конечно, все эти версии верны. Как говорил Достоевский, в этот день мотивом преступления была вся окружающая жизнь, весь расколотый, потерявший нравственные ориентиры мир. В этот день все сплелось особенно неразрывно в нем и на нем. Но все это сопутствующие причины, за которыми скрывается совершенно другое. Главную причину мы услышим из уст самого Раскольникова в сцене признания Соне.

                                    (инсценирование эпизода «Сцена признания Раскольникова»)

Учитель:

- Так что же привело героя к убийству?

Уч-ки: Идея. Теория, суть которой изложена героем в статье «О преступлении», опубликованной в газете «Периодическая речь»

                                        (изложение теории Раскольникова учеником)

Запись в тетради:

                                       ЛЮДИ

Право имеют                                        твари дрожащие

(Наполеоны)                                     (законопослушные, благонравные)

Необыкновенные,                                 обыкновенные

способные сказать новое слово

Учитель:

- А к какой категории принадлежит Раскольников? (мнения уч-ся)

 Убийство – своеобразная проверка героя: способен ли он переступить через кровь по совести или нет. А велико желание вступить в число избранных, великих.

Вспомните слова Раскольникова во время первой встречи с соней: «Свобода и власть! Над всей дрожащей тварью и над всем муравейником. Вот цель!»

Итак, вот основная причина преступления, выяснить, кто же он: тварь дрожащая или право имеет.

Учитель:

- Как вы считаете: правомерна  ли его теория?  Возможно ли ради лучшего будущего разрешить кровь по совести, то есть убить вредную, гадкую, злую старушонку?

Ответы уч-ся.

Учитель:

- И Достоевский осуждает эту теорию. Он показывает, что к герою приходит наказание своей совестью – даже до совершения преступления его преследуют кошмары во сне и наяву. Преступление он совершает за несколько минут, а страдает всю оставшуюся жизнь.

Докажите это примерами из текста.

(примерные ответы уч-ся):

- Эта идея привела героя к одиночеству, разладу с родными и близкими ему людьми. Он понимает, что ножницами отрезал себя от людей – это было самое мучительное ощущение из всех. Раскольников страдает и от того, что не выдержал своего преступления: «Учить-то, убил, а переступить – не переступил. Натура подвела». Это наказание, которое герой сам накладывает на себя.

Учитель? Как стали складываться отношения между ним и близкими?

Уч-ся: Он не находит места в своей теории матери и сестре.

Учитель:

-К какому разряду его теории относятся они?

Уч-ся: Уж, конечно, они не Наполеоны, тогда «твари дрожащие». Это Раскольников не может пережить. Тогда кто-то, возомнивший себя Наполеоном, может их спокойно убить?

Учитель: Какой же сделаем вывод?

Уч-ся: Сам герой не приходит к согласию. Значит, не только из Наполеонов и тварей дрожащих состоит человечество, в него входят и тысячи обыкновенных людей, имеющих право на жизнь, достоинство, счастье.

Учитель:

- Режиссер-постановщик фильма по роману «Преступление и наказание» Лев Кулиджанов говорил: «История Раскольникова – это история заблудшей души. Это развеянный миф о сверхчеловеке, об избранных, которым все дозволено».

Учитель:

-Люди должны оставаться людьми. Доказали мы с вами эту идею? (ответы уч-ся)

Учитель:

-Итак, теория Раскольникова провалилась, так как у героя не обнаружилось наполеоновской неуязвимости перед кровью, пролитой из принципа. Насилие обнаружило близость Родиона с самыми ненавистными ему людьми – мерзким Лужиным и психически разложившимся Свидригайловым. Об этом на следующем занятии.

Д\З: рассказ о Лужине (ч.1,гл.3; ч.2 гл.5; ч.4 гл.2-3, ч.5 гл. 1,3)

           Рассказ о Свидригайлове (ч.1 гл.3, ч.4 гл. 1,2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История одного преступления

Презентация содержит материал к уроку "История одного преступления"...

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

Отчет о реализации целевого институционального проекта «И нитью братства связаны одной… Сетевое взаимодействие как средство организации дополнительного образования и социализации обучающихся специализированных (кадетских) классов»

В современных условиях развития системы образования, большую актуальность приобретает сетевое взаимодействие более высокого уровня, которое условно можно назвать – «метасетевая» организация деят...

Рефлективный отчет об использовании одного модуля «Диалоговое обучение» Программы в планировании серии последовательных уроков

Работая в школе, у меня сформировались свои взгляды и убеждения, на понимание роли учителя в обучении и преподавании. Я всегда была восприимчива к новым идеям и изменениям в области образования  ...

Программа профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних "Соблазнов много, жизнь одна"

Программа профилактики правонаршений и престплений несовершеннолетних "Соблазнов много, жизнь одна" разработана для предотвращения аддиктивного повеления подростков, для предотвращения совершения обуч...

Отчет педагога-психолога МБОУ СОШ№69 по организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...