Урок-мастерская «По лестнице, ведущей вниз…» (Духовная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»). Литература.10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Литература. 10 класс. Урок-мастерская. «По лестнице, ведущей вниз…» (Духовная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»). Представлены все этапы технологии мастерской, дан разнообразный материал для работы с произведнием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_masterskaya_chehov_ionych.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

ГОУ Школы №1797 «Богородская»

Л.Н. БЕЗБОГОВА, высшая категория.

Литература. 10 класс.

Урок-мастерская.

«По лестнице, ведущей вниз…»

(Духовная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»)

Тип урока: творческая мастерская

Основные правила мастерской.

  1. Ценностно-смысловое равенство всех участников.
  2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.
  3. Безоценочная деятельность.
  4. Предоставление свободы в рамках принятых правил. Это правило реализуется в праве выбора участника мастерской на разных ее этапах, в праве не участвовать в работе на этапе «предъявления продукта», в праве действовать по своему усмотрению без дополнительных разъяснений руководителя.
  5. Значительный элемент неопределенности, неясности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, то есть создает мотивацию.
  6. Диалог как основа сотрудничества участников.
  7. Организация и перестройка реального пространства, в котором работает мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
  8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.
  9. Таким образом, мастерская – это интегративная технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. Это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, общения и обмена информацией.

Цели урока:

Образовательные:

  • Знать содержание рассказа А.П.Чехова «Ионыч»,
  • Уметь выделять проблемы, поднятые автором в произведении.

Развивающие:

  • Развивать и совершенствовать умения и навыки монологической речи, усиление выразительности, экспрессивности речи.
  • Развивать ассоциативное мышление, творческое воображение.
  • Приобщение к радости творчества, законам открытия нового, к самостоятельной творческой деятельности.
  • Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитывающие:

  • воспитывать личность, духовно-нравственную, социально – значимую, самостоятельную, творческую, раскрепощенную;
  • формирование чувства ответственности за себя и свою жизнь,
  • прививать любовь к литературе.

На уроке ученики должны

Знать содержание рассказа А.П.Чехова «Ионыч», проблемы, поставленные автором в произведении, знать историческую эпоху, изображенную на страницах повести.

Уметь самостоятельно ставить цели, задачи на различных этапах работы, обобщать, анализировать литературный текст, давать характеристику персонажам, их поступкам, уметь раскрыть причины деградации главного героя рассказа.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация или карточки с заданиями для групп, тексты произведения, бумага, цветные карандаши и фломастеры.

Эпиграф

Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом.

Н.В. Гоголь

Ход урока.

1 этап. Индуктор. Начало, мотивирующее творческую деятельность.

Слайды с портретами А.П.Чехова. Звучит спокойная музыка.

На этом фоне подготовленный ученик читает стихотворение Ю Левитанского:

Шампанским наполнен бокал.
Июльская ночь на ущербе.
Прощай, Баденвейлер, ich sterbe!
И допит последний глоток.
Немецкий уснул городок.
Подумай, какая досада!
Лишь ветки вишневого сада
Белеют в июльской ночи.
Колеблется пламя свечи.
Актриса известная плачет.
Не знаю, зачем она прячет
Последние слезы свои.
К чему здесь сейчас соловьи!
Последние слезы горючи.
Шиповника стебли колючи.
Крыжовника иглы остры.
И будут рыдать три сестры
И многие сестры иные,
Немногие братья родные
И множество братьев иных.
...Немецкий уснул городок.
Но он уже скоро проснется.
Его это тоже коснется,
Но только љ потом, и не там.
Зачем эти розы цветут?
Как все в этом мире похоже.
И на Новодевичьем тоже
Такие же розы, как тут.
Я тоже уеду туда,
К тем розам, к березам и к вербе.
Ich sterbe,
Ich sterbe,
Ich sterbe --
И это уже навсегда.

«Ich sterbe…» - это последние слова А.П.Чехова, произнесенные им перед смертью. Действительно, многие персонажи могли б сказать «Я умираю…» еще при своей жизни.

Антон Павлович Чехов - необычный писатель, очень откровенный и прямой. Он и человек необыкновенный, главными чертами которого являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Не случайно все его работы полемичны, споры о его творчестве начались еще среди современников. "...Тупоумны, холодны и пошлы", - это слова современника о чеховских рассказах. Говорили, что Чехов - поэт будней, серых людей. С такой точкой зрения спорили и К. С. Станиславский, и И. Бунин, и М. Горький. "Слишком своеобразный, сложный был он человек", - писал о Чехове И. Бунин. Мягкость, интеллигентность и внутренняя сила; поэтичность и сатира - все это было в нем.

Во многих рассказах и повестях А.П.Чехова («Невеста», «В родном углу», «Учитель словесности», «Именины», «Дом с мезонином», «Попрыгунья», «Моя жизнь», «Три года», «Черный монах» и других) прослеживается (полностью или частично) общая сюжетная схема, которую современный исследователь А.Жолковский назвал архисюжетом «Молодой человек в дряхлеющем мире». Молодой человек, полный надежд и иллюзий, мечтающий о счастье и любви, попадает в общество, относительно которого испытывает некоторые заблуждения. Что происходит с этим молодым человеком в такой ситуации – вот предмет творческого исследования А.П.Чехова. Такая жизненная драма изображена в рассказе «Ионыч».

Наша задача сегодня – рассмотреть эволюцию героя, изображенного в произведении, нарисовать портрет интеллигента конца 90-х годов 19 века, попытаться понять, что стало причиной нравственной деградации личности доктора Старцева.

В рассказе четыре части. Это четыре этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз.

2 этап. Создание творческого продукта.

Класс делится на 4 творческие группы. Каждая группа получает задание: заполнить таблицу по своей главке.

1 группа – 1 главка.

2 группа – 2 главка.

3 группа – 3 главка.

4 группа – 4-5 главки.

Работа в творческих группах «Деконструкция» – работа с материалом (текстом, красками и др.)

Заполнить таблицу, пользуясь текстом.

Этап жизни

Возраст героя

Ключевые слова этапа жизни

События в жизни Старцева

Его внутренняя жизнь и духовные запросы

Среда.

Город С.

Внешний план

Внутренний план (состояние и мысли героя)

Авторская оценка (позиция)

Как она выражается

3 этап. «Реконструкция» - создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.

  1. Нарисовать портрет доктора Старцева на данном этапе его жизни.
  2. Дать комментарий к своей работе (почему именно так изобразили героя рассказа).
  3. Ответить на вопросы.
  • Есть ли смыл в имени героя рассказа?
  • Кто виноват, что не состоялась любовь?
  • Можно ли утверждать, что доктор Старцев изменил своим убеждениям? Если да, то когда и каким именно?
  • Почему Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем?
  • Не были ли в самом Дмитрии Старцеве чего-то, что благоприятствовало его перерождению?
  • Мог ли Дмитрий Ионович Старцев возродиться, стать прежним? Когда это могло произойти?

4 этап. «Социализация»соотнесение своей деятельности с деятельностью других: работа в парах, в малых группах, представление всем. Задача этого этапа – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

Группы обмениваются мнениями. Создается общая картина этапов жизни героя рассказа.

Каждая группа создает «ступеньку» лестницы, ведущей вниз героя рассказа, где отражается этап (главка рассказа), возраст героя и ключевые слова данного промежутка времени жизни персонажа (все изображается на отдельных листах формата А3)

Исходя из представленного всеми творческими группами, учащиеся готовятся к ответам на вопросы.

  • Какие стороны жизни Старцева открывает А.П.Чехов, чтобы показать нравственное оскудение героя? В чем и как проявляется футлярное существование Старцева?
  • Как происходит деградация героя? Какие детали это подчеркивают?
  • Почему Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем?
  • Мог ли Дмитрий Ионович Старцев возродиться, стать прежним? Когда это могло произойти? Что этому помешало?
  • Чем объясняет автор превращение Старцева в Ионыча и кого считает повинным в этой эволюции? Как раскрывает конфликт обыденного и идеального в рассказе?
  • В чем необычность композиции рассказа «Ионыч»? Обратите внимание на начала глав. Как можно объяснить значительные пропуски целых месяцев и даже лет из жизни доктора Старцева?
  • В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» охватывается довольно большой отрезок жизни героев. Каким образом достигается эффект сгущения времени? Можно ли установить сколько лет проходит с момента начала рассказа до его окончания?

5 этап. «Афиширование» – вывешивание произведений (текстов, рисунков, схем и т. д.) и ознакомление с ними всех участников мастерской.

Вывешивание портретов героя рассказа и «ступенек» его жизни.

Группы дают свои комментарии.

Отвечают на вопросы и делают выводы.

Выводы.

Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь. Старцев - интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности - Туркины. Вначале Старцев даже выше их: он видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев - приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что "жадность одолела". Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но именно деньги привели его к опустошению и раздражительности.

6 этап. «Разрыв» – кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствие своего старого знания новому, побуждающее к поиску ответов на возникшие вопросы, к работе с литературой.

Общее обсуждение в классе.

Учащиеся выясняют причины деградации Старцева и делают выводы по всему произведению.

Итоговые вопросы и задания:

  • Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение?
  • Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Как отвечает на этот вопрос сам А.П.Чехов? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться?
  • На протяжении всего повествования автор ни разу не назвал доктора Старцева Ионычем. Почему же именно так озаглавлен рассказ?
  • Повествование об Ионыче завершено словами: «Вот и все, что можно сказать про него». Но рассказ не заканчивается на этом. Почему автор снова возвращается к семье Туркиных?
  • Так кто же он Ионыч: хороший или плохой человек?
  • Какими приемами создается подтекст, настроение в рассказе, объемность и многоплановость изображения?
  • Докажите или опровергните мнение некоторых литературоведов, что композиция рассказа А.П.Чехова «Ионыч» - это «Евгений Онегин» наоборот.
  • Каким образом реализуется чеховский принцип косвенной оценки изображаемых явлений в повести «Ионыч»?
  • Какие детали в повести «Ионыч» особенно важны для прояснения авторской позиции?
  • Почему на рубеже 80-90 гг. Чехов обращается к проблемам духовной деградации человека?

Выводы.

Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: "Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом".

Заключительное слово учителя.

Одной из важнейших тем для А.П.Чехов является тема нравственной ответственности человека за то, что с ним происходит. Опуститься, деградировать, капитулировать пред жизнью, перед средой гораздо легче, чем противостоять , сопротивляться ей и отстаивать свои взгляды и идеалы, достойно принимать удар и выстоять.

Рассказ «Ионыч» вызывает стремление у непримиримости, сопротивлению среде, обстоятельствам и пошлости, заставляет задуматься о смысле жизни, о степени личной отвественности пред самим собой и другими людьми.

7 этап. «Рефлексия» - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Анализ движения своей собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

Закончите предложения

«На уроке я узнал(а)….»

«На уроке я понял(а)….»

«На уроке я почувствовал(а)….»

«На уроке меня поразило….»

8 этап. Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

  1. Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н. В. Гоголя: "Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось".
  2. Как вы прокомментируете слова из письма А.П.Чехова к Орлову: "Пока еще это студенты и курсистки - это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша, и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры".

Творческое задание на выбор.

  1. Вы ценитель юмористических произведений Чехова. Напишите небольшую рецензию на один из чеховских рассказов, показав себя знатоком творчества писателя. Отметьте в рецензии художественные достоинства произведения.
  2. Вы не являетесь почитателем чеховской прозы (или вообще творчества Чехова). Напишите отрицательную рецензию на один из рассказов писателя. Отметьте в нем то, что, по-вашему, является серьезным художественным просчетом.
  3. Напишите эссе на тему «Есть ли настоящая жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»?»

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Изучение литературы в 10 классе. Базовый и профильный уровень. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Еремина Т.Я. Мастерская по литературе. 10 класс. – СПб, 2004.
  3. Золотарева И.В., Михайлова Т.И.Поурочные разработки по русской литературе XIX века., - М.: «Вако», 2004.
  4. Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе: Уроки повторения русской классики в 11 кл. – М.: Просвещение, 2001.
  5. Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2001.
  6. Мухина И.А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта. – СПб, 2002.
  7. Русская литература XIX – XX веков: В 2-х т. Т.1: Русская литература XIX века: Учебное пособие для поступающих в вузы / Сост. И науч. Ред. Бугров Б.С., Голубков М.М. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.
  8. Турьянская Б.И., гороховская Л.Н. Литература в 10 классе. Урок за уроком. – М.: «Русское слово», 2003.
  9. Чаусова И.А. Основы анализа художественного произведения: учебное пособие для самостоятельной подготовки к вступительным экзаменам. – М., КДУ, 2008.
  10. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по курсу русской литературы XIX века: 10 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2002.
  11. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. – М.: Изд. «Первое сентября», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Подготовка к сочинению-рассуждению по рассказу А.П.Чехова "Ионыч"" (8 класс)

Данная разработка урока по литературе даст возможность провести подготовку к написанию сочинения-рассуждения  "Жизнь Старцева: деградация или процветание"....

урок литературы. Проблема личной ответственности человека за свою жизнь.( По рассказу А.П. Чехова "Ионыч".

Проблема личной ответственности за свою жизнь в рассказе А. П. Чехова  " Ионыч"...

Конспект урока по литературе в 10 классе "Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"

Целью данного  урока было раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.Задачи: формировать умение проводить лингвостилистический анализ ...

Презентация к уроку "Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"

Данная презентация является приложением к одноименному уроку. Цель ее , в первую очередь, создать необходимое эмоциональное восприятие материалов урока; в наглядной, лаконичной форме подвести учащихся...

Душевная деградация человека в рассказе А.П. Чехова "Ионыч"

Таблица по рассказу А.П. Чехова "Ионыч"...

Презентация к уроку "Анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч" 10 класс

Данная презентация является сопровождением к уроку " "Анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч" 10 класс. Представлено исследование  произведения с точки зрения его концепции.  Презентация доп...

Урок "Тема гибели души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».10 класс

Урок по  произведению А.П. Чехова "Ионыч"...