КОНСПЕКТ УРОКА ПО ВОЕННОЙ ПРОЗЕ Е. И. НОСОВА
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ВОЕННОЙ ПРОЗЕ Е. И. НОСОВА
Тема урока: «Великая Отечественная война в изображении писателей-фронтовиков (на материале рассказа Е. И. Носова «Красное вино победы»)» (XI класс). Данный урок можно провести в рамках раздела «Литература периода Великой Отечественной войны».
Эпиграф к уроку: «А когда мы вернемся, – а мы возвратимся с победой, / все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы, – / пусть нами пива наварят и мяса нажарят к обеду, / чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы. / Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям, / матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя. / Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем – / все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя» (С. П. Гудзенко).
Вид урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированная.
Цели и задачи урока:
1. Обучающие:
1) рассказать учащимся о творчестве Е. И. Носова, подробнее остановится на «военном» периоде биографии писателя;
2) познакомить с рассказом Е. И. Носова «Красное вино победы», выявить особенности художественного конфликта, своеобразие композиции произведения;
3) провести параллели с древнерусской литературой, подчеркнуть их символичность;
4) выявить глубокий психологизм художественной манеры Е. И. Носова;
5) вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, умение грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения;
6) развивать навыки работы с некоторыми литературоведческими понятиями (метафора, символ, конфликт, композиция и др.).
2. Развивающие:
1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);
2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);
3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.).
4) развивать коммуникативные компетенции.
3. Воспитывающие:
1) воспитывать гармоничную и духовную личность;
2) воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, эстетический вкус;
3) воспитывать интерес к предмету.
Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод выразительного чтения, иллюстративный метод.
Опережающее задание: прочитать рассказ Е. И. Носова «Красное вино победы», подготовить иллюстрации к произведению; один из учащихся готовит сообщение по биографии писателя.
Материалы и оборудование: текст рассказа Е. И. Носова «Красное вино победы»; иллюстрации к нему, выполненные учащимися; слайды мультимедийной презентации.
План урока:
1. Вступительное слово учителя – 5 мин.
2. Знакомство с биографией Е. И. Носова (выступление учащегося) – 5 мин.
3. Аналитическая беседа по рассказу Е. И. Носова «Красное вино победы» – 20 мин.
4. Работа с иллюстрациями к произведению, подготовленными учащимися – 10 мин.
5. Подведение итогов урока – 5 мин.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. Великая Отечественная война – страшная, кровопролитная – одна из главных тем прозы ХХ века (слайд 1). Как же рождалась литература о войне? Уходившие на фронт восемнадцати – двадцатилетними, они возвращались (те, кому повезло), ощущая, что по опыту они старше многих – «старше на отечественную войну», – как писал А. Межиров. Это был тяжкий груз опыта – потерь, ран и знания о том, сколь многое может человек в своем мужестве и как легко он перестает быть человеком в своей жестокости. Для себя же они хотели не жалости, а полноты жизни, за которую воевали (слайд 2):
А когда мы вернемся, – а мы возвратимся с победой,
все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы, –
пусть нами пива наварят и мяса нажарят к обеду,
чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.
Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,
матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.
Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем –
все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.
Так и произошло в жизни одного из известных русских писателей – Евгения Носова, о жизни и творчестве которого мы поговорим сегодня.
2. Знакомство с биографией Е. И. Носова (выступление учащегося). (слайд 3). Через жизнь и литературные труды Евгения Носова, уроженца Курской земли, – Великая война пролегла несмываемыми, многопоследственными полосами. Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы – военная и деревенская. Повествование и все описания Носова отличаются уравновешенностью. Его произведения посвящены в основном людям современной среднерусской деревни; время от времени он включает в ткань повествования эпизоды из времен Второй мировой войны. Герои повестей и рассказов Носова – это люди из народа, тесно связанные с природой.
Евгений Иванович Носов родился в 1925 году, в селе Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. Отучившись всего 8 классов, после Курского сражения (5 июля – 23 августа 1943 года), очевидцем которого он стал, ушёл на фронт в артиллерийские войска маршала К. К. Рокоссовского, став наводчиком орудия. (слайд 4). Полтора года будущий писатель находился на передовых позициях в артиллерийской батарее истребителей танков. Его боевой путь пролег через Брянск, Могилев, Бобруйск, Минск, Белосток, Варшаву. На этом пути рядовой Носов подбил немало вражеской военной техники, был награжден орденами Красная Звезда и Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией». Также он участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачевском плацдарме за Днепром, в сражениях на польской земле. В боях под Кенигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чем позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.
Радость свидания с родными быстро пригасила голодная послевоенная жизнь. Отцу, тоже частично утратившему трудоспособность вследствие ранения на фронте, нелегко доставались средства на содержание семьи. Не зная, как облегчить участь домашних, Евгений Носов спешно, за один год, сдал экзамены за среднюю школу. Вскоре вслед за будущей женой Валей Ульяновой, окончившей техникум советской торговли и получившей направление на работу в Казахстан, махнул он в город Талды-Курган.
Там удача ему улыбнулась. Областной газете «Семиреченская правда» требовался художник-оформитель, и он, умея неплохо рисовать, определился на эту должность. Год спустя женился. Когда в нем обнаружились явные литературные задатки, редакция возложила на него другие обязанности. Вначале в качестве специального корреспондента разъезжал по городам и весям, потом ему доверили вести отдел промышленности, транспорта и торговли.
Только в 1957 году Евгений Носов опубликовал первый рассказ (для детей) «Радуга», а в 1958 году выпустил первый сборник рассказов и повестей «На рыбачьей тропе». Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной «деревенской прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И. С. Тургенева, И. А. Бунина и Н. С. Лескова.
В лучших рассказах и повестях писателя («Шумит луговая овсяница», «Объездчик», «За долами, за лесами», «Варька», «Домой», «И уплывают пароходы, и остаются берега», «Шопен, соната номер два» и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и «неправильность» непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости («...Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать... Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это – не-е!...» – «И уплывают пароходы, и остаются берега»).
Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, «детскому» восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах и повестях о собственном детстве и отрочестве, о русском мужике на полях Великой Отечественной войны. Посвященное этой теме вершинное произведение Носова – повесть «Усвятские шлемоносцы» (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии – нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других «деревенщиков», проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата («Но только ли на людях – на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили...»).
3. Аналитическая беседа по рассказу Е. И. Носова «Красное вино победы». Признаюсь вам честно, я долго раздумывала над тем, какое бы произведение выбрать для изучения на сегодняшнем уроке. Хотелось найти что-то необычное, внешне неброское, но пронзительное. Такой рассказ, который можно охватить за урок, но к которому потом много раз возвращаться. Мой выбор пал на рассказ «Красное вино победы», в основе которого, как было уже сказано выше, лежат воспоминания автора о своем пребывании в госпитале, где он и встретил известие о великой Победе над фашистами. Сама война здесь как бы за кадром, но сила произведения, как мне представляется, именно в том, что ее злое дыхание пронизывает рассказ от первой до последней страницы. Пронзительным мне кажется даже название рассказа, его «заглавный аккорд». Как вы понимаете смысл, вложенный в него писателем? (Название рассказа рождает разнонаправленные ассоциации – и с праздником, за который пьют вино фронтовики, и с кровью, которой этот праздник оплачен. Контрастные чувства у читателя автор вызывает намеренно: для тех, кто пережил войну, и сегодня «это праздник со слезами на глазах»).
– Интересна в данном случае точка зрения современных исследователей-литературоведов, которые соотносят образ «красного вина победы» с образами «кровавого вина» и «синего вина с трудом смешанного» из «Слова о полку Игореве». «Смешанное с трудом» переводят как «смешанное с горечью». И нам становится понятен смысл данной метафоры: у Победы, которая досталась нам такой дорогой ценой, горький привкус. Обратите внимание, что параллель с древнерусским текстом не случайна: ведь в «Усвятских шлемоносцах» также за образами современных воинов проступают черты почти былинных богатырей. Как вы думаете, с чем связаны такие смысловые и образные параллели в поэтике произведений Е. И. Носова? (Таким образом писатель хотел подчеркнуть значимость Великой Победы, придавая ей эпический характер. Издревле, испокон веков не переводились на Руси люди, готовые на подвиг во имя своей родины).
– От какого лица ведется повествование? Можно ли в данном случае отождествить героя и автора-повествователя? (Повествование в произведении ведется от первого лица, но время действия не совпадает с моментом рассказывания. Перед нами воспоминания: автора-повествователя и его героя, возможно, разделяют годы. Память возвращает его в прошлое, когда он отмечает День Победы).
– В чем, на ваш взгляд, заключается особенность композиции и самого рассказа о войне? (Композиция рассказа не отличается внешней сложностью, но у неё есть свои особенности. В сюжете практически нет событий в привычном смысле слова: в серпуховском госпитале весной 1945 года оказываются раненые бойцы, которые ждут окончания войны (слайд 5). Своеобразие рассказа в том и заключается, что Е. И. Носов не описывает перипетии солдатской жизни, а изображает процесс ожидания. Внешние события заменяются ожиданием победы, ее предчувствием. Напряжение, драматизм не уходят из произведения, несмотря на то, что читатель, как и бойцы, знает, что победа неизбежна. Для персонажей Носова война уже закончилась, но продолжают сражаться, а значит, и умирать их товарищи).
– Мало того, умирают и сами раненые, дождавшиеся Великой Победы. И это обостряет драматизм повествования. Найдите и прочитайте фрагмент рассказа о смерти Копешкина. На чем акцентирует здесь внимание писатель? («Прислоненная к рукам Копешкина, до самых сумерек простояла моя картинка, и я про себя радовался, что угодил ему, нарисовал нечто похожее на его родную избу. Мне казалось, что Копешкин тихо разглядывал рисунок, вспоминая все, что было одному ему дорого в том далеком и неизвестном для остальных Сухом Житне.
Но Копешкина уже не было...
Ушел он незаметно, одиноко, должно быть, в тот час, когда садилось солнце и мы слушали негромкие Михаевы песни. А может быть, и раньше, когда ребята стучали костяшками домино. Этого никто не знал.
В сущности, человек всегда умирает в одиночестве, даже если его изголовье участливо окружают друзья: отключает слух, чтобы не слушать ненужные сожаления, гасит зрение, как гасят свет, уходя из квартиры, и, какое-то время оставшись наедине сам с собой, в немой тишине и мраке, последним усилием отталкивает челн от этих берегов...
Пришли санитары, с трудом подняли с кровати тяжелую, промокшую гипсовую скорлупу, из которой торчали, уже одеревенев, иссохшие ноги Копешкина, уложили в носилки, накрыли простыней и унесли.
Вскоре неслышно вошла тетя Зина со строгим, отрешенным лицом, заново застелила койку и, сменив наволочку, еще свежую, накрахмаленную, выданную сегодня перед обедом, принялась взбивать подушку.
Я онемело смотрел на взбитую подушку, на ее равнодушную, праздную белизну, и вдруг с пронзительной очевидностью понял, что подушка эта уже ничья, потому что ее хозяин уже ничто... Его не просто вынесли из палаты его нет вовсе. Нет!..».
Е. И. Носов подчеркивает, как просто уходят люди из жизни, и что их не вернуть. В этой обыденности и заключается трагизм человеческого существования: жизнь обрывается словно нить. И нет человека).
– Несмотря на реалистичность повествования, в рассказе Е. И. Носова довольно много символов. Одной из символичных «картин», на мой взгляд, является следующая (слайд 6): «Тишину нарушил Саенко. Он встал, допрыгал до нашей с Копешкиным тумбочки и взял стакан.
– Зря-таки солдат не выпил напоследок, – сказал он раздумчиво, разглядывая стакан против сумеречного света в окне. – Что ж... Давайте помянем. Не повезло парню... Как хоть его звали?
– Иваном, – сказал Саша.
– Ну... прости-прощай, брат Иван. – Саенко плеснул немного из стакана на изголовье, на котором еще только что лежал Копешкин. Вино густо окрасило белую крахмальную наволочку. – Вечная тебе память...
Оставшееся в стакане вино он разнес по койкам, и мы выпили по глотку. Теперь оно показалось таинственно-темным, как кровь». Как вы думаете, в чем заключается смыл жеста Саенко, обагрившего вином подушку умершего солдата? (Так обозначается его причастность к победе, за которую он, как и миллионы других солдат, заплатил собственной кровью).
– Кроме того, автор не случайно показывает нам смерть раненого в госпитале. Выжить на полях войны – еще не значит вернуться с нее живым: сколько раненых умерло, не пережив сражения! И в госпитале, среди покоя и тишины смерть воспринимается, наверное, еще болезненнее и драматичнее, чем посреди разрывающихся снарядов. Обратите внимание и на то, что писатель собирает в одной палате жителей разных уголков Советского Союза: здесь и «волгарь» Селиванов, и мезенский «мужик-лесовик» Бородухов, и крестьянин из деревни Сухой Житень Пензенской области Копешкин, и молдаванин Михай, и сибиряки Саенко и Бугаев. Но, хотя каждый из них убеждает соседей по палате в преимуществах своего края, родина у них общая. И за молдаван, и за сибиряков – за всех отдавали свои жизни молодые и старые солдаты, все они крещены в купели войны, а потому все они братья. На чем акцентирует внимание Е. И. Носов, изображая бойцов Великой Отечественной? (Носова интересует прежде всего их внутренний мир. Каков человек, вырванный из активной борьбы, искалеченный, лишенный надежд на счастье, взглянувший смерти в лицо и чудом оставшийся в живых? Бойцы, томясь в госпитале, страдая от неподвижности, от зудящих под гипсом ран, испытывают противоречивые чувства. С одной стороны, радость, потому что «дома наверняка будешь», с другой – «тоску и зависть», потому что «мат будут ставить» без них. Они жалеют, что не им выпало на долю брать Берлин, поставить точку в войне).
– Ранение, по Носову, для любого человека – испытание, и не важно, ранен он в первый раз, как герой рассказа, или в четвертый, как Бородухов. Сущность этого испытания раскрывается писателем в экспозиции рассказа. Читатель знакомится с фронтовой операционной в роще, недалеко от которой идёт танковый бой. Может показаться, что повествователь скупо, без подробностей ведет рассказ о своем ранении. Но сдержанность повествования сильнее передает ужас происходящего, чем прямые восклицания. Мы словно сами оказываемся в огромной очереди к «хирургическому ножу», видим раненых, лежащих поперек столов «с интервалом железнодорожных шпал». Носов концентрирует внимание на таких деталях, что мы понимаем: в происходящем нет ничего необычного. Это своеобразный «хирургический конвейер» по спасению жизней раненых бойцов. Отсюда и механический голос медсестры: «– Солдат, а солдат... Солдат, а солдат...». Кошмар войны не только в смерти на поле сражения, но и в ее зловонном дыхании, от которого некуда скрыться. Для хирурга «с красными от бессонницы глазами», горбящегося над столом сутками, для медсестры, приговаривающей «с механической однотонностью» какие-то слова солдатам, для санитаров, привычными движениями затирающих столы от крови, – это изнурительная работа. Их борьба со смертью превратилась в обыкновенное дело. И, хотя мы и читаем о том, что с людьми «не играли в прятки», «что некогда было щадить их этикой милосердия», мы понимаем, что гуманность не побеждена войной. Обыденность происходящего во фронтовой операционной отражает не только мрачный лик войны, но и «скрытую теплоту патриотизма», о которой писал еще Л. Н. Толстой. Говоря о раненых, искалеченных войной, особенного внимания заслуживает образ сапера Михая. Какие эмоции у вас возникают при чтении страниц, посвященных этому солдату? (Грусти, тоски, сочувствия. Слезы наворачиваются на глаза, когда мы видим беспомощность этого храброго солдата, сильного мужчины, лишенного рук).
– Найдите и прочитайте наиболее запомнившийся вам фрагмент о Михае. («– А на улице что? – помолчав, спросил Саша Самоходка. – Дома, люди... – Девчата ходят? – Ходят. – Красивые? – допытывался Самоходка. Михай промолчал. Голова его монотонно качалась в раме окна. – Тебе чего, трудно сказать? Красивые девки-то? – А! – Михай досадливо отмахнулся узлом рукава. – Ему теперь не до девок, – сказал Бородухов»).
– Вот вроде бы и жив человек, и победу дождался, но… его жизнь никогда не станет прежней: война искалечила тело Михая и продолжает терзать его сердце, душу. Вернемся к общему ходу рассказа, развитию сюжета. Как мы выяснили, главными героями являются раненые бойцы, которых свела жизнь в госпитале. Здесь они и встречают победу. А в чем же заключается конфликт произведения, учитывая, что ссор, столкновений между бойцами Е. И. Носов не изображает? (слайд 7) (В рассказе нет конфликта между героями, он выражен в борьбе смерти и жизни. Весна, заявляющая о себе «зеленым дымком верхушек тополей» и их пряным, горьковатым ароматом, «цыганистыми трелями зяблика», расцветшей черемухой, – это пробуждающаяся новая жизнь. Весна в рассказе – символ возрождения и надежды на счастье. И бойцы, нарушая госпитальные правила, все время распахивают окна, чтобы вдохнуть запах весны, жизни. Но смерть, прикоснувшись к человеческим телам «слепыми и равнодушными кусками металла», не хочет отступать, напоминает о себе «желтовато-зеленоватой жижей тлеющих ран», «сладковатым духом тления»).
– Какой еще образ-символ жизни использует автор почти в самом начале рассказа о раненых бойцах, лежащих в одной палате? (Букет черемухи. Прутиками черемухи солдаты бередили зудевшие раны: «Когда ж в городе зацвела черемуха и серпуховские ткачи и школьники начали приносить в палату обрызганные росой благоухающие букеты, они не знали, что по ночам мы безжалостно раздергиваем их цветы, чтобы выломать себе палочки, которые каждый запасал и тайно хранил под матрасом как драгоценный инструмент». В этой картине можно усмотреть и «скрытый» смысл: букет черемухи как символ возрождающей жизни, побеждающей смерть и страдания).
– Неспешно развивающееся повествование, все увеличивающее напряжение ожидания победы, вдруг ускоряется и стремительно мчится к кульминации. Приезд начальника госпиталя полковника Туранцева по прозвищу Дед, обрывки фраз, неожиданные указания сменить белье, заколоть кабана, отыскать к обеду вино – все свидетельствует о Победе. Читателю легче, чем персонажам рассказа, так как ему известно, что 8 мая гитлеровская Германия капитулировала. Но ведь бойцы этого не знают! На чем в данном случае сосредотачивается внимание писателя? (Внимание писателя сосредоточивается на внутренних переживаниях героя: «Я вдруг остро ощутил, что госпитальные часы отбили какое-то иное, новое время… Что-то враз обожгло меня изнутри, гулкими толчками забухала в подушку напрягшаяся жила на моём виске»).
– Торжество жизни кажется абсолютным. Тишина ночи, госпитальный покой исчезают мгновенно: «Коридор гудит от стука и скрипа костылей». Описывая всеобщее ликование, Носов не упускает удивительную особенность нашего народа: люди не умеют радоваться в одиночку, а чувства свои выражают в песне. Песня – душа народа, она объединяет всех: людские голоса «приладились и… запели дружно, мощно, истово, выплескивая еще оставшиеся запасы святой ярости и гнева». Единственный раз в рассказе появляется слово «святой». Найдите этот эпизод. («– А все ж, братцы мои, помереть солдатом в бою с неприятелем – святое дело, што ни говори!»).
– Подвиг русского солдата Е. И. Носов по праву считает святым. Н, несмотря на единичное использование данного определения, мотив святости – один из центральных в произведении. Попробуйте проследить его художественное воплощение в данном рассказе. (Мотив святости – крещения – причащения – поминовения проходит через все произведение. Красным вином причащают в христианских храмах – кровью причастили советских людей в войну. (слайд 8). Крещенный «равнодушным металлом», поливший землю своей кровью, наш народ искупил грехи человечества, как когда-то искупил их Христос. «Смертию смерть поправ», советский человек отстоял жизнь. Красное вино пьют солдаты в рассказе Носова, пьют за победу жизни над смертью. Белая госпитальная палата озаряется отблесками рубиновых стаканов, и люди чувствуют волнение, словно совершается «небывало-торжественное… таинство»).
– Однако смерть успевает и в праздник ухватить свое. Умирает Иван Копешкин, так и не пригубивший красного вина за Победу. Горькая истина звучит в словах тети Зины: «Вот и пожар затушили, а, видно, чадить еще долго будет. Уж больно раскочегарено…». И мы слышим в рассказе не только смех, ликующие крики, частушки, но и причитания вдов, беззвучный плач безрукого Михая. Нарисованная героем картинка для Ивана оживает, и мы видим женщину с тремя ребятишками, которые еще не знают о своем сиротстве, еще надеются на возвращение отца и мужа.
И в финале Носов не отменяет двойственного чувства, пронизывавшего весь рассказ, потому что праздник Победы для нашего народа навсегда будет и днем поминовения. Густое красное вино, пролитое в рассказе на изголовье кровати умершего Копешкина, напоминает солдатам кровь и кажется «темным и таинственным». И читатель присоединяется к чувствам персонажей Носова.
4. Работа с иллюстрациями к произведению, подготовленными учащимися. Дома вы подготовили иллюстрации к рассказу Е. И. Носова «Красное вино победы». Прокомментируйте свои рисунки, а вместе мы подумаем над тем, что у вас получилось и, к сожалению, чего вам не удалось передать на бумаге.
5. Подведение итогов урока. Итак, сегодня мы говорили с вами о пронзительном в своем драматизме рассказе Е. И. Носова «Красное вино победы». (слайд 9). Произведение Е. И. Носова о войне, о Великой Победе, но показанной с несколько иной точки зрения, – не на полях боевой славы, а в душном тихом госпитале, в котором тоже уходят из жизни бойцы, тихо, не дождавшись радостного известия. В произведении нет открытого конфликта, но четко ощущается скрытое противостояние жизни и смерти, пусть и побежденной, но не менее страшной от этого. (слайд 10). Я верю, что этот маленький рассказ поможет вам задуматься и понять, что все мы в неоплатном долгу перед нашими ветеранами Великой Отечественной войны, потому что они подарили нам возможность родиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа на тему: "Мотив «хлеба» в прозе Е. И. Носова (на примере повести «Усвятские шлемоносцы» и рассказа «Греческий хлеб».
Предлагаемый материал может быть использован на уроках внеклассного чтения по литературе при изучении творчества Евгения Ивановича Носова...

Военная проза В.П.Астафьева в освещении критики
Виктор Астафьев – признанный мастер художественного слова. Его произведения стали классикой русской литературы ХХ века. Он проявил себя в ключевых направлениях литературного процесса, в частност...
Научная работа на тему :"Роль слова в военной прозе, поэзии, песне"
Актуальность обусловлена тем, что в человеке с детства нужно воспитывать такие духовные ценности, как патриотизм, любовь к Родине, готовность пожертвовать собой во имя Отчизны. Изучение и...

Военная проза. Контрольные вопросы
Проверка содержания по произведениям Кондратьева В. "Сашка" и Воробьева К. "Убиты под Москвой"...

Конспект урока «Нравственные проблемы рассказа Е.И.Носова «Кукла»
познакомить учащихся с творчеством писателя, ознакомить с идейно – нравственным содержанием рассказа Е.И. Носова «Кукла»;показать протест писателя против равнодушия, безр...
Открытый урок развития речи по русскому языку в 8 классе по теме: «Кристально чистая проза Е.И.Носова»
Урок развития речи по литературе в восьмом классе....

