Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания школьников
статья по литературе (9 класс)
Нравственно-патриотическое воспитание школьников сегодня одна из наиболее актуальных проблем. Между тем ведутся и дискуссии о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. Некоторые считают, что патриотизм должен формироваться у человека естественным путём. Родина обязана позаботиться о своих детях, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: Если мы не научим ребёнка любить свою страну, то кто будет радоваться её достижениям? Родина такова, какой мы её делаем сами.
Патриотизм, применительно к ребёнку школьного возраста определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, школы, родного города, страны.
Воспитание патриотизма – это важная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и возможности художественной литературы в этом плане невозможно переоценить.
Литературные произведения, изучаемые в школе, – это лишь небольшая часть культурного достояния народа. Но именно они укореняют нравственный стержень личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аблякимова Азизе Икремовна,
учитель русского языка и литературы
Художественная литература
как средство нравственно-патриотического воспитания школьников
Аннотация. В статье рассматривается необходимость использования художественной литературы для воспитания и формирования нравственных основ патриотических мировоззрений школьников среднего и старшего возраста.
Ключевые слова: нравственность, патриотизм, патриотическое воспитание.
И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна.
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война…
А.Твардовский. Стихотворение «Жестокая память»(1951)
Нравственно-патриотическое воспитание школьников сегодня одна из наиболее актуальных проблем. Между тем ведутся и дискуссии о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. Некоторые считают, что патриотизм должен формироваться у человека естественным путём. Родина обязана позаботиться о своих детях, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: Если мы не научим ребёнка любить свою страну, то кто будет радоваться её достижениям? Родина такова, какой мы её делаем сами.
Патриотизм, применительно к ребёнку школьного возраста определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, школы, родного города, страны.
Воспитание патриотизма – это важная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и возможности художественной литературы в этом плане невозможно переоценить.
Литературные произведения, изучаемые в школе, – это лишь небольшая часть культурного достояния народа. Но именно они укореняют нравственный стержень личности.
Многое зависит от волшебной встречи с книгой. Они увлекают читателя благородством чувств человека предшествующих эпох, воспитывают у каждого нового поколения умение быть благородным, памятливым. Ведь всё на земле стирается, кроме памяти. Именно поэтому важно воспитание памятью. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Мы должны знать, что война в действительности – зло, жестокость, смерть. И помогут нам в этом произведения о Великой Отечественной войне.
На уроках литературы учащиеся знакомятся с произведениями о нашей большой Родине, узнают о подвигах русских солдат, так как патриотическое воспитание детей должно развиваться на примере жизни и подвига самоотверженных героев, которые отдали свою жизнь ради спасения других.
Произведения о Великой Отечественной войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек.
В этой великой битве, определившей на многие годы вперед судьбы человечества, художественная литература была не сторонним наблюдателем, а равноправным участником. Многие писатели выступили в авангарде. Известно, как солдаты не только читали, но и хранили у сердца очерки и статьи Шолохова, Толстого, Леонова, стихи Твардовского, Симонова, Суркова
Война изображается как каждодневный упорный труд с полной отдачей всех сил. В повести Константина Симонова «Дни и ночи» (1943 – 1944 гг.) о герое сказано, что он ощущал войну, «как всеобщую кровавую страду». Человек работает – вот его главное занятие на войне, до изнеможения, не просто на пределе, а выше всякого предела своих сил. В этом его главный военный подвиг. В повести не раз упоминается, что Сабуров «привык к войне», к самому страшному в ней, «к тому, что люди здоровые, разговаривавшие, шутившие с ним только что, через десять минут переставали существовать». Исходя из того, что на войне необычное становится обычным, героизм – нормой, исключительное переводится самой жизнью в разряд обыкновенного. Симонов создает характер сдержанного, несколько сурового, молчаливого человека, ставшего популярным в послевоенной литературе. Война по-новому оценила в людях существенное и несущественное, главное и неглавное, истинное и показное: «…люди на войне стали проще, чище и умнее… Хорошее у них выплыло на поверхность оттого, что их перестали судить по многочисленным и неясным критериям… Люди перед лицом смерти перестали думать, как они выглядят и какими они кажутся, – на это у них не осталось ни времени, ни желания».
Виктор Платонович Некрасов заложил традицию достоверного изображения будничного течения войны в повести «В окопах Сталинграда» (1946 г.) – («окопная правда»). В целом повествовательная форма тяготеет к жанру романа-дневника. Жанровая разновидность повлияла и на формирование глубоко выстраданного, философско-лирического, а не только внешне-изобразительного отражения событий войны. Рассказ о буднях и кровопролитных боях в осажденном Сталинграде ведется от лица лейтенанта Керженцева.
На первом плане – сиюминутные заботы рядового участника войны. Автор очерчивает «локальную историю» с преобладанием отдельных эпизодов, представленных крупным планом. Героизм Некрасов трактует довольно неожиданно для военных лет. С одной стороны, его персонажи не стремятся во что бы то ни стало совершать подвиги, но с другой выполнение боевых задач требует от них преодоления границ личных возможностей, в итоге они обретают истинную духовную высоту. Например, получив приказ о взятии сопки, Керженцев ясно понимает утопичность этого распоряжения: у него нет оружия, людей, но не подчиниться нельзя. Перед атакой взор героя обращен к звездному небу. Высокий символ Вифлеемская звезда, становится напоминанием ему о вечности. Знание небесной географии возвышает его над временем. Звезда обозначила суровую необходимость стояния насмерть: «Прямо передо мной звезда большая, яркая, немигающая, как глаз кошачий. Привела и стала. Вот здесь и никуда».
Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956 г.) продолжает тему Великой Отечественной войны. Перед нами столкновение человека с историей. Рассказывая о своей жизни, Соколов вовлекает в единый круг переживаний повествователя. После Гражданской войны у Андрея Соколова «родни хоть шаром покати, нигде, никого, ни одной души». Жизнь пощадила его: он женился, появились дети, построил дом. Потом наступила новая война, которая отняла у него все. У него опять никого нет. В рассказчике будто сконцентрирована вся боль народа: «…глаза, словно пересыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них больно смотреть». От боли одиночества героя спасает забота о еще более беззащитном существе. Таковым оказался сирота Ванюшка – «этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки как звездочки ночью после дождя!». Появилась отрада: «ночью то погладишь его сонного, то волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…».
Трудно представить, насколько мощное влияние на воспитание не одного поколения оказал роман о подвиге комсомольцев-подпольщиков. В «Молодой гвардии» (1943, 1945, 1951 гг.) Александра Фадеева есть все, что волнует подростка во все времена: атмосфера тайны, конспирации, возвышенная любовь, мужество, благородство, смертельная опасность и геройская гибель. Сдержанный Сережка и горделивая Валя Борц, капризная Любка и молчаливый Сергей Левашов, застенчивый Олег и вдумчивая, строгая Нина Иванцова… «Молодая гвардия» роман о подвиге юных, об их мужественной смерти и бессмертии.
Вера Фёдоровна Панова «Спутники» (1946 г.).
Герои этой повести сталкиваются с войной лицом к лицу во время первого рейса санитарного поезда к линии фронта. Именно здесь свершается проверка душевной прочности человека, его самоотверженности и преданности делу. Драматические испытания, выпавшие на долю героев повести, одновременно способствовали выявлению и утверждению главного, подлинного в человеке. Каждый из них должен что-то преодолеть в себе, от чего-то отказаться: доктор Белов подавить громадное горе (он потерял жену и дочь во время бомбежек Ленинграда), Лена Огородникова пережить крушение любви, Юлия Дмитриевна преодолеть утрату надежды создать семью. Но эти потери и самоотказ не сломили их. Стремление же Супругова сохранить свой мирок оборачивается печальным итогом: утратой личности, иллюзорностью существования.
Константин Симонов «Живые и мертвые»
От главы к главе разворачивается в «Живых и мертвых» широкая панорама первого периода Отечественной войны. Все персонажи романа (а их около ста двадцати) сливаются в монументальный коллективный образ - образ народа. Сама действительность: потери огромных территорий, колоссальные людские утраты, страшные муки окружений и плена, унижения подозрительностью и многое, что увидели и через что прошли герои романа, заставляет их задаться вопросами: отчего же произошла эта трагедия? Кто виноват? Хроника Симонова стала историей сознания народа. Этот роман убеждает, что, слившись воедино в чувстве собственной исторической ответственности, народ способен одолеть врага и спасти от гибели свое отечество.
Эммануил Казакевич «Звезда» (1947)
«Звезда» посвящена разведчикам, которые ближе других к смерти, «вечно у нее на виду». Разведчик обладает свободой, немыслимой в пехотном строю, его жизнь или смерть зависят прямо от его инициативы, самостоятельности, ответственности. В то же время он должен как бы отрешиться от самого себя, быть готовым «в любое мгновение исчезнуть, раствориться в безмолвии лесов, в неровностях почвы, в мерцающих тенях сумерек»... Автор замечает, что «при безжизненном свете немецких ракет» разведчиков словно «видит весь мир». Позывные разведгруппы и дивизии Звезда и Земля получают условно-поэтическое, символическое значение. Разговор Звезды с Землей начинает восприниматься как «таинственный межпланетный разговор», при котором люди чувствуют себя «словно затерянными в мировом пространстве». На той же поэтической волне возникает образ игры («древней игры, в которой существующих лиц только двое: человек и смерть»), хотя и за ним стоит определенный смысл на крайней ступени смертельного риска слишком многое принадлежит воле случая и ничего нельзя предугадать.
В результате чтения художественной литературы о Великой Отечественной войне, участия в различных акциях и конкурсах нравственно-патриотической направленности школьники узнают, какой высокой ценой была завоевана победа.
С помощью чтения художественной литературы мы можем воспитать истинного патриота своей Родины. Именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения, формируется бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов-ветеранов, заставляет детей задуматься о таких понятиях, как Отечество, патриотизм, нравственность.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст свои результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.
Заставить «любить Родину» невозможно, но зато можно создать фундамент для этой любви, основу для патриотизма. А с помощью привлечения внимания детей к художественным произведениям можно повлиять на развитие и становление личности ребенка, формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством учитель видит в том, чтобы с первых шагов своей сознательной жизни ребёнок прикасался сердцем к человеческим судьбам. Чтобы чужие судьбы входили в его сердце, стали глубоко личным делом, чтобы через человеческие судьбы прошел путь к познанию высших интересов».
Большую вспомогательную роль в данном процессе играет богатая художественная литература. Традиции верности Родине, отечественному оружию, малой родине, родным и близким – эти темы проходят красной нитью через многие книги.
Таким образом, главной задачей патриотического воспитания в среднем и старшем школьном возрасте является приобщение к литературному наследию. Нравственные и патриотические качества личности ребенка не могут появиться самостоятельно, они формируются по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависят от того, какие были использованы средства и методы воспитания, какие условия были для этого созданы.
Список литературы:
- Богданова О.Ю. Библиотека учителя русского языка и литературы. «Нравственное воспитание на уроках литературы». – Москва «Просвещение», 2001 г.
- Бодрова Н.А., Сигал Л.М. «Читательские интересы старших школьников. Внеклассная и внешкольная работа по литературе». – Москва, 2002 г.
- Гасанов З.Т. «Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан». «Педагогика». – 2007г., №6;
- Колычев В.К. «Истоки мужества»., г. Москва «Просвещение», 2001г.
- Овчинникова Н.П. «Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики». «Педагогика». – 2007г., № 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание средствами краеведения.
Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и р...
"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Квалификационнная работа на категорию...

Нравственно – патриотическое воспитание средствами краеведения и музейной педагогики
Доводилось ли вам плыть на лодке в плохую погоду? Каковы были эти ощущения, когда холодный мокрый ветер дует навстречу, большие волны раскачивают вашу лодку?(пауза)...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства.
Методическая разработка...
Презентация на тему: "Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста посредством художественной литературы."
Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста посредством художественной литературы....

«Репертуар хора как основополагающий фактор художественного, эстетического и нравственно-патриотического воспитания детей и подростков».
В статье обсуждается репертуарная политика хоровых коллективов "ДО-МИ-СОЛЬ", "АМЕЛИЯ" и Камерного хора "ВИЗАНТ" ЦТРиГО "На Васильевском". Обобщен многолетний оп...