Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится все больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности
на уроках русского языка и литературы
Еще в Древней Греции считали, что детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится все больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного.
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность, которая является ключом ко всем видам функциональной грамотности.
В исследованиях PISA читательская грамотность - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев).
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)
Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские умения – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. Так тест PISA оценивает следующие читательские умения:
1.Найти и извлечь информацию.
2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста.
3.Осмыслить и оценить содержание и форму текста.
На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения.
При переходе из начальной школы в основную, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения. Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Дети должны читать не только на уроках русского языка и литературы. Каждый предмет имеет книгу.
Специфика формирования читательской грамотности на уроках филологического цикла
На уроках русского языка текст изучается как лингвистический объект и как результат речевой деятельности (признаки и категории текста, его структура, типы и виды, правила создания текста с учетом конкретных экстралингвистических факторов и понимания его смысла не только на поверхностном, но и на глубинном уровне).
В курсе литературы текст рассматривается как некая художественная действительность, историческая и культурная реальность, которая представлена в нем системой словесных художественных образов.
Интегративная цель освоения учебных предметов, входящих в образовательную область «Русский язык и литература», заключается в формировании филологической культуры школьников, ориентации обучения на понимание, интерпретацию «чужого» текста в широком культурном контексте и создание собственного текста с учетом всех прагматических и социокультурных факторов его употребления.
Мы расскажем о нескольких эффективных, на наш взгляд, приёмах работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.
Основные приемы работы с текстом на уроках
Я работаю в 5-9 классах по УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Бархударов С.Г. и др., в 10-11 кл. авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина; литература – авторы-составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин.
Учимся читать и понимать лингвистический текст, находить в нем требуемую информацию.
Прием «Тематический алфавит».
Систематизации знаний по теме на уроках русского языка и литературы способствует прием «Тематический алфавит». Заранее подготовленная таблица раздается каждому ученику. В каждой клетке таблицы проставлена буква алфавита, на которую ученик напишет слова-термины, понятия, словосочетания. Мне нравится этот приём использовать в 10-11 классах при изучении больших параграфов по русскому языку. Например, параграф «Состав слова»:
а | б | в | г |
аффикс аффиксальные морфемы |
| ||
д | е | ж | з |
|
|
| значимые части слова |
и | к | л | м |
интерфикс | корневая морфема, корень | морфема, морфемный состав слова, морфемный разбор слова, материально-выраженное окончание | |
н | о | п | р |
непроизводная основа, нулевое окончание | окончание, основа слова, одноструктурные слова | приставка, префикс, постфикс, производная основа, производящая основа, простая основа | родственные слова |
с | т | у | ф |
суффикс, соединительная гласная, словообразующий аффикс, сложная основа |
| флексия, формообразующий аффикс | |
х | ц | ч | ш |
| чередование звуков |
| |
щ | э | ю | я |
|
|
|
Такой приём можно использовать в среднем звене на обобщающих уроках.
Приём «Оценка текста»
Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:
Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как, по-вашему, почему они выделены? Какое слово чаще всего встречается в данном параграфе?
Какой раздел текста самый большой? Как, по-вашему, почему?
В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д.
Формированию аналитического умения учащихся помогают разные виды разборов. Практикуется фонетический разбор, орфографический, разбор слова по составу (морфемный), словообразовательный анализ слова, лексический разбор, морфологический, синтаксический, пунктуационный, стилистический. Посредством аналитических упражнений учащиеся приобретают умение анализировать любой текст, который может быть устным или письменным. Часто на уроках детям предлагается написать продолжение текста на заданную тему или составить предложение из предложенных слов, текст по ключевым словам. Это способствует развитию у детей речевой культуры.
Пример задания: 5 класс. Упр. 379. Составьте из данных слов предложения и запишите их. В трёх любых словах укажите окончание и его грамматические значения. В составленных предложениях подчеркните синонимы. Первое предложение разберите по членам.
Из, коридор, мы, выходить, в, светлая, комната. В, кабинет, один, окно, и, балкон.
Приём «Ключевые слова»
Серьезно страдает понимание текста от невнимания к ключевым словам, наиболее важным в тексте. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.
Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста. А познакомить их со «словами-ключиками» можно так.
Учитель. Помните ли вы, чем закончилась сказка о приключениях Буратино? Правильно, с помощью золотого ключика была открыта секретная дверь. Сегодня вы узнаете об удивительных ключиках, которые открывают секреты текста. Это «слова-ключики».
Почему они так называются?
Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать и сказал читателю, но не прямо, а как бы по секрету.
Потренируемся. В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию. Отыскать ее помогут «слова-ключики».
ФУТБОЛ
Сказала тетя:
- Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол!
Сестра сказала:
- Ну, футбол…
А я ответил:
- Во, футбол!
(Г.Сапгир
«Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, а у мальчика – восторг – во.
«Лови ошибку» - универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. При объяснении нового материала или, желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, учитель намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. В учебниках такие задания часто встречаются.
Пример задания:10 класс, упр.239
Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления местоимений в предложениях. Внесите изменения.
Мать Наташи, когда она задержалась в школе, очень волновалась. Проводники предложили отъезжающим занять свои места.
В тестах часто использую этот приём, например при изучении тем «Употребление числительных, местоимений в речи»
А) Найдите пример с грамматической ошибкой:
1) к шестистам пятидесяти двум страницам;
2) к сорокам пяти годам;
3) без двух пятых частей;
4) о девяноста трех случаях.
Б) Найдите пример без грамматической ошибки:
1) в двух тысячи седьмом году;
2) держаться обеими руками;
3) ребенок заговорил к полуторам годам;
4) с двумястами шестидесяти пятью бюллетенями.
При первичном чтении текста на уроках литературы учащиеся могут использовать прием – «Толковый словарь». Дети читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Например, в сказе Павла Петровича Бажова «Каменный цветок» встречаются слова: «вожгаться», «помытарить», «вестовщик». Прошу поднять руки тех ребят, кому все слова в тексте понятны, и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает, ребята работают со словарем.
Приём «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Такой приём можно использовать при изучении биографии писателей. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
Или же заполняет таблицу:
Уже знал (V) | Узнал новое (+) | Думал иначе (–) | Есть вопросы (?) |
Приём «Кольцевое чтение»
Данный приём помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения. Текст читается по очереди по абзацам. Один ученик читает, остальные слушают. Есть только одна копия текста, которая передается следующему чтецу. Слушающие придумывают и задают вопросы по содержанию текста. Тот, кто читал текст, отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Приём «Вопросы к произведению» позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
- Составьте вопросы, которые помогут раскрыть образ главного героя;
- Составьте вопросы на знание текста.
- Составьте вопросы к 1 главе.
- Составьте вопросы, чтобы понять идею произведения.
- Составьте вопросы, помогающие выяснить причины поступка героя.
- Составьте вопросы, чтобы выяснить ваше отношение к прочитанному произведению.
Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений (Когнитивные умения – это способность учащихся мыслить и решать учебные задачи, что выражается в творческом поиске, логических рассуждениях, позволяющих находить выход из различных проблемных ситуаций в ходе учебного процесса). Это позволяет в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом. Во-вторых, позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (статья)
Статья с приемами формирования читательской грамотности у школьников...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер - класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
Мастер - класс для учителей "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...
"Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы при подготовке к ГИА"
-...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...
