Пьеса М. Горького «На дне»
план-конспект урока по литературе

Абдулвалеева Гузель Радиковна

История создания и расстановка действующих лиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_dne-urok.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пьеса М. Горького «На дне»

(История создания и расстановка действующих лиц).

Цели урока.

  1. Познакомить учащихся с историей создания пьесы «На дне», общественной обстановкой, сложившейся в России в начале 20 века, расстановкой действующих лиц; определить, чем вызван интерес к пьесе. Определить место пьесы в творчестве писателя.
  2. Повторить особенности драматического произведения, определить специфику пьесы.
  3. Обратить внимание учащихся на условия жизни «босяков», через анализ афиши и ремарок выяснить их положение в обществе. Провести  параллель с сегодняшним днем, с условиями современной жизни.

Оформление. 

Эпиграфы:         Каждый сам себе судьба.

                                                            М. Горький  

                                   Это будет страшно.

                                                            М.Горький  о пьесе «На дне»

Ход урока. 

Слово учителя: Сегодня мы начинаем знакомство с одним из самых сложных, противоречивых произведений XX века, интерес к которому не ослабевает до сих пор. Это знаменитая пьеса М.Горького «На дне».

Тема нашего первого занятия по ней: история создания и расстановка действующих лиц. Откройте тетради,  запишите тему и эпиграфы.

Нам важно будет понять:

  1. почему Горький обратился к драматургии;
  2. чем вызван интерес к пьесе;
  3. как перекликаются проблемы, поднятые в начале XX века, с ситуацией, сложившейся в начале XXI века, могут ли эти проблемы заинтересовать современного читателя.

Обратимся к эпиграфам. Они не только к этому уроку, но и ко всей системе уроков по этому произведению.

- Как вы их понимаете? ( По мнению М.Горького, выросшего в трудных условиях, с раннего возраста начавшего работать, все в руках человека: только от него самого завит, как сложится его судьба. Человек может все, все в его руках. Именно эту мысль он развивает в своих произведениях, именно она принесла ему успех.

Что касается второго эпиграфа, то Горький впервые в русской драматургии выводит на сцену людей социального дна, нищих, бродяг, картежников, показывает их внутренний мир, противоречия, говорит о том, что толкнуло их на этот путь, как относится общество к таким людям и кто может избежать этой участи.)

Пьеса «На дне» - своего рода итог рассказов о босяках.

-Давайте подумаем, что заставило М.Горького обратиться к драме?

-Почему он отдает пьесу именно в МХТ?( Взаимоотношения Горького и МХТ можно определить одним словом – влюбленность. Алексей Максимович писал: « Художественный театр – это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. Не любить его невозможно, не работать для него – преступление.»)

Некоторые факты: первая постановка – 18 декабря 1902 года. Пьеса имела огромный успех, обошла все театры столиц и провинции, Европы, Америки, Азии. Например, к маю 1906 года в одном из берлинских театров пьеса выдержала около 500 представлений.

 Мы попытаемся понять причины такого успеха. 

Горький ценил МХТ за то, что он в своем искусстве утверждал веру в человека, веру в моральные и творческие силы. К.С.Станиславский: «Религия босяка – свобода; его сфера – опасности, грабежи, приключения, кражи. Все это создает вокруг них атмосферу романтики и своеобразной дикой красоты, которую мы в то время искали».

С самого дна жизни несутся  прекрасные слова о могуществе человека, ставшие лозунгом для многих поколений.

С историей постановки пьесы связан один интересный факт: поход на Хитров рынок в Москве. Актеры МХТ не знали, как выглядят босяки, какие у них манеры, как они разговаривают. Поэтому они решили отправить делегацию в самое злачное место Москвы – Хитров рынок, где обитали воры, бродяги, убийцы и другие, подобные им, элементы.

Мы с вами уже говорили о специфике драматического произведения.       - Вспомним, что ещё характерно для этого рода литературы?

Нам поможет разобраться анализ авторских вариантов названия: «Без солнца», «На дне жизни», «Ночлежка». (Название «На дне» придает пьесе обобщающий  смысл,  наталкивает на размышления: на дне чего? Жизни? Души? Общества?)

Чтение афиши. (Портреты, имена, возраст).

Выводы о героях. О чем говорит отсутствие у многих героев имен? (за каждым  - личная драма. У всех прозвища, этот мир, в котором они оказались, лишил их имен. Актер: «Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички! Без имени  - нет человека.»Они прозябают в самом работоспособном возрасте.)

Как вы думаете, чем могут быть интересны эти герои сегодня?  (Мы сейчас живем  в непростое время, многие считают, что деньги решают все, человек , его переживания оказываются никому не интересными. И в наше время появились бродяги, бомжи, нищие. И ситуация , описанная Горьким 100 лет назад, становится актуальной и сейчас.)

Прочитаем 1 ремарку 1 действия. Ваши чувства? (  У каждого своя ячейка, нора)

Обычно пьеса предполагает действие.

-А что мы наблюдаем в пьесе? (беседы, споры, много босяцкого быта, картежных игр, попоек, драк).

Анализ первой реплики - «Дальше», диалогов, речи героев в 1 действии.

Горькому мало показать людей, их жизнь. Ему важно заглянуть во внутренний мир человека, его мысли, сознание. И с этой целью он изменяет само построение действия. (По учебнику - понятие полилог)

Итог: Почему эта пьеса вызвала такой интерес?

Домашнее задание (по рядам) – образы Сатина, Бубнова, Луки.

Анализ реплик, истории ночлежников, сюжетные линии пьесы.

                                                              Досманова Татьяна Вячеславовна

                                                        учитель русского языка и литературы

                                                        высшей категории, отличник  

                                                        образования Республики Башкортостан                                    

                                                        МОБУ СОШ № 21 г.Белорецк

                                                        Республики Башкортостан

                                                       Дата рождения 27.09 1975г

                                                       Паспорт    8001 189348

                                                       выдан 19.09.2001 Белорецким ГРУВД

                                                       Республики Башкортостан

                                                       ИНН 02 56 06889936

                                                      Страховое свидетельство 028-465-248-67

         

                                                      Домашний адрес:

                                                      Республика Башкортостан, г.Белорецк

                                                      ул. К.Маркса, д.35, кв. 90

                                                      тел.:8(34792)3-14-22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока . Правда и ложь в пьесе М Горького « На дне».

Урок входит в серию занятий по творчеству писателей  20 века, что соответствует программе по литературе 11 класса. Это 3-й урок по пьесе М Горького "На дне"...

Опыт анализа пьесы М.Горького "На дне"

Дополнительные учебный материал для написания сочинения и подготовки к зачету по творчеству М.Горького...

Урок литературы в 11 классе по пьесе М.Горького "На дне"

Изучать литературу нео­бходимо для того, чтобы найти ответы на жизненные вопросы, найти себя, определить свой путь. Поэтому у тех, кто берет в руки книгу, есть возможность не просто соприкос­нут...

Трагические судьбы ночлежников. Нравственные уроки пьесы М. Горького "На дне".

Методическая разработка урока по пьесе М. Горького "На дне". Использована технология критического мышления:-концептуальная карта и её защита-постановка проблемных вопросов-элементы исследовательской р...

Урок литературы "Правда в пьесе М.Горького "На дне" 11 класс

Урок литературы "Правда в пьесе М.Горького "На дне" 11 класс. Материалы содержат : конспект-сценарий урока, мультимедийную презентацию, фотографии эпизодов открытого урока по теме....

Мастер-класс фрагмента урока по литературе 2 курс СПО " Знакомство с героями пьесы М.Горького "На дне". Конфликт в пьесе".

Мастер-класс рассчитан на 20 минут. Сообщается тема урока, определяются цели, проводится работа с текстом, обучающиеся дают характеристику героям пьесы и делают выводы.Мастер-класс сопровождается през...

«Философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.

laquo;Философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.Цель: углубить представление учащихся о драматургическом произведении, помочь учащимся разо...