Пьеса М. Горького «На дне»
план-конспект урока по литературе
Предварительный просмотр:
Пьеса М. Горького «На дне»
(История создания и расстановка действующих лиц).
Цели урока.
- Познакомить учащихся с историей создания пьесы «На дне», общественной обстановкой, сложившейся в России в начале 20 века, расстановкой действующих лиц; определить, чем вызван интерес к пьесе. Определить место пьесы в творчестве писателя.
- Повторить особенности драматического произведения, определить специфику пьесы.
- Обратить внимание учащихся на условия жизни «босяков», через анализ афиши и ремарок выяснить их положение в обществе. Провести параллель с сегодняшним днем, с условиями современной жизни.
Оформление.
Эпиграфы: Каждый сам себе судьба.
М. Горький
Это будет страшно.
М.Горький о пьесе «На дне»
Ход урока.
Слово учителя: Сегодня мы начинаем знакомство с одним из самых сложных, противоречивых произведений XX века, интерес к которому не ослабевает до сих пор. Это знаменитая пьеса М.Горького «На дне».
Тема нашего первого занятия по ней: история создания и расстановка действующих лиц. Откройте тетради, запишите тему и эпиграфы.
Нам важно будет понять:
- почему Горький обратился к драматургии;
- чем вызван интерес к пьесе;
- как перекликаются проблемы, поднятые в начале XX века, с ситуацией, сложившейся в начале XXI века, могут ли эти проблемы заинтересовать современного читателя.
Обратимся к эпиграфам. Они не только к этому уроку, но и ко всей системе уроков по этому произведению.
- Как вы их понимаете? ( По мнению М.Горького, выросшего в трудных условиях, с раннего возраста начавшего работать, все в руках человека: только от него самого завит, как сложится его судьба. Человек может все, все в его руках. Именно эту мысль он развивает в своих произведениях, именно она принесла ему успех.
Что касается второго эпиграфа, то Горький впервые в русской драматургии выводит на сцену людей социального дна, нищих, бродяг, картежников, показывает их внутренний мир, противоречия, говорит о том, что толкнуло их на этот путь, как относится общество к таким людям и кто может избежать этой участи.)
Пьеса «На дне» - своего рода итог рассказов о босяках.
-Давайте подумаем, что заставило М.Горького обратиться к драме?
-Почему он отдает пьесу именно в МХТ?( Взаимоотношения Горького и МХТ можно определить одним словом – влюбленность. Алексей Максимович писал: « Художественный театр – это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. Не любить его невозможно, не работать для него – преступление.»)
Некоторые факты: первая постановка – 18 декабря 1902 года. Пьеса имела огромный успех, обошла все театры столиц и провинции, Европы, Америки, Азии. Например, к маю 1906 года в одном из берлинских театров пьеса выдержала около 500 представлений.
Мы попытаемся понять причины такого успеха.
Горький ценил МХТ за то, что он в своем искусстве утверждал веру в человека, веру в моральные и творческие силы. К.С.Станиславский: «Религия босяка – свобода; его сфера – опасности, грабежи, приключения, кражи. Все это создает вокруг них атмосферу романтики и своеобразной дикой красоты, которую мы в то время искали».
С самого дна жизни несутся прекрасные слова о могуществе человека, ставшие лозунгом для многих поколений.
С историей постановки пьесы связан один интересный факт: поход на Хитров рынок в Москве. Актеры МХТ не знали, как выглядят босяки, какие у них манеры, как они разговаривают. Поэтому они решили отправить делегацию в самое злачное место Москвы – Хитров рынок, где обитали воры, бродяги, убийцы и другие, подобные им, элементы.
Мы с вами уже говорили о специфике драматического произведения. - Вспомним, что ещё характерно для этого рода литературы?
Нам поможет разобраться анализ авторских вариантов названия: «Без солнца», «На дне жизни», «Ночлежка». (Название «На дне» придает пьесе обобщающий смысл, наталкивает на размышления: на дне чего? Жизни? Души? Общества?)
Чтение афиши. (Портреты, имена, возраст).
Выводы о героях. О чем говорит отсутствие у многих героев имен? (за каждым - личная драма. У всех прозвища, этот мир, в котором они оказались, лишил их имен. Актер: «Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички! Без имени - нет человека.»Они прозябают в самом работоспособном возрасте.)
Как вы думаете, чем могут быть интересны эти герои сегодня? (Мы сейчас живем в непростое время, многие считают, что деньги решают все, человек , его переживания оказываются никому не интересными. И в наше время появились бродяги, бомжи, нищие. И ситуация , описанная Горьким 100 лет назад, становится актуальной и сейчас.)
Прочитаем 1 ремарку 1 действия. Ваши чувства? ( У каждого своя ячейка, нора)
Обычно пьеса предполагает действие.
-А что мы наблюдаем в пьесе? (беседы, споры, много босяцкого быта, картежных игр, попоек, драк).
Анализ первой реплики - «Дальше», диалогов, речи героев в 1 действии.
Горькому мало показать людей, их жизнь. Ему важно заглянуть во внутренний мир человека, его мысли, сознание. И с этой целью он изменяет само построение действия. (По учебнику - понятие полилог)
Итог: Почему эта пьеса вызвала такой интерес?
Домашнее задание (по рядам) – образы Сатина, Бубнова, Луки.
Анализ реплик, истории ночлежников, сюжетные линии пьесы.
Досманова Татьяна Вячеславовна
учитель русского языка и литературы
высшей категории, отличник
образования Республики Башкортостан
МОБУ СОШ № 21 г.Белорецк
Республики Башкортостан
Дата рождения 27.09 1975г
Паспорт 8001 189348
выдан 19.09.2001 Белорецким ГРУВД
Республики Башкортостан
ИНН 02 56 06889936
Страховое свидетельство 028-465-248-67
Домашний адрес:
Республика Башкортостан, г.Белорецк
ул. К.Маркса, д.35, кв. 90
тел.:8(34792)3-14-22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока . Правда и ложь в пьесе М Горького « На дне».
Урок входит в серию занятий по творчеству писателей 20 века, что соответствует программе по литературе 11 класса. Это 3-й урок по пьесе М Горького "На дне"...

Опыт анализа пьесы М.Горького "На дне"
Дополнительные учебный материал для написания сочинения и подготовки к зачету по творчеству М.Горького...

Урок литературы в 11 классе по пьесе М.Горького "На дне"
Изучать литературу необходимо для того, чтобы найти ответы на жизненные вопросы, найти себя, определить свой путь. Поэтому у тех, кто берет в руки книгу, есть возможность не просто соприкоснут...

Трагические судьбы ночлежников. Нравственные уроки пьесы М. Горького "На дне".
Методическая разработка урока по пьесе М. Горького "На дне". Использована технология критического мышления:-концептуальная карта и её защита-постановка проблемных вопросов-элементы исследовательской р...

Урок литературы "Правда в пьесе М.Горького "На дне" 11 класс
Урок литературы "Правда в пьесе М.Горького "На дне" 11 класс. Материалы содержат : конспект-сценарий урока, мультимедийную презентацию, фотографии эпизодов открытого урока по теме....

Мастер-класс фрагмента урока по литературе 2 курс СПО " Знакомство с героями пьесы М.Горького "На дне". Конфликт в пьесе".
Мастер-класс рассчитан на 20 минут. Сообщается тема урока, определяются цели, проводится работа с текстом, обучающиеся дают характеристику героям пьесы и делают выводы.Мастер-класс сопровождается през...

«Философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.
laquo;Философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.Цель: углубить представление учащихся о драматургическом произведении, помочь учащимся разо...
