Презентация "Размеры стиха"
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Муравьева Людмила Константиновна

Презентация по литературе 6 класс "Размеры стиха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Размеры стиха817 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ.

Слайд 2

Цели урока: Знакомить с трехсложными размерами стиха. Учить различать двусложные и трехсложные размеры стиха. Совершенствовать умение определять размер стихотворения. Повторить сведения по структуре стихотворения.

Слайд 3

СТРОФА. Строфа – это группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных между собою определенной рифмой, ритмом и интонацией. Чаще всего встречаются строфы из 4 строк.

Слайд 4

ЧТО ТАКОЕ РИФМА? РИФМА – это созвучия в конце стихотворных строк. Не чует погибели близкой Канут, (а) Он едет к беде неминучей, (б) Кругом соловьи, заливаясь, поют.(а) Шиповник алеет пахучий …(б) А.К.Толстой.

Слайд 5

ВИДЫ РИФМЫ. 1. ПЕРЕКРЕСТНАЯ. а б а б 2. КОЛЬЦЕВАЯ (или ОПОЯСЫВАЮЩАЯ) а б б а 3. ПАРНАЯ. а а б б

Слайд 6

Кольцевая (или опоясывающая). Месяц плывет (а) И тих и спокоен , (б) А юноша- воин (б) На битву идет . (а) М.Ю.Лермонтов. СХЕМА: а б б а

Слайд 7

ПЕРЕКРЕСТНАЯ. Не чует погибели близкой Канут , (а) Он едет к беде неминучей , (б) Кругом соловьи, заливаясь, поют , (а) Шиповник алеет пахучий … (б) А.К.Толстой. СХЕМА: а б а б

Слайд 8

ПАРНАЯ. Кто скачет. Кто мчится под хладною мглой ?(а Ездок запоздалый, с ним сын молодой .(а) К отцу, весь издрогнув, малютка приник ;(б) Обняв, его держит и греет старик . (б) Гете. СХЕМА: а а б б

Слайд 9

Стихотворная речь выделяется своим ритмическим построением и музыкальностью. Ударные и безударные слоги в стихотворении чередуются. Такая группа слогов в поэзии носит название СТОПЫ.

Слайд 10

ДВУСЛОЖНЫЕ СТОПЫ. ХОРЕЙ – ударение падает на ПЕРВЫЙ слог. / __ __ ЯМБ – ударение падает на 2 слог. / __ __

Слайд 11

Алгоритм выполнения работы. Запиши как минимум две строчки из стихотворения. Поставь ударение на всех словах. Помни, на служебные части речи ударение почти никогда не падает. Составь схему, выдели ударный слог. Найди закономерность в постановке ударения. Определи, двусложный или трехсложный размер стихотворения.

Слайд 12

Задание 1 Определи размер стихотворения : Белеет парус одинокий В тумане моря голубом… _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ямб

Слайд 13

ОПРЕДЕЛИТЕ РАЗМЕР СТИХОТВОРЕНИЯ. Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч… (А.С.Пушкин) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ХОРЕЙ

Слайд 14

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА . ДАКТИЛЬ – ударение на 1 слог. / ___ ___ ___ АМФИБРАХИЙ – ударение на 2 слог. / ___ ___ ___ АНАПЕСТ – ударение на 3 слог. / ___ ___ ___

Слайд 15

ДАКТИЛЬ. ДАКТИЛЬ – в переводе означает «ПАЛЕЦ» ( строение его стопы напоминает строение пальца, у которого 3 фаланги(косточки) – одна длинная и две короткие.

Слайд 16

АМФИБРАХИЙ. АМФИБРАХИЙ – с греческого языка: амфи – «вокруг», «с обеих сторон» брахос – «краткий». ( ударный слог находится между неударными )

Слайд 17

АНАПЕСТ. АНАПЕСТ – слово греческое, в переводе означает «отраженный», т. е. противоположный дактилю. Ударение на последнем слоге.

Слайд 18

Определи размер стихотворения. В море царевич купает коня; Слышит: «Царевич, взгляни на меня!» (М. Ю. Лермонтов) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ДАКТИЛЬ

Слайд 19

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ. 1 группа. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Трехсложный размер. Дактиль.

Слайд 20

2 группа. Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой… Трехсложный размер. Амфибрахий.

Слайд 21

3 группа. Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг… Трехсложный размер. Анапест.

Слайд 22

4 группа. П о здняя о сень! Грач и улет е ли, Л е с обнаж и лся, пол я опуст е ли… Трехсложный размер. Дактиль.

Слайд 23

5 группа. Зачин а ется п е сня от др е вних зат е й, От вес е лых пир о в и об е дов… Трехсложный размер. Анапест.

Слайд 24

Вывод: Стихотворный размер является основой стиха. Однако главное в нем – чувства, мысли его творца.

Слайд 25

Домашнее задание. Подбери примеры из стихотворений и определи их размеры. Примеров должно быть не менее трех. Обязательно укажи автора стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

стихи для самых маленьких. цикл стихов: книжка малышка

стихи для самых маленьких -очаровательных малышей унесут вас в далекое детство, где вы вместе со своими малышами окажетесь во время прочтения стихов. Удачного путешествия![[{"type":"media","view_mode"...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Легко ли стихи сочинять? (Чем отличаются стихи от прозы?)

Разработка урока для 5 класса по литературе "Легко ли стихи сочинять?( Чем отличаются стихи от прозы?)". В итоге дети должны научиться отличать стихи от прозы и развивать свои творческие способности, ...

Использование рифмовок, скороговорок и стихов при обучении чтению. Сборник рифмовок, скороговорок и стихов.

На первом году обучения английскому языку работе над чтением, выработке у детей навыков правильного произношения следует уделять серьезное внимание. Быстро и легко усвоить основные правила чтени...

Переводы стихов и песен с французского языка. Работа со стихами в 9-10 классах.

переводы некоторых стихов Верлена и других французских авторов....

Открытый   урок "Английская грамматика в песнях и стихах" с использованием нетрадиционных форм обучения, с элементами театрализованного представления, песнями и стихами.

Цель: активизация пройденного грамматического материалаЗадачи:образовательные:активизировать употребление в речи грамматического материала (The Present Simple Tense, The Past Simple Tense,The Future S...