конспект урока по творчеству В.В.Маяковского "Любовная лирика поэта"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Своеобразие любовной лирики Маяковского; эволюцию темы в творчестве поэта; анализ поэтического текста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Любовная лирика. «Лиличка!» «Письмо Татьяне Яковлевой»
Цель урока: отметить своеобразие любовной лирики Маяковского; проследить эволюцию темы в творчестве поэта; совершенствовать навыки анализа поэтического текста; привитие навыков проектно-исследовательской работы
Задачи урока:
Обучающие:
- обеспечить в ходе урока изучение, повторение и закрепление знаний по теме;
- сформировать умения анализировать лирическое произведение, делать выводы, работать с текстами, готовить сообщения, аргументировать своё мнение.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес, память, мышление;
- развивать умения слушать и дискутировать.
Воспитательные:
- развивать чувство коллективизма, ответственное отношение к уроку, взаимопомощь;
- развивать творческую активность обучающихся.
Ход урока
- Орг. момент.
- Вступительное слово.
В своих воспоминаниях художник Юрий Анненков, современник В. Маяковского, писал о нём: «Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч. Волосы он то состригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребенки, ни щетки и упрямо таращились в беспорядке – сегодня в одном направлении, завтра – в другом. Нижняя челюсть плотоядно выдавалась вперед. <...> К этому выражению не дружелюбности он любил прибавлять надменные колкие вспышки глаз...» И тут же художник приводит слова режиссера Всеволода Мейерхольда: «Грубость Маяковского была беспредельно хрупкой».
Но далеко не всем открывалась эта хрупкость и нежность, скрытая в «этакой глыбе». По-новому открывается поэт в стихах о любви. Среди произведений этой темы выделяются «Лиличка!» и «Письмо Татьяне Яковлевой». И сегодня на уроке мы с ними познакомимся. Тема нашего урока: «Любовная лирика. «Лилечка!» «Письмо Татьяне Яковлевой».Сегоднямы вместе с вами перелистаем страницы этой великой жизни и постараемся увидеть В.Маяковского в малом и большом. И, может быть, этот сегодняшний урок поможет вам по – настоящему понять В.Маяковского и разобраться в его творчестве.
Любовь - вечная тема - проходит через всё творчество Владимира Маяковского. Относясь к любви как к величайшему благу, способному вдохновить на дела, на труд, Маяковский писал: «Любовь - это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявиться во всём». Для него характерна широта лирического восприятия мира. Личное и общественное сливалось в его поэзии. И любовь - интимнейшее человеческое чувство - в стихах Маяковского всегда связана с социальными чувствами поэта-гражданина.
- История взаимоотношений поэта с Лилией Брик. Анализ стихотворения «Лиличка!»
1.Сейчас вы познакомитесь с историей взаимоотношений Маяковского и Лилии Брик.
Выступление подготовленного ученика о Маяковском и Лилии Брик + презентация.
Маяковский и Лилия Брик
Лиля Брик, муза и возлюбленная поэта Владимира Маяковского, была самым огромным счастьем в его жизни и самой большой трагедией в его судьбе. Она, став его «дамой сердца» и «королевой», смогла так сильно повлиять на его творчество, что до сих пор считают, что именно Лиля подняла известного поэта на вершину славы и создала из него того Маяковского, какого мы знаем.
Брик не была красивой. Маленькая ростом, худенькая, сутулая, с огромными глазами, она казалась совсем подростком. Однако было в ней что-то особенное, женственное, что так притягивало мужчин и заставляло восхищаться этой удивительной женщиной. Лиля это прекрасно осознавала и использовала свои чары при встрече с каждым понравившимся ей мужчиной. «Она умела быть грустной, капризной, женственной, гордой, пустой, непостоянной, умной и какой угодно», — вспоминал один из её современников.
К моменту встречи с Маяковским она уже была замужем. Лиля стала женой Осипа Брика в 1912 году, возможно потому, что он был единственным, кто долгое время казался равнодушным к её обаянию. Такого мужчине она простить не могла. Их супружеская жизнь поначалу казалась счастливой. Лиля, умевшая украсить любой, даже более чем скромный быт, способная радоваться каждой приятной мелочи, была отзывчивой и лёгкой в общении. В их доме собирались художники, поэты, политики. Однажды (это было в 1915г) сестра Лили Эльза привела в дом Бриков своего близкого друга, начинающего поэта Владимира Маяковского, в которого она была влюблена и с которым хотела связать свою будущую жизнь. Однако этот факт Лиля, казалось, проигнорировала и в тот день по-особому была мила и приветлива с новым гостем. А тот, восхищённый хозяйкой дома, прочёл ей лучшие свои стихи и на коленях просил разрешения у Лилички посвятить их ей. Та праздновала победу, а Эльза, сгорая от ревности, не находила себе места.
Через несколько дней Маяковский упрашивал Бриков принять его «насовсем», объясняя своё желание тем, что «влюбился безвозвратно в Лилю Юрьевну». Та дала своё согласие, а Осип был вынужден смириться с прихотями ветреной супруги. Однако окончательно в квартиру к Брикам Маяковский перебрался только в 1918 году. Так начался один из самых громких, романов ушедшего столетия, «брак втроём», слухи о котором быстро распространялись среди знакомых, друзей и в литературных кругах.
Спустя много лет Лиля скажет: «Я влюбилась в Володю, едва он начал читать „Облако в штанах“. Полюбила его сразу и навсегда». Однако сначала она держала его на расстоянии.
Любви поэта Лиля Брик не удивилась. Она была полностью уверена в своих чарах и всегда говорила: «Надо внушить мужчине, что он гениальный… И разрешить ему то, что не разрешают дома. Остальное сделают хорошая обувь и шёлковое бельё».
В 1919 году Брики и Маяковский переехали в Москву. На двери их квартиры они повесили табличку: «Брики. Маяковский».
Маяковский возвращался из-за границы с подарками. С вокзала он ехал к Брикам, и целый вечер Лиля примеряла платья, кофточки, бросалась от радости на шею поэту, а тот ликовал от счастья.
Когда друзья Маяковского упрекали его в излишней покорности Лиле Брик, он решительно заявлял: «Запомните! Лиля Юрьевна — моя жена!» А когда те позволяли себе иногда подшучивать над ним, он гордо отвечал: «В любви обиды нет!»
Маяковский старался терпеть все унижения, лишь бы быть рядом с любимой музой.
В 1926 году, вернувшись из Америки, Владимир Маяковский сообщил Лиле, что там пережил бурный роман с русской эмигранткой Элли Джонс, и та теперь ждёт от него ребёнка. Лицо Лили не выражало ни малейшего огорчения. Она ничем не выдала своё волнение, продемонстрировав лишь равнодушие и хладнокровие. Такой реакции Маяковский ожидать не мог.
Поэт сходил с ума, мучился от ревности и пытался забыть Лилю, но по первому её зову возвращался.
Осенью 1928 года он направился во Францию якобы на лечение. Однако верные Лилины друзья сообщили ей, что за границу Маяковский едет, чтобы встретиться с Элли Джонс и своей маленькой дочерью. Лиле стало тревожно. Она всегда привыкла добиваться своих целей. Верная себе, решительная и изобретательная Брик затеяла новую авантюру. Опять она просила сестру «не упускать Володю из виду», и Эльза, чтобы как-то оторвать Маяковского от американки, познакомила его с молодой моделью Дома Шанель, русской эмигранткой Татьяной Яковлевой. Сёстры не ошиблись. Вскоре после встречи с Татьяной Маяковский забыл об Элли. Однако он влюбился в новую знакомую так, что решил жениться на ней и привезти её в Россию. Восторженный и влюблённый, он посвятил Яковлевой стихотворение. Это означало для Лили Брик лишь одно: для Маяковского она больше не является музой. «Ты в первый раз меня предал», — с горечью сказала Владимиру Лиля, когда он вернулся в Москву. А он впервые ничего не объяснил. Этого Лиля пережить не могла.
В октябре 1929 года она пригласила своих друзей и устроила пышную вечеринку. В середине вечера Лиля якобы нечаянно заговорила о своей сестре, от которой недавно получила письмо. Это письмо хитрая хозяйка решила зачитать вслух. В конце послания Эльза писала, что Татьяна Яковлева выходит замуж за знатного и очень богатого виконта. Владимир Маяковский, услышав новость, побледнел, встал и вышел из квартиры. Он так и не понял, что Татьяна вовсе не собиралась выходить замуж, что сёстры провернули очередную авантюру, чтобы Володенька остался с Лилей и мог дальше плодотворно работать.
Спустя полгода Брики отправлялись в Берлин. Маяковский провожал их на вокзале, а через несколько дней в отеле Осипа и Лилю ждала телеграмма из России: «Сегодня утром Володя покончил с собой». Это произошло 14 апреля 1930 года. Он оставил записку, в которой среди других фраз были слова: «Лиля, люби меня».
Умерла Лиля Брик в 1978 году. Она ушла из жизни, выпив большую дозу снотворного. Муза поэта и здесь осталась себе верна: она сама определяла конец собственной судьбы.
До последних дней она не снимала кольца, подаренного Владимиром Маяковским. На небольшом скромном колечке было выгравировано три буквы с инициалами Лили — ЛЮБ. Когда она вращала его в руках, вспоминая о поэте, буквы сливались в одно слово — «Люблю». Лилю Брик никогда не покидала память о несчастном, влюблённом в неё поэте.
2. Беседа
- Что вы узнали нового о Маяковском? Что удивило в этой истории любви? (ответы учащихся)
- Прослушайте выразительное чтение стихотворения «Лиличка!», подготовленное учащимся.
- В каком году написано это стихотворение? (26 мая 1916 года)
- Что представляет собой из себя это стихотворение по форме? Обратите внимание на подзаголовок. (Перед нами письмо-обращение. В заглавии присутствует восклицание, значит, это обращение к возлюбленной, которая не слышит или не хочет слышать).
- Интимная интонация письма подчёркивается первым же сравнением. Найдите его.
- Какие местоимения использует поэт?
- И герой (адресант), и его любимая (адресат) охарактеризованы в тексте, причём адресат характеризуется через восприятие героя. Какую лексику использует поэт, говоря о своей любимой?
- Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении?
- Что представляет собой первая композиционная часть?
- Чем завершается первая композиционная часть?
- Какова, на ваш взгляд, тональность 2 композиционной части?
- Ситуация, изображённая в стихотворении, внешне выглядит прозаичной. Герой страстно влюблён, но влюблённая относится к нему далеко не однозначно и, видимо, может оставить его в любой момент. Но предельно взволнованная интонация стихотворения позволяет нам убедиться в глубине и трагичности чувств, переживаемых лирическим героем.
- Найдите и прокомментируйте строчки, передающие внутреннее состояние героя.
3. Задание: выпишите метафоры и сравнения, связанные с образом лирического героя (I вариант) и его возлюбленной (II вариант).
ОН | ОНА |
Любовь – море | Любовь к ней – тяжкая гиря |
Любовь - солнце | Ее сердце в железе |
Любовь - радостный звон | У любви твоей не вымолишь отдых |
Быку лучше, слону лучше, чем поэту | Изменишь – забудешь |
Сравнение: В пролет не брошусь Не выпью яда На курок не смогу нажать Кроме имени твоего не страшно лезвие ни одного ножа … |
- Какую роль играют метафоры в раскрытии идейного содержания поэмы?
- В чем различие в восприятии любви героев этого стихотворения? (Власть любимой над героем как смерть. Образ возлюбленной связан с метафорами, имеющими семантическую составляющую силу «металл». Таким образом, в контексте раскрывается метафора «железное сердце» - безжалостное. И любовь героя не просто безнадежна, это пытка).
- История взаимоотношений поэта с Татьяной Яковлевой. Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой»
- Жизнь пошла по-новому. И в этой жизни внезапно появилась еще одна женщина, не менее чувственная, чем Лиля, но более красивая. После “разрыва” и Брик, и Маяковский много ездили по миру. Она - чтобы развеяться, он - чтобы найти “большую любовь, которая одна может спасти”. И вот в Париже он встретил ту, которой удалось потеснить в его сердце образ Лили – Татьяну Яковлеву.
Выступление подготовленного ученика о Маяковском и Татьяне Яковлевой + презентация.
Маяковский и Татьяна Яковлева
25 или 26 октября 1928 года, Маяковский впервые встретился и познакомился с Т.А. Яковлевой (1906–1991), молодой модисткой, недавно (в 1925 году) по ходатайству своего дяди, парижского художника, перебравшейся из Советской России на жительство во Францию. Эта встреча получила и поэтическое отражение: Татьяна Яковлева стала адресатом одного из стихотворений лирической дилогии.
Большинство воспоминаний, впечатлений, «свидетельств современников» о пребывании Маяковского в Париже в 1928 году, его встречах с Татьяной Яковлевой, его отношении к Яковлевой являются записями, сделанными по прошествии многих лет после событий, отнюдь не по «горячим следам». Потому наиболее достоверными сведениями о тех днях следует признать, по-видимому, несколько сохранившихся писем Яковлевой матери в Пензу, написанных в декабре 1928 – начале 1930 года, то есть действительно «по горячим следам» событий.
В декабре 1928 года, вскоре после отъезда в Москву, Яковлева писала матери: «В. М. (Маяковский) вернулся из Парижа... Очень мне было тяжело, когда он уезжал. Это самый талантливый человек, которого я встречала, и, главное, в самой для меня интересной области», – Яковлева тоже писала стихи. «Я думаю, тебе будет интересно послушать стихи, которые называются «Письмо Татьяне Яковлевой» и «Письмо о любви...» ...Он мне оставил «мои» стихи в двух экземплярах, посылаю тебе. Пока никому не показывай...»
В письме от 24 декабря 1928 года Яковлева вновь пишет о Маяковском: «...я видела его ежедневно и очень с ним подружилась. Если я когда-либо хорошо относилась к моим «поклонникам», то это к нему, в большей доле из-за его таланта, но в еще большей из-за изумительного и буквально трогательного ко мне отношения. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор очень по нему скучаю... Маяковский меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться, а главное, остро вспомнить Россию... Я тоже люблю его последние стихи. Раньше лирики такого рода у него почти не было, но, по-моему, она у него выходит не хуже чего другого. ...Стихи его покоряют даже французов, ритмом и силой читки. «Мои» стихи имели здесь большой успех... Он всколыхнул во мне тоску по России и по всем вам. Буквально, я чуть не вернулась. Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след...»
2. Беседа
- Что вы ещё узнали о Маяковском, прослушав это сообщение? Что Вас удивило в этой истории любви? (ответы учащихся)
- Прослушайте выразительное чтение стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой», подготовленное учащимся.
- Перед нами опять письмо, но похоже оно на то, что мы читали раньше?
- Можно ли считать это стихотворение-исповедь, не предназначенное для печати, только интимным признанием? Обоснуем свой ответ.
- Не случайно на протяжении всего “Письма” мы не раз увидим, как личное будет сливаться с общественным. Приведите примеры из стихотворения.
- Кстати, обращенное к теме любви, стихотворение Маяковского абсолютно лишено традиционного противопоставления обыденного и возвышенного. Это объясняется тем, что для поэта разговор о любви не что иное, как разговор о жизни. Стихотворение в целом заряжено неиссякаемой жизненной энергией. Особую выразительность лирическому монологу придают постоянные спутницы поэтической речи Маяковского – метафоры. Приведите примеры метафор.
- Стремясь быть убедительным, автор “Письма” старается поддерживать разговорную интонацию, при этом он сам заявляет, что будет “долго”, будет “просто” “разговаривать стихами”. Эта простота, обыденность поэтической речи достигается и намеренным снижением лексики, и прямым обращением к адресату. Приведите примеры.
- Что придаёт стихотворению известная лесенка Маяковского?
- Найдите строки, объясняющие смысл любви. («Нам любовь не рай да кущи,
Нам любовь гудит про то,
что опять в работу пущен
сердца выстывший мотор…»
«любовь загудит—человеческая, простая…»)
- Что отвергает поэт и что утверждает в понимании любви? Как изменился его лирический герой? (Отвергает мещанство, пошлость. Лирический герой стал взрослее, сдержаннее, близок поэту. Любовь — разговор о человеческой жизни, о борьбе и труде.)
- В. Маяковский писал: " Любовь—это жизнь, это главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела. Любовь—это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём".
V. Творческое задание.
Напишите небольшое рассуждение на тему: «Что значит для В. Маяковского любовь?»
VI. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Как вы считаете, любовь в жизни В. Маяковского награда или наказание?
Домашнее задание:
Написать сочинение – рассуждение (миниатюру) «Любовь в жизни человека: награда или наказание?».
Предмет, класс
Литература, 11 класс
Краткая аннотация проекта
Проект посвящен изучению любовной лирики В.В.Маяковского. Ученики в ходе проектной деятельности размышляют над интерпретацией чувства любви в стихотворениях В.В.Маяковского. В исследовательских группах учащиеся анализируют произведения, обсуждают значение любви в жизни автора, лирического героя, выявляют особенности реализации темы в стихах. Проект позволяет проявить себя ученикам разного уровня развития. Одаренным ученикам предоставляется возможность участия в научной конференции.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Что такое любовь?
Проблемные вопросы
Что для В.В.Маяковского значит любовь?
Какими предстают героини любовной лирики В.В.Маяковского?
В чем своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского?
Учебные вопросы
Какое впечатление возникает от стихотворения?
Какая ситуация легла в основу стихотворения?
Герой – реальный человек или романтический?
Какова главная тема стихотворения?
Что волнует героя? Как рисуется образ лирической героини?
Каково отношение героев к любви?
Можно ли считать это стихотворение-исповедь, не предназначенное для печати, только интимным признанием?
Каким предстает чувство любви в стихотворении?
Каковы особенности метафоры в этом стихотворении? Какие еще художественные средства вы можете выделить?
Каковы особенности поэтической речи В.В.Маяковского?
План проведения проекта
1 этап: Знакомство с проектом, деление на группы, составление плана работы над проектом.
2 этап: Сбор и обработка полученной информации.
3 этап: Оформление результатов работы.
4 этап: Защита работ и подведение итогов.
Тема исследования группы
Понятие "любовь" в стихах В.В. Маяковского
Проблемный вопрос (вопрос для исследования)
Что для В.В. Маяковского значит любовь?
Гипотеза исследования
Мы считаем, что для В.В. Маяковского любовь - это великое, исключительное, всепоглощающее чувство, самое великолепное приобретение человека.
Цели исследования
1. Познакомиться с любовной лирикой В.В. Маяковского;
2. Подобрать стихотворения для анализа
3. Создать ментальную карту "любовь в творчестве В.В. Маяковского".
Результаты проведённого исследования
Одна из вечных тем в литературе — тема любви — проходит через все творчество В. Маяковского. «Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем», — считал поэт.В жизни Маяковского было немало женщин, были и серьезные любовные увлечения, и быстротечные романы, и просто флирт. Но лишь три любовных увлечения оказались достаточно долгими и глубокими, чтобы оставить след в его поэзии.' Речь, конечно же, идет о Лиле Брик — героине почти всей лирики поэта; Татьяне Яковлевой, которой посвящены два превосходных стихотворения, и Марии Денисовой, ставшей одним из прототипов Марии «Облака в штанах». Стихотворения, посвященные Лиле Брик и Татьяне Яковлевой, мы и взяли для анализа.
Все стихотворение «Лиличка!» построено на приеме антитезы, что очень характерно для творчества Маяковского.Казалось бы, лирический герой испытывает романтическое настроение, ведь его любовь уподобляется морю, солнцу, таланту - природным силам. Но далее следует странное сравнение: Все равно любовь моя - тяжкая гиря ведь… Становится ясно, что герой не уверен в чувствах возлюбленной к нему, и это доставляет мучение и ей, и ему. Для нее это гиря, как думает герой, а для него самого – состояние, которое невозможно передать обычными словами. Именно поэтому Маяковский прибегает к параллелизму - такому порядку расположения предложений, при котором одна группа слов заключает в себе образы и мысли, соответствующие другой. Автор использует очень характерные для своего творчества насыщенные действием эпитеты (сломанная дрожью рука; обиженные жалобы; взметённый карнавал; опожаренный песок).
Как всегда в произведениях Маяковского, мы находим в тексте этого лирического письма необычные лексические единицы (обезумлюсъ, отчаяньем иссечасъ; выреветъ; кручёныховский ад). Гиперболизм образов соединяется у автора этого романтического и наполненного горечью стихотворения со щемящей и беззащитной нежностью: «Не надо этого, / дорогая, /хорошая…»; «а мне / ни один не радостен звон, / кроме звона твоего любимого имени»; «Кроме любви твоей, / мне / нету солнца…»; «Дай хоть / последней нежностью выстелить / твой уходящий шаг». Перед нами страстный монолог о любви, за строками которого обозначен трагический силуэт лирического героя.
Татьяна Яковлева стала для Маяковского музой, ей посвятил он два произведения: «Письмо Товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Оба стиха написаны в излюбленном Маяковским жанре – монологе, причем каждый посвящен конкретному лицу. Первое «Письмо…» адресовано редактору «Комсомольской правды», в которой работал поэт, оказавшийся в Париже, а второе – не предназначенное изначально для печати – передано в руки любимой женщине. Для Маяковского любовь – чувство, изменяющее человека, возрождающее его, иногда создающее заново, как птицу Феникса из пепла. В «Письме Татьяне Яковлевой» тема любви представлена с драматической стороны. К тому же поэт предпринимает попытку придать вечным чувствам иной смысл. Сразу в начале стихотворения в один ряд с глубоко интимными чувствами мужчины к женщине встают слова иного, социального плана.
Таким образом, с помощью анализа стихотворений "Лиличка!", "Письмо товарищу Кострову", "Письмо Татьяне Яковлевой" мы смогли выявить основные черты любовной лирики Маяковского, а самое главное - понять, что для него значит это чувство. В каждом произведении открывается новая сторона изображения любви: где-то она - страдание, где-то - радость, где-то - кратковременный порыв, а где-то - глубокое, серьезное чувство, но везде и всегда любовь - это великое, всепоглощающее чувство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
Данный план-конспект соответствует современным требованиям урока литературы....

Конспект урока по литературе "Тема Родины в лирике С. Есенина"
Одной из главных тем в лирике С. Есенина является тема Родины. Как писал сам поэт: "Чувство Родины - основное в моем творчестве". Именно чувство, а не тема было основным в...

Урок литературы в 8 классе на тему: "Вводный урок по творчеству М.Лермонтова. Слово о поэте. История создания поэмы "Мцыри".
Вводный урок по творчеству М.Лермонтова...

Урок по творчеству В.В. Маяковского "Я - поэт. Этим и интересен"
Урок по творчеству В.В. Маяковского.«Я – поэт. Этим и интересен». В. Маяковский Цели урока:1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством В.В.Маяков...

Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина».
Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина». Дата: 21.11.2017Тип урока: Урок обобщения и систематизации Цели: сформировать умение уча...

Конспект урока литературы "Творчество поэта Тимура Кибирова"
Данный материал можно использовать на уроке внеклассного чтения в 9 классе, а также на уроке литературы по современной русской поэзии в 11 классе....
