Настольная игра по рассказу "Бежин луг"
статья по литературе (6 класс)

Окорокова Галина Павловна

Сегодня можно увидеть снижение интереса к литературе, к тому же обучающиеся не хотят читать произведения. Один из путей решения проблемы интереса к чтению нам видится в создании настольной игры по произведениям. Игра ставит школьника в условие поиска, пробуждает интерес к победе, рождает стремление быть быстрым, внимательным, уметь четко выполнять задания и соблюдать правила игры. Кроме того, настольные игры активизируют словарный запас, пополняют его, учат наблюдательности и развитию познавательного интереса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_nastolnuyu_igru.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

От классики к игре: как учителя могут оживить уроки литературы с помощью настольной игры

В современной школе педагоги сталкиваются с вызовом: классическая литература всё чаще кажется ученикам далёкой от их интересов. Как вернуть интерес к чтению и углублённому изучению текстов? Так я, учительница из МБОУ Сулгачинская СОШ, предложила инновационное решение: превратила программное произведение в увлекательный дидактический инструмент — настольную игру.

Игра как педагогический инструмент

Целью данной педагогической разработки стало создание настольной игры, способной активизировать познавательную деятельность школьников на уроках литературы. Автор исходил из гипотезы, что именно игровая форма может дать ученикам новый, мотивирующий опыт и стать катализатором интереса к предмету. Игра ставит школьника в условия здоровой конкурентности, пробуждает азарт и стремление к победе, что заставляет его быть внимательным, собранным и тщательно анализировать текст. Кроме того, такие игры активизируют и пополняют словарный запас, развивая речь и кругозор.

Прежде чем приступить к созданию, я провела анкетирование среди учащихся. Результаты подтвердили актуальность их замысла: все опрошенные ученики 6 класса играют в настольные игры. Половина из них уверены, что игры могут помочь в обучении, и все без исключения высказались за то, чтобы такие игры появились в их классе.

От замысла до игрового поля: методика создания

Работа над игрой велась в несколько этапов, сочетая аналитический подход и творчество.

  1. Выбор и анализ текста. Основой для игры был выбран рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» из цикла «Записки охотника». Педагоги провели его содержательный и художественный анализ.
  2. Разработка дидактического наполнения. Ключевой этап — составление вопросов и заданий, направленных на проверку разных видов компетенций. Они были разделены на четыре блока:
  • «Вспомни содержание» (проверка знания сюжета).
  • «Объясни слово» (работа с устаревшей лексикой и контекстом).
  • «Как называется этот троп?» (анализ художественных средств выразительности).
  • «Угадай героя» (умение анализировать характеры и поступки персонажей).
  1. Создание правил. Были продуманы четкие и простые правила. Важным условием является то, что играть могут только те, кто ознакомился с текстом рассказа, что служит дополнительным стимулом к чтению.
  2. Дизайн и визуализация. Педагоги создали макет игрового поля, разработали систему цветовых обозначений и подготовили материалы для изготовления. Особое внимание было уделено фишкам, которые выполнены в виде главных героев произведения, что способствует лучшему визуальному запоминанию персонажей.
  3. Цветовая система активации заданий. Для увеличения динамизма игры задания были привязаны к цветам клеток. Например, красный цвет означает пропуск хода, синий — дополнительный ход, а каждый из остальных цветов соответствует одному из четырёх типов вопросов.

Как работает игра «Дружба» на уроке?

Цель игры — первым дойти до финиша, демонстрируя глубокое знание текста и понимание его художественного своеобразия. Ученики по очереди бросают кубик и перемещают фишки по полю. Попадая на цветную клетку, игрок отвечает на вопрос соответствующей категории. Если ответ неверен, право ответа переходит к сопернику, что стимулирует внимание всей группы. Побеждает самый внимательный и знающий читатель, а учитель получает прекрасный инструмент для формирования метапредметных навыков.

Выводы и перспективы методической разработки

В результате работы была создана готовая к использованию настольная игра «Дружба» по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг». Её практическая значимость для учителя-словесника очевидна: игра является эффективным дидактическим материалом, позволяющим в увлекательной форме организовать повторение и проверку знания текста, а также углубить понимание его художественных особенностей.

Данная разработка служит наглядным доказательством того, что классическую литературу можно и нужно представлять ученикам в современных и вовлекающих форматах. Использование игровых механик позволяет педагогу говорить с учениками на понятном им языке, превращая урок из пассивного слушания в активное погружение в мир произведения. В планах— разработка целой серии аналогичных игр, что позволит создать богатую игровую образовательную среду на уроках литературы.

Учитель русского языка и литературы Окорокова Галина Павловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольные игры для школьников на тему "Правильное питание"

В работах учеников  представлены методические указание по организации и изготовлению настольных игр для младших и средних школьников. Игры можно использовать на уроках  ОЗОЖ, а так же  ...

Настольная игра "Кросс-вопрос"

Настольная игра  для актуализапции знаний учащихся по любому предмету....

Настольные игры "Час с пользой".

Виды игр для детей очень разнообразны. В данном пособии игры предназначены специально для развития умственных способностей учащихся, совершенствования и тренировки памяти, мышления.Цель предлага...

Настольные игры на уроке истории.

Игра "Активити "адаптированная к уроку истории в коррекционной школе....

Настольная игра как социальный инструмент развития ребенка

Методические рекомендации использованиянастольных игр в общей практике образования Настольная игра как социальный инструмент развития ребенка В современном мире первенство в удержании ...

Настольные игры для детей на уроках английского языка

В век цифровых технологий и всевозможных гаджетов, компьютерные игры вытесняют настольные игры. На уроках английского языка я использую настольные игры, которые  сама нарисовала с учётом возрастн...

Настольная игра "Мы имеем право"

Развивающая настольная игра «Мы имеем право» знакомит детей с «Конвенцией ООН О Правах ребенка»,  способствует развитию познавательной активности детей и  повышению правовой компетентности д...