Смысловое чтение
презентация к уроку по литературе
Смысловое чтение – это не просто декодирование букв в слова и понимание на уровне буквального значения предложений. Это активный, аналитический и творческий процесс, направленный на глубокое понимание текста, выявление скрытых смыслов, установление связей между прочитанным и собственным опытом, а также критическую оценку представленной информации. В эпоху переизбытка информации, когда поток текстов обрушивается на нас с каждой секундой, смысловое чтение становится не просто полезным навыком, а жизненной необходимостью, позволяющей отфильтровывать ценное от бесполезного, истинное от ложного, и формировать собственное, обоснованное мнение.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Упражнения для понимания смысла текста. 1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения. 2. Озаглавливание текста. 3. Деление текста на части, составление плана. 4. Определение темы текста, главной мысли. 5. Подбор иллюстрации к тексту. 6. По иллюстрации определить содержание текста. 7. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются и используются для пересказа. 8. Выборочное чтение .
9. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика. 10. « Дырки " - это пропущенные слова, а "хвосты" - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу. В текстах "шиворот-навыворот" перепутались отдельные слова, а в текстах с " прятками " - целые предложения . 11. Восстановление логической последовательности текста. Текст разрезается на части и раздаётся ученикам в конвертах. 12. Распространение предложений. 13. Фантограммы . а). придумать продолжение рассказа; б). всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие; в). в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание. 14. Составление кроссвордов по теме. 15. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким. 16. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя. 17. Подбор загадок и ребусов к словам из текста. 18. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы смыслового чтения на уроках литературы
Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы Сыновья и дочери живут в Петербурге Барыня - вдова Герасим был са...

Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения
Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения...

Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")
Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...
Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста
Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...
Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения
Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»
laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...
