Приложение к рабочей программе по литературе для 5-9 классов. Модульный курс «Югорские мотивы»
рабочая программа по литературе (5, 9 класс)

Немальцева Анна Николаевна

Приложение  к рабочей программе по литературе для 5-9 классов

Модульный курс «Югорские мотивы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_yugorskie_motivy.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение  к рабочей программе по литературе для 5-9 классов

Модульный курс «Югорские мотивы»

           Выполнила:

Немальцева Анна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОКШ №4»                                                            

Пояснительная записка

        В настоящее время чрезвычайно остро стоит вопрос межнационального общения людей. Поэтому в условиях современной системы российского образования особое внимание отводится  изучению многообразия этнических культур с целью мирного существования в полиэтнической среде.

        Данная программа  учитывает  основные задачи развития образования в ХМАО-Югре, особенно актуальна в свете процессов самосознания и самоопределения народов, проживающих на территории ХМАО-Югры.         Конституция РФ провозглашает право пользоваться родным языком. Федеральный Закон от 7.05.2018 № 204 «Об образовании РФ», Закон ХМАО «Об основах системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2022 года, а также прочие нормативно-правовые документы Ханты-Мансийского автономного округа предусматривают  введение этнокультурной составляющей в различные предметы, в том числе и в литературу.         Целевые ориентиры программы согласованы со стратегическими ориентирами развития образования региона, что находит подтверждение в Концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры, где отдельным направлением выделено «Совершенствование духовно-нравственного, патриотического воспитания учащихся» (в том числе через использование этнографического потенциала).

Учет основных требований ФГОС ООО:

        Модульный курс «Югорские мотивы» в рамках предметной области «Литература» создан на основе Федерального образовательного стандарта основного общего образования, построен  в соответствии с требованиями к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы.                                                    

ФГОС ООО предполагает изучение  региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации.

Данная программа (как и предполагает ФГОС ООО) направлена на обеспечение формирования российской гражданской идентичности учащихся; на сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родной культуры.

Программа соответствует приказу Министерства образования и науки РФ №1576 от 30.12.2021г., учитывает специфику работы кадетской школы и этнокультурные особенности региона.

                Программа модульного курса разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОКШ №4», утвержденной приказом от 12.08.2021 года  №308, учитывает основные требования данной программы, отражает специфику кадетской школы и особенности региона.  Модульный курс «Югорские мотивы является приложением к рабочей программе по литературе под редакцией В.Я. Коровиной в 5-9 классах, в нем изложена региональная составляющая образовательной программы по литературе. Курс содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Содержание   программы модульного курса отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями.         

        Модульный курс «Югорские мотивы» (приложение к рабочей программе по литературе для 5-9 классов) представляет собой целостный документ и включает следующую структуру:

1. Пояснительную записку;

2. Учебно-тематическое планирование;

3. Содержание модульного курса «Югорские мотивы»;

4. Требования к уровню подготовки учащихся;

5. Рекомендации к изучению модульного курса «Югорские мотивы»;

6. Использованная литература.

         Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы (в соответствии с ФГОС ООО): 

Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через занятия по изучению литературы родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.

Личностными  результатами  реализации данного образовательного модуля являются:

- осознание себя жителем Югры;

- уважение к истории  и культуре коренных народов Севера.

Метапредметные результаты:

- умение добывать и обрабатывать информацию для выполнения учебных задач;

- освоение норм взаимодействия «учитель-ученик», «ученик - ученик».

Предметные результаты:

- сформированность  целостного взгляда на жизнь, быт и труд коренных народов Севера;

- умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления и объекты окружающего мира;

- владение базовым понятийным аппаратом.

Программа составлена с учетом психолого-возрастных особенностей  школьников 5-9 классов (уровень основного общего образования).

Программа модульного курса отвечает возрастным особенностям учащихся: активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.  

Психологи называют подростковый возраст периодом «Зенита любознательности», так как именно в это время расширяются  его познавательные интересы: актуальными становятся вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира,   экологические и социальные темы, возможности познания мира. Именно сейчас актуально и своевременно изучать этнокультурный компонент.

 Программа предусматривает  организацию  учебной деятельности  учащихся.

В основу Модуля положен методический принцип соотнесения произведений школьного курса русской литературы и текстов  художественных произведений писателей ХМАО-Югры, а также ознакомление с наиболее значительными событиями литературной истории и современной литературной жизни нашего округа. Возможность такого соотнесения видится в близости жанра, тем и проблем. Темы, рассмотренные на курсе, расширяют представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала народов Севера, обогатившего культуру общенациональную.

        Изучение данного Модуля «Югорские мотивы» в рамках предмета «Литература» направлено на достижение следующей цели:  углубление знаний  о духовном наследии хантыйского и мансийского народа, демонстрация богатства и красоты литературы Югры, привитие любви к ней.

        Для реализации целей необходимо решить следующие задачи организации учебной деятельности:

  1. Формирование практических навыков успешного, эффективного общения в важнейших жизненных ситуациях, развитие таких качеств речи, как логичность, последовательность, образность.
  2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся, способности к взаимопомощи и сотрудничеству через использование групповых форм обучения.
  3. Развитие творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образного мышления подростков, познавательного интереса учащихся.
  4. Обогащение словарного запаса ученика.
  5. Формирование навыков исследовательской работы и проектирования.
  6. Формирование национального самосознания, патриотизма, уважения к историческому прошлому Югры.
  7. Воспитание толерантного отношения к окружающему миру, бережному отношению к культуре народов ханты и манси.

Основные формы организации учебной деятельности в рамках данного курса:

урок-беседа; урок-исследование текстов; уроки-практикумы; коллективное обсуждение; уроки-концерты; конференции; работа в группах, в парах.

Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся через работу с литературными источниками по определенному плану исследования; самостоятельный сбор информации по теме, написание сочинения, эссе, исследований; взаимодействие в малых группах, решение   проектных задач, активную шефскую деятельность. Продукты самостоятельной деятельности предъявляются через публичную защиту проектов, рефератов, исследований, заседания читательского клуба, проведение бесед с подшефными классами.

Модульный курс «Югорские мотивы»  предусматривает  использование   определенного  УМК:

Основой для разработки программы является программа  по истории и этнографии обско-угорских народов Ханты-Мансийского автономного округа Ониной С.В. (Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000, - 44 с.), а также методическое пособие для занятий по этнографии Е.М.Кашлатовой  (Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. – 24 с.), методическое пособие по национально-региональному образованию под редакцией В.В.Лебедева (Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – 112 с.).

         В учебно-методический комплект входят хрестоматия Роговер Е.С. «Литература народов ХМАО-Югры», словарь литературоведческих терминов, самостоятельно разработанные рабочие тетради для учащихся.

         Программа модульного курса предусматривает  использование  современных  учебных материалов:

  • Интерактивный каталог учебных материалов (слайд-презентации, аудиокниги, ридеры, фильмотека, медиатека, интернет-ресурсы).
  • Виртуальные экскурсии в этнографические музеи ХМАО-Югры, виртуальные экскурсии в дома-музеи писателей ХМАО-Югры.
  • Набор приемов технологии развития критического мышления (матрицы ментальных карт, сравнительных таблиц  пр.).
  • Интерактивные дискуссионные форумы для обсуждения прочитанных произведений в социальной сети «Дневник.ру»,  видеоконференциях на платформе «VK Мессенджер».
  • Интерактивная  система голосования VOTUM, которая способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая интерактивное общение между учителем и учениками в процессе обучения, контроля знаний, проведении образовательных игр, читательских конференций.

Модульный курс «Югорские мотивы»  предусматривает  использование  современных образовательных  технологий:

  • Технология развития критического мышления (ТРКМ).
  • ИКТ-технологии.
  • Технология творческих мастерских («Мастерская слова», «Лаборатория юного читателя»).
  • Метапредметное погружение.

Модульный курс «Югорские мотивы»  предусматривает  использование   в процессе  обучения современных  оценочных средств:

  • Портфолио как средство оценки индивидуальных результатов и прогресса в освоении программы.
  • Структурные матрицы для оценки читательских умений (листы наблюдений).
  • Педагогическое наблюдение (листы наблюдений) при подготовке проектных и творческих работ, исследований к  краеведческим конференциям и конкурсам.
  • Тестовый контроль (в том числе интерактивные тесты).
  • Интерактивный дневник читателя.

Учебно-тематическое планирование  модульного курса «Югорские мотивы»

(36 часов)

        Изучение Модуля «Югорские мотивы» на уровне основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 36 часов, в том числе в 5 классе – 7 ч., в 6 классе – 10 ч., в 7 классе – 8 ч., в 8 классе – 6 ч. в 9 классе – 5 ч.

                           

Тематический план модульного курса «Югорские мотивы»

5 класс   7 часов

п/п

Содержание разделов и тем по литературе

Часы

Тематика Модульного курса

Практикум

Виды деятельности учащихся

Самостоятельная работа

1/2.

Устное народное творчество

Развитие понятия о фольклоре.

Виды сказок.

Сказительницы.

2

Фольклор народов ханты и манси

 «Как собака себе товарища искала».  (Мансийская народная сказка)

«Отчего у зайца длинные уши». (Мансийская народная сказка)

 «Идэ». (Хантыйская сказка)

Составление характеристики сказочного героя.

Сопоставительный анализ сюжетов и героев эпоса обско-угорских народов со сказками русских писателей.

Создание собственных иллюстраций.

Выразительное чтение сказок. Выявление сюжетов в фольклоре.

Различение видов сказок.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Поиск незнакомых слов и  определение их значения.

Сочинение собственной сказки.

Иллюстрирование.

Сказительница народных сказок А.М. Конькова

Контрольная работа.

Письменный ответ на вопрос:

1. Какие черты УНТ можно выделить в прочитанных вами сказках?

2. Какие образы и мотивы данных произведений можно встретить в русских сказках?

3/4.

Литературные сказки

Развитие понятия – литературная сказка.

2

Т.С. Чучелина. «Запрет».

А.М. Конькова. «Каждый другом силён».

Юван  Шесталов Фольклорные мотивы в произведении  «Когда качало меня солнце».

Составление характеристики героев.

Сопоставительный анализ сюжетов и героев эпоса обско-угорских народов.

Создание собственных иллюстраций.

Выразительное чтение сказок.

Различение видов сказок.

Краткий рассказ о писателях.

Устный рассказ о собирателях фольклора.

 Составление электронного сборника «Югорка» со сказками учащихся к Окружному конкурсу, посвящённому мансийской сказительнице А.М. Коньковой.

Письменный ответ на вопрос:

1. Можете ли вы согласиться с тем, что смысл сказки «Каждый другом силён» раскрыт уже в названии? Обоснуйте свой ответ.

2. Почему сказка названа «Запрет»? Что в сказке может быть достоверным? Как связаны между собой реальность и вымысел в сказке?

3. Чему учит сказка?

5.

Любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях.

1

Р.П.  Ругин. Рассказ «Ланги» (отрывок).

Составление характеристики героев.

Сопоставительный анализ сюжетов и героев эпоса обско-угорских народов.

Создание собственных иллюстраций.

Пересказ.

Краткий рассказ о писателе.

Творческий

практикум:

Напишите

сочинение-миниатюру «Мой четвероногий друг» или создайте

презентацию «Четыре лапы».

6.

«Ради жизни на земле…»

К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…».

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

1

«Подвига миг ваш застыл в изваяньях /В память потомкам, чтоб знали они…»

Людмила Родина «Ко Дню защитника Отечества».

Н.Е. Урванцев. «Пилотка фронтовика».

 

Обучение анализу стихотворений.

Сопоставительный анализ.

Краткий рассказ о поэтах.

Выразительное чтение стихотворений.

Проба пера – сочинение своих стихов.

Иллюстрирование.

Творческая работа

Сочинение «Детство, опалённое войной»

7.

«Русские поэты XX века о Родине и родной природе»

Развитие понятия о лирическом герое.

1

«Твои стихи припомнит вдруг, /И сразу Родину увидит…»

А.С.Тарханов «Мелодия снегопада».

 Микуль Шульгин        (И.И. Шульгин) «Дождь прошёл…».

Выявление изобразительно-выразительных средств языка поэтов (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведении.

Сопоставительный анализ стихотворений.

Краткий рассказ о поэтах.

Выразительное чтение стихотворений.

Работа проектом.

Творческая работа

Проект: Составление альбома «Моя Югра»

Содержание модульного курса «Югорские мотивы»

Пятый класс  (7 ч.)

Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Собиратели народных сказок.

Малые жанры фольклора.

Теория  литературы. Фольклор. Устное народное творчество (представление).

Фольклор народов ханты и манси

Сказка как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели.

 «Как собака себе товарища искала».  Мансийская народная сказка. «Отчего у зайца длинные уши». Мансийская сказка. «Идэ». Хантыйская сказка. Народная мораль в характере и поступках героев.

Теория  литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок.

Литературные сказки

А.М. Конькова. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Каждый другом силён».

Т.С. Чучелина. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Запрет».

Юван  Шесталов. Фольклорные мотивы в произведении  «Когда качало меня солнце».

Теория  литературы. Развитие понятия – литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь.

Понятие о композиции литературного произведения

 Р.П.  Ругин. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Ланги» (отрывок). Любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях.

                            Подвига миг ваш застыл в изваяньях

В память потомкам, чтоб знали они…

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Н.Е. Урванцев. Краткий рассказ о писателе. «Пилотка фронтовика».

Людмила Родина. Краткий рассказ о писателе. «Ко Дню защитника Отечества»

Твои стихи припомнит вдруг,

                                    И сразу Родину увидит…

Произведения о Родине, родной природе.

Микуль Шульгин (И.И. Шульгин). Краткий рассказ о писателе. «Дождь прошёл…». А.С. Тарханов. Краткий рассказ о писателе. «Мелодия снегопада».

Шестой класс (10 ч.)

Фольклор народов ханты и манси

Обрядовый фольклор. Малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Многообразие тем. Загадки. Мифы народов Севера. Афористичность загадок.

Обско-угорские народы о родной природе

Баллада как основной жанр в мансийской литературе.

Р.П. Ругин. Краткий рассказ о писателе.  Баллады. «Баллада об орле».

Теория  литературы. Антитеза. Жанр баллады. Двусложные и трёхсложные размеры стиха.

Анализ литературного произведения (начальные представления).

                                           Жаль, что уходят от нас ветераны

Вечность даёт им последний приют

Раиса Богданова.  Краткий рассказ о поэте. «Не покидайте землю, сыновья!».

Н.Е. Урванцев. Краткий рассказ о поэте. «Малая Родина».

В.Ф. Кугаевский. Краткий рассказ о поэте. « Память».

Стихотворения, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и ободряющее чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Мир на земле. И нету выше блага,

                                            Чем это – слышать небо и траву

Юван  Шесталов. Краткий рассказ о поэте. «В морозной свежести земля».

В.С. Волдин. Краткий рассказ о поэте. «Весной». 

Вагатова (Волдина) Мария Кузьминична. Краткий рассказ о поэте.

«Золотые мысли»    

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях обско-угорских поэтов. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория  литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Седьмой класс (8 ч.)

Фольклор народов ханты и манси

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка манси и ханты.

Теория  литературы. Пословицы и поговорки (развитие представлений).

Мне нужен синий цвет небес

  И нежный  дух югорских мест

Стихотворения югорских поэтов о родной природе

А.С. Тарханов. Краткий рассказ о поэте. «После ночного дождя».

Г.Д. Лазарев. Краткий рассказ о поэте. «Обь». 

Г.И. Макарова. Краткий рассказ о поэте. «Обь». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Образ матери в произведении

Юван  Шесталов.  «Когда качало меня солнце». Мастерство писателя в изображении человеческих характеров.

Юрий  Вэлла. Краткий рассказ о писателе. «Молчание».

                   В жизни людей необходимо сострадание

А.С. Тарханов. Краткий рассказ о поэте. «Забытый щенок».

К.Ш. Губайдуллин. Краткий рассказ о поэте. «Песнь собаке».  

Юван (Иван) Шесталов. Краткий рассказ о поэте.  «Старый пёс». 

Н.Е. Урванцев. Краткий рассказ о поэте. «Брошенный щенок». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Теория  литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представления).

На тех дорогах Вечные Огни

               Горят как символ праведной Победы

В.И. Шестакова. Краткий рассказ о поэте. «Память». Героизм, патриотизм, самоотверженность грозных лет войны в стихотворении поэта.

К.Ш. Губайдуллин. Краткий рассказ о поэте. «Офицеры»

Теория  литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Край сибирский таёжных глубин,

                                            Красотою ты неповторим

А.С. Тарханов. «Берёзонька». Н.Е. Урванцев. «Ода» туристам»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.

Теория  литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Восьмой класс (6 ч.)

Фольклор народов ханты и манси

В мире народной песни (лирические песни). Мансийские и хантыйские песни.

Мансийские обрядовые и необрядовые песни:

Песни-причитания: Оплакивание мужа.

«Песни о судьбе». Песня Потёпки из [деревни] Шуя-Нёл.

Песня дочери Ивана из [деревни] Ан-Я. 

 Теория  литературы. Народная песня (развитие представлений).                                                                                      

Навечно в сердце сохраню

                    Свою любовь к обским просторам…

Микуль Шульгин. «Родина». В.С. Волдин. «Север мой».

Ю.А. Нехорших. «Природа – дом живой!». Мысли и чувства лирического героя. Умиротворение и успокоение, которое дарит родная природа. Любовь к родной природе не требует громких слов. Природа родного края тиха, неповторима.

Я люблю свою землю

Р.П. Ругин. Краткий рассказ о писателе. «Родная земля».

Е.Е. Петропавловский. Краткий рассказ о писателе. «Давай поговорим», «Родина наша».

Л.В. Лапцуй. «Мой край».

Г.И. Макарова. Краткий рассказ о писателе. «Югорский край»

Историческая тема. Оценка истории современниками.

В трудах, окопах и огне

         Народ наш выковал Победу!

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших Родину.

Ю.А. Нехороших. Краткий рассказ о писателе. «Солдатам – защитникам Ленинграда посвящается».

Валентин  Замятин. Краткий рассказ о писателе. «Эти женские руки». Лирические и героические страницы Великой Отечественной войны. Их призывно- воодушевлённый характер. Выражение сокровенных чувств и переживаний.

Девятый класс (5 ч.)

Историческое прошлое югорского народа в рассказах и легендах

А.М. Конькова «Вожак Ивыр».

Внимание писателей к старине, к прошлому своего народа. Произведения (по выбору учителя) 

Югра – Родина наша

    Наша верная пристань.

                                                       Твоя и моя…

Стихи самобытных поэтов города Нефтеюганска и Нефтеюганского района о родном крае, о Родине.

Ю.Е. Соснин. «р. Юганская Обь».

                        Снова шаг в природу сделай

     И признай себя частицей

Юрий Вэлла. Краткий рассказ о писателе. «Жаворонок».

Н.Н. Шамрай. Краткий рассказ о писателе. «Радуга».

Традиции стихосложения А.А. Фета, Ф.И. Тютчева в творчестве поэтов Севера. Стихотворения, выражающие переживания, мысли, настроения человека. 

Пусть горят на груди в майский день ордена

Интонация и стиль стихотворения. Способы рифмовки.

В.Ф. Кугаевский.  «К нам приходит весна с журавлиными стаями».

Р.П. Ругин. «Память о войне».

Интонация и стиль стихотворения. Способы рифмовки.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения Модульного курса «Югорские мотивы» ученик должен

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства писателей Югры;

- содержание изученных произведений;

- основные факты жизни и творчества обско-угорских писателей;

- ключевые проблемы изученных произведений народов ханты и манси;

- духовно-нравственные ценности обско-угорских народов;

- основные закономерности историко-литературного процесса;

уметь:

- определять в произведении элементы сюжета, композиции, их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- анализировать литературное произведение: определять принадлежность к одному из родов и жанров; формулировать тему, идею; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- сопоставлять духовно-нравственные ценности обско-угорских народов с духовно-нравственными ценностями русского народа;

- формулировать собственное положительное отношение к произведениям югорских писателей;

- выявлять авторскую позицию и интерпретировать своё отношение к ней;

- пересказывать прозаические произведения, вести диалог;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы    литературного произношения;

- заучивать наизусть стихи югорских поэтов;

- писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой изученных произведений, выполнять творческие работы, писать рефераты;

- составлять проекты;

- работать со справочной литературой.

                Использованная литература:

  1. Афанасьева К.В. Программа по литературе для 5-9 классов мансийских школ. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2020. – 28 с.
  2. Герасимова С.А. Фольклор коренных народов Югры и Ямала: общее и особенное: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2018. – 214 с.
  3. Григорян А.Б. Основы формирования нравственного облика подростков на традициях народной педагогики: Методическое пособие для учителей национальных школ/ Под ред. А.Л. Бугаевой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2020, - 74 с.
  4. Данилина Г.И. Литература тюменского края. Тюмень: СофтДизайн, 1996. – 272 с.
  5. Коняев Н.И. Альманах писателей Югры. ЭРИНТУР (поющее озеро). – Ханты-Мансийск. ЭРИНТУР, № 1, № 2, № 3, 1998. – 407 с.
  6. Коняев Н.И. Литература Югры. ПОЭЗИЯ. Антология. Часть 1. ИФ 2Унисерв», 2020.- 256 с.
  7. Коняев Н.И. Литература Югры. ПРОЗА. Антология. Часть 2. ИФ 2Унисерв», 2020.- 304 с.
  8. Коровина В.Я. Литература. Рабочие программы для 5-9 классов
  9. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2020.
  10. Полунина Т.А., Ефремов А.В. Национально-региональное образование / Под ред. В.В. Лебедева. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2017. – 112 с.
  11. Роговер Е.С. Хантыйская литература: 5-9 кл.: Хрестоматия для общеобразовательных учреждений. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2019. – 320 с.
  12. Айпин Е. Д. У гаснущего очага. Екатеринбург – Москва, Средне-Уральское книжное издательство, ЗАО Фактория Арктики, 1998. – 250 с.
  13. Андреева Г.О. Диалог с писателями и поэтами Югры на уроках литературы. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации.  Материалы научно-практической конференции. XIII Югорские чтения. (20 декабря 2014 г., Ханты-Мансийск). – Воронеж. 2015: ООО «МАКС-ПРИНТ», 2015. – 310 с.
  14. Бурыкин А.А. Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока М., Северные просторы, 2020. – 27 с. (Северная библиотека школьника)
  15. Григорян А.Б. Основы формирования нравственного облика подростков на традициях народной педагогики: Методическое пособие для учителей национальных школ/ Под ред. А.Л. Бугаевой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2012, - 74 с.
  16. Данилина Г.И. Литература тюменского края. Тюмень: СофтДизайн, 1996. – 272 с.
  17. Игушев Е.И., Попова С.А., Кашлатова Л.В. Фольклор в истории народа и его место в современной культуре. – Томск: Изд-во Томского университета, 2015. – 166.с.
  18. Кашлатова Е.М. Методическое пособие для занятий по этнографии. Вып. 1. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2017. – 24 с.
  19. Мальцева Э.И. История изучения мансийского фольклора отечественными исследователями. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2020. – 98 с.
  20. Онина С.В. Программа по истории и этнографии обско-угорских народов Ханты-Мансийского автономного округа. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000, - 44 с.
  21. Полунина Т.А., Ефремов А.В. Национально-региональное образование / Под ред. В.В. Лебедева. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2021. – 112 с.
  22. Ромбандеева Е.И. Мансийские детские сказки с переводами и комментариями. – Ханты-Мансийск; ИИЦ ЮГУ, 2010. – 74 с.
  23. Сметанин Н.И. Использование мансийского фольклора на уроках русского языка в начальной школе/  - Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ. – 94 с.
  24. Тарханов А.С. Плач неба: Книга стихотворений, - Тюмень: СофДизайн. 2016, - 304
  25. Тимофей Молданов. Земля Кошачьего Локотка. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2016.
  26. Мансийские (вогульские) песни на мансийском и русском языках.
  27. Ханты-Мансийск: ГУИПП «полиграфист», 2015. 56 с.

  ________________________                                          ____________________________

                         подпись                                                                                                  расшифровка подписи

«_____»_____________________20__г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Приложение к рабочей программе по литературе 6 класс.

Приложение содержит контрольно - измерительные материалы и критерии оценивания  по предмету "литература"....

Приложение к рабочей программе по литературе 9 класс.

Приложение содержит контрольно - измерительные материалы и критерии оценивания по предмету "литература"....

Приложение к рабочей программе по литературе для 5 класса

Приложение содержит контрольно - измерительные материалы, составленные для оценивания учебных достижений обучающихся 5 класса по предмету "литература". Задания составлены в соответствии с из...

Приложение к рабочей программе по литературе, 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе с контрольно-измерительными материалами....

Приложение к рабочей программе по литературе, 6 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе с контрольно-измерительными материалами....

ОГСЭ.04 Физическая культура. Индикаторы оценки. Приложение к рабочей программе ОГСЭ.04 Физическая культура специальность: 31.02.01 Лечебное дело Форма обучения: очная 1 курс 1 семестр – 4 курс 8 семестр.2021г.

Приложение к рабочей программе ОГСЭ.04 Физическая культура специальность: 31.02.01 Лечебное дело Форма обучения: очная 1 курс 1 семестр – 4 курс 8 семестр включает себя оценочные листы (чек...