Приложение к рабочей программе по литературе для 5-9 классов. Модульный курс «Югорские мотивы»
рабочая программа по литературе (5, 9 класс)
Приложение к рабочей программе по литературе для 5-9 классов
Модульный курс «Югорские мотивы»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к рабочей программе по литературе для 5-9 классов
Модульный курс «Югорские мотивы»
Выполнила:
Немальцева Анна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОКШ №4»
Пояснительная записка
В настоящее время чрезвычайно остро стоит вопрос межнационального общения людей. Поэтому в условиях современной системы российского образования особое внимание отводится изучению многообразия этнических культур с целью мирного существования в полиэтнической среде.
Данная программа учитывает основные задачи развития образования в ХМАО-Югре, особенно актуальна в свете процессов самосознания и самоопределения народов, проживающих на территории ХМАО-Югры. Конституция РФ провозглашает право пользоваться родным языком. Федеральный Закон от 7.05.2018 № 204 «Об образовании РФ», Закон ХМАО «Об основах системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2022 года, а также прочие нормативно-правовые документы Ханты-Мансийского автономного округа предусматривают введение этнокультурной составляющей в различные предметы, в том числе и в литературу. Целевые ориентиры программы согласованы со стратегическими ориентирами развития образования региона, что находит подтверждение в Концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры, где отдельным направлением выделено «Совершенствование духовно-нравственного, патриотического воспитания учащихся» (в том числе через использование этнографического потенциала).
Учет основных требований ФГОС ООО:
Модульный курс «Югорские мотивы» в рамках предметной области «Литература» создан на основе Федерального образовательного стандарта основного общего образования, построен в соответствии с требованиями к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы.
ФГОС ООО предполагает изучение региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации.
Данная программа (как и предполагает ФГОС ООО) направлена на обеспечение формирования российской гражданской идентичности учащихся; на сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родной культуры.
Программа соответствует приказу Министерства образования и науки РФ №1576 от 30.12.2021г., учитывает специфику работы кадетской школы и этнокультурные особенности региона.
Программа модульного курса разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОКШ №4», утвержденной приказом от 12.08.2021 года №308, учитывает основные требования данной программы, отражает специфику кадетской школы и особенности региона. Модульный курс «Югорские мотивы является приложением к рабочей программе по литературе под редакцией В.Я. Коровиной в 5-9 классах, в нем изложена региональная составляющая образовательной программы по литературе. Курс содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Содержание программы модульного курса отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями.
Модульный курс «Югорские мотивы» (приложение к рабочей программе по литературе для 5-9 классов) представляет собой целостный документ и включает следующую структуру:
1. Пояснительную записку;
2. Учебно-тематическое планирование;
3. Содержание модульного курса «Югорские мотивы»;
4. Требования к уровню подготовки учащихся;
5. Рекомендации к изучению модульного курса «Югорские мотивы»;
6. Использованная литература.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы (в соответствии с ФГОС ООО):
Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через занятия по изучению литературы родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Личностными результатами реализации данного образовательного модуля являются:
- осознание себя жителем Югры;
- уважение к истории и культуре коренных народов Севера.
Метапредметные результаты:
- умение добывать и обрабатывать информацию для выполнения учебных задач;
- освоение норм взаимодействия «учитель-ученик», «ученик - ученик».
Предметные результаты:
- сформированность целостного взгляда на жизнь, быт и труд коренных народов Севера;
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления и объекты окружающего мира;
- владение базовым понятийным аппаратом.
Программа составлена с учетом психолого-возрастных особенностей школьников 5-9 классов (уровень основного общего образования).
Программа модульного курса отвечает возрастным особенностям учащихся: активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.
Психологи называют подростковый возраст периодом «Зенита любознательности», так как именно в это время расширяются его познавательные интересы: актуальными становятся вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, экологические и социальные темы, возможности познания мира. Именно сейчас актуально и своевременно изучать этнокультурный компонент.
Программа предусматривает организацию учебной деятельности учащихся.
В основу Модуля положен методический принцип соотнесения произведений школьного курса русской литературы и текстов художественных произведений писателей ХМАО-Югры, а также ознакомление с наиболее значительными событиями литературной истории и современной литературной жизни нашего округа. Возможность такого соотнесения видится в близости жанра, тем и проблем. Темы, рассмотренные на курсе, расширяют представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала народов Севера, обогатившего культуру общенациональную.
Изучение данного Модуля «Югорские мотивы» в рамках предмета «Литература» направлено на достижение следующей цели: углубление знаний о духовном наследии хантыйского и мансийского народа, демонстрация богатства и красоты литературы Югры, привитие любви к ней.
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи организации учебной деятельности:
- Формирование практических навыков успешного, эффективного общения в важнейших жизненных ситуациях, развитие таких качеств речи, как логичность, последовательность, образность.
- Развитие коммуникативной компетенции учащихся, способности к взаимопомощи и сотрудничеству через использование групповых форм обучения.
- Развитие творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образного мышления подростков, познавательного интереса учащихся.
- Обогащение словарного запаса ученика.
- Формирование навыков исследовательской работы и проектирования.
- Формирование национального самосознания, патриотизма, уважения к историческому прошлому Югры.
- Воспитание толерантного отношения к окружающему миру, бережному отношению к культуре народов ханты и манси.
Основные формы организации учебной деятельности в рамках данного курса:
урок-беседа; урок-исследование текстов; уроки-практикумы; коллективное обсуждение; уроки-концерты; конференции; работа в группах, в парах.
Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся через работу с литературными источниками по определенному плану исследования; самостоятельный сбор информации по теме, написание сочинения, эссе, исследований; взаимодействие в малых группах, решение проектных задач, активную шефскую деятельность. Продукты самостоятельной деятельности предъявляются через публичную защиту проектов, рефератов, исследований, заседания читательского клуба, проведение бесед с подшефными классами.
Модульный курс «Югорские мотивы» предусматривает использование определенного УМК:
Основой для разработки программы является программа по истории и этнографии обско-угорских народов Ханты-Мансийского автономного округа Ониной С.В. (Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000, - 44 с.), а также методическое пособие для занятий по этнографии Е.М.Кашлатовой (Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. – 24 с.), методическое пособие по национально-региональному образованию под редакцией В.В.Лебедева (Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – 112 с.).
В учебно-методический комплект входят хрестоматия Роговер Е.С. «Литература народов ХМАО-Югры», словарь литературоведческих терминов, самостоятельно разработанные рабочие тетради для учащихся.
Программа модульного курса предусматривает использование современных учебных материалов:
- Интерактивный каталог учебных материалов (слайд-презентации, аудиокниги, ридеры, фильмотека, медиатека, интернет-ресурсы).
- Виртуальные экскурсии в этнографические музеи ХМАО-Югры, виртуальные экскурсии в дома-музеи писателей ХМАО-Югры.
- Набор приемов технологии развития критического мышления (матрицы ментальных карт, сравнительных таблиц пр.).
- Интерактивные дискуссионные форумы для обсуждения прочитанных произведений в социальной сети «Дневник.ру», видеоконференциях на платформе «VK Мессенджер».
- Интерактивная система голосования VOTUM, которая способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая интерактивное общение между учителем и учениками в процессе обучения, контроля знаний, проведении образовательных игр, читательских конференций.
Модульный курс «Югорские мотивы» предусматривает использование современных образовательных технологий:
- Технология развития критического мышления (ТРКМ).
- ИКТ-технологии.
- Технология творческих мастерских («Мастерская слова», «Лаборатория юного читателя»).
- Метапредметное погружение.
Модульный курс «Югорские мотивы» предусматривает использование в процессе обучения современных оценочных средств:
- Портфолио как средство оценки индивидуальных результатов и прогресса в освоении программы.
- Структурные матрицы для оценки читательских умений (листы наблюдений).
- Педагогическое наблюдение (листы наблюдений) при подготовке проектных и творческих работ, исследований к краеведческим конференциям и конкурсам.
- Тестовый контроль (в том числе интерактивные тесты).
- Интерактивный дневник читателя.
Учебно-тематическое планирование модульного курса «Югорские мотивы»
(36 часов)
Изучение Модуля «Югорские мотивы» на уровне основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 36 часов, в том числе в 5 классе – 7 ч., в 6 классе – 10 ч., в 7 классе – 8 ч., в 8 классе – 6 ч. в 9 классе – 5 ч.
Тематический план модульного курса «Югорские мотивы»
5 класс 7 часов | ||||||
№ п/п | Содержание разделов и тем по литературе | Часы | Тематика Модульного курса | Практикум | Виды деятельности учащихся | Самостоятельная работа |
1/2. | Устное народное творчество Развитие понятия о фольклоре. Виды сказок. Сказительницы. | 2 | Фольклор народов ханты и манси «Как собака себе товарища искала». (Мансийская народная сказка) «Отчего у зайца длинные уши». (Мансийская народная сказка) «Идэ». (Хантыйская сказка) | Составление характеристики сказочного героя. Сопоставительный анализ сюжетов и героев эпоса обско-угорских народов со сказками русских писателей. Создание собственных иллюстраций. | Выразительное чтение сказок. Выявление сюжетов в фольклоре. Различение видов сказок. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Поиск незнакомых слов и определение их значения. Сочинение собственной сказки. Иллюстрирование. Сказительница народных сказок А.М. Конькова | Контрольная работа. Письменный ответ на вопрос: 1. Какие черты УНТ можно выделить в прочитанных вами сказках? 2. Какие образы и мотивы данных произведений можно встретить в русских сказках? |
3/4. | Литературные сказки Развитие понятия – литературная сказка. | 2 | Т.С. Чучелина. «Запрет». А.М. Конькова. «Каждый другом силён». Юван Шесталов Фольклорные мотивы в произведении «Когда качало меня солнце». | Составление характеристики героев. Сопоставительный анализ сюжетов и героев эпоса обско-угорских народов. Создание собственных иллюстраций. | Выразительное чтение сказок. Различение видов сказок. Краткий рассказ о писателях. Устный рассказ о собирателях фольклора. Составление электронного сборника «Югорка» со сказками учащихся к Окружному конкурсу, посвящённому мансийской сказительнице А.М. Коньковой. | Письменный ответ на вопрос: 1. Можете ли вы согласиться с тем, что смысл сказки «Каждый другом силён» раскрыт уже в названии? Обоснуйте свой ответ. 2. Почему сказка названа «Запрет»? Что в сказке может быть достоверным? Как связаны между собой реальность и вымысел в сказке? 3. Чему учит сказка? |
5. | Любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. | 1 | Р.П. Ругин. Рассказ «Ланги» (отрывок). | Составление характеристики героев. Сопоставительный анализ сюжетов и героев эпоса обско-угорских народов. Создание собственных иллюстраций. | Пересказ. Краткий рассказ о писателе. | Творческий практикум: Напишите сочинение-миниатюру «Мой четвероногий друг» или создайте презентацию «Четыре лапы». |
6. | «Ради жизни на земле…» К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | 1 | «Подвига миг ваш застыл в изваяньях /В память потомкам, чтоб знали они…» Людмила Родина «Ко Дню защитника Отечества». Н.Е. Урванцев. «Пилотка фронтовика».
| Обучение анализу стихотворений. Сопоставительный анализ. | Краткий рассказ о поэтах. Выразительное чтение стихотворений. Проба пера – сочинение своих стихов. Иллюстрирование. | Творческая работа Сочинение «Детство, опалённое войной» |
7. | «Русские поэты XX века о Родине и родной природе» Развитие понятия о лирическом герое. | 1 | «Твои стихи припомнит вдруг, /И сразу Родину увидит…» А.С.Тарханов «Мелодия снегопада». Микуль Шульгин (И.И. Шульгин) «Дождь прошёл…». | Выявление изобразительно-выразительных средств языка поэтов (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведении. Сопоставительный анализ стихотворений. | Краткий рассказ о поэтах. Выразительное чтение стихотворений. Работа проектом. | Творческая работа Проект: Составление альбома «Моя Югра» |
Содержание модульного курса «Югорские мотивы»
Пятый класс (7 ч.)
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Собиратели народных сказок.
Малые жанры фольклора.
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (представление).
Фольклор народов ханты и манси
Сказка как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели.
«Как собака себе товарища искала». Мансийская народная сказка. «Отчего у зайца длинные уши». Мансийская сказка. «Идэ». Хантыйская сказка. Народная мораль в характере и поступках героев.
Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок.
Литературные сказки
А.М. Конькова. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Каждый другом силён».
Т.С. Чучелина. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Запрет».
Юван Шесталов. Фольклорные мотивы в произведении «Когда качало меня солнце».
Теория литературы. Развитие понятия – литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь.
Понятие о композиции литературного произведения
Р.П. Ругин. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Ланги» (отрывок). Любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях.
Подвига миг ваш застыл в изваяньях
В память потомкам, чтоб знали они…
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
Н.Е. Урванцев. Краткий рассказ о писателе. «Пилотка фронтовика».
Людмила Родина. Краткий рассказ о писателе. «Ко Дню защитника Отечества»
Твои стихи припомнит вдруг,
И сразу Родину увидит…
Произведения о Родине, родной природе.
Микуль Шульгин (И.И. Шульгин). Краткий рассказ о писателе. «Дождь прошёл…». А.С. Тарханов. Краткий рассказ о писателе. «Мелодия снегопада».
Шестой класс (10 ч.)
Фольклор народов ханты и манси
Обрядовый фольклор. Малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Многообразие тем. Загадки. Мифы народов Севера. Афористичность загадок.
Обско-угорские народы о родной природе
Баллада как основной жанр в мансийской литературе.
Р.П. Ругин. Краткий рассказ о писателе. Баллады. «Баллада об орле».
Теория литературы. Антитеза. Жанр баллады. Двусложные и трёхсложные размеры стиха.
Анализ литературного произведения (начальные представления).
Жаль, что уходят от нас ветераны
Вечность даёт им последний приют
Раиса Богданова. Краткий рассказ о поэте. «Не покидайте землю, сыновья!».
Н.Е. Урванцев. Краткий рассказ о поэте. «Малая Родина».
В.Ф. Кугаевский. Краткий рассказ о поэте. « Память».
Стихотворения, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и ободряющее чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Мир на земле. И нету выше блага,
Чем это – слышать небо и траву
Юван Шесталов. Краткий рассказ о поэте. «В морозной свежести земля».
В.С. Волдин. Краткий рассказ о поэте. «Весной».
Вагатова (Волдина) Мария Кузьминична. Краткий рассказ о поэте.
«Золотые мысли»
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях обско-угорских поэтов. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Седьмой класс (8 ч.)
Фольклор народов ханты и манси
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка манси и ханты.
Теория литературы. Пословицы и поговорки (развитие представлений).
Мне нужен синий цвет небес
И нежный дух югорских мест
Стихотворения югорских поэтов о родной природе
А.С. Тарханов. Краткий рассказ о поэте. «После ночного дождя».
Г.Д. Лазарев. Краткий рассказ о поэте. «Обь».
Г.И. Макарова. Краткий рассказ о поэте. «Обь». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Образ матери в произведении
Юван Шесталов. «Когда качало меня солнце». Мастерство писателя в изображении человеческих характеров.
Юрий Вэлла. Краткий рассказ о писателе. «Молчание».
В жизни людей необходимо сострадание
А.С. Тарханов. Краткий рассказ о поэте. «Забытый щенок».
К.Ш. Губайдуллин. Краткий рассказ о поэте. «Песнь собаке».
Юван (Иван) Шесталов. Краткий рассказ о поэте. «Старый пёс».
Н.Е. Урванцев. Краткий рассказ о поэте. «Брошенный щенок». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представления).
На тех дорогах Вечные Огни
Горят как символ праведной Победы
В.И. Шестакова. Краткий рассказ о поэте. «Память». Героизм, патриотизм, самоотверженность грозных лет войны в стихотворении поэта.
К.Ш. Губайдуллин. Краткий рассказ о поэте. «Офицеры»
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Край сибирский таёжных глубин,
Красотою ты неповторим
А.С. Тарханов. «Берёзонька». Н.Е. Урванцев. «Ода» туристам»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Восьмой класс (6 ч.)
Фольклор народов ханты и манси
В мире народной песни (лирические песни). Мансийские и хантыйские песни.
Мансийские обрядовые и необрядовые песни:
Песни-причитания: Оплакивание мужа.
«Песни о судьбе». Песня Потёпки из [деревни] Шуя-Нёл.
Песня дочери Ивана из [деревни] Ан-Я.
Теория литературы. Народная песня (развитие представлений).
Навечно в сердце сохраню
Свою любовь к обским просторам…
Микуль Шульгин. «Родина». В.С. Волдин. «Север мой».
Ю.А. Нехорших. «Природа – дом живой!». Мысли и чувства лирического героя. Умиротворение и успокоение, которое дарит родная природа. Любовь к родной природе не требует громких слов. Природа родного края тиха, неповторима.
Я люблю свою землю
Р.П. Ругин. Краткий рассказ о писателе. «Родная земля».
Е.Е. Петропавловский. Краткий рассказ о писателе. «Давай поговорим», «Родина наша».
Л.В. Лапцуй. «Мой край».
Г.И. Макарова. Краткий рассказ о писателе. «Югорский край»
Историческая тема. Оценка истории современниками.
В трудах, окопах и огне
Народ наш выковал Победу!
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших Родину.
Ю.А. Нехороших. Краткий рассказ о писателе. «Солдатам – защитникам Ленинграда посвящается».
Валентин Замятин. Краткий рассказ о писателе. «Эти женские руки». Лирические и героические страницы Великой Отечественной войны. Их призывно- воодушевлённый характер. Выражение сокровенных чувств и переживаний.
Девятый класс (5 ч.)
Историческое прошлое югорского народа в рассказах и легендах
А.М. Конькова «Вожак Ивыр».
Внимание писателей к старине, к прошлому своего народа. Произведения (по выбору учителя)
Югра – Родина наша
Наша верная пристань.
Твоя и моя…
Стихи самобытных поэтов города Нефтеюганска и Нефтеюганского района о родном крае, о Родине.
Ю.Е. Соснин. «р. Юганская Обь».
Снова шаг в природу сделай
И признай себя частицей
Юрий Вэлла. Краткий рассказ о писателе. «Жаворонок».
Н.Н. Шамрай. Краткий рассказ о писателе. «Радуга».
Традиции стихосложения А.А. Фета, Ф.И. Тютчева в творчестве поэтов Севера. Стихотворения, выражающие переживания, мысли, настроения человека.
Пусть горят на груди в майский день ордена
Интонация и стиль стихотворения. Способы рифмовки.
В.Ф. Кугаевский. «К нам приходит весна с журавлиными стаями».
Р.П. Ругин. «Память о войне».
Интонация и стиль стихотворения. Способы рифмовки.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения Модульного курса «Югорские мотивы» ученик должен
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства писателей Югры;
- содержание изученных произведений;
- основные факты жизни и творчества обско-угорских писателей;
- ключевые проблемы изученных произведений народов ханты и манси;
- духовно-нравственные ценности обско-угорских народов;
- основные закономерности историко-литературного процесса;
уметь:
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- анализировать литературное произведение: определять принадлежность к одному из родов и жанров; формулировать тему, идею; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- сопоставлять духовно-нравственные ценности обско-угорских народов с духовно-нравственными ценностями русского народа;
- формулировать собственное положительное отношение к произведениям югорских писателей;
- выявлять авторскую позицию и интерпретировать своё отношение к ней;
- пересказывать прозаические произведения, вести диалог;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- заучивать наизусть стихи югорских поэтов;
- писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой изученных произведений, выполнять творческие работы, писать рефераты;
- составлять проекты;
- работать со справочной литературой.
Использованная литература:
- Афанасьева К.В. Программа по литературе для 5-9 классов мансийских школ. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2020. – 28 с.
- Герасимова С.А. Фольклор коренных народов Югры и Ямала: общее и особенное: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2018. – 214 с.
- Григорян А.Б. Основы формирования нравственного облика подростков на традициях народной педагогики: Методическое пособие для учителей национальных школ/ Под ред. А.Л. Бугаевой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2020, - 74 с.
- Данилина Г.И. Литература тюменского края. Тюмень: СофтДизайн, 1996. – 272 с.
- Коняев Н.И. Альманах писателей Югры. ЭРИНТУР (поющее озеро). – Ханты-Мансийск. ЭРИНТУР, № 1, № 2, № 3, 1998. – 407 с.
- Коняев Н.И. Литература Югры. ПОЭЗИЯ. Антология. Часть 1. ИФ 2Унисерв», 2020.- 256 с.
- Коняев Н.И. Литература Югры. ПРОЗА. Антология. Часть 2. ИФ 2Унисерв», 2020.- 304 с.
- Коровина В.Я. Литература. Рабочие программы для 5-9 классов
- общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2020.
- Полунина Т.А., Ефремов А.В. Национально-региональное образование / Под ред. В.В. Лебедева. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2017. – 112 с.
- Роговер Е.С. Хантыйская литература: 5-9 кл.: Хрестоматия для общеобразовательных учреждений. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2019. – 320 с.
- Айпин Е. Д. У гаснущего очага. Екатеринбург – Москва, Средне-Уральское книжное издательство, ЗАО Фактория Арктики, 1998. – 250 с.
- Андреева Г.О. Диалог с писателями и поэтами Югры на уроках литературы. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации. Материалы научно-практической конференции. XIII Югорские чтения. (20 декабря 2014 г., Ханты-Мансийск). – Воронеж. 2015: ООО «МАКС-ПРИНТ», 2015. – 310 с.
- Бурыкин А.А. Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока М., Северные просторы, 2020. – 27 с. (Северная библиотека школьника)
- Григорян А.Б. Основы формирования нравственного облика подростков на традициях народной педагогики: Методическое пособие для учителей национальных школ/ Под ред. А.Л. Бугаевой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2012, - 74 с.
- Данилина Г.И. Литература тюменского края. Тюмень: СофтДизайн, 1996. – 272 с.
- Игушев Е.И., Попова С.А., Кашлатова Л.В. Фольклор в истории народа и его место в современной культуре. – Томск: Изд-во Томского университета, 2015. – 166.с.
- Кашлатова Е.М. Методическое пособие для занятий по этнографии. Вып. 1. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2017. – 24 с.
- Мальцева Э.И. История изучения мансийского фольклора отечественными исследователями. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2020. – 98 с.
- Онина С.В. Программа по истории и этнографии обско-угорских народов Ханты-Мансийского автономного округа. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000, - 44 с.
- Полунина Т.А., Ефремов А.В. Национально-региональное образование / Под ред. В.В. Лебедева. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2021. – 112 с.
- Ромбандеева Е.И. Мансийские детские сказки с переводами и комментариями. – Ханты-Мансийск; ИИЦ ЮГУ, 2010. – 74 с.
- Сметанин Н.И. Использование мансийского фольклора на уроках русского языка в начальной школе/ - Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ. – 94 с.
- Тарханов А.С. Плач неба: Книга стихотворений, - Тюмень: СофДизайн. 2016, - 304
- Тимофей Молданов. Земля Кошачьего Локотка. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2016.
- Мансийские (вогульские) песни на мансийском и русском языках.
- Ханты-Мансийск: ГУИПП «полиграфист», 2015. 56 с.
________________________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
«_____»_____________________20__г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Приложение к рабочей программе по литературе 6 класс.
Приложение содержит контрольно - измерительные материалы и критерии оценивания по предмету "литература"....

Приложение к рабочей программе по литературе 9 класс.
Приложение содержит контрольно - измерительные материалы и критерии оценивания по предмету "литература"....

Приложение к рабочей программе по литературе для 5 класса
Приложение содержит контрольно - измерительные материалы, составленные для оценивания учебных достижений обучающихся 5 класса по предмету "литература". Задания составлены в соответствии с из...
Приложение к рабочей программе по литературе, 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе с контрольно-измерительными материалами....
Приложение к рабочей программе по литературе, 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе с контрольно-измерительными материалами....

ОГСЭ.04 Физическая культура. Индикаторы оценки. Приложение к рабочей программе ОГСЭ.04 Физическая культура специальность: 31.02.01 Лечебное дело Форма обучения: очная 1 курс 1 семестр – 4 курс 8 семестр.2021г.
Приложение к рабочей программе ОГСЭ.04 Физическая культура специальность: 31.02.01 Лечебное дело Форма обучения: очная 1 курс 1 семестр – 4 курс 8 семестр включает себя оценочные листы (чек...
