Урок по рассказу Р.Бредбери "Улыбка". "Нам улыбается Джиоконда"
презентация к уроку по литературе (8 класс)
Нам улыбается Джиоконда
Урок по рассказу Рея Бредбери «Улыбка» (8 класс)
Цели: 1. Познакомить с рассказом писателя фантаста Р.Бредбери «Улыбка». Довести до учащихся философский смысл рассказа, как рассказа предупреждения.
2. Создать условия для развития речи учащихся, творческих способностей, умений сравнивать, делать выводы, принимать решения.
3. Воспитывать любовь и уважение к культуре, культурным ценностям. Разумно относится к человеческим достижениям.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Слайд 1,2
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о рассказе американского писателя-фантаста Рея Бредбери «Улыбка». Рассказ необычный, фантастический, и наша задача понять, какой смысл заложен в рассказе, о чем хотел предупредить нас автор через фантастику.
Этот рассказ мы изучаем в проекте «Вокруг тебя – мир», организатором которого является Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста.
Речь сегодня пойдет о защите национального культурного наследия. Чтобы ни происходило в мире, какие бы войны и катаклизмы не обрушивались на нашу планету, люди должны во что бы то ни стало сохранить культурные ценности, не зависимо от того, принадлежат ли они России или другим странам. К культурным ценностям относится все искусство, что создано и сохранено человечеством, начиная с античных времен.
Посмотрите, пожалуйста, на эти полотна (слайды 3-8). Эти шедевры русской живописи дошли до нас из прошлого и позапрошлого века. Давайте посмотрим, о чем они? Каким настроением пронизаны все полотна? Какие чувства переполняют людей?
2)Что такое праздник? Какие бывают праздники? Словарная работа (слайд 10)
4) В рассказе Р.Бредбери речь тоже идет о празднике. Что же это за праздник? ( Это «праздник» оплевывания и уничтожения шедевра Л.да Винчи «Джиоконда (Мона Лиза)» ) (слайд 12)
5) Имеет ли к этому «празднику» отношение государственная власть? (зачитать эпизоды из текста).
6) Как можно оценить власть, которая устанавливает такие «праздники» и принимает такие постановления? (Это власть бездуховная, варварская, поощряющая разрушения, злобу и ненависть.)
7) Можно ли сказать, с чем связан этот праздник, с религией, народным обычаем или памятным событием? (Ничего подобного в истории цивилизованного общества не было – это страшные поминки по цивилизации.)
Да, с неожиданным «праздником» сталкиваемся мы здесь.
8) В нашем представлении празднику обычно соответствует яркое убранство улиц, домов, нарядная одежда людей, их веселые лица, музыка и много света. А какое «лицо» у праздника в рассказе Бредбери? Как выглядят улицы, дома, люди? (пересказать или зачитать эпизоды).
9) Какое настроение создается от этих описаний? (Все детали говорят о далеко не праздничном настроении – оно тоскливое и безысходное, здесь нет ничего, что согрело бы душу. Ведь люди сошлись сюда не для созидания, а для разрушения)
10) Какие еще праздники были у этих людей? (пересказать или зачитать эпизоды). Представьте, какие еще «праздники» могли быть в этом страшном ряду (уничтожение, н-р, компьютера, телевизора, поезда и т.д.)
11) Можно ли назвать их праздниками в истинном значении слова? Почему?
В них нет ничего разумного: ведь люди уничтожают то, что создавалось умом и сердцем на протяжении веков, и это трудно соотнести с тем, что мы привыкли считать праздниками.
12) Чем порождены эти ужасные праздники? Как это объясняют сами герои?
«Праздники» порождены ненавистью к цивилизации и культуре, в них герои видят причину той катастрофы, которую пережил мир.
13) Как вы думаете, о какой катастрофе здесь идет речь? В каком году происходит действие рассказа?
2061 год. ( Скажите, пожалуйста, почему автор только сейчас поставил дату, когда рассказ уже прочитан до половины?)
Скорее всего, здесь речь идет о Третьей мировой войне, которой еще не было, но которая может случиться, и по рассказу она все же произошла. Поэтому нам понятна ненависть героев «Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало».
14) Чем упиваются люди во время этих «праздников»?
Они упиваются процессом разрушения, его дикими звуками и запахами, они будто мстят цивилизации за все блага, которые она несла человечеству и у которых была оборотная сторона – что не учитывали люди, наслаждаясь комфортом.
15) какими вы представляете себе этих людей, людей будущего?
Они озлобленные, грубые, ни во что не верят и влачат жалкое существование.
Кроме писателей-фантастов, есть еще и художники-фантасты и они наше будущее также видели из позапрошлого века.
16) Сравните их с персонажами картин Д. Энсора «Интрига» и др. Похожи наши герои на них? Чем? (слад 13-15)
Герои бесчеловечны как внутренне, так и внешне: в них нет живого, теплого человеческого начала.
17) Зачем выстроились герои рассказа в длинную очередь с 5 часов утра?
Они собрались, чтобы плюнуть в один из величайших шедевров мирового искусства – картину Леонардо да Винчи. Такова их сила ненависти к культуре. И в том «празднике» все продумано, «чтобы каждому досталось плюнуть по разку».
Когда вы читали начало рассказа, могли ли вы предположить, что люди стоят в очереди с 5 часов утра именно за этим?!
А ведь « Мона Лиза» знает и другие времена: когда люди стояли в очереди долгими ночами, чтобы только увидеть ее улыбку.
18) как чувствуют себя люди, приближаясь к знаменитому шедевру? (зачитать эпизод).
19) Когда их «праздник» достигает кульминации?
Когда объявили, что дано право уничтожить шедевр. Началась настоящая свистопляска.
20) Какое впечатление остается от этого праздника?
Ощущение ужаса, чего-то очень неприятного, грязного, дикого.
В этом «празднике» участвует подросток. Что привело его сюда?
Любопытство. Он хотел увидеть картину: «Говорят, она улыбается», «Говорят, она сделана из краски и холста», «Говорят, ей четыреста лет».
21) На первом месте у Тома - улыбка. Почему?
Вероятно, эти люди будущего давно про это забыли, они не умеют улыбаться – это ведь тоже признак культуры.
А у мальчика есть потребность в радости и любви. Он спрашивает: «А есть хоть что-нибудь, чего бы мы не ненавидели?»
И вот Том перед знаменитой картиной. Остановимся и мы перед ней. (слайд 16)
Какое чувство испытывает Том, глядя на картину? Почему он не смог плюнуть?
Варварское желание было уничтожено силой красоты, ее человечностью. Между мальчиком и женщиной на портрете установилась таинственная связь, имя которой – любовь.
22) Что осталось в его руках после праздника?
Представим себя на месте героя и подержим ее улыбку в руках. Как Том, бережно закроем ладонь, а потом осторожно откроем и вглядимся в улыбку, глазами мальчика из уродливого искореженного мира, пережившего атомную войну.
23) Как вы думаете, какие мысли, вопросы, чувства, желания родились у него в эту минуту?
Н-р: « Какое это чудо - улыбка! Почему не улыбаемся мы? Почему мы только ненавидим? Какой это, должно быть, был прекрасный, добрый мир! Наверное, там все любили друг друга… Неужели его уже нельзя вернуть? Ведь даже разрушенный мир может стать другим, если улыбнуться ему и полюбить!».
24) Почему рассказ называется «Улыбка».
М.б потому, что улыбка – это напоминание о сути человеческой, о гуманизме, доброте, ведь варвары и вандалы не умеют улыбаться. Хмурым и озлобленным людям очень нужна эта улыбка, чтобы затосковать об утраченном, очнуться от ненависти и злобы.
25) Почему улыбка попала в руки мальчику?
Мальчик добрый и любопытный, он сохранит ее как реликвию, как надежду и мечту и будет стараться изменить что-то в своем страшном мире. Ведь дети – наше будущее. Поэтому еще есть надежда на другие времена.
3.Заключительный этап.
Как вы поняли, рассказ Бредбери – это рассказ-предупреждение.
Неужели это может случиться на самом деле? Вы хотите этого?
1) О чем хочет предупредить нас писатель?
Он говорит, что эти люди озлоблены на цивилизацию, потому что именно она разрушила их жизни.
2) Каким образом? Какую же оборотную сторону имеет цивилизация, то есть все блага, которые достигло человечество и без которых мы сегодня не представляем своей жизни.
Подумайте и назовите все «за» и «против» (компьютеры, Интернет, сотовые телефоны, телевизор со 100 каналами, бытовая техника, готовые полуфабрикаты, разнообразные заменители. В связи с этим растет страсть к деньгам, которые многие пытаются получить любым способом, обманом, убийством, продажей наркотиков и т.д. )
3) О чем мы забываем на фоне всего этого, что потихоньку уходит от нас?
Человечность! Простое человеческое общение. А вместе с этим любовь и улыбка.
Нас уже не интересуют книги, мы не слушаем классическую музыку, мы не ходим в музеи, наша речь скудеет, теряет свою выразительность и красоту и мы, похоже, уже не радуемся праздникам.
И вот, когда человек полностью потеряет свою духовную высоту, он неизбежно придет к пустоте и тупости.
Вот об этом и хочет нас предупредить Рей Бредбери своим рассказом.
4) Так можно ли этого избежать?
Все в руках человека.
Но все же, радует, то, многие уже насытились комфортной жизнью, и начинают «выходить в люди». Люди стремятся ходить в театры, (они у нас, слава Богу не вымирали), в музеи, работают кинотеатры, библиотеки (кто-то еще ходит).
Многим ребятам уже надоели компьютерные игры, и они больше проводят времени на свежем воздухе, ходят на каток, катаются на лыжах. Думаю, что не все так страшно.
И все же не забывайте о предупреждении. Подходите ко всему разумно.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рей Бредбери (1920-2012) – американский писатель, фантаст. «То, чем занимаются фантасты сегодня, способно изменить будущее». Р.Бредбери .
Н.П.Богданов -Бельский . День рождения в саду.
Б. Кустодиев . Деревенский праздник.
Г.Семирадский . Ночь накануне Ивана Купалы .
К.Трутовский . Колядки в Малороссии .
Б.Кустодиев . Масленица.
А.И.Корзухин . Воскресный день.
Праздник – 1.Нерабочий день, установленный государственной властью в честь или в память какого-то выдающегося события. 2.Выходной, нерабочий день. 3.День, особо отмечаемый обычаем или церковью. 4.День радости торжества по поводу чего-нибудь. 5.День игр, развлечений и т.п.
Джеймс Энсор . Интрига. 1890
Э.Бара . Корнуоллский пейзаж с фигурами и оловянными рудниками.
М.Гертлер . Карусель.
Леонардо да Винчи . Мона Лиза. 1503-1506 Смуглая женщина в свете зыбком. Прост и чудесен ее наряд. Неуловима ее улыбка, Необъясним ее чистый взгляд. То ли улыбка, то ли догадка, То ли намек, то ли укор. Бежит пробор по середке гладко И пропадает тропкой средь гор. Чему, улыбаясь, она так рада? А может, не рада – тоскует она? Лежит пред нею гроздь винограда, Тихая музыка близко слышна. Лев Озеров.
Использованная литература Журнал «Уроки литературы» (приложение к журналу «Литература в школе») №2 2008 www.google.ru/search?q= корзухин+воскресный+день& newwindow = www.google.ru/search?q= кустодиев+троицын+день& newwindow = www.google.ru/search?newwindow=1&rlz http:// atomas.ru/isk/isk101.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"
Проект урока по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс
Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Контраст как основа композиции рассказа (урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала")
урок литературы...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку
План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....