Урок в 5 классе на тему "Действия с десятичными дробями"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Постникова Ольга Николаевна

Урок-путешествия, урок повторения по теме,приуроченный ко Дню космонавтики, поэтому содержит много исторического материала.Урок подкреплен видео и аудиоматериалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ehjr_vfntvfnbrb_d_5_rkfcct.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа с.Новоселовка Екатериновского района Саратовской области

Тема урока :

 «Действия с десятичными дробями»

Учитель математики Постникова Ольга Николаевна

12 апреля 2016г

 Тема урока : «Действия с десятичными дробями»

Урок-путешествие в 5 классе

Урок повторения, обобщения и закрепления по теме.

Цель:

1.Совершенствование умений и навыков применение правил сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей, нахождение среднего арифметического.

2.Развитие внимания взаимопонимания, чувства товарищества.

3. Воспитание любознательности и научного мировоззрения.

Ход урока

1.Сообщение темы и цели урока.

Слайд1.Тема урока

 На предыдущих уроках мы с вами научились складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби.

Цель нашего урока - повторить правила и закрепить навыки выполнения этих действий. А поможет нам сегодня вечно манящий всех космос.

Слайд 2. Неизвестная планета.

2.Актуализация опорных знаний.

 Слайд 3. Фото Ю.Гагарина

- Скажите, какой праздник мы отмечаем ежегодно 12 апреля ?

- А ведь еще буквально 52 года назад люди только мечтали о полетах в космос. Сегодня это уже не мечта, а реальность!

- А знаете ли вы, кто был первым в мире космонавтом? (Ю.А.Гагарин)

- В каком году был совершен им первый космический полет? (1961 г.)

  Слайд 4.Видеоролик полета Ю.А. Гагарина

3.Устный счет.

Слайд 5. Выразите в других единицах

Выразите в других единицах:

1. 300 км = ____________________ м. (Эта величина обозначает высоту полета космического корабля. С высоты 300 000 метров Юрий Гагарин видел облака и легкие тени на далекой милой земле.)

108 мин. = ______ час. _______ мин. (Эта величина обозначает время, за которое космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту совершил полный оборот вокруг нашей планеты.)

384 401 км = __________________ м. (Эта величина обозначает расстояние от Земли до Луны.)

6 кг = ____________________ г. (Эта величина обозначает вес собаки – космонавта, летавшей в космос. Их было много: Белка, Стрелка, Чернушка, Звездочка, Пчелка, Мушка. Все они вернулись на Землю.)

3 года = ___________________ мес. (Эта величина обозначает возраст собаки, которая летала в космос.)

Слайд 6.Видео ролик о полете собак

- Это было в недавнем прошлом. А уже сегодня человек шагнул далеко

вперед. Запущены сотни спутников, доставляющих на Землю различную

научно-исследовательскую информацию о планетах, созвездиях,

ближайших галактиках; многих мучает вопрос о существовании

внеземной цивилизации, о возможности жизни на ближайших планетах.

- И может недалеко то время, когда мы с вами сможем

путешествовать на Марс, Сатурн ....., а то и дальше. Всё зависит от вас, от

того, какие открытия окажутся под силу для вас в недалеком будущем.

Слайд 7. Радиограмма о помощи.

  Внимание, внимание все кто меня слышат планете населенной разумными существами грозит опасность. Помогите нам скорее.

Я предлагаю отправиться в полет и помочь жителям неизведанной

планеты.

У нас есть корабль, но какой планете грозит беда?

Для того, чтобы раскрыть название планеты, нам предстоит разгадать

ребус, в котором оно зашифровано.

Для этого выполним упражнения на карточке в группах. Решив пример, вы

найдете код буквы, а затем по коду отыщите в таблице и саму букву.... до

конца, пока не будет расшифровано название планеты.

Слайд 8.  Угадай название  планеты.

П        5,6    

Т           0,3

А             7,5

Н     25

С           360

А         1,4

Л      2

А             9,9

Е              0                              

А      45

Р            4,8

Т                15

Реши примеры на карточке.

Для Кати и Марины                      

1)7* 0,8=  5,6      П

2)  5,2-3,2=2        Л

3) 40,7+4,3=45     А

для Дениса,Алеши и Наташи

4)25*1=25            Н

5)  8,8-8,8=0         Е

6)150:10=15         Т

Для Вовы и Андрея

7)  5,4+ 4,5=9,9    А

8) 2,5*3= 7,5        А

9)  36*10=360      С

Для Никиты,Ромы и Валерии

10) 1,1-0,8=0,3      Т

11) 2,4*2=4,8         Р

12)  0,8+0,6=1,4     А

Слайд 9.Планета  Астра  

Через несколько минут будет дан старт. В космическое пространство выходят экипажи кораблей «Земля – 1» и «Земля – 2». А сейчас мы сфотографируемся на фоне Земли

Слайд 10.  Фото Земли.

Вы готовы к полету? И так, выступает экипаж корабля Земля 1.

Слайд 11.Фонограммы песен для экипажей.

Девиз: Сердцами к звездам мы стремимся, чтоб в жизни звезды зажигать!

Ничего на свете лучше нету,

Чем увидеть новую планету.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги

И любые звездные дороги.

Звезды очень яркие мигают,

За иллюминатором мелькают,

Мы летим на нашем звездолете

До чего же весело в полете!

И так, выступает экипаж корабля Земля 2

Девиз: Звездочка в небе мигает, зовет,будет удачным веселый полет.

Если с нами полетел,

Если с нами полетел,

Значит,космос манит,

Значит,каждый очень смел,

Значит,каждый очень смел,

Кто летит с друзьями!

ПРИПЕВ.

Пусть искрится звездопад,

Пусть кометы горят.

Но я сегодня очень рад!

Совершает полет

Наш родной звездолет,

И путь космический зовет!

 4. Отработка теоретического  материала.

Поступила команда Центра: «Приступить к операции КОМПЬЮТЕР». Начинаем проверку блока памяти. Повторим правила, я начинаю предложение, а вы закончите.

1.Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, надо…

2.Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо…

3.Прежде, чем разделить десятичную дробь на десятичную дробь…

4.Чтобы найти среднее арифметическое чисел, надо…

 5.Если мы десятичную дробь умножаем на 10,100, 1000 …. То запятая переносится…

Все готовы. 1, 2, 3, поехали.

 Слайд 12.Видеоролик запуска ракеты.

Слайд 13. Полет в космос,анимация.

5.Отработка вычислительных навыков.

Слайд14. Звук тревоги.

Звук ПИ ПИ сирены

Перегрузка?

Слайд 15. Перегрузка?

Работа в экипажах

А) 1 экипаж. Найти средний вес космонавтов, находящихся на корабле(не должен превышать 32 кг)

30,8кг    29,7кг  32,5кг  31,4кг                             (30,8 +29,7+ 32,5+ 31,4) : 4 =      

                                                                                       =124,4:4=31,1  

 2 экипаж. Найти средний вес космического оборудования, находящегося на корабле(не должен превышать 24 кг)

      23,12кг  24,23кг   22,11кг  25,06кг      (23,12+ 24,23+22,11+ 25,06) : 4 =

                                                                          =94,52:4=23,63  

Слайд 16. Проверь себя.

Проверить, назвать ответ.

          Следующая команда Центра вычислить среднюю скорость ракеты (1 ученик решает у доски).

          Задача. Ракета летела 7 секунд со скоростью 7,8 км/с, а потом 8 секунд со скоростью 8,1 км/с. Найдите среднюю скорость ракеты.

1)7,8 х 7 + 8,1 х 8 =119,4 (км) – весь путь

2)119,4 : 15 = 7,96 (км/с) – средняя скорость ракеты

6.Физминутка.

 Слайд 17.Разминка под музыку

Руки вверх, глаза закрыли,

Локти вместе, ноги шире.

Подбородок тянем к носу,

На ладони смотрим косо.

Поворот, притоп ногой,

Поворот, притоп другой.

Сели, встали, сели, встали,

За руку соседа взяли.

Руки прямо над собой,

Кричим: «Я космонавт крутой!»

Слайд 18.Корабль.

Наш корабль приближается к планете «Астра»

Пристегнули ремни, приземлились. Их встречает инопланетянин.

Инопланетянин: Уважаемые земляне это я послал радиограмму на все планеты мои друзья жители планеты Комея улетели на нашу планету , а  у моего космического корабля закончилось топлива.

Я молодой инопланетянин помогите мне рассчитать сколько нужно взять топлива чтобы я долетел до своей планеты и дайте мне это топливо.

 Для этого решите задачу

Слайд 19. Задача от инопланетянина. (на слайде и на карточке)

Б)Задача: Расстояние от планеты  Астры до планеты Комея 426 млн. миль. Расход

горючего составляет 2,5 млн. тонн на 1 млн. миль. В баке есть 4,4 млн. тонны

топлива. Сколько топлива нужно долить в бак, чтобы его хватило на полет?

Слайд 20.Решение.Коментирует Никита,затем Марина

1) 426 х 2,5 = 1065 (млн. т.) - топлива необходимо для полета

2) 1065 - 4,4 = 1060,6 (млн. т.) - нужно взять. Ответ: 1060,6 млн. т.

7. Творческая лаборатория.

Инопланетянин: В благодарность вам я предлагаю с играть в игру «Кто же я?»

Земляне: Ну а мы исполним частушки и подарим вам свои рисунки нашей планеты Земля.

Слайды 21-22-23-24.Фонограмма частушек.Рисунки ребят.

1.Мы на математике -
Сонные лунатики...
Шлют вороны сквозь стекло
Нам привет от НЛО!

2.Марсиане невзначай
Заглянули к нам на чай...
Рады гости, что они
Во Вселенной не одни!

3.Если вдруг метеорит
В атмосфере не сгорит, -
На кусочки в школе
Мы его расколем!


1.Я уроки не учил,-
Приручал комету...
Жаль, что в школе получил
"Двойку» я за это...


2.Как по Млечному пути
Ни проехать - ни пройти:
Там на звёздной тропке
Все ракеты в "пробке"!


3.Нет уроков на Плутоне,
И не будет никогда!
Мы печалимся и стонем:
"Отпустите нас туда!"

Инопланетянин: Мне очень понравились вы Земляне,вы добрые и хорошо считаете.Спасибо вам за топливо рисунки и частушки.Досвидания.Счастливого вам пути!

Учитель: Цель достигнута, мы летим домой.

8.Проверка знаний.

А пока предлагаю тест в пути.

Слайд 25.Тест

Учащиеся  выполняют самостоятельно. Юпитер - самая крупная планета Солнечной системы. Она имеет 16 спутников. Как называется один из  спутников этой планеты?

Вариант I

Р

Л

Э

А

А

10,7

1,6

1

3,3

7,5

20,4

15,1

32

15,4

8

3,2

4,5

39,2

3,92

4,4

1,5

2,25

2,16

0,75

21

  1.  Х+32,7=64,7  х=32
  2. 8*Х=12,8        х=1,6
  3. Х-1,1=2,2        х=3,3
  4. Х:2=1,6            х=3,2
  5.  Х*10=210       х=21

Вариант II

Р

К

Е

М

А

2,3

32

9,04

3,2

0,23

3,3

2,47

17,8

53,25

1,6

0,2

8,8025

21

2

5,325

 1,5

 22

25

 12

 1

  1.  Х+22,7=54,7    х=32
  2. 9*Х=14,4          х=1,6
  3. Х-2,2=1,1          х=3,3
  4. Х:8=0,4             х=3,2
  5. Х*10=210        х=21

Вариант 2*

1. Х+32=54   х=22

2.  9*Х=9      х=1

3.  Х-0=1,5   Х=1,5

4.  Х+3=15    х=12

5..Х*10=250   х=25

 

Ответ: Элара, Карме.

9. Заключение

Ну что ж, ребята, поздравляем с успешной посадкой.Удачного вам возвращения!Вы показали хорошие прочные знания по нахождению среднего арифметического, средней скорости, действий с десятичными дробями. (Каждому космонавту полагается подкрепление, его вы найдете под крышкой стола)

Освоение космоса активно продолжается. Сейчас уже в космос летают туристы. Первым туристом был американец Тито. Кто знает, может, кто-нибудь из вас когда-нибудь из космоса посмотрит на нашу Землю, на нашу великую Россию, увидит живых существ из других звездных систем, галактик. Но для этого, прежде всего, необходимо хорошо учиться, быть целеустремлёнными, дисциплинированными, горячо любить свою Родину и гордиться всеми её победами и достижениями и приумножать их.

10. Домашнее задание 

Придумать и проиллюстрировать по желанию «космическую задачу по пройденной теме, найти интересные факты из жизни космонавтов.

 

11. Подведение итогов

Слайд 26.

 Прекрасен этот звездный мир, мы знаем

Но вот уже земной встречаем мы рассвет.

Земля, земля, планета голубая,

Ты лучше всех, прекрасней всех планет!

Слайд 27. Всех с праздником!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Данный урок разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятель...

Урок математики в 5 классе по теме "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"

Целью урока является открытие алгоритма деления на десятичную дробь и применение его при решении учебных задач.Для проведения урока необходимо иметь мультимедийный проектор, компьютер и экран.Учитель ...

Методическая разработка урока. 5 класс "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число"

Данная методическая разработка предназначена для проведения обощающего урока в 5 класс на тему  "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число". данный урок составлен в соответс...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: Умножение десятичных дробей. Презентация к уроку: Умножение десятичных дробей

Особенности урока: урок — путешествие, прослеживается межпредметная связь с географией, экологией; практическая направленность заданий, показывает, где могут пригодиться знания математики; подоб...