Технология обеспечения успеха школьников в учении
статья по математике на тему

Елена Валентиновна Фендрикова

Современная школа требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе форм организации деятельности, учащихся на уроке.

Традиционное предпочтение учителем фронтальной и индивидуальной форм привело в известной степени к деформации отношений не только между учителем и учеником, но и между самими учениками. Эти формы обучения почти исключали общение ребят в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе.

Во фронтальной работе, как правило, не могут достаточно выявиться ни признание класса, ни осуждение; учащиеся не имеют возможности делиться возникшими проблемами, оказать при необходимости взаимную помощь. Сказанное еще в большей степени относится к индивидуальной форме обучения. Поэтому перед учителем встает задача – поиск более гибких форм организации учебы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_obespecheniya_uspeha_shkolnikov_v_uchenii.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Технология обеспечения успеха школьников в учении

Раздел: Преподавание математики 

Современная школа требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе форм организации деятельности, учащихся на уроке.

Традиционное предпочтение учителем фронтальной и индивидуальной форм привело в известной степени к деформации отношений не только между учителем и учеником, но и между самими учениками. Эти формы обучения почти исключали общение ребят в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе.

Во фронтальной работе, как правило, не могут достаточно выявиться ни признание класса, ни осуждение; учащиеся не имеют возможности делиться возникшими проблемами, оказать при необходимости взаимную помощь. Сказанное еще в большей степени относится к индивидуальной форме обучения. Поэтому перед учителем встает задача – поиск более гибких форм организации учебы.

Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. В то же время в каждом классе имеется некоторое число учащихся с выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможности восприятия курса учащимися, находящимися на двух "полюсах", весьма велик. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности. Цепочка, по которой происходит этот процесс, выглядит так: потребность–мотив–цель–действие–самоанализ собственной деятельности.

При этом учитель:

– переходит с позиций носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель поддерживает познавательную деятельность ученика;
– мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добивается либо интереса, либо устойчивого положительного отношения к предмету;
– организует творческие и самостоятельные работы на уроке;
– использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную деятельность, организует взаимопомощь;
– организует работу ученика с учебником или с источником знаний;
– организует помощь в деятельности ученику, проявляет внимание к его деятельности, что подчеркивает ее значимость;
– создает ситуацию успеха, т. е. разрабатывает такое задание и такую методику, при которой ученик обязательно справится с работой;
– создает обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции;
– организует гуманную систему взаимоотношений учитель–ученик, ученик–учитель при сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций в общении;
– организует самоанализ собственной деятельности ученика и ее самооценку.

Без осознания и оценки результата деятельности и самой деятельности, выявления ошибок и их причин деятельность не обеспечит требуемый уровень достижения цели.

Учение – это деятельность самоуправляемая, и вне этой позиции оно осуществляться не может. Именно этот момент требует обучения ученика умениям оценивать и анализировать свою деятельность, ее результаты и себя в этой деятельности.

Перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.

Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.

Создаются благоприятные условия для:

– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);
– помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);
– для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.

При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.

Рассмотрим пример урока по алгебре в 11-м классе.

Тема урока: "Решение иррациональных уравнений".

Тип урока: урок закрепления изученного.

Цели:

1) Образовательные.
Формирование программных знаний и умений при переходе от продуктивного на творческий уровень с учетом дифференцированного подхода.
2)
Воспитательные.
Воспитание внимания, аккуратности, четкости записи, умения работать в группе и самостоятельно, оказать помощь товарищу, умения провести самооценку и оценить деятельность товарищей в группе.
3)
Развивающие.
а) Развитие памяти и речи на языке предмета.
б) Развитие умения преодолевать трудности при решении иррациональных уравнений.
в) Развитие познавательного интереса, умения переносить знания в новые условия, решать уравнения наиболее рациональным способом.

Ход урока.

I. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения.

II. Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала.

III. Воспроизведение изученного материала и его применение в стандартных условиях.

IV. Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в измененных условиях с целью формирования умений.

V. Подведение итогов урока.

VI. Постановка домашнего задания.

В начале урока класс делится на группы по 4-5 человек. В каждой группе назначается старший. Группа состоит из детей с разным уровнем подготовки по предмету. Каждая группа получает карточку для выставления оценок за каждый этап урока:

Ф.И.О.

Самооценка

Оценка группы

 

Домашнее задание

"Поле чудес"

Решение уравнений

ИТОГ

Домашнее задание

"Поле чудес"

Решение уравнений

ИТОГ

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщаются критерии оценки домашнего задания: "5" – все сделано верно, "4" – есть неточности или обращались за помощью к товарищу, "3" – допущены ошибки, "2" – нет вообще задания.

На доске подготовлено домашнее задание:

рис.1

(№ 148б, 149б из учебника "Алгебра и начала анализа" для 10-11 классов средней школы /Под ред. А. Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 1993). Решение уравнений записано на доске, рассмотрены все способы решения.

После проверки домашнего задания ученики заполняют карточку оценок, раздел "Домашнее задание".

Следующий этап урока – программируемая дидактическая игра "Поле чудес". Суть игры состоит в следующем. Каждой группе выдана карточка с уравнениями. Ответам уравнений сопоставлены буквы, в совокупности образующие зашифрованное слово. Из слов составляется поговорка или пословица. Сообщаются критерии оценок:

"5" – выполнил два уравнения самостоятельно или одно уравнение и активно помогал товарищам,
"4" – решил только одно уравнение,
"3" – допустил ошибку в решении, но исправил с помощью товарищей,
"2" – не участвовал в работе.

На игру отводится 15 минут.

Ниже представлены карточки для игры "Поле чудес", в которых зашифрована пословица "Друг лучше старый, а платье новое":

рис.2

рис.3

рис.4

рис.5

рис.6

После подведения итогов игры и выставления оценок переходим к следующему этапу урока: "Решение иррациональных уравнений путем дополнения его до квадратных и заменой переменных". На доске подробно разбирается решение уравнения вида

рис.7

Далее на закрепление классу предлагаются два уравнения: для тех, кто хорошо усвоил алгоритм

рис.8

и для тех, кто недостаточно уверен в своих силах:

рис.9

Через некоторое время на доску с помощью кодоскопа проецируются решения обоих уравнений. Учащиеся проверяют и оценивают свою работу. Оценки записываются в карточку. Затем подводятся итоги урока: набранные баллы суммируются и выставляется итоговая оценка, критерии: 14-15 баллов – "5", 11-13 баллов – "4", 8-10 баллов – "3", 7 и меньше баллов – "2". Задается домашнее задание с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Рассмотрим пример урока по алгебре в 8-м классе.

Тема урока: "Решение квадратных уравнений".

Тип урока: урок закрепления изученного.

Цели:

1) Образовательные.
Формирование программных знаний и умений при переходе от продуктивного на творческий уровень с учётом дифференцируемого подхода.
2)
Воспитательные.
Воспитание внимания, аккуратности, чёткости записи, умения работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку и оценить деятельность товарищей в группе.
3)
Развивающие:
а) Развитие памяти и речи на языке предмета.
б) Развитие умения преодолевать трудности при решении квадратных уравнений и заданий, связанных с использованием квадратных уравнений.
в) Развитие познавательного интереса, умения переносить знания в новые условия, решать уравнения наиболее рациональным способом.

Ход урока:

I. Сообщение темы урока, цели, задач урока.

II. Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала.

III. Отработка применения прямой и обратной теорем Виета (проверка результатов через кодограмму).

IV. Отработка приёмов решения квадратных уравнений и заданий, содержащих квадратные уравнения (математическое лото). Проверка результатов через получение народной поговорки.

V. Подведение итогов урока.

VI. Постановка домашнего задания.

Критерий оценки этапов урока:

"5" – решил верно своё задание и помог товарищу;
"4" – решил только своё задание;
"3" – обращался за помощью или решал с ошибками;
"2" – всё решил неверно и ни у кого помощи не просил.

Итог урока:

1) вычислить набранные баллы и оценить свою деятельность на уроке, критерии: 14-15 баллов – "5", 11-13 баллов – "4", 8-10 баллов – "3", 7 и меньше баллов – "2";

2) отметить активных участников урока.

Карточка для записи оценок группы:

 

Самооценка

Оценка группы

Фамилия, имя

I этап

Домашнее задание

II этап Решение приведенных квадратных уравнений

III этап Решение уравнений

"Математическое лото"

ИТОГ

I этап

Домашнее задание

II этап Решение приведенных квадратных уравнений

III этап Решение уравнений

"Математическое лото"

ИТОГ

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕМЫ ВИЕТА

Каждой группе учащихся выдаются две карточки с заданиями и ответами:

1

x2 + 5x – 24 = 0

 

2

x2 – 7x + 12 = 0

 

3

x2 + 5x + 4 = 0

 

4

x2 – x – 20 = 0

 

5

x2 – 7x + 10 = 0

 

6

x2 – 5x – 14 = 0

 

7

x2 + 7x – 8 = 0

 

8

x2 + 3x – 4 = 0

 

9

x2 – 2x – 3 = 0

 

10

x2 – 5x – 6 = 0

 

11

x2 + 7x + 12 = 0

 

12

x2 – 8x + 12 = 0

 

13

x2 + 5x – 14 = 0

 

14

x2 + 14x – 32 = 0

 

15

x2 + 5x – 6 = 0

 

 

–8; 1

5; 2

–7; 2

–4; –1

–1; 3

2; 6

–4; 1

–1; 6

–2; 7

–4; –3

–4; 5

–16; 2

–8; 3

–6; 1

3; 4

За ограниченное время учащиеся должны заполнить пустые ячейки первой таблицы значениями корней из второй таблицы, используя только теорему Виета. В итоге первая таблица должна выглядеть так:

1

x2 + 5x - 24 = 0

-8; 3

2

x2 - 7x + 12 = 0

3; 4

3

x2 + 5x + 4 = 0

-4; -1

4

x2 - x - 20 = 0

-4; 5

5

x2 - 7x + 10 = 0

5; 2

6

x2 - 5x – 14 = 0

-2; 7

7

x2 + 7x - 8 = 0

-8; 1

8

x2 + 3x - 4 = 0

-4; 1

9

x2 - 2x - 3 = 0

-1; 3

10

x2 - 5x – 6 = 0

-1; 6

11

x2 + 7x + 12 = 0

-4; -3

12

x2 - 8x + 12 = 0

2; 6

13

x2 + 5x - 14 = 0

-7; 2

14

x2 + 14x - 32 = 0

-16; 2

15

x2 + 5x - 6 = 0

-6; 1

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО

Решите уравнения:

1. 7x2 + 9x + 2 = 0.
2. 5
x2 - 8x + 3 = 0.
3. 5
x2 - 8x - 4 = 0.
4. 6
x2 - 7x + 1 = 0.
5.
x2 + 2x - 15 = 0.
6.
x2 - 6x - 16 = 0.
7.
x2 - 7x - 8 = 0.
8.
x2 - 8x + 7 = 0.
9. 9
x2 - 6x - 1 = 0.
10. -
x2 + 7x - 10 = 0.
11. -
x2 + 2x + 8 = 0.
12. 3
x2 + 8x - 3 = 0.
13. 2
x2 + 3x- 2 = 0.
14. 2
x2 - 9x + 4 = 0.
15. 3
x2 + 7x - 6 = 0.
16.
x2 – 5x - 1 = 0.
17.
x2 + 3x + 1 = 0.
18. 2
x2 - 7x + 3 = 0.
19. 3
x2 + 5x - 2 = 0.
20. 5
x2 - 7x + 2 = 0.
21. 2
x2 + 3x - 5 = 0.
22. 2
x2 + x - 3 = 0.
23.
x3 - 5x2 + 6x = 0.
24. 3
x2 + 8x - 9 = 0.
25. - 3
x2 + 2x + 16 = 0.
26. - 6
x2 + 10x + 4 = 0.
27. 2
x2 + 5x - 12 = 0.
28. 10
x2 - 3x - 1 = 0.
29. 10 + 3
x - x2 = 0.
30. 3 - 5
x - 2x2 = 0.
31. Запишите сумму корней: 5
x2 - 3x - 1 = 0.
32. Запишите произведение корней: 4
x2 + x - 8 = 0.
33. Вычислите дискриминант: 3
x2 + 3x - 4 = 0.
34. Запишите сумму корней: 9
x2 + x + 1 = 0.
35. Запишите произведение корней: 4
x2 - 5x - 4 = 0.
36. Вычислите дискриминант: 2
x2 - x - 15 = 0.
37. Запишите количество корней: 9
x2 - 6x + 1 = 0.
38. Запишите сумму корней: 8
x2 - 16x + 1 = 0.
39. Запишите количество корней: - 2
x2 + 3x + 5 = 0.
40. Вычислите дискриминант: - 2
x2 + 6x - 1 = 0.
41. Вычислите дискриминант: 5
x2 + 2x + 1 = 0.
42. Запишите произведение корней:
x2 - 5x + 6 = 0.
43. Запишите сумму корней: 5
x2 - 10x = 0.
44. Является ли число 3 корнем: 9 - 6
x + x2 = 0?
45. Является ли число 5 корнем: 4 - 4
x - 5x2 = 0?
46. Запишите свободный член: 9
x2 - 6x = 0.
47. Запишите второй коэффициент:
x2 - 1 = 0.
48. Запишите первый коэффициент: 1 - 9
x2 = 0.
49. Запишите количество корней:
x2 - 16 = 0.
50.
x1 = 4, найдите x2: 2x2 - 9x + 4 = 0.
51. Один корень равен 1, найдите
b: x2 - bx = 0.
52.
x1 = 5, найдите с: 2x2 – 4x - с = 0.
53.
x1 = - 2, найдите b: 3x2 + bx - 2 = 0.
54.
x1 = 4, найдите a: ax2 - 10x +8=0.
55. Укажите знаки корней: 3
x2 – 4x + 1 = 0.
56. Укажите знаки корней: 9
x2 + l0x +1=0.
57. Укажите знаки корней: 6
x2 + 5x - 1 = 0.
58. Укажите количество корней: 7
x2 + x - 6 = 0.
59. Запишите меньший корень: 9 -
x2 = 0.
60. Запишите меньший корень:
x2 - 16x = 0.

Из этих заданий учащиеся выбирают номера в соответствии с карточками лото:

1

6

31

33

46

44

 

2

7

32

36

47

45

 

3

8

34

40

48

52

49

39

 

4

10

38

41

59

53

 

9

11

42

43

60

54

Ответы к математическому лото:

-1; рис.10

Б

-2; 8

Е

x1 + x2 = 0,6

С

D = 57

Е

c = 0

Д

"да"

А

0,6; 1

Д

-1; 8

О

x1·x2 = -2

Р

D = 121

О

b = 0

Г

"нет"

У

-0,4; 2

К

1; 7

О

x1 + x2 = рис.11

Р

D = 28

О

a = -9

Т

c = 30

А

"два корня"

Е

"два корня"

Т

рис.12; 1

А

2; 5

П

x1 + x2 = рис.13

Е

D = -16

С

x = -3

Н

b = 5

Я

рис.14

Р

-2; 4

А

x1·x2 = 6

Б

x1 + x2 = 2

О

x = 0

Т

2

У

Работа выполнена правильно, если в результате группой получено слово из поговорки.

При подготовке к урокам были учтены основные программные требования, образовательные стандарты, индивидуальные особенности детей всех уровней развития: низкого, среднего, высокого. Регулярное использование этого метода позволяет добиться 100%-го уровня успеваемости и 80-85% качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качественное и количественное определение витамина С в продуктах и оценка обеспеченности рациона школьника и студента витамином С

Исследование проводилось в течение двух лет, закончилось в 2009 году. Сырова Алена Владимировна проводила исследование во Владимирском государственном гуманитарном университете....

Химическая мнемоника как способ повышения мотивации школьников к учению

Каждый учитель заинтересован в повышении мотивации школьников к учению, формировании их логического мышления, интеллектуальных ресурсов личности. Одно из условий успешного развития учащихся – хорошая ...

Методика анализа отношения школьников к учению (Л. Балабкина)

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕНИЮ(Л. Балабкина)...

«МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕНИЮ»

Тема «Мотивация школьников к учению» широка и многообразна, она включает в себя множество других тем, в которых переплетаются воспитание и искусство, обучение и осмысление места искусства в жизни дете...

«Мотивация школьников к учению» (на материале английского языка)

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением ...

Методическое пособие "Приемы повышения мотивации школьников к учению"

Мотивация к обучения естественна для любого человека: овладение новыми знаниями и умениями приводит к всплеску гормонов счастья. Это хорошо видно на совсем маленьких детях, которые искренне радуются л...