«МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕНИЮ»
методическая разработка по музыке на тему

Семикова Елена Ивановна

Тема «Мотивация школьников к учению» широка и многообразна, она включает в себя множество других тем, в которых переплетаются воспитание и искусство, обучение и осмысление места искусства в жизни детей.

 В данной работе уделяется внимание одному из главных вопросов воспитания – развитию мотивации к учению. Именно эта задача для меня является одной из краеугольных в воспитании музыканта-пианиста. Изучив природу мотивации (что есть мотивация, откуда она возникает, ее структура) можно воздействовать на ученика в целях повышения уровня подготовки, как музыканта-профессионала, так и развития всесторонне развитой личности.

  Цель данной работы – основываясь на личном преподавательском опыте, осветить основные направления деятельности учителя, которые способствуют сохранению и приумножению интереса ученика к занятиям на музыкальном инструменте. А также в выявлении форм, методов, способов и технологий обучения для активизации заинтересованности и побуждений к творческому труду ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_motivatsii.doc108.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕНИЮ»                                                             

                                                                                        ВЫПОЛНИЛА:

СЕМИКОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО

(должность)

МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Ю.Д. КУЗНЕЦОВА»

                   

                    Содержание.

  1. Пояснительная записка.  Цель  и особенности работы.

            II   Основная часть.  Основные понятия мотивации. Развитие мотивации школьников к учению.

  • Мониторинг личностных качеств, способностей, мотивации к учению. Индивидуальная коррекция.
  • Решение общих проблем учащихся.
  • Развитие мотивации через развитие самостоятельности, самомотивации.
  • Узко-личностные, положительные, отрицательные мотивы. Методы и приемы развития.
  • Тетрадь-дневник – путь к самомотивации.
  • Влияние мотивов на развитие личности ученика.
  • Влияние социума и внеурочной деятельности на развитие положительной мотивации к учению.
  • Современные технологии, способствующие развитию мотивации школьников к учению.
  1. Заключение.
  2. Список литературы.

 

«Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта. Если же вместо сна ты выберешь учебу, то ты воплотишь свою мечту в жизнь». 

«Люди, которые не в состоянии мотивировать себя, должны довольствоваться посредственностью, какими бы впечатляющими ни были их таланты».                                                  Эндрю Карнеги.

                                                 

    I.   Пояснительная записка.

Тема «Мотивация школьников к учению» широка и многообразна, она включает в себя множество других тем, в которых переплетаются воспитание и искусство, обучение и осмысление места искусства в жизни детей.

 В данной работе уделяется внимание одному из главных вопросов воспитания – развитию мотивации к учению. Именно эта задача для меня является одной из краеугольных в воспитании музыканта-пианиста. Изучив природу мотивации (что есть мотивация, откуда она возникает, ее структура) можно воздействовать на ученика в целях повышения уровня подготовки, как музыканта-профессионала, так и развития всесторонне развитой личности.

  Цель данной работы – основываясь на личном преподавательском опыте, осветить основные направления деятельности учителя, которые способствуют сохранению и приумножению интереса ученика к занятиям на музыкальном инструменте. А также в выявлении форм, методов, способов и технологий обучения для активизации заинтересованности и побуждений к творческому труду ребенка.

 Столкнувшись с трудностями в овладении инструментом, ребёнок нередко теряет интерес к занятиям, а потому одна из важнейших задач для меня и любого учителя – сделать обучение как можно более увлекательным, чтобы сохранить мотивацию к занятиям.  С.Л. Рубинштейн отмечал: «Для того чтобы учащийся по-настоящему включался в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т.е. чтобы они приобрели значимость и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Уровень сознательности существенно определяется тем, насколько личностно значимым для учащегося оказывается то, что объективно, общественно значимо».

 Основной упор в укреплении мотивации к учебе в этой работе делается на достижение мастерства через развитие способности к самомотивации, самообучению и самостоятельности. Мне хочется показать, как развитие одних способностей помогает развитию других. Особое место хочу уделить взаимоотношениям родителей, детей и учителей.

       II. Мотивация – это процесс, побуждающий двигаться к поставленной цели и определяющий поведение. Учебная деятельность учащихся ДМШ характеризуется целой системой разнообразных мотивов. Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Так как мы говорим о мотивации учения, то учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность.

 II. В поиске конкретных средств мотивации учеников, я уверенна, первоочередной задачей должна стать такая – понять особенности характера и склонности ученика, разобраться в индивидуальных проблемах ребенка и постараться совместными усилиями решить их. Не будет проблем – учеба пойдет успешнее, повысится мотивация.

Так ребенок - «торопыжка» не умеет выслушивать до конца, он обрывает на полуслове и сразу переходит к действиям. Ему не важен результат.  Ему важен процесс, чтобы побыстрее сделать и освободиться. Из-за того, что такой ребенок не вдумывается, не может представить конечного результата, не видит цели и не ищет путей для ее осуществления, обучение идет медленно, с большим трудом. Основная цель обучения и воспитания таких детей – развить необходимые для обучения виды мышления, развить произвольное внимание.

 Дети с «комплексом отличника» старательны, внимательны, исполнительны, приветливы, но при этом скованы в движениях, закрепощены в эмоциях. Они теряются, если от них требуется хоть немного творческого отношения. Им необходимы конкретные задания и постоянные указания. Таких детей увлекает не сама музыка, не процесс игры, а другое – быть хорошей ученицей.

У таких детей нужно снять комплекс «отличника». Следует развить самостоятельность мышления, давать больше творческих заданий. Очень хорошо поговорить с родителями таких детей, объяснить, что такой вышколенный ребенок приносит радость только в детские годы, а, вырастая, страдает от целого ряда комплексов и проблем на работе и дома. Расписать красочно, образно, с подробностями, так, чтобы родители серьезно задумались. Если родители осознают проблему и захотят решать ее, то можно начинать совместную работу.

 Работа с детьми с сильно выраженным «комплексом неудачника» начинается с перестройки ребенка и родителей на оптимистическое восприятие жизни. Следует постоянно вызывать у них сильное чувство радости даже от самой маленькой победы.

С детьми с плохой координацией движения следует направить все силы на развитие координации. Можно придумать специальные упражнения, чтобы им было интересно заниматься каждый день.

 Освободив постепенно учеников от проблем, замечаешь, насколько облегчается и ускоряется процесс обучения.

  После начального этапа «индивидуальной коррекции» приходится заниматься с детьми одинаковыми проблемами, решение которых необходимо всем детям.  Например, развитием многоаспектного внимания. Игра на фортепиано без развитого многоаспектного внимания практически невозможна.

 Все мы понимаем пользу развития многоаспектного внимания для юных пианистов. Но и в жизни повседневной такое внимание повысит уровень их профессиональной деятельности. Объяснив это родителям и детям, мы найдем еще одну мотивацию для занятий музыкой.  Обязательно перед началом новой работы объясните детям и родителям для чего мы будем  трудиться, какую пользу принесут эти занятия для всей последующей жизни ребенка, начиная с сегодняшнего дня. Вот тогда дети будут осознанно работать для себя, а родители возьмут под контроль эту работу для себя, а не потому, что так учительница велела.

 Мы постоянно слышим и говорим о необходимости развития творческих способностей и гораздо реже о развитии самостоятельности. Без самостоятельности творчество не может ни зародиться, ни существовать.

 Воспитание ученика-пианиста должно начинаться с развития самостоятельности и умения самовыразиться. Ребенку необходимо создать условия, в которых он будет уважаем за то, что имеет свои мысли, свои чувства, свои идеи. Нашим уважением к личности ученика мы научим его уважать и себя, и других людей. Самоуважение ориентирует поведение ребенка на самовоспитание, самообучение, самомотивацию.

  Вот одни из основных направлений в воспитании пианиста-ученика, в мотивации его на учебный процесс - индивидуальная коррекция, которая позволит ребенку обучаться легче и    быстрее, а, значит, и с желанием; развитие чувств, интеллекта; формирование личностных качеств, обеспечивающих развитие таланта музыканта-пианиста. (Трудолюбие, самоуважение, самостоятельность, стремление к совершенству).

    Почему так важно учить детей самостоятельности?

 Во-первых, пьесы, выученные под чутким руководством учителя, с муками и для него и для ученика, забываются сразу после «сдачи», и работа над новыми пьесами начинается опять с нуля. Если учитель все делает за ученика, то ученики остаются беспомощными и неспособными к самостоятельной деятельности.

 Во-вторых, выполнение чужих указаний вообще редко кому доставляет удовольствие, а такой метод работы, как натаскивание, совершенно не воспитывает навыков самостоятельной работы. Дети становятся ленивыми и сами делать ничего не хотят. У таких детей отсутствуют мотивы для учебы.

  Истинно педагогический подход заключается в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Нам не стоит постоянно расшифровывать текст ученику. Мы должны научить его пользоваться «ключом»,  чтобы ученик делал это сам, а также научить его поиску новых «ключей» в предстоящей работе.

 Нам необходимо ясно себе представлять, какие знания, советы, методы получит от нас юный музыкант для того, чтобы использовать их в своей  дальнейшей работе уже без нашей помощи. Не мучиться над отдельным пассажем, а предложить все методы работы над любыми пассажами. Не сетовать на ошибки в тексте, а один раз и навсегда научить правильному анализу текста. Получив в руки такие «ключи», ребенок научится работать не только в области музыки, но и овладеет правильным подходом к любому виду деятельности, будет готов самостоятельно разрабатывать новые методы, наиболее удобные для себя, для быстрого выполнения поставленных задач.

Какие мотивы к достижению учебных целей должен найти педагог? Какие же задачи нужно решить ему, чтобы воспитать ученика, способного к самостоятельной работе?

     1. Заложить в эмоциональную память детей, что им бесконечно хочется, нравится заниматься разучиванием пьес и этим активировать их к работе над домашним заданием.

     2. Выработать и перевести в привычное ощущение , что инициатор занятия – ученик. Учитель выполняет просьбы детей.

     3. Развивать волевые качества.

      Когда возникает ситуация, где работу нужно будет сделать через силу, можно повысить самооценку учеников следующими словами: «Мы все устали и могли бы бросить это дело. Слабовольные люди так бы и сделали. Но Вы сильные». Здесь важны не сами слова, а их воздействие на эмоциональную сферу.

     В подсознательную память закладываются приблизительно следующие установки: на позитивные личностные качества; утверждение их лидерской позиции в желании заниматься. Домашнее задание лучше давать по ходу урока, по мере освоения новых навыков и знаний. Научились чему-нибудь – и сразу получают рекомендации, каким образом, с какой целью нужно работать над этим дома. В конце урока помочь вспомнить ход всего урока и помочь составить домашнее задание. Попросить рассказать,  в какой последовательности, и какими способами они будут его выполнять. Таким образом, очень быстро вспомнить основные моменты урока, посвященные методам, формам, приемам, зная которые, ребенок дома сможет работать самостоятельно, что избавит от излишнего напряжения.

Умение составить план домашней работы и знать, как его выполнить – есть основа самообучения, основа успешности, а значит еще один мотив к занятиям.

 Не жалейте на это времени, учите детей самостоятельности. В таком сложном деле помощниками должны стать родители. Наш успех в преподавании почти во всем зависит от семьи. Воспитание учеников начинается с установления тесного контакта с родителями. Мы должны открыть им глаза на их ребенка, а они нам на нашего ученика.

 Некоторые дети с раннего возраста начинают отстаивать свое право на самостоятельность. Достаточно только поддерживать, похваливать любую инициативу. Погасить инициативу очень просто, стоит только раз поругать или посмеяться над неудачами ребенка. Он и задумается, а стоит ли? Часто бывает, что вместо заданной работы по трудным программным произведениям, ученик приносит новые пьесы по музицированию, выученные им самостоятельно. И вместо похвалы получает выговор: «Лучше б ты учил то, что надо, а не приносил всякую ерунду! Садись, давай хоть здесь учить то, что надо». И учитель учит всю программу на уроке, т.е. делает всю работу за ученика.

  И тогда ребенок поймет, что пусть лучше учитель (мама, другие взрослые) все сам делает, так проще жить. Ребенок подсознательно понимает, что учитель всю ответственность за него взял на себя, и он может жить беспечно, сосредоточиться на других задачах: получения удовольствия, ухода от учебы.

  Когда учитель (мама) – и воля и совесть ребенка, - то в нем эти качества не развиваются. Он понимает, что заниматься, выполнять то, что требуют, он должен для тех, кто требует и может наказать, но не для себя. Для себя – другие задачи: добывание удовольствий. Естественная стимуляция к деятельности – страх наказания или получение обещанного вознаграждения – понимаемая, реальная мотивация. А если никто не накажет, а подарок уже получен? Значит, и делать ничего не надо. Но даже если появиться желание сделать что-либо трудоемкое, то вряд ли уже сможет. Для этого нужна сильная воля, которой как раз и нет.

 Ребенок не может понять, что постоянные напоминания, упреки, наказания делаются ради него, для его благополучия. А даже понимая, что все делается для его пользы, не может выдерживать постоянное понукание и принимать его с благодарностью. Он воспринимает требования и просьбы как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться. Это особенно нужно учесть при работе с детьми с девиантным поведением.

  Выход прост: с самого раннего  возраста разговаривать с ребенком, объяснять почему, для чего нужно заниматься, что это принесет лично ему и окружающим людям. Особое внимание следует уделить воспитанию волевых качеств, способности к самомотивации. Дать почувствовать радость от процесса и результата работы, поддерживать любую инициативу – это будет положительная мотивация.

  Чтобы ученик мог работать над произведением, он должен четко знать все этапы работы, определять характер произведений, расставлять собственную нюансировку, отрабатывать желаемое звучание. Пробовать, решать, менять, находится в состоянии постоянного творческого поиска. Тогда домашняя работа приобретает совершенно другой характер. Из «отсиживания» за инструментом положенного времени, неохотного выполнения частично вспоминаемых рекомендаций (не своих, а чужих) превращается в процесс самообучения – единственно результативный метод. Только при «подключении собственной головы» значительно сокращается время и улучшается качество обучения. Здесь работает один из основных педагогических принципов – принцип сознательности и активности учащегося в процессе развивающего обучения.

Сравните два подхода к процессу обучения.

 1.Я хочу ежедневно сделать свою работу и для этого я обращусь к учителю и воспользуюсь его помощью.

 2.Я должен выполнить указания учителя, чтобы он оценил точность их выполнения.

 В первом инициатива идет от ученика. Его интересует предмет и качество его деятельности.

 Во втором – ученика интересует только получение «отметки» за выполнение учителем же «навязанной» работы. Инициатива идет от учителя.

 С первых уроков предпочтительна такая форма общения с учеником, которая повышает и позволяет развивать его инициативность.  Учитель не старается «впихнуть» знания в ученика, а ученик старается получить знания от учителя. Для этого требуется знание характера ученика, умение быть незаметным лидером, чтобы он был уверен, что делает все сам: и придумывает, и знает, и решает.   Суть взаимоотношений проста: учитель помогает ребенку в реализации его желаний. Чем они сильнее, тем больше потребность у ученика получить знания от учителя. В этом заключаются узко-личностные мотивы.

      Позиция такая: если ты попросишь, то я не откажу тебе, мне приятно помочь старательному ученику.

      Здесь важно умение учителя вызывать, разжигать, формировать желания ребенка с учетом его возможностей. Так ребенок понимает, что его желания осуществимы. Благодаря этому формируются необходимые для работы качества: вера в себя, в свои силы, в свою успешность.

  Следует ненавязчиво раскрыть перспективы, ближайшие планы, заинтриговать, провоцировать возникновение новых и новых желаний. При этом ученик не должен догадываться о том, что-то, что он так хотел сделать, было предложено Вами.

  Ребенок постепенно приобретает опыт с положительным результатом, позитивное отношение к занятиям, которое мотивирует на новые творческие поиски и решения.

  Как доказать ребенку, что ему многое доступно? Доказать – значит объяснить просто, доступно, дать серию эффектных, приятно звучащих упражнений, которые увлекли бы ученика как импровизационная игра и привели к ощутимому результату прямо на этом же уроке, чтобы он поверил, что и дома у него все получится.  Объясняя ребенку, что для реализации его желаний нужно не абстрактное – много трудится, а конкретное – как достичь желаемого результата наиболее простым, оптимальным способом, с наименьшими затратами, можно четко определить предложенный ему ход действий:

1) от практической деятельности – к практическим выводам, которые нужны для опоры и удобства;

2)анализ своей работы, позволяющий находить правильное решение и ставить перед собой новые задачи;

3)поиск решения поставленных перед собой новых задач.

 Такой подход к занятиям приводит к хорошим результатам, а они, в свою очередь, дают еще большее желание, веру в успех.

        В музыкальных школах часто происходит по-иному. Ребенок не может самостоятельно установить межпредметную связь и использовать знания, полученные на теоретических предметах в игре на инструменте.  Многие теоретические знания, нужные в работе над произведениями уже в первом классе, ученик получает только в старших классах.  Советую, чтобы повысить мотивацию к учебе конкретного ученика, рассказать о своих планах преподавателям других дисциплин, взять их в союзники.

  На примере этюда Майкапара можно показать ученику 2 класса методы и приемы, которые позволяют моментально запомнить нотный текст наизусть. Ребенок сразу, за короткое время получает результат, видит, к чему приводит правильная, эффективная работа.    Когда на уроке ребенок почувствует и радость, и удивление, и удовлетворение, и восхищение своими способностями, тогда у него появится надежда на дальнейшие успехи (новый мотив).

  Важно, чтобы у ученика разыгралось желание получить знания, чтобы он сам попросил учителя их отдать, а не учитель  уговаривал их взять. Такая работа над произведением, когда получаемый материал преподносится сначала как нечто фантастическое, невозможное, удивительное, а потом ребенку рассказывается, как он может сам со всем справиться, схожа с показом фокуса и раскрытием его секрета. Попробуйте, покажите фокус и Вы увидите, что ребенок начнет Вас уговаривать: «Я тоже так хочу! Научите меня!»

  Теперь можно брать другое произведение и начинать вместе думать, почему его легко запомнить. Можно записать все действия, которые производим на уроке. Эти записи помогут в самостоятельной работе. Можно попросить рассказать, как он будет действовать дома в работе над другими произведениями. Ученик рассказывает, а педагог похваливает его за каждую мысль, уточняет, подсказывает, предлагает.   Главное, чтобы ребенок почувствовал, что идет беседа двух профессионалов. Даже если ученик еще не умеет ясно излагать свои мысли, преподаватель должен с уважением, не перебивая, со вниманием выслушивать ребенка, постараться понять, что он пытается сказать, похвалить и сделать все, как Вам надо, но чтобы ребенок не почувствовал, что Вы его учите.

    Хочу предложить вести тетрадь-дневник, так как это может сыграть  большую роль в поиске мотивов к самообразованию, самосовершенствованию. Она предназначена для ведения записей во  время домашних заданий – это основной момент в домашней работе. Для ведения тетради-дневника следует вместе с учеником придумать правила ее ведения.  С учеником, а не с учениками, потому, что это необходимо делать индивидуально. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка: его характера, возраста, уровня развития.

Основное содержания правил:

    1. Прежде, чем начать играть произведение, ученику следует подумать, над чем он сейчас будет работать (поставить перед собой задачу), а затем представить, какие методы помогут выполнить намеченное им более результативно и с наименьшими затратами времени.

    2. Заниматься по намеченному плану или менять его в процессе работы, т.е. искать наиболее результативные методы, формы, приемы.

    3.Во время работы не забывать записывать: а) успехи в выполнении намеченных задач или проблемы; б) вопросы к преподавателю по возникшим затруднениям; в) примерный план работы на завтрашний день.

     4.По каждому произведению надо вести подробную конкретную запись.                Саму форму записей лучше делать краткой, символичной. Здесь главное, не как записывают, а что думают при этом, что могут рассказать на уроке о своих домашних занятиях. Из простого проигрывания всех произведений несколько раз   и выполнения общих заданий, данных учителем (выучить наизусть, доработать пьесу), домашние занятия превращаются в выполнение конкретных целей. Их ребенок определяет сам. Ученик дольше засиживается за инструментом, отрабатывая небольшие отрывки из произведений. К домашним занятиям ребенок станет относиться легче, радостнее, спокойнее. Умение анализировать и планировать свою деятельность помогает ребенку в любом деле. При этом исчезает скука и однообразие, появляется интерес и некий азарт.

  Большую роль в усилении мотивации  ребенка на обучение может сыграть этап «шлифовочной» работы над произведениями. Работая над интерпретацией, ученики сами придумывают сюжет, характер, ищут нужные им приемы звукоизвлечения. Все это безгранично расширяет спектр детской фантазии, доставляет удовольствие, готовит основу для самостоятельной творческой домашней работы, укрепляет положительную мотивацию.

 Главная помощница в процессе мотивации ребенка на обучение – «игра» на индивидуальных уроках по фортепиано.   Ребенок одновременно играет три роли: ученика, учителя и родителя. Вспомните хотя бы ведение дневника. Играя роль учителя, они дают задания сами себе, контролируют, оценивают свою работу, записывают задание на завтрашний день. В роли родителя – заставляют себя сесть за инструмент, следят за временем домашних занятий, хвалят или  наказывают. Без роли ребенка тоже не обойтись. Тот ученик, который относится к себе с уважением, делает задание в полную силу, а тот, кто еще не оценивает себя высоко, занижает к себе требования.

     Учительская работа заключается не в том, чтобы заставить ученика насильственными методами выполнять положенную по программе норму, а менять ему взгляд на себя, научить его уважать себя и свои способности, развивать волевые качества, т.е. заниматься вопросами воспитания личности в процессе музыкального обучения.

       Задача преподавателя – создать благоприятную почву, необходимые условия для возникновения и развития мотивации к учебе. Каковы же эти условия?

        1. Уважение личности – основа взаимоотношений между людьми . Уважая педагога, ребенок слушается  его советов, принимает их, как свои. Убеждения преподавателя (через осмысление их ребенком) становятся его убеждениями. Вот он и стремится действовать согласно своим убеждениям.

  От степени уважения к ребенку зависит его самоуважение, без которого невозможно добиться устойчивой мотивации к занятиям. Если Вы неуважительно относитесь к ребенку (считаете его маленьким, глупеньким, несамостоятельным и т.д.), то и ребенок относится к себе так же, а значит, позволяет себе все то, в чем мы его упрекаем.

  Изменить его несерьезное, ленивое отношение к выполнению своей работы можно фразой – «Это недостойно тебя! Я не верю, что ты не способен на большее». Такие и подобные замечания не обижают ребенка, так как дают ему почувствовать, что его уважают, высоко оценивают. Они активизируют в нем желание соответствовать поставленному уровню, то есть мотивируют его на поиск новых задач и их решений.

    2. Развитие личностных качеств.

      Без них невозможен процесс самосовершенствования и укрепления мотивации к занятиям. Перечислю основные: культура чувств – понимание их и умение управлять эмоциями; разумность – умение анализировать последствия, принимать разумные решения; сила воли – определяющая возможность осуществлять разумные решения; самостоятельность суждения, инициативность, стремление к познанию. Эти личностные качества определяют нашу успешность в жизни. Обладание ими позволяет избежать множества неприятностей и проблем.

      Для чего же мы уделяем столько внимания вопросу воспитания ученика, развитию его личностных качеств, мотивируем его  на учебу, заставляем вести дневник-тетрадь, а, главное, размышлять самостоятельно?

      Чтобы дети сами поняли и решили, чем им лучше и важнее заняться в своем саморазвитии. Чтобы четко осознали, перевели в теоретические знания и систематизировали то, что используют в практической деятельности. Чтобы на занятиях у детей развивалось мышление. Чтобы ученики чувствовали и осознавали себя умными, способными, талантливыми. Положительный опыт, отсутствие тревожности, реальный результат – величайшая мотивация.

       Конечно, личностью не рождаются, личностью становятся. И задача учителя и родителей – способствовать детям в этой работе. Ведь для совершенствования приемов, навыков, мастерства нужно направить сознательную деятельность ребенка на решение и реализацию поставленных задач. Это и есть первый шаг к обучению и развитию. Важно, чтобы дети поверили в себя, и нашли сильную мотивацию для занятий музыкой.

 Каким же образом можно еще повысить мотивацию к учебе? Ответ прост – повысить потребность и возможность в самовыражении, осознании своей значимости для близких людей, в социальном признании. Участие в общественной жизни школы, музицирование в кругу друзей – одна из сильнейших мотиваций. Нет мотивации – никакой «ремень» не поможет.

 Совместная подготовка и участие в домашних праздниках, классных часах, творческих вечерах, выступления перед сверстниками и их родителями повышают социальный статус ребенка. Работа в ансамбле повышает личную ответственность за результат общего дела, стимулирует к осознанной работе, повышает интерес.

 Участие в конкурсах, фестивалях и концертах – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта. Возможность проявить свою творческую индивидуальность стимулирует учащихся на участие в подобных мероприятиях. Принять участие в конкурсе или концерте вполне соответствует естественной детской потребности соревноваться. Но чтобы победить - надо потрудиться. Поэтому возможность участия в конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для упорной работы на инструменте.

        Хочется сказать несколько слов о влиянии на мотивацию выбора индивидуального репертуара, составление индивидуального плана учащегося. Здесь педагогом должны учитываться и возрастные особенности, и особенности характера, и вкусовые пристрастия ученика, родителей, и уровень технической и эмоциональной подготовки, национальный компонент. На помощь преподавателю в вопросе выбора репертуара приходят современные технологии. Пользуясь интернетом можно найти любой классический и современный нотный материал, пополнить фонотеку, использовать на уроках записи выступлений известных исполнителей.

 Просмотр записей аудио и видео исполнения самим учеником, дает ребенку возможность увидеть себя со стороны и стимулирует его на новые действия.

 Немаловажную роль для учащихся играет элемент соревнования. Освещение успехов, побед, публичные награждения и поощрения  - одна из сильных мотиваций. Экраны успеваемости, школьные газеты, публикации на сайте школы, благодарственные письма родителям лучших учеников, врученные на собрании класса или школы – все эти методы мотивируют детей и родителей на достижение новых целей.

  Все, что предлагается в этой работе по стимулированию мотивации, дает хорошие результаты в работе с детьми с девиантным поведением, если педагог действует осторожно, поэтапно, с учетом индивидуальных проблем ребенка, в тесном содружестве с родителями, преподавателями.

 Мотивация школьников к учению должна стать общей целью и задачей для всего преподавательского коллектива школ дополнительного и общего образования, а также родителей учащихся.

 Мониторинги успеваемости, качества освоения программ, отношения к школе и учебе учащихся и родителей, развития личностных качеств, коррекции детей с девиантным поведением, адаптации в социуме показывают, что методы и приемы по мотивации учащихся к учебе успешно работают. У учеников появляются интерес к информации, уверенность в себе, направленность на достижение успеха и вера в возможность положительного результата, интерес к людям, организующим процесс обучения, осознания значимости происходящего для себя и других, потребность в социальном признании, ценность образования в рейтинге жизненных ценностей.

       III. Применение всего вышеизложенного на практике действительно помогает сохранить и приумножить интерес учащегося к занятиям, а это, в свою очередь, позволяет добиться больших успехов в образовательном процессе: выпускники становятся играющими музыкантами, работают музыкальными руководителями в детских садах, лагерях, являются участниками самодеятельных музыкальных коллективов. Закончив обучение в музыкальной школе, выпускники свободно владеют инструментом, разбираются в искусстве, имеют высокий интеллект, что позволяет им сохранить отношения с музыкой и находиться в центре культурной жизни.

        Найти действенную мотивацию к учебе, добиться в ней высоких результатов, воспитать музыканта-пианиста – это значит развить в ребенке творца, воспитать его в этическом и эстетическом плане, помочь приобрести ребенку те качества, которые позволят в дальнейшем быть успешным, а в будущем, независимо от рода деятельности, успешным в жизни.

        В своей книге «Об искусстве фортепианной игры» Г. Нейгауз пишет: «Я думаю, что задача укрепить и развить талантливость ученика, а не только научить его «хорошо играть», т.е. сделать его более умным, более чутким, более честным, более справедливым, более стойким (продолжать не буду), есть реальная, диктуемая законом нашего времени и самого искусства в любое время диалектически оправданная задача».

IV.Литература

1. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога:   Учеб. пособие, - М.: Дело, 1999.

2. . Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – Питер, 2004

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М, 1995.

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. Изд-во Московского университета. 1990.

5. Смирнова Т.С.  Воспитание искусством. – М. 2001.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 8-Х КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕНИЮ»

В последнее время все больше внимания уделяется применению технологических карт на уроках иностранного языка в разных школах, благодаря чему раскрываются резервы учебного процесса и личности учащихся,...

Химическая мнемоника как способ повышения мотивации школьников к учению

Каждый учитель заинтересован в повышении мотивации школьников к учению, формировании их логического мышления, интеллектуальных ресурсов личности. Одно из условий успешного развития учащихся – хорошая ...

«Мотивация школьников к учению» (на материале английского языка)

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением ...

Методическое пособие "Приемы повышения мотивации школьников к учению"

Мотивация к обучения естественна для любого человека: овладение новыми знаниями и умениями приводит к всплеску гормонов счастья. Это хорошо видно на совсем маленьких детях, которые искренне радуются л...

"Психологические аспекты мотивации школьников в проектной деятельности. Выявление мотивационной направленности школьников "

Разработал: Александрова Дарья Юрьевна преподаватель физической культурыГБОУ Средняя школа №12 с углубленным изучение английского языка Наиболее благоприятные условия для формирования учебно...