Обобщающий урок "Действия с положительными и отрицательными числами"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Пятышева Анна Ивановна
Действия с положительными и отрицательными числами изучаемые в курсе математики 6-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, так как знания, полученные в ходе ее изучения, очень широко используются в других разделах школьной программы. Поэтому цель учителя – добиться глубокого понимания и прочного усвоения этой темы всеми учениками. На предлагаемом уроке использована технология проектирования, создана проблемная ситуация с условным названием «Как помочь девятиклассникам?», в ходе разрешения которой учащиеся, опираясь на ранее полученные знания, создают памятку по действиям с положительными и отрицательными числами. Такую работу можно провести на спаренных уроках, увеличив количество заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deystviya_s_polozhitelnymi_i_otritsatelnymi_chislami.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 152

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Урок математики

 «Действия с положительными и отрицательными числами»

6 класс

Автор-составитель:

учитель математики

Пятышева А.И.

Пояснительная записка

Действия с положительными и отрицательными числами изучаемые в курсе математики 6-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, так как знания, полученные в ходе ее изучения, очень широко используются в других разделах школьной программы. Поэтому цель учителя – добиться глубокого понимания и прочного усвоения этой темы всеми учениками.

На предлагаемом уроке использована технология проектирования, создана проблемная ситуация  с условным названием «Как помочь девятиклассникам?», в ходе разрешения которой учащиеся, опираясь на ранее полученные знания, создают памятку по действиям с положительными и отрицательными числами. Такую работу можно провести на спаренных уроках, увеличив количество заданий.

Создание проблемных ситуаций на уроках математики повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность.

Для урока ученики разбиты на группы, что позволяет включить в учебную деятельность всех учащихся, повышает интерес к обучению и ответственность учащихся за результат труда.

Каждая группа представляет некую полиграфическую фирму (издательство), которое в конце урока должно представить макет памятки по выполнению действий с положительными и отрицательными числами. В ходе урока(ов), при выполнении заданий, каждое издательство может получать баллы, которые будут записываться в оценочном листе каждой группы. Таким образом в конце урока можно будет увидеть рейтинг каждого издательства.

На мотивационном этапе урока и этапе целеполагания с детьми обсуждаются вопросы: как помочь?, что такое издательство?, что оно выпускает?, какой вид печатной продукции подойдет для памятки?, какие требования будут предъявляться к макету памятки?

На этапе выбора средств достижения цели ученики выполняют задание(я) на знание теоретического материала, на классификацию по данной теме, с помощью которых(ого) они узнают название конечного продукта своей деятельности.

Основной этап урока посвящен собственно изготовлению макета памятки.   Учащиеся подбирают материал, продумывают его расположение и оформляют проект.

На заключительных этапах оценивания и рефлексии макеты вывешиваются для общего обсуждения. Ученики делятся своими впечатлениями о полученных проектах, обсуждается соответствие требованиям, которые были озвучены в начале урока. Также проводится голосование по макетам и озвучивается рейтинговая оценка издательств. Для выбора окончательного варианта памятки детям можно предложить вывесить макеты для общешкольного голосования.

Цели урока:

образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах действий над положительными и отрицательными числами;

- закреплять умение применять правила в процессе выполнения упражнений;

- формировать навыки самостоятельной работы;

развивающие:    

- развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;

- развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;

- расширять кругозора учащихся;

воспитывающие:

- воспитание познавательного интереса к предмету;

-воспитание культуры труда, математической речи, активности, самостоятельности, культуры общения.

Планируемые результаты:

Формируемые универсальные учебные действия:

Коммуникативные: 

  • умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника;
  • умение решать конфликтные ситуации; 

Регулятивные: 

  • умение планировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу;
  • умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Познавательные: 

  • умение осуществлять поиск необходимой информации, необходимой для решения задач;
  • умение производить анализ и преобразование информации; 
  • умение создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач; 
  • умение выбирать основания и критерия для сравнения, классификации объектов;
  • умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера.

Личностные: 

  • нравственно-этическое оценивание событий и действий;
  • формирование устойчивой мотивации к творческому самовыражению.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная 

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для актуализации знаний, ватман формата А3, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага.

Сценарий урока.

  1. Организационно-мотивационный этап.  ( 2 минуты)

- Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу обратиться к вам за помощью. Готовясь с девятиклассниками к экзамену, я заметила, что они делают много ошибок на вычисления с положительными и отрицательными числами. Наверно они забыли все правила 6 класса.

Как бы нам с вами им помочь???

- сделать для них памятку по всем действиям  с этими числами.

- Как выдумаете, кому еще может пригодиться такая памятка?

- нам самим, ученикам 7, 8, 10,11 классов

2. Этап целеполагания. (3 минуты)

- Вы разделены на уроке на группы, и каждая группа сегодня будет полиграфической фирмой  (издательством),

Кто знает, чем занимаются полиграфические фирмы?

-печатают книги плакаты и т.д. 

Слайд  Слово ПОЛИГРАФИЯ в переводе с греческого языка  (Polygraphia) - многописание - отрасль техники, промышленность, занятая производством печатной продукции.

- Какую печатную продукцию выпускают полиграфические фирмы)

Слайд с видами печатной продукции 

-Давайте сформулируем цель нашей работы на уроке.

- создать памятку по выполнению действий с положительными и отрицательными числами, которую можно напечатать и растиражировать.

3. Этап выбора средств достижения цели. (10 минут)

- Какой же вид печатной продукции больше всего подойдет для нашей памятки?

-карточка, закладка, плакат и т.д.

Ученики объясняют и аргументируют свой выбор.

-Давайте разгадаем, какую же продукцию сегодня будут выпускать наши фирмы.

- На экране представлены числовые выражения. На какие группы можно их разделить? Слайд

- с десятичными и обыкновенными дробями, в одно действие и в два действия и т.д.

  1.                                        
  2.                  
  3.  
  4.                      
  5.                                     
  6.  
  7.                    
  8.  
  9.                     
  10.  
  11.  
  12.                              
  13.  
  14.                        
  15.  
  16.                    
  17.  

- Каждой группе необходимо решить все примеры в два действия, затем из карточек, которые лежат у вас на партах, выбрать карточки с вашими ответами, перевернуть их и из открывшихся букв составить слово. Так вы узнаете, в виде чего мы будем делать нашу памятку. Но есть условие: у вас на работу 4 минуты!!!

(Среди карточек положить карточки с неправильными ответами  и, соответственно, с лишними буквами. В результате решения должно получиться слово КАЛЕНДАРЬ)

Ключ: 2. 10 – Ь     4. 1200 – А     6. 15,6 – Р     7.  - Д      10.  - К    

13. -1,25 – Е     17. 40 – А  19.  80 – Н     20.  1 – Л

(Можно добавить -1,75 – И,    -1200 – П,    0,5 – Т,    - М )

- Итак, в конце урока каждая фирма представит нам макет своей памятки по выполнению действий с положительными и отрицательными числами

- Давайте выработаем требования к макету  календаря. Каким же он должен получиться, что нам понадобится для его изготовления?

-   очень важна правильность подобранного материала, календарь будет  яркий, понятный, нам понадобятся фломастеры, бумага и т.д.

( требования записываются на доске)

4.  Этап поиска и обработки информации. (20 минут)

- Как вы думаете, в каких профессиях мы сегодня  себя попробуем?

- редакторы и верстальщики.

-Что делают редакторы? Слайд.

-отбирают материал, проверяют правильность подобранного материала.

-Какой же материал должен быть обязательно в нашей памятке?

- в памятке должен быть теоретический материал, т.е правила выполнения действий, и примеры к каждому правилу.

( требования дописать на доске)

- Итак,  после того как материал будет подобран, вы станете верстальщиками. Что же они делают?

- Верстальщик должен скомпоновать тексты, иллюстрации, таблицы и графики в единое целое – будущий макет календаря.

- Всем фирмам понятно задание? Тогда приступаем, через 15 минут ваши макеты должны быть вывешены на доске.

5. Оценка полученных результатов. Рефлексия. (10минут)

Макеты вывешиваются на доску, идет обсуждение: на сколько полученные макеты соответствуют выработанным требованиям.

Голосование, какой макет будет выбран для памятки, можно совместить с рефлексией.   У фирм есть жетончики ( у каждой свой цвет). Ученику необходимо нарисовать на нем рожицу, соответствующую своему настроению по итогам урока, и проголосовать, прикрепив ее на тот макет, который понравился ему больше всего (фирмы не могут голосовать за свой проект). Затем подсчитывается количество жетонов. Выставляются оценки за урок.

Можно предложить учащимся вывесить макеты для дальнейшего голосования учениками других классов, с целью определения макета, который можно будет отдать в печать. Разные макеты можно взять для памяток разным классам.

Можно при подведении общих итогов урока спросить учеников:

- Кто после сегодняшнего урока может сделать для себя памятку по другому  математическому материалу, по материалу другого предмета?

Литература:

  1. Выговская В.В. Поурочные разработки по математике: 6 класс. М.: ВАКО, 2012.
  2. Жохов В.И., Митяева И.М. Математические диктанты. 6 класс: пособие для учителей и учащихся, М.: Мнемозина, 2013.
  3. Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажер.6 кл.: Пособие для учителей и учащихся. – М.: ЗАО «РОСМЭН_ПРЕСС», 2006.
  4. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 6 класс / Сост. Л.П. Попова. М.: ВАКО, 2012
  5. Математика 6 класс. Тетрадь 2. задания для обучения и развития учащихся./ Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. – М.: Интеллект-центр, 2011.
  6. Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я Виленкина, В.И.Жохова, Изд-во «Мнемозина», Москва 2012.
  7. Математика. 6 класс. Тематические тесты. Промежуточная аттестация / Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулобухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
  8. Математика 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С, Шварцбург С.И. - М.: Мнемозина, 2013
  9. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / Крылова О.Н., Муштавинская И.В. – СПб.: КАРО, 2014.
  10. Чесноков А.С., Нешков К.И.. Дидактические материалы по математике для 6 класса. М.: Просвещение, 2012.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.zavuch.ru/
  2. http://www.uchportal.ru/
  3. http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажер «Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль».

Тренажер поможет учителям провести урок , работая индивидуально со слабыми учащимися, но не забывая о сильных - они могут работать по нему самостоятельно или в группах....

Обобщающий урок по теме «Действия с положительными и отрицательными числами»

Обобщающий урок по теме «Действия с положительными и отрицательными числами» с презентацией и приложениями к уроку....

Конспект урока математики для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".

Конспект урока по математике для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс, М. Просвещение, 2010.Урок о...

Презентация к уроку математики для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".

Конспект урока по математике для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс, М. Просвещение, 2010.Урок о...

Конспект обобщающего урока математики в 6 классе по теме: "Положительные и отрицательные числа"

Данный конспект поможет учителю провести обобщающий урок математики по одной из наиболее важных тем курса математики 6 класса "Положительные и отрицательные числа"....

Множество целых чисел. Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа.

Технологическая карта "Множество целых чисел. Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа", 6 класс (Н.Я.Виленкин)...