Рабочие программы по математике 5 - 9 классы
рабочая программа по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Цыганова Галина Васильевна

Рабочие программы ориентированы  на учебники  математики Виленкина, алгебры -  Алимова и геометрии -  Атанасяна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_matem.docx84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа основного общего образования по математике составлена на основе Примерной программы по математике основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике и в соответствии с авторскими программами В. И. Жохова , Ш. А. Алимова и др., Л. С. Атанасяна и др .

    Согласно  учебному плану школы на реализацию данной рабочей программы по математике отведено  680 ч из расчета 5 ч в неделю с 6 по 9 класс.

.    Реализация учебной программы обеспечена учебниками  по математике,  утвержденными в списке учебников на 2015 - 2016   учебный год :

  •     Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват.  учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов,  А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2011.
  •     «Алгебра 7 класс» : учеб. для общеобразоват.  учреждений. Авторы: Ш.А.Алимов, Ю. М. Колягин,Ю. В. Сидоров и др. – М. : Просвещение , 2009.
  • «Алгебра 8 класс» : учеб. для общеобразоват.  учреждений. / Ш.А.Алимов, Ю. М. Колягин,Ю. В. Сидоров и др. – М. : Просвещение , 2009.
  • «Алгебра 9 класс» : учеб. для общеобразоват.  учреждений. / Ш.А.Алимов, Ю. М. Колягин,Ю. В. Сидоров и др. – М. : Просвещение , 2009.
  • Геометрия, 7-9 : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает  распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития  учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. 

    Промежуточная аттестация обучающихся проводится в 6-8 классах в форме  итоговой контрольной работы.

     

Общая характеристика учебного предмета

           Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

           Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

          Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как  языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

              Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

             Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

          Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

       - развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

        - овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

        - изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

        - развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

        - получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

         - развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

       - сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
  • Формирование навыков самообразования посредством развития познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении математических задач , использования современных информационных технологий;
  • Формирование и развитие основных умений использования различных источников получения информации (сообщений СМИ, научно-популярных статей, монографий, сети интернет и т.д.).

Задачи:

  • Развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных , письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • Овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • Изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • Развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
  • Получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  • Развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • Сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

                                               ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
                                          ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
 

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Арифметика

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Алгебра

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Геометрия

уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
  • понимания статистических утверждений.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике для 6 класса

Данная рабочая программа составлена на основе авторской  программы для 5-6 классов авторов Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда .

Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).

В данной рабочей программе цели обучения математике основной школы конкретизированы применительно к этапу 6 классов с учетом возрастных особенностей учащихся.

Цель изучения курса математики в 6 классе - научиться производить действия с обыкновенными дробями, с положительными и отрицательными  числами, научиться решать задачи с помощью пропорций, определять место точки в системе координат Оху.

Задачи курса: выработать вычислительные навыки, научить решать задачи с помощью уравнений.

В ходе преподавания математики в 6 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обратить внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

-работы с математическими моделями, приемами их построения и исследования;

-методами исследования реального мира, умения действовать в нестандартных ситуациях;

-решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

-исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

-ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;

-использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

-проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

-поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Требования к уровню подготовки шестиклассников.

В результате изучения математики ученик должен

Знать/понимать:
  • существо понятия алгоритма;
  • как используются математические формулы и уравнения при решении математических и практических задач;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

Уметь:

  • выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления с рациональными числами, возводить рациональное число в квадрат и куб;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;
  • находить значение числовых выражений;
  • решать задачи на проценты с помощью пропорций; применять прямо и обратно пропорциональные величины при решении практических задач; решать задачи на масштаб;
  • распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые с помощью линейки и угольника; определять координаты точки на координатной плоскости, отмечать точки по заданным координатам;
  • решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью уравнений, включая задачи, связанные с дробями и процентами.

Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приемов.
  • Интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

                        Содержание учебного материала

№ п/п

Тема, количество часов

Содержание

1

Делимость чисел,

 20 часов

Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.

2

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, 22 часа

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.

3

Умножение и деление обыкновенных дробей, 32 часа

Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.

4

Отношения и пропорции, 19 часов

Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.

5

Положительные и отрицательные числа, 13 часов

Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.

6

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел, 11 часов

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

7

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел, 12 часов

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.

8

Решение уравнений, 15 часов

Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.

9

Координаты на плоскости, 13 часов

Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная   система  координат  на  плоскости,   абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.

10

Повторение, 13часов

 

Пояснительная записка к рабочей программе по алгебре

для 7 классов

 Рабочая программа по алгебре для 7-го класса составлена   на основе  авторской программы  по алгебре для 7-9 классов авторов Алимов Ш.А. и др.   Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

В данной рабочей программе цели обучения математике основной школы конкретизированы применительно к этапу 7 классов с учетом возрастных особенностей учащихся.

        Целью изучения курса алгебры в 7 классе является  овладение системой алгебраических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; формирование элементов  алгоритмической культуры; развитие интереса к алгебре, формирование любознательности; подведение к понятию  значимости математики в развитии общества.

 Задачи:

  • развитие и углубление вычислительных навыков и умений до уровня, позволяющего уверенно применять знания при решении задач математики, физики и химии;
  • ввести понятие функции и научить правильно применять знания о функции в старших классах;
  • систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений, решении линейных уравнений;
  • изучить формулы сокращенного умножения и научить уверенно применять эти формулы при преобразовании выражений и решении уравнений;
  • научить решать системы уравнений и текстовые задачи с помощью систем;
  • ввести понятие степени с натуральным показателем и научить упрощать выражения со степенями, находить значение выражений со степенью.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса алгебры 7-го класса учащиеся должны:

знать/понимать:

  • свойства степени с натуральным показателем;
  • определение одночлена и многочлена;
  • операции над одночленами и многочленами;
  • формулы сокращенного умножения;
  • способы разложения на множители;
  • определение алгебраической дроби, операции над ними;
  • линейную функцию и её свойства, график;
  • определение уравнения с одним неизвестным, корня уравнения, свойства с помощью которых решаются уравнения;
  • способы решения систем.

уметь:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;
  • решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений,
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
  • находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • описывать свойства изученных функций (y = kx + b, y = kx) и строить их графики.

применять на практике для:

  • выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах
  • моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

п\п  

Тема, количество часов

Содержание.

1

Алгебраические выражения.

( 10 часов )

Числовые выражения. Алгебраические выражения. Формулы. свойства арифметических действий. Правила раскрытия скобок.

2

Уравнения с одним неизвестным.

( 8 часов )

 

Уравнение и его корни. Уравнения с одним неизвестным, сводящиеся к линейным. Решение задач с помощью уравнений.

3

Одночлены и многочлены.

( 17 часов )

 

Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Деление одночлена и многочлена на одночлен.

4

Разложение многочлена на множители.

( 17 часов )

 

 

Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формулы сокращенного умножения:

 (a + b)(a - b)=(a2 – b2),

 ( b)2 = a2  2ab+b2.

5

Алгебраические дроби.

( 20 часов )

 

Алгебраическая дробь. Сокращение дробей.  Сложение, вычитание, умножение и деление  алгебраических дробей. Совместные действия над алгебраическими дробями.

6

Линейная функция и её график.

( 9 часов )

 

Прямоугольная система координат на плоскости. Понятие функции. Способы задания функций. График функции.  Функция y=kx и её график. Линейная функция и её график.

7

Системы двух уравнений с двумя неизвестными.

( 10 часов )

 

Система уравнений с двумя неизвестными. Решение системы уравнений первой степени с двумя неизвестными способами подстановки и сложения, графическим способом. Решение задач методом составления систем уравнений.

8

Элементы комбинаторики.

( 7 часов )

 

Исторические комбинаторные задачи. Различные комбинации с выбором из трёх элементов. Таблица вариантов. Правило произведения. Подсчет вариантов с помощью графов.

9

Итоговое повторение.

( 4 часа )

 

 

Решение задач за курс алгебры 7 класса.

        Содержание учебного материала

Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии для 7  класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по геометрии для 7-9 классов авторов Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др.  

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

В данной рабочей программе цели обучения математике основной школы конкретизированы применительно к этапу 7 класса с учетом возрастных особенностей учащихся.

Цели обучения геометрии определяются общими целями и задачами обучения математике:      

  • Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.

В результате изучения ученик должен

знать/понимать:

  • существо  понятия  математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • каким образом  геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи;

применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения геометрических задач;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Содержание учебного материала

Nпп

Тема, количество часов

Содержание

1

Начальные геометрические сведения( 11 часов)

Точка, прямая, плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Часть прямой (отрезок, луч), угол. Отрезок прямой, как кратчайший путь между двумя точками. Расстояние. Длина отрезка. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Градусная мера угла. Перпендикулярность прямых.

2

Треугольники, 18 часов

 Внутренние и внешние углы треугольника. Стороны треугольника, его медиана, биссектриса и высота. Остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники. Равнобедренные треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Признак равенства

треугольников. Центр, радиус, диаметр

окружности и круга. Хорда и дуга.

 

 

 

 

 

3

Параллельные прямые, 13 часов

Параллельность прямых, признаки и свойства параллельных прямых

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника, 19часов

Сумма углов треугольника. Неравенство треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Перпендикуляр и наклонная. Прямоугольный треугольник, его признаки и свойства.

 

5

Повторение,  7часов

Пояснительная записка к рабочей программе по алгебре

для 8 класса

 Рабочая программа по алгебре для 8-го класса составлена   на основе  авторской программы по алгебре для 7-9 классов авторов Алимов Ш.А. и др.  

     Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

В данной рабочей программе цели обучения математике основной школы конкретизированы применительно к этапу 8 класса с учетом возрастных особенностей учащихся.

Целью изучения курса алгебры в 8 классе  является развитие  вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений  до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и  смежных предметов (физика, химия, информатика и другие),  усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществления функциональной  подготовки школьников.

Задачи

  • Выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
  • Расширить класс функций, свойства и графики которых известны учащимся; продолжить формирование представлений о таких фундаментальных  понятиях математики, какими являются понятия функции, её области определения, ограниченности. Непрерывности, наибольшего и наименьшего значений на заданном промежутке.
  • Выработать умение выполнять несложные преобразования выражений, содержащих квадратный корень, изучить новую функцию .
  • Навести определённый порядок в представлениях учащихся о действительных (рациональных и иррациональных) числах
  • Выработать умение выполнять действия над степенями с любыми целыми показателями.
  • Выработать  умения решать квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным, и применять их при решении задач.
  • Выработать умения решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной; познакомиться со свойствами монотонности функции.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса алгебры 8-го класса учащиеся должны:

знать/понимать:

  • понятие корня из неотрицательного числа, понятие действительного числа;
  •  свойства квадратных корней, правила извлечения квадратного корня, алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби; вид квадратичной функции ;
  • алгоритм решения квадратного уравнения;
  • алгоритм решения рационального уравнения, биквадратного уравнения, формулы корней квадратного уравнения;
  • свойства числовых неравенств, алгоритм решения квадратного неравенства;

уметь:

  • извлекать квадратный корень из неотрицательного числа, выполнять действия с действительными числами, преобразовывать выражения, содержащие квадратные корни;
  • строить график квадратичной функции;
  • освобождаться от иррациональности в знаменателе дроби, находить модуль действительного числа;
  • решать квадратные уравнения различными способами;
  • решать  биквадратные уравнения методом введения новой переменной;
  • выполнять разложение квадратного трехчлена на линейные множители;
  • решать линейные и квадратные неравенства;
  • находить приближенные значения действительного числа по недостатку и избытку, записывать действительное число в стандартном виде.

 применять на практике для:

- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера; результата решения задач.            

- интерпретации результата решения задач.    

п\п  

Тема.

Основное содержание.

1

Неравенства

( 19 часов).

 

Положительные и отрицательные числа. Числовые неравенства, и их свойства. Сложение и умножение неравенств. Строгие и нестрогие неравенства. Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки.

2

Приближенные  вычисления

(11 часов ).

Приближенные значения величин. Погрешность приближения. Оценка погрешности. Округление чисел. Относительная погрешность. Простейшие вычисления на калькуляторе. Стандартный вид числа. Последовательное выполнение нескольких операций на калькуляторе.

3

Квадратные корни

(14 часов ).

 

Понятие арифметического квадратного корня. Действительные числа. Квадратный корень из степени, произведения и дроби.

4

Квадратные уравнения( 23 часа ).

 

Квадратное уравнение и его корни. Неполные квадратные уравнения. Метод выделения полного квадрата. Решение квадратных уравнений. Разложение квадратного трехчлена на множители. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решение задач с  помощью квадратных уравнений. Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени. Уравнение окружности.

5

Квадратичная функция

( 16 часов ).

 

Определение квадратичной функции. Функции y=x2, y=ax2, y=ax2+bx+c. Построение графика квадратичной функции.

6

Квадратные неравенства

( 12 часов ).

 

Квадратное неравенство и его решение. Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.

7

Повторение

( 7 часа ).

Решение задач за курс алгебры 8 класса.

 

п\п  

Тема.

Основное содержание.

1

Неравенства

( 19 часов).

 

Положительные и отрицательные числа. Числовые неравенства, и их свойства. Сложение и умножение неравенств. Строгие и нестрогие неравенства. Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки.

2

Приближенные  вычисления

(11 часов ).

Приближенные значения величин. Погрешность приближения. Оценка погрешности. Округление чисел. Относительная погрешность. Простейшие вычисления на калькуляторе. Стандартный вид числа. Последовательное выполнение нескольких операций на калькуляторе.

3

Квадратные корни

(14 часов ).

 

Понятие арифметического квадратного корня. Действительные числа. Квадратный корень из степени, произведения и дроби.

4

Квадратные уравнения( 23 часа ).

 

Квадратное уравнение и его корни. Неполные квадратные уравнения. Метод выделения полного квадрата. Решение квадратных уравнений. Разложение квадратного трехчлена на множители. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решение задач с  помощью квадратных уравнений. Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени. Уравнение окружности.

5

Квадратичная функция

( 16 часов ).

 

Определение квадратичной функции. Функции y=x2, y=ax2, y=ax2+bx+c. Построение графика квадратичной функции.

6

Квадратные неравенства

( 12 часов ).

 

Квадратное неравенство и его решение. Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.

7

Повторение

( 7 часа ).

Решение задач за курс алгебры 8 класса.

                    Содержание учебного материала

п\п  

Тема.

             Основное содержание.

1

Неравенства

( 19 часов).

 

Положительные и отрицательные числа. Числовые неравенства, и их свойства. Сложение и умножение неравенств. Строгие и нестрогие неравенства. Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки.

2

Приближенные  вычисления

(11 часов ).

Приближенные значения величин. Погрешность приближения. Оценка погрешности. Округление чисел. Относительная погрешность. Простейшие вычисления на калькуляторе. Стандартный вид числа. Последовательное выполнение нескольких операций на калькуляторе.

3

Квадратные корни

(14 часов ).

 

Понятие арифметического квадратного корня. Действительные числа. Квадратный корень из степени, произведения и дроби.

4

Квадратные уравнения( 23 часа ).

 

Квадратное уравнение и его корни. Неполные квадратные уравнения. Метод выделения полного квадрата. Решение квадратных уравнений. Разложение квадратного трехчлена на множители. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решение задач с  помощью квадратных уравнений. Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени. Уравнение окружности.

5

Квадратичная функция

( 16 часов ).

 

Определение квадратичной функции. Функции y=x2, y=ax2, y=ax2+bx+c. Построение графика квадратичной функции.

6

Квадратные неравенства

( 12 часов ).

 

Квадратное неравенство и его решение. Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.

7

Повторение

( 7 часа ).

Решение задач за курс алгебры 8 класса.

п\п  

Тема.

             Основное содержание.

1

Неравенства

( 19 часов).

 

Положительные и отрицательные числа. Числовые неравенства, и их свойства. Сложение и умножение неравенств. Строгие и нестрогие неравенства. Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки.

2

Приближенные  вычисления

(11 часов ).

Приближенные значения величин. Погрешность приближения. Оценка погрешности. Округление чисел. Относительная погрешность. Простейшие вычисления на калькуляторе. Стандартный вид числа. Последовательное выполнение нескольких операций на калькуляторе.

3

Квадратные корни

(14 часов ).

 

Понятие арифметического квадратного корня. Действительные числа. Квадратный корень из степени, произведения и дроби.

4

Квадратные уравнения( 23 часа ).

 

Квадратное уравнение и его корни. Неполные квадратные уравнения. Метод выделения полного квадрата. Решение квадратных уравнений. Разложение квадратного трехчлена на множители. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решение задач с  помощью квадратных уравнений. Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени. Уравнение окружности.

5

Квадратичная функция

( 16 часов ).

 

Определение квадратичной функции. Функции y=x2, y=ax2, y=ax2+bx+c. Построение графика квадратичной функции.

6

Квадратные неравенства

( 12 часов ).

 

Квадратное неравенство и его решение. Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.

7

Повторение

( 7 часа ).

Решение задач за курс алгебры 8 класса.

 Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии для 8 класса

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы по геометрии для 7-9 классов авторов Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

В данной рабочей программе цели обучения математике основной школы конкретизированы применительно к этапу 8 класса с учетом возрастных особенностей учащихся.

Цели изучения курса геометрии в 8 классе:

--развивать пространственное мышление и математическую культуру;

-учить ясно и точно излагать свои мысли ;

-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности ,доводить начатое дело до конца;

-помочь приобрести опыт исследовательской работы.

        Задачи курса:

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

-начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;

-ввести теорему Пифагора  и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;

-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;

-ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;

-ввести понятие вектора , суммы векторов, разности и произведения вектора на число;

-ознакомить с понятием касательной к окружности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.

В результате изучения ученик должен

Знать/понимать:

  • определение многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата; формулировку теоремы Фалеса, основные типы задач на построение;
  • представление о способе измерения площади многоугольника; формулы вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата, треугольника;
  • формулировку теоремы Пифагора и обратной ей теоремы;
  • формулировки признаков подобия треугольников, теорем об отношении площадей и периметров подобных треугольников; свойство биссектрисы треугольника;
  • формулировки теорем о средней линии треугольника и трапеции, свойство медиан треугольника, теоремы о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике;
  • понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30,45,60,90 градусов; соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;

случаи взаимного расположения прямой и окружности; формулировку свойства касательной, отрезков касательных; формулировки определений вписанного и центрального углов, теоремы об отрезках пересекающихся хорд; четыре замечательные точки треугольника; понятие вписанной, описанной окружности, теоремы о свойствах вписанного и описанного четырехугольника

Уметь:

  • распознавать на чертежах многоугольники и выпуклые многоугольники, на чертежах среди четырехугольников распознавать прямоугольник, параллелограмм, ромб, квадрат, трапецию и ее виды;
  •  выполнять чертежи по условию задачи; решать задачи на нахождение углов и сторон параллелограмма, ромба, равнобедренной трапеции; сторон квадрата, прямоугольника; угла между диагоналями прямоугольника;
  • применять теорему Фалеса в процессе решения задач;
  • вычислять площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, треугольника; применять формулы площадей при решении задач; решать задачи на вычисление площадей;
  • находить элементы треугольника, используя теорему Пифагора, определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора;
  • находить стороны, углы, отношения сторон, отношения периметров и площадей подобных треугольников, используя признаки подобия; доказывать подобия треугольников, используя наиболее эффективные признаки подобия;
  • находить стороны треугольника по отношению средних линий и периметру; решать прямоугольный треугольник, используя соотношения между сторонами и углами; находить стороны треугольника, используя свойство точки пересечения медиан;
  • находить один из отрезков касательных, проведенных из одной точки по заданному радиусу окружности; находить центральные и вписанные углы по отношению дуг окружности; находить отрезки пересекающихся хорд окружности, используя теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;

решать задачи и приводить доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения.

Применять  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • для решения несложных практических задач (например: нахождение сторон квадрата, прямоугольника, прямоугольного треугольника);
  • для решения практических задач, связанных с нахождением площади треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба (например: нахождение площади пола);
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
  • для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.

Содержание учебного материала

№ п/п

Тема, количество часов

Содержание

1

Четырехугольники,   14часов

Многоугольники Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Теорема Фалеса   Прямоугольник, ромб, квадрат их свойства и признаки.

2

Площадь, 14 часов

Понятие о площади плоских фигур. Площадь прямоугольника Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Теорема Пифагора.

3

Подобные треугольники, 19 часов

Подобие треугольников; коэффициент подобия. Связь между площадями подобных фигур. Признаки подобия треугольников Признаки подобия треугольников; коэффициент подобия. Средняя линия треугольника. Решение прямоугольных треугольников.

4

Окружность, 17 часов

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведённых из одной точки. Центральный и вписанный угол; величина вписанного угла. Замечательнее точки треугольника: точки пересечения перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника.

5

Повторение, 3 часа

Пояснительная записка к рабочей программе по алгебре для 9 класса

Рабочая программа по алгебре для 9-го класса составлена   на основе основе  авторской программы по алгебре для 7-9 классов авторов Алимов Ш.А. и др.  

 Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

В данной рабочей программе цели обучения математике основной школы конкретизированы применительно к этапу 9 классов с учетом возрастных особенностей учащихся.

Целью изучения курса алгебры  в 9 классе является  овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; усвоение аппарата уравнений и систем уравнений, неравенств и систем неравенств как основного средства математического  моделирования прикладных задач.   

 Задачи:

  • формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности.  
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики;
  • выработать умение решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • выработка умений решать задачи на применение формул арифметической и геометрической последовательностей;
  • овладение навыками дедуктивных рассуждений.  
  •  получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
  • формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты.  
  • обогащение представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

         

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса алгебры 9-го класса учащиеся должны:

знать:

  • алгоритм деления многочленов, решения алгебраических уравнений и систем уравнений;
  • понятие степени с целым показателем;
  • алгоритм исследования функции по заданному графику;
  • понятия арифметической и геометрической прогрессий;
  • различные виды событий, вероятность события;
  • о закономерностях в массовых случайных явлениях;
  • понятие множества и его элементов, подмножеств;
  • понятие высказывания, прямой и обратной теорем;
  • алгоритм нахождения расстояния между двумя точками, уравнения окружности, уравнения прямой;

уметь:

  • выполнять деление многочленов
  • уметь решать алгебраические уравнения, системы уравнений;
  • находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак;
  • понимать содержательный смысл важнейших свойств функции; по графику функции отвечать на вопросы, касающиеся её свойств;
  • бегло и уверенно выполнять арифметические действия с рациональными числами; вычислять значения числовых выражений, содержащих степени и корни; 
  • решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными; решать текстовые задачи с помощью составления таких систем;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить вероятность события, когда число равновозможных исходов испытания очевидно;
  • находить вероятность события после проведения серии однотипных испытаний;
  • выполнять сбор и наглядное представление статистических данных;
  • находить центральные тенденции выборки;
  • находить разность множеств, дополнение до множества, пересечение и объединение множеств;
  • записывать уравнение окружности, уравнение прямой по заданным данным;
  • с помощью графической иллюстрации определять фигуру, заданную системой уравнений или неравенством;

применять на практике для:

- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера;

- устной прикидки, и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений выполнением обратных действий;

- интерпретации результата решения задач.

Содержание учебного материала

Тема.

Основное содержание.

1

Повторение курса алгебры 8 класса.

( 6 часов )

Квадратные корни. Квадратные уравнения и неравенства. Квадратичная функция.

2

Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений.

(17 часов )

Деление многочленов. Решение алгебраических уравнений. Уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными. Различные способы решения систем уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений.

3

Степень с рациональным показателем.

( 7 часов )

Степень с целым показателем и её свойства. Возведение числового неравенства в степень с натуральным показателем. [Корень n-й степени, степень с рациональным показателем.]

4

Степенная функция.

( 18 часов )

Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Чётность и нечётность функции. Функция y = k/x.

5

Прогрессии

( 14 часов )

Числовая по-следовательность. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий.

6

Случайные события.

( 13 часов )

События невозможные, достоверные, случайные. Совместные и несовместные события. Равновозможные события. Классическое определение вероятности события. Представление о геометрической вероятности. Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики. Противоположные события и их вероятности. Относительная частота и закон больших чисел. Тактика игр, справедливые и несправедливые игры.

7

Случайные величины.

( 12 часов )

Таблицы распределения значений случайной величины. Наглядное представление распределения случайной величины: полигон частот, диаграммы круговые, линейные, столбчатые, гистограмма. Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативная выборка. Характеристики выборки: размах, мода, медиана, среднее. Представление о законе нормального распределения.

Повторение курса алгебры.

( 15 часов )

Решение задач по курсу алгебры 7-9 классов.

Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии для 9 класса

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы по геометрии для 7-9 классов авторов Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

В данной рабочей программе цели обучения математике основной школы конкретизированы применительно к этапу 9 классов с учетом возрастных особенностей учащихся.

Требования к уровню подготовки:

Знать/понимать:

Уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов;  находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

Применять  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии.

Содержание учебного материала

№ п/п

Тема, количество часов

Содержание

1

Векторы, 8 часов

Вектор. Координаты, длина (модуль) вектора, равенство векторов. Операции над векторами: умножения на число, сложения, разложения. Угол между векторами. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке. Средняя линия трапеции.

2

Метод координат, 10 часов

Синус, косинус, тангенс, котангенс углов от 0 до 180°, приведение к острому углу. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов, примеры их применения для вычисления элементов треугольника. Формулы, выражающие площадь треугольника : через две его стороны и угол между ними; через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Скалярное произведение векторов

3

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. 11 часов

Многоугольник, выпуклый многоугольник, сумма углов выпуклого многоугольника; вписанный и описанный многоугольник, правильный многоугольник. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Длина окружности, длина дуги, градусная мера угла, число π, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. Площадь треугольника через периметр  и радиус вписанной окружности, площадь круга и кругового сектора.

4

Длина окружности и площадь круга. 12 часов

Понятие правильного многоугольника; сектора и сегмента  Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Длина окружности, длина дуги, градусная мера угла, число π, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. Площадь треугольника через периметр  и радиус вписанной окружности, площадь круга и кругового сектора.

5

Движения 8 часов

Геометрические преобразования. Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур

6

Начальные сведения из стереометрии, 6 часов

Предмет стереометрия. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток. Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра, конуса.

7

Об аксиомах планиметрии, 2 часа

Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии, пятом постулате Евклида и его истории

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков  обучающихся    по математике.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  •  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

незнание наименований единиц измерения;

неумение выделить в ответе главное;

неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

неумение делать выводы и обобщения;

неумение читать и строить графики;

неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

потеря корня или сохранение постороннего корня;

отбрасывание без объяснений одного из них;

равнозначные им ошибки;

 вычислительные ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...