Урок "Умножение обыкновенной дроби на натуральное число".
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Урок "Умножение обыкновенной дроби на натуральное число".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_dlya_sayta.docx273.32 КБ

Предварительный просмотр:

  • G:\Портфолио\Подтверждающие документы\Урок.jpg развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;
  • тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник по математике, раздаточный материал (лист самооценки, карточки с  заданиями для работы в группе, паре),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Список информационных источников:

  1. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович – М.: Мнемозина, 2013
  2. Рудницкая В.Н. Тесты математике: 5 класс: к учебнику И.И.Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика. 5 класс». –М.:Издательство «Экзамен», 2013.

Краткие рекомендации к использованию:  данный урок «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число»  предназначен для проведения в 5 классе по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича. Тип урока: урок изучения

 нового материала. Урок с использованием технологии деятельностного метода.

Технологическая карта урока.

Дидактическая

 структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение

которых приведет к достижению

 планируемых результатов

УУД

Организационный момент.

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей.

Ребята, здравствуйте! Приготовились! Проверьте свою готовность  к уроку: наличие на партах учебника, рабочей тетради,  школьных принадлежностей, сигнальных карточек. Начнем наш урок с   приветствия друг друга, которое  называется «Ладошка к ладошке».  Возьмите друг друга за руки. Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие у вас теплые ладошки? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Почувствовали поддержку и единство со своими товарищами?

Пусть это чувство помогает вам быть сегодня активными, не бояться высказывать свое мнение. Ведь ваши товарищи вас всегда поддержат. И давайте поприветствуем наших гостей, повернемся к ним и поделимся своим хорошим настроением, подарив им улыбки.

А теперь садимся и начинаем работу.

Обратите внимание:

у  каждого из вас на столах лежат листы самооценивания и взаимооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию выполнения каждого задания, вы должны будете оценить свою работу, поставив себе отметку по пятибалльной шкале,  выполнение некоторых заданий будет оценено вашими товарищами, в конце урока вы должны будете поставить себе итоговую отметку за работу на уроке.

Настраиваются на работу,  концентрируют внимание.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок.

Регулятивные: организация своей  учебной деятельности.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

  

Актуализация знаний.

Проводит фронтальную работу с классом. Разминка – «Лови ошибку»

Оцените свою работу, выставив себе отметку в листах самооценки за разминку.

Учащиеся ищут ошибку в предложенных заданиях: если в задании допущена ошибка, то ученики поднимают красную карточку и объясняют где допущена и какая ошибка, если ошибки нет, то поднимают зеленую карточку.  

Найди ошибку и исправь ее:

     2.  

     3.  

     4.  

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.

Изучение нового материала.

1.Создание проблемной ситуации.

Организует обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия, в ходе решения задачи.

Учащиеся читают задачу и отвечают на поставленные вопросы.

Задача.

Ширина трубки обоев равна
 м, а длина 10 м. Какую площадь можно заклеить одной трубкой обоев?

Вопросы к задаче:

  1. 1.О какой фигуре идет речь в задаче?
  2. Что нам известно в  прямоугольнике?
  3. 3. Что требуется найти?
  4. Как найти площадь прямоугольника?

Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат,  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность, целеполагание, проявляют познавательную инициативу.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение  в группе, координируют свои действия.

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу  группы.

2.Фиксация затруднения в деятельности.

Организует фиксацию затруднения в деятельности.

Учитель записывает на доске выражение: ∙10.

Вопрос: Сможем ли мы найти значения этого  выражения?(Возможен ответ <да>, гипотезу записать на доске, проверить решение в конце урока).

Вопрос: Каких знаний нам не хватает?

Учащиеся формулируют проблему и предлагают пути ее решения.

Обнаруживают, что обыкновенную дробь необходимо умножить на натуральное число.

Ответ: нет.

Ответ: Мы не умеем умножать обыкновенную дробь на натуральное число.

3.Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, над какой темой мы будем с вами работать на уроке?

 Четко проговаривает  тему урока – «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число» 

Откройте тетради, запишите число  и тему урока «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число»

Сформулируйте цели нашего   урока.

Четко проговаривает  цели урока: сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число и  научится применять его при решении заданий.

Формулируют тему урока. Ответ: «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число».

Обучающиеся записывают в тетради число, тему урока «Умножение обыкновенных дробей на натуральное число».

Формулируют цели урока.

4. Мотивация к изучению темы

Оцените важность  изучения нашей темы. Где вам могут пригодиться умение умножать обыкновенную дробь на натуральное число?

Оценивают важность изучаемой темы, приводят примеры применения данной темы в жизни.

5. Построение проекта выхода из затруднения открытие детьми нового знания»)

Организует в группах работу, в результате проведения которой учащиеся придут к формулированию правила умножения обыкновенной дроби на натуральное число.

Ребята,  я предлагаю вам  объединиться в группы по 4 человека для того, чтобы вы в процессе взаимного обсуждения пришли к формулированию правила умножения обыкновенной  дроби на натуральное число.  

Начните с того, что распределите кто из членов группы будет отвечать на каждый из поставленных вопросов.

После выполнения задания, в листах самооценки выставите себе отметку за работу в группе и своим товарищам. Готовность группы сигнализируйте поднятием зеленой карточки.

Для тех групп, кто справиться раньше – дополнительное задание: записать как можно больше по их мнению правил работы в группе.

После завершения групповой работы учитель вызывает к доске по одному представителю группы, которые отвечают на поставленные в карточке вопросы.

Учитель подводит итоги проведенной работ, четко проговаривая правило. 

Показывает пример оформления примеров на умножение обыкновенною дробь на натуральное число.

Выполняют работу в группах и формулируют правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число. 

Ученики записывают ответы к заданиям в карточке.

Выставляют в листах отметки за проделанную работу себе и своим товарищам.

Ученики записывают  пример в тетрадь.

Задание для работы в группах – приложение 1.

2) – можно заклеить одной трубкой обоев.

Физкультминутка.

Организует смену деятельности. Предлагает учащимся придумать три движения, которые ассоциируются у них с числителем, знаменателем дроби, чертой дроби. Учитель быстро повторяет команды «числитель», «знаменатель» , «черта дроби», а учащиеся повторяют соответствующие движения.

Выполняют за учителем физкультминутку.

Закрепление нового материала.

Организует работу по выполнению заданий в парах  с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений с решением ученика, который работает за доской.

Выставьте себе в листах отметку за работу в  паре и оцените работу своего товарища.  

Учатся применять правило в процессе парной работы.

Задание для работы в парах – приложение 2.

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары.

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу.

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре,  координируют свои

 действия.

Контроль – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 Предлагает проверить уровень усвоения правила умножения обыкновенной дроби на натуральное число.

Оценивание:

• все задания выполнены верно – «5»

•допущена одна ошибка – «4»

•допущены две ошибки – «3»

•допущены более трех ошибок – «2».

Подведем итоги.

Поднимите зеленые карточки, у кого «5», желтую – «4», красную –«3».

Выставьте себе в листах отметку за самостоятельную работу.  Молодцы!

 Выполняют самостоятельную работу, осуществляют взаимопроверку по образцу.

Задание для самостоятельной работы – приложение 3.

Регулятивные:

(целеполагание) постановка учебной задачи; (контроль) сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; (коррекция) внесение корректив в случае расхождения с эталоном; (оценка) выделение и осознание учащимися того, что еще нужно усвоить, качества и уровня усвоения.

Познавательные: (постановка и решение проблем) формулирование выявленной проблемы и выбор способа ее решения

Рефлексия деятельности.

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Организует  обсуждение: Какова была тема урока? Какую цель ставили? Поднимите зеленую карточку, кто считает, что достиг поставленной цели – научился умножать обыкновенную дробь на натуральное число и  кому на уроке все было понятно, желтую карточку - кто считает, что достиг поставленной цели – научился умножать обыкновенную дробь на натуральное число, но кто на уроке испытывал затруднения, красную карточку те, кто многое не понял.

Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в листах самооценки. Оцените свою работу и выставьте себе итоговую оценку с учетом оценок, выставленных вашими товарищами.

Организует рефлексию по методу незаконченного предложения.

Продолжи предложения:

  1. Сегодня на уроке я повторил________.
  2. Сегодня на уроке я узнал__________.
  3. Сегодня на уроке я научился________.
  4. Сегодня на уроке мне было непонятно____.
  5. Сегодня на уроке  мне понравилось_____...
  6. Сегодня на уроке мне было трудно __________.

Формулируют достигнутые на уроке результаты, соотносят их с поставленной в начале урока целями. Сдают листы самооценки.

Лист самооценки – приложение 4.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания; синтез, анализ.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Домашнее задание.

Проводит инструктаж домашнего задания.

1. Выучить правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число на стр.130

2.  Решить в тетради    №482 №484.

3. Задание повышенной сложности (по желанию): №488.

4.Творческое задание (по желанию): составить задачу по теме урока на альбомной листе, сделать к ней иллюстрацию, решить задачу в тетради.

Ответьте на вопросы в листах самооценки (если позволит время, если на уроке не успеваем, то ученики отвечают на предложенные вопросы дома).

Закончить наш урок я хотела бы немецкой поговоркой: «Попасть в дроби». Так говорят про человека, попавшего в затруднительную ситуацию, что он попал в дроби. Это означает: попасть  в  тяжёлое, трудное  положение. Я желаю вам и нашим гостям никогда не попадать в дроби, чтобы вам всегда сопутствовал успех и удача. Спасибо за урок и внимание!

Соотносят домашнее задание с материалом, изученным  на уроке и решенными заданиями.

Осуществляют выбор домашнего задания .

Личностные: оценивание уровня усвоения материала и соотнесение его с предлагаемым дифференцированным  домашним заданием; развитие самостоятельности  и ответственности за свои поступки (выбор домашнего задания).

Приложение 1

Карточка с заданиями для работы в группе.

  1. Запишите выражение 3+3+3+3 в виде произведения натуральных чисел.

_____________________________________________________________

  1. Запишите выражение 2∙4 в виде суммы одинаковых натуральных чисел.

__________________________________________________________

  1. Запишите выражение  ∙4   в виде суммы одинаковых слагаемых, каждое из которых равно  .Вычислите значение выражения.

_____________________________________________________________

  1. Запишите выражение ∙3 в виде суммы одинаковых слагаемых, каждое из которых равно . Вычислите значение выражения.

___________________________________________________________

  1. Проанализируйте полученные равенства в пункте 3, 4 и   постарайтесь сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число.

Чтобы обыкновенную дробь умножить на натуральное число, надо

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Правила работы в группе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2.

Карточка с заданиями для работы в паре.

  1. Вставьте числа в пустые клетки: а)   б)
  2. Решите уравнение: х :=3.
  3. На побережье Африки в Гвинее обитает илистый прыгун. Это рыба, которая может «бегать» по суше. Какое расстояние преодолеет эта рыба за , если будет двигаться со скоростью 3км/ч?

                                                 

original

        

Приложение 3.

Карточка для самостоятельной работы.

Приложение 4.

Лист самооценки.

Фамилия, имя:______________________

Разминка

Работа в

группе

Работа в

паре

Самостоятельная

работа

Самооценка

Взаимооценка

Итоговая отметка за урок

Ответь на вопросы, подчеркнув выбранный ответ.

На  уроке я работал(а) активно/пассивно.

Своей работой я доволен/недоволен.

Урок для меня показался коротким/длинным.

За урок я не устал(а)/устал(а).

Мое настроение стало лучше/стало хуже.

Материал урока мне был понятен/непонятен.

Материал урока мне был полезен/бесполезен.

Материал урока мне был интересен/неинтересен.

Домашнее задание легкое/трудное.

Домашнее задание интересное/неинтересное.

Домашнее задание полезное/бесполезное.

Достигли ты цели? Да/нет.

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

__________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Умножения дробей и умножение дроби на натуральное число

Цель урока: Закрепить правило умножения дробей и умножения дроби на натуральное число, изучить правило умножения смешанных чисел, научить применять его при решении задач.Ход урока. Расшифруй...

Конспект урока по математике на тему:"Умножение обыкновенных дробей на натуральное число". 6 класс.

На уроке математики использованн системно-деятельностный подход в обучении учащихся умножению обыкновенных дробей на натуральное число.Конспект крока сопровождается мультимедийной презентацией....

Использование ИКТ-технологии при изучении темы "Умножение и деление обыкновенных дробей на натуральное число"

Презентация по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей на натурально число" . 5 класс. Учебник Зубарева И.И., Мордкович А.Г....

Предметный кроссворд "Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное число"

Автор: Бурачкова Ирина СергеевнаОбразовательное учреждение: МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского районаНазвание кроссворда: Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное числ...

Разработка урока по математике для 6 класса "Умножение обыкновенных дробей на натуральное число"

представлена разработка урока для 6 класса по теме "Умножение дробей на натуральное число" . Урок разработан по технологии критического мышления....

«История Московского Кремля в числах. Решение задач на все действия с обыкновенными дробями и натуральными числами»

Урок математики в 5а классе в технологии системно - деятельностного подхода.Тема: «История Московского Кремля в числах.  Решение задач на все действия с обыкновенными дробями и натуральными...