Разработка урока в 5 классе по теме: "Решение уравнений"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Обобщающий урок-игра в форме путешествия на планету МиФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

 УРОК ПО ТЕМЕ:

«РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ»

5 класс

ТИП УРОКА: игра «Путешествие на планету «МиФ»

                           

Обобщающий урок по теме: « Решение уравнений».

Цели урока:    1) Повторить, корректировать, обобщить и систематизировать    

                           материал темы.

                          Проконтролировать усвоение знаний и умений.

                          2) Способствовать развитию математического и общего кругозора,

                          мышления и речи , внимания и памяти.

                          3) Способствовать развитию интереса к математике, активности,    

                          умению общаться, общей культуры.

Оборудование урока: 1) сигнальные карточки;

                                       2) математические карты;

                                       3) карточки для самостоятельной работы;

                                       4) карточки для математической зарядки;

                                       5)схема полета на доске;

                                       6) большие рисунки Математического Клоуна, Дракона,

                                           планеты «МиФ»

План урока:

I. Организационный этап урока.

 Учитель.  Сегодня , ребята мы с вами проводим обобщающий урок по теме: « Упрощение выражений. Решение уравнений».  Этот урок пройдет в форме игры- путешествия на планету МиФ

 ( математика и фантазия).

В ходе этой игры мы должны повторить , систематизировать весь материал по теме:  «Упрощение выражений. Решение уравнений», а также показать свои хорошие знания по данной теме.

    Вы – члены одного экипажа. Командир экипажа –  Чикин Владислав. Экипаж состоит из 3-х групп.

В каждой группе – свой командир. 1)

                                                            2)

                                                            3)

Полет будет проходить по схеме, указанной на доске. А руководить полетом буду я.

II. Операция « Компьютор».

Слово командиру экипажа:

«Товарищ, руководитель полета! Учащиеся 5 б класса к полету готовы. Все необходимое оборудование и документация в полном порядке. Экипажу внимательно слушать и выполнять команды руководителя полета. Всем членам экипажа приступить к операции « компьютер». Начинаем проверку блока памяти».

Р.п. (руководитель полета) Наша цель – повторить все правила по данной теме, чтобы в дальнейшем ими пользоваться при выполнении различных заданий. Повторяем правила с помощью математических карт. Карта считается битой, если ученик правильно отвечает на вопрос.

  1. Как найти неизвестное слагаемое?
  2. Как найти неизвестное уменьшаемое?
  3. Как найти неизвестное вычитаемое?
  4. Как найти неизвестный множитель?
  5. Как найти неизвестное делимое?
  6. Как найти неизвестный делитель?

III. Командир экипажа (К.э.): « Проверив «блок памяти» проконтролировать работу электронно-вычислительной машины в диалоговом режиме. (устно).

Наша цель: коррекция полученных знаний».

Р.П. Выполнить задания, записанные на доске, найти полученный ответ в таблице ответов и по команде: « Ваш ответ» - поднять сигнальную карточку с тем номером, под которым, по вашему мнению, находится верный ответ в таблице.

Задания

1

2

3

4

5

I. Найти корень уравнения:

а) x + 15= 40

20

25

15

35

55

б) 13 · в = 39

3

52

26

13

27

в)37-у = 23

60

50

24

15

14

г) 68 :  = 17

12

85

4

14

8

II. Упростить:

а)13 x + x + 76

14 x

20 x

13 x+6

14 x+6

14 x-6

б) 9в-в -3

8в-3

8в+3

9в-3

9в+3

в) 3а + 2в – а + 7в

3а+7в

2а+9в

2а-9в

3а+2в

11 ав

IV. Р.п. Продолжаем наш полет. Укажем дату вашего путешествия  в ваших путевых листах. Путевой лист – ваша тетрадь.

К.э. « Внимание всему экипажу! Тревога! Тревога! Тревога! Всем членам групп приступить к устранению неисправности на корабле». 

Р.п. На доскее записано решение 2-х уравнений ;

Найти ошибку в решении какого –то уравнения и неправильную запись решения в другом.

                                             или

  1. у + 88 : 11 = 72                m + 143 : 13 = 11 (2)        13961 + 300 : x = 13901

      у + 88  = 72 · 11                                                          x =13961 - 13901

      у + 88 = 792                                                                x = 60

      у = 792 – 88                                                                x = 300:60

      у = 704                                                                        x = 5

V. К.э. «Внимание всем членам экипажа!

Поступила электронная почта от математического Клоуна. Он растерян, не всегда внимателен и собран. Ему нужна наша помощь».

« Дорогие, друзья пятиклассники ! Я запутался в расчетах. Помогите мне их выполнить. Клоун».

     

     Клоуна смутили такие задания.

1)Найти значение выражения:

     а) (7+3)3 + 202 

     б) 22 x + 36 x+ 78 x + 64 x , если x = 9.

К.э. «Командирам групп! Проконтролировать работу групп и доложить о выполнении задания, составить ответ – решение на письмо Клоуна».

VI. Р.п. Вам , как и любому человеку, для того , чтобы быть внимательным при выполнении заданий и хорошо работать, необходим отдых. Отдых активный!

Проводим математическую зарядку.

    Встали все со своих мест. Расслабились…..

Руки опустили…..

1 упражнение . Если равенство ( или неравенство) верное, то руки вперед,  неверное – руки вверх.

                       2+2+2+2=8

                        30 · 2= 80

                        40 · 4 = 160

                       3 · 4 = 3+3+3

2 упражнение. Все стоят , руки на поясе. Если неравенство верное, то наклон вправо, если неверно – то налево.

VII. Р.п. Внимание ! Наш корабль приближается к границе неизвестности. На пути двуглавый дракон. Никто не сможет пролететь через его владение, не решив каждый самостоятельную работу.

К.эк. «Командирам групп! Вручить задания с самостоятельной работой членам групп и приступить к ее выполнению!». ( на 2 варианта)

Вариант 1. 

  1. Решить уравнение: 5 m + 6 m = 231
  2. Решите задачу с помощью уравнения.

« В двух ящиках 75 яблок. Во втором ящике в 2 раза больше яблок, чем в первом. Сколько яблок в каждом ящике?

Вариант 2.

  1. Решить уравнение : 7x - 3x = 412
  2. « В двух пачках 168 тетрадей. В первой  пачке в  3 раза больше тетрадей, чем во второй. Сколько тетрадей в каждой пачке?

VIII. Р.п. Экипаж успешно пролетает владения двуглавого дракона и оказывается на планете «МиФ», население которой составляет различные числа. Благодаря четкой работе командира экипажа, командиров групп, а также слаженной работе членов каждой группы.

   Оказывается на этой планете есть одно « белое пятно». Вам нужно его уничтожить. Для этого необходимо выполнить следующее задание:

126400  Л

126321  К

126301  М

   34026  О

40025   И

14015  Р

   7215   Р

17216  С

7015  Т

1) Из первой строки выберите наименьшее число.

2) Из второй строки выберите наибольшее число.

3) Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число.

Замените данные числа буквами и вы прочтете слово (МИР)

К.эк. «Приступить к уничтожению белого пятна на планете!»

 

Р.п. Все члены экипажа молодцы! С заданием справились на отлично!

Мир нужен не только жителям планеты «МиФ», он нужен всем нам и для того, чтобы в мире жить с другими планетами: обыкновенных дробей, положительных и отрицательных чисел, с которыми мы познакомимся уже в 6 классе.

Мир нужен всем жителям Земли, чтобы радостно и счастливо жилось каждому человеку.

Счастливого вам возвращения на родную землю!

 УРОК ПО ТЕМЕ:

«ДЕЙСТВИЯ С ОБЫКНОВЕННЫМИ ДРОБЯМИ»

6 класс

ТИП УРОКА: игра-математическое ралли

                           

Обобщающий урок по теме : « Действия с обыкновенными дробями.».                                                  

Форма проведения: математическое ралли.  

 

Цели урока:

а) обучающие

Учащиеся должны знать:  правила сложения, вычитания, умножения обыкновенных дробей, нахождение дроби от числа, распределение свойство умножения.

Уметь: складывать, вычитать, умножать, делить обыкновенные дроби. , упрощать выражения, решать уравнения, решать задачи арифметические и алгебраические.  

б) развивающие

способствовать развитию логического мышления, памяти , внимания каждого учащегося.

в) воспитательные

способствовать сплочению классного коллектива, чувства поддержки и взаимопомощи , ответственности за порученное дело, находки и смекалки.

Оборудование урока:  для каждого экипажа карта результативности, карточки с заданиями , этапы ралли помещены на доске, математический клоун.

Посторонние наблюдатели (группы поддержки»: родители учащихся.       

 

Ход урока:

Сегодня , ребята мы с вами проводим обобщающий урок по теме: «Действия с обыкновенными дробями».  Форма проведения – игра МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЛЛИ. В ходе этой игры мы должны  скорректировать, повторить , систематизировать весь материал по теме:  «Действия с обыкновенными дробями», а также показать свои хорошие знания по данной теме.

      Весь класс разбит на 4 группы. Каждая группа – это экипаж машины, которому предстоит совершить пробег по местности со множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж , который не только хорошо знает правила выполнения действий с обыкновенными дробями, но и умеет быстро вычислять сумму, разность, произведение и частное дробей, умеет упрощать выражения, решать уравнения, задачи.

Победит тот экипаж, который наберет больше очков, пройдя по всей трассе движения.

Главным судьей гонки буду я, на этапах мне будут помогать ваши родители.

     Девиз гонки: « Торопись – медленно»

 

Чтобы у нас царила атмосфера доброжелательности, предлагаю начать уро с таких слов:

           В класс вошел – не хмурь лица,

           Будь разумным до конца.

           Ты не зритель и не гость –

           Ты программы нашей гвоздь.

Итак, приступаем к прохождению этапов ралли.

Схема гонки размещена на доске.

I этап. « Проверка знаний правил техники безопасности»

1. Как сложить , вычесть, сравнить дроби с разными знаменателями?

2. Как выполнить сложение смешанных чисел?

3. Как выполнить вычитание смешанных чисел?

4. Как умножить дробь на число?

5. По какому правилу умножают дроби?

6. Как выполнить умножение смешанных чисел?

7. Как умножить дробь на натуральное число или натуральное число на дробь?

8. Как найти дробь от числа?

9. Какие числа называются взаимно - обратными?

10. Как разделить одно число на другое, одну дробь на другую?

11. По какому правилу сравнивают две дроби, у которых  одинаковые числители?

12. Что получается при делении 1 на дробь?

 II этап: « Проверим местность» - решить задачи устно.

  1. Найти значение выражения:

а) 1-            б) 8 -               в)                    г)                     д)

  1. Будут ли взаимно обратными числа?

 

а) 16 и  ;              б) 0,2 и 5 ;             в) 3 и ;    г) 0 и 1 ;     д) 0,4 и 25;

  1. Решить уравнения:

       а) 8 - у = 4;           б) у -                   в) x : 9 =                       г)  m =

  1. Решите задачи:

       а) Найдите площадь квадрата со стороной  

       б) Найдите объем прямоугольного параллелепипеда , если его измерения равны

       в) В тетради 24 страницы. Записи занимают  всех страниц тетради. Сколько в тетради       чистых страниц?

       г) Опыляя растения, вертолёт совершает каждый круг в среднем за  Сколько минут длится каждый круг вертолета?

III «Составим карту гонки».

    На столах лежат карточки с заданиями для каждого экипажа.

В                                                   С                                   

                                                     

Е                                                    К

А                                            D

АВ = 3 см.,    ВС= 8  

1) Найдите S ABCD ,      Р ABCD

2) Найдите  S EBCK

3) Найдите S CBK

4) Найдите S∆ ABK

IV. этап. « Гонка по пересеченной местности». (тест)

Задания

а

б

в

  1. Упростить:

а) у -  у

б)

в) 2а :

1

1

4

в

а

б

  1. Представить в виде десятичной дроби число

а)

б)

   

17,2

0,32

0,85

0,04

0,17

4,125

б

а

V этап. « Внезапная остановка – авария».

    На этом этапе членам экипажа необходимо устранить ошибки в решении задач, которые допустил Математический клоун.

  1. Решить уравнение:

       

     

    х =

2) 4

   

      3)

  1. В первый день туристы прошли 30% пути, во второй день 15% остатка. Сколько километров прошли туристы во второй день, если весь путь 40 км.?

40 · 0,3 = 12 (км.)

12 · 0,15 = 18 (км)       Ответ: 18 км. Прошли туристы во второй день.

VI этап. «Привал».

Вы немного устали и решили немного размяться. Выполняем математическую зарядку.

Если равенство верное, то руки поднять – вверх, если равенство неверное , то руки – вперед.

VII этап: «Финиш».

  Чтобы успешно пересечь линию финиша, каждому члену экипажа нужно самостоятельно справиться с тремя заданиями. (8 вариантов заданий –каждому члену экипажа в группе)

VIII этап. «Подведение итогов».

    Определение победителя гонки по наибольшему количеству баллов. Выставление оценок.

IX этап. Домашнее задание.

  1. Подготовиться к контрольной работе.

   № 619 (д,е) , 628.

   620, 659

                 

Варианты самостоятельной работы

              Вариант 1.                                                                   Вариант 2.

1. Выполните деление.                                                     1. Выполните деление.                                                        

а)  б) 3  в) 6 :                                      а)  б)4  в) 18 :

2. Решите уравнение.                                                        2. Решите уравнение.

 

                                                                      

3. В первом пакете 2 кг. пшена, что в 1раза             3. В первом ящике  8 кг. винограда, что в 1

больше, чем во втором, и в 1раза меньше,                раза больше, чем во втором, и в 1 раза меньше

чем в третьем. Сколько килограммов пшена               чем в третьем. Сколько килограммов винограда

в трех пакетах вместе?                                                    в трех ящиках.

                         Вариант 3                                                                    Вариант 4

 1 . Выполните деление.                                                   1. Выполните деление.      

   а)   б) 3   в) 24 :                                  а)  б) 9  в)42 :           

 2. Решите уравнение.                                                       2. Решите уравнение.

                                                           

   

3. Мост состоит из трех пролетов. Длина                     3. В первый час Коля прошел 5 км., что в 1                       

первого пролета 12 м., что в 1  раза                          раза больше , чем во второй час, и в 1раза

больше длины второго пролета и                                  меньше, чем в третий час. Сколько километров

 в 1  раза меньше третьего.                                       прошел Коля за эти три часа?

Найдите длину моста.          

           

                  Вариант 5                                                                     Вариант 6

1. Выполните деление                                                     1. Выполните деление      

а) б) 3в) 12:                                     а) б) 3в) 21 :

2. Решите уравнение.                                                       2. Решите уравнение.  

                                                                   

3. За два дня было вспахано 240 га..                              3. В два железнодорожных вагона погрузили

 Во второй день вспахали того, что                           117 т. зерна, причем зерно второго вагона сос-

было вспахано в первый день. Сколько                        тавляет зерна первого вагона. Сколько

 гиктаров земли было вспахано в каждый                    тонн зерна погрузили в каждый  из этих

из этих дней.                                                                      вагона

             

           Вариант 7                                                                      Вариант 8

1. Выполните деление                                                     1. Выполните деление      

а)  б) 9 в) 25 :                                       а)  б) 1 в) 2

2. Решите уравнение.                                                       2. Решите уравнение.  

   

  3                                                                     2

3. В двух автоцистернах 32 т. бензина.                         3. Найдите периметр прямоугольника, если его

 Количество бензина первой цистерн                               площадь равна 15 см2 , а ширина - 3см.

 составляло  количества бензина второй

 цистерны. Сколько тоны бензина было в

 каждом из этих двух автоцистерн?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока алгебры в 10 классе по теме Решение тригонометрических уравнений"

Обобщающий урок по алгебре в 10 классе по теме "Решение тригонометричкских уравнений". Одна из задач урока:развитие навыка применять знания в нестандартных ситуациях, нацеливание на решение задания С1...

Разработка урока в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений"

Разработка урока в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений"...

Методическая разработка урока математики с использованием ЭОР в 8 классе по теме:"Решение квадратных уравнений"

Урок обобщения и систематизации знаний. Закрепление умения применять формулы для нахождения дискриминанта и корней квадратного уравнения....

Методическая разработка урока по математике по теме "Решение уравнений" 6 класс

Интегрированный урок по  теме "Решение уравнений" 6 класс...

Методическая разработка урока алгебры в 8 классе на тему "Решение рациональных уравнений"

Методическая разработка составлена в виде проекта, в основе которого лежит технологическая карта деятельности учителя и учащихся. При изучении учебного материала используется деловая игра. В про...

Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений"

1. Разработка технологической карты урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений.2. Технологическая ...

Методическая разработка урока по алгебре по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Цели урока: Образовательные – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию...