Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
рабочая программа по математике (7 класс) на тему

"РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_7_gvozdeva.docx43.08 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №1246

Принята на заседании педагогического совета

Школы №1246

от «___»________________20___г.

Протокол № __________________

                                                         УТВЕРЖДАЮ

                                          Директор школы №1246

                                         М.А.Дручина

                                        «___»_____________________20__ г.

               

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ»

Уровень ознакомительный

Направленность естественнонаучная

           Возраст обучающихся – 13 лет

Срок реализации программы – 7 мес

Количество часов в год – 56 ч.

Автор-составитель программы:

Гвоздева Наталья Викторовна,

Учитель математики

МОСКВА

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Математика -это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика -это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.

Программа ознакомительного курса естественнонаучной направленности «Решение задач повышенной сложности по математике» для учащихся 7 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы примыкают к основному курсу математики. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи. Углубление реализуется на базе обучения методами и приёмами решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое алгоритмическое мышление. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Программа курса по выбору составлена с учётом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.А. Ермеева «Факультативный курс по математике, 7 класс» и в соответствии с примерной программой основного общего образования по математике. 

Программа курса рассчитана на 56 часов.

Цель программы: 

  • привитие интереса учащимся к математике;
  • углубление и расширение знаний обучающихся по математике;
  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
  • формирование у обучающихся опыта творческой деятельности;
  • воспитание у школьников настойчивости,инициативы, самостоятельности.

Задачи: Основная задача обучения математике в основной школе – обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.

Задачи в обучении:

  • Научить учащихся выполнять тождественные преобразования выражений.
  • Научить учащихся основным приемам решения уравнений, неравенств и их систем.
  • Научить строить графики и читать их.
  • Научить различным приемам решения текстовых задач.
  • Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
  • Подготовить обучающихся к изучению математики в старшей школе.

Задачи в развитии:

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

     Задачи в воспитании: 

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Категория обучающихся – 7 класс

Срок реализации программы –7 месяцев

Формы обучения и режим занятий:

Форма:- очная-индивидуальная (групповая)

     Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа (практикумы, математические исследования), творческие задания. Ведущее место при проведении занятий будет уделяться изложению материала с использованием активных методов обучения.

Режим: Занятия проходят 1раз в неделю 2 часа с 15 минутным перерывом.

Прогнозируемые результаты: при достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в подготовке обучающихся, они познакомятся с различными математическими идеями и приемами, увидят все их многообразие, приобщатся к научно-исследовательской деятельности.

Предметные:

Теория:

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Практика:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

Требования к уровню воспитанности:

           Личностные:

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

К уровню развития:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • умение контролировать процесс и результат учебной        математической деятельности;

Метапредметные:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Механизм выявления образовательных результатов:

Это методы отслеживания (тесты) успешности овладения обучающимися содержанием программы. Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.

Формы контроля:

  • Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения    уровня развития детей.
  • Текущий контроль - с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала.
  • Промежуточный контроль - с целью определения результатов обучения.
  • Итоговый контроль - с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

               ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№№

Тема и содержание

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Дроби. Обыкновенные, десятичные дроби. Периодические дроби. Арифметические действия с дробями. Арифметические действия с рациональными числами, сочетание при вычислениях устных и письменных приёмов. Сравнение чисел. Приёмы быстрого счёта с использованием законов арифметических действий. Термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи.

5

1

4

Проверка самостоятельно решенных задач.

2

Проценты. Основные задачи на проценты: нахождение числа по его проценту, процента от числа, процентное отношение двух чисел. Понятия «концентрация» и «процентное содержание». Приемы решения задач на составление сплавов, растворов, смесей Применение процентов в практической деятельности..

 

7

1

6

Проверка самостоятельно решенных задач.

3

Делимость целых чисел. Делители числа, кратные числа. Деление без остатка. Деление с остатком Количество различных делителей любого простого числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Алгоритм Евклида. Признаки делимости.

6

1

5

Проверка самостоятельно решенных задач.

4

Сравнения. Периодичность остатков при возведении в степень. Определение сравнимых чисел по модулю. Свойства, арифметические действия сравнений чисел. Доказательство деления алгебраических выражений на число. Остатки от деления степени на число.

4

1

3

Проверка самостоятельно решенных задач.

5

Двузначные и трехзначные числа. Запись двузначных и трехзначных чисел в виде многочлена. Нахождение чисел по записи в виде многочлена. Возможности упрощения суммы, разности чисел.

5

1

4

Проверка самостоятельно решенных задач.

6

Модуль числа. Решение линейных уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.

Понятие модуля числа, его геометрический смысл. Использование геометрического смысла модуля при решении уравнений. Алгебраическое определение модуля числа. Использование алгебраического определения модуля при решении уравнений.

6

1

5

Проверка самостоятельно решенных задач.

7

Линейные диофантовы  уравнения. Определение уравнений Диофанта. Применений диофантовых  уравнений к практическим задачам. Правила решений уравнений.

5

1

4

Проверка самостоятельно решенных задач.

8

Графическое решение уравнений. Графическая интерпретация уравнений. Нахождение корней уравнений. Графики элементарных функций, построение графиков в одной системе координат. Нахождение точек пересечения. Нахождение числа решений уравнений с параметрами.

5

1

4

Проверка самостоятельно решенных задач.

9

Формулы сокращенного умножения.  Формулы сокращенного умножения с любым показателем степени. Применение формул для преобразования и упрощения выражений. Преобразование выражений в многочлен. Упрощение выражений. Решение уравнений. Применение формул для решения уравнений.

7

1

6

Проверка самостоятельно решенных задач.

10

Системы линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.

Методы решение систем уравнений с двумя неизвестными. Графическую интерпретацию решения систем уравнений с двумя переменными. Методы решения систем линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.

6

1

5

Проверка самостоятельно решенных задач.

Содержание учебно-тематического плана

Тема 1. «Дроби»

Теория. Инструктаж по ТБ. Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Периодические дроби. Арифметические действия с дробями.

Практика. Учащиеся должны знать:

  • Термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи, переход от одной формы записи к другой.
  • Арифметические действия с рациональными числами, сочетать при вычислениях устные и письменные приемы.
  • Сравнение чисел.
  • Приемы быстрого счета, используя законы арифметических действий.

Тема 2. «Проценты»

Теория. Проценты. Основные задачи на проценты. Задачи на концентрацию и процентное содержание. Практическое применений процентов.

Практика. Учащиеся должны знать:

  • Основные задачи на проценты: нахождение числа по его проценту, процента от числа, процентное отношение двух чисел.
  • Понятия «концентрация» и «процентное содержание»
  • Приемы решения задач на составление сплавов, растворов, смесей.
  • Применение процентов в практической деятельности.

Тема 3. «Делимость целых чисел»

Теория: Определение и свойства делимости. Теорема о делении с остатком. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости.

Практика. Учащиеся должны знать:

  • Делители числа, кратные числа.
  • Деление без остатка. Деление с остатком.
  • Количество различных делителей любого простого числа.
  • Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.

Алгоритм Евклида.

  • Признаки делимости.

Тема 4. «Сравнения. Периодичность остатков при возведении в степень»

Теория: Сравнение чисел по модулю. Свойства сравнений. Арифметические действия сравнений с общим модулем. Сравнение степеней числа.

Практика. Учащиеся должны знать:

  • Определение сравнимых чисел по модулю.
  • Свойства, арифметические действия сравнений чисел.
  • Доказательство деления алгебраических выражений на число.
  • Остатки от деления степени на число.

Тема 5. «Двузначные и трехзначные числа»

Теория: Двузначные и трехзначные числа. Запись чисел в виде многочлена. Арифметические действия с числами.

Практика. Учащиеся должны знать:

  • Запись двузначных и трехзначных чисел в виде многочлена.
  • Возможности упрощения суммы, разности чисел.
  • Нахождение чисел по записи в виде многочлена.

Тема 6. «Модуль числа. Решение линейных уравнений, содержащих переменную под знаком модуля»

Теория: Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.

Практика. Учащиеся должны знать:

  • Понятие модуля числа, его геометрический смысл.
  • Использование геометрического смысла модуля при решении уравнений.
  • Алгебраическое определение модуля числа.
  • Использование алгебраического определения модуля при решении уравнений.

Тема 7. «Линейные диофанов уравнения»

Теория: Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применений диофантовых  уравнений к практическим задачам.

Практика. Учащиеся должны знать:

  • Определение диофантовых уравнений.
  • Правила решения уравнений.
  • Применение уравнений к практическим задачам.

Тема 8. «Графическое решение уравнений»

Теория: Графики элементарных функций. Построение графиков. Графическая интерпретация уравнений. Нахождение корней уравнений.

Практика. Учащиеся должны знать:

  • Графики элементарных функций, построение графиков в одной системе координат.
  • Нахождение точек пересечения.
  • Нахождение числа решений уравнений с параметрами.

Тема 9. «Формулы сокращенного умножения»

Теория: Формулы сокращенного умножения с любым показателем степени. Преобразование выражений в многочлен. Упрощение выражений. Решение уравнений.

Практика. Учащиеся должны знать:

  • Формулы сокращенного умножения с любым показателем.
  • Применение формул для преобразования и упрощения выражений.
  • Применение формул для решения уравнений.
  • Применение формул для решения задач на доказательство тождеств и

сокращение дробей.

Тема 10. «Системы линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля»

Теория: Система уравнений. Методы решение систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.

Практика. Учащиеся должны знать:

  • Методы решения систем уравнений.
  • Графическую интерпретацию решения систем уравнений с двумя

переменными.

  • Методы решения систем линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.

Организационно-методические условия реализации программы

Литература:

1. И.Я. Бурау «Загадки мира чисел», ИКФ  «Сталкер»,1997 г.

2. Г.А. Кордемский «Математическая смекалка», «Юнисам»,МДС,1994г.

3. А.В. Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2007.

4. В.А. Ермеев, «Факультативный курс по математике», 7 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2009г.

5. Н. Прокопенко Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября»: Задачи на смеси и сплавы.

6. Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса».

7. 5232f86018a88_uchkopilka.ru_1379072101


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...