Методическая разработка урока математики в рамках темы " Делители и кратные." в 6 классе.
методическая разработка по математике (6 класс) на тему

 

Данный урок математики проходит в рамках темы «Делители и кратные». В рамках данного тематического блока обучающиеся вспомнят признаки делимости натуральных чисел, понятия: «делимое», «делитель», «кратное», ознакомятся с понятиями «НОК» и «НОД», научатся решать примеры на сложение и вычитание обыкновенных дробей и сокращение дробей, используя НОК и НОД.  Применяю местный материал, связываю его с жизнью. Таким образом, учащиеся научатся: получать данные, сравнивать их, анализировать, делать выводы. Внешняя мотивация деятельности учащихся прослеживается через: оценку, похвалу. В течение всего урока поддерживается внутренняя мотивация: включение учащихся в деятельность, осуществляется посредством проблемного вопроса, постановки и планирования учебных задач, работа в группе, самооценка и саморефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich._razrabotka_uroka_v_6_kl._deliteli_i_kratnye.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Методическая разработка

 урока математики в рамках темы " Делители и кратные."

по УМК  Зубарева И. И., 6 класс

 под редакцией /авторов И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович

                               Выполнила: 

  1. Давыдова Наталия Петровна, учитель математики

МБОУ «Алмалинская СОШ» Тюльганского района, с. Алмала.

Методическая разработка

 урока математики в рамках темы " Делители и кратные." по УМК  Зубарева И. И., 6 класс под редакцией /авторов И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.

Тема

  Понятие о наибольшем общем делителе и наименьшем общем кратном.

Цели урока

  1. Ввести понятия наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного.
  2. Научить находить наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное чисел и применять эти знания при решении задач и примеров на сокращение дробей и на сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями.
  3. Развивать навыки самостоятельного решения задач, применяя логическое мышление, используя вычислительные способности.
  4. Воспитывать способность принимать самостоятельные решения.

Планируемые результаты  (задачи урока)

Предметные умения

УУД

Повторить правила, отработать навыки решения задач по данной теме.

Уметь классифицировать прямые и обратные задачи, видеть различные способы их решения.

Уметь рассуждать, обобщать, делать выводы, применять знания предмета в жизненных ситуациях, выступать с решением проблемы.

Личностные:

-формирование умения выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

 Регулятивные

-умение планировать пути и выбирать средства достижения поставленной цели с помощью взрослого;

-оценивать правильность выполнения действия на уроке;

-умение проверять свою работу по образцу и приобретение опыта самооценки этого умения на основе применения эталона;

- выбор наиболее рациональной последовательности по выполнению учебной задачи;

 Познавательные

-проводить наблюдение под руководством учителя, уметь давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи,  осуществлять сравнение, выбирая основания для указанных логических операций;

 -самостоятельности, владеть общим приёмом решения задач, строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

 Коммуникативные:

- контролировать действие партнёра, принимать во внимание разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;

-уметь работать в группе, паре; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Основные понятия

Делитель и кратное. Общее кратное двух чисел. Наименьшее общее кратное (НОК). Общий делитель двух чисел. Наибольший общий делитель (НОД).

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Математика,физика.

Фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, парная, групповая.

Учебник Зубарева И. И.Рабочая тетрадь (компоненты УМК),  раздаточные материалы; аудио-средства и мультимедийные средства обучения.

Методическое обоснование с элементами самоанализа

  1. Содержательный аспект

Данный урок математики проходит в рамках темы «Делители и кратные». В рамках данного тематического блока обучающиеся вспомнят признаки делимости натуральных чисел, понятия: «делимое», «делитель», «кратное», ознакомятся с понятиями «НОК» и «НОД», научатся решать примеры на сложение и вычитание обыкновенных дробей и сокращение дробей, используя НОК и НОД.  Применяю местный материал, связываю его с жизнью. Таким образом, учащиеся научатся: получать данные, сравнивать их, анализировать, делать выводы. Внешняя мотивация деятельности учащихся прослеживается через: оценку, похвалу. В течение всего урока поддерживается внутренняя мотивация: включение учащихся в деятельность, осуществляется посредством проблемного вопроса, постановки и планирования учебных задач, работа в группе, самооценка и саморефлексия.

  1. Место урока в системе уроков:

Этот урок является вторым уроком в данной теме учебника. На изучение темы отводится 3 часа.

  1. Форма /Тип урока.

 Урок объяснения и закрепления знаний, включающий этапы мотивации, актуализации, фиксирования затруднений, закрепления правил, включая систему знаний рефлексию.

  1. Технологии, методы и приемы обучения.

Метод творческого поиска (коллективное решение задачи о нашей школе, сравнительный анализ); Эвристический метод (беседа по вопросам учителя,  наблюдение); проблемного диалога (постановка проблемы/темы урока).

     5. Формы организации деятельности учащихся (на каком этапе урока для чего):

- фронтальная форма (I этап – с целью мотивации учащихся; II этап – для актуализации знаний и выявления причины затруднения, VI этап – для самооценки собственной деятельности, подведение итогов);

- самостоятельная (V этап -  для  формирования умения работать самостоятельно, делать самопроверку, извлекать информацию из прочитанного и делать соответствующие выводы);

- парная  (IV этап -  для   закрепления работы по нахождению наименьшего общего кратного);

- групповая  (IV этап – для решения задач  с применением наименьшего общего кратного);

- индивидуальная  (IV этап – для проверки умения решать задачи по теме, вычислительных навыков и логических умозаключений).

    6. Технология проведения урока (этапы).

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Целеполагание.

II. Актуализация знаний в учебном действии. Выявление места и причины затруднений. Реализация учебного проекта..

III. Изучение новой темы.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

VI. Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

7. Ход урока (с методическим обоснованием)

Технология проведения урока

(Этап урока, его цель)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(с указанием оргформы)

Формируемые УУД

Используемые ресурсы, приемы

I этап

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Целепологание.

Учитель, приветствуя учащихся, объявляет тему урока  «Понятие о наибольшем общем  делителе и наименьшем общем кратном».

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на данном уроке?

Что необходимо для этого знать?

 Посмотрите, пожалуйста, что у нас сегодня приготовлено к уроку и скажите, для чего нам сегодня понадобятся данные знания?

Попробуйте сформулировать  свою цель.

Чему вы хотите научиться сегодня на уроке?
(Спрашиваю нескольких учеников. Все дают примерно такие ответы. Остальные дети соглашаются и принимают эту цель.)

 Как мы можем достичь нашу цель?

Как лучше организовать нашу работу?

Корректирую цели, предлагаю провести урок по намеченному плану.

Мы узнаем, что называют наибольшим общим делителем и наименьшим общим кратным и научимся находить их.

Для нахождения НОД и НОК нужно знать правила их вычисления.

Вспомнить правило разложения числа на простые множители, используя признаки делимости, решить предложенные примеры и задачи, провести сравнительный анализ, сделать для себя выводы.

Научиться быстро и правильно сокращать дроби, решать примеры на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Проверить домашнюю работу, повторить правила, сделать самостоятельную работу, поработать в группах и коллективно.

Коммуникативные УУД: формирует своё мнение, аргументирует свою точку зрения

Регулятивные УУД: целеполагание

II этап. Актуализация знаний в учебном действии.

Выявление места и причины затруднений.

Реализация учебного проекта.

Проверка домашней работы:

а). Решение заданий, вызвавших затруднения по наводящим вопросам:

№726.Примеры на умножение и деление смешанных и десятичных дробей.

Предлагаю решить пример, объясняя каждый шаг решения на доске.

б). Повторение правила перевода смешанной дроби в неправильную.

в). Устное решение задач с подробным изложением решения:

1). Как вы понимаете утверждение:      а- делитель числа в;    в- кратное а?

2). Даны числа: 12, 24, 30, 43, 48, 55, 60. Назовите те из них, которые: кратны 3; являются делителями числа 120.

3). На столе лежат пачки, в каждой из которых по 8 печений; не раскрывая пачек, сколько можно взять печений?  Можно ли взять 18 печений, 25 печений? Почему?

Физминутка


Читают задание, в котором получились разные ответы, решают его на доске, ищут свою ошибку.

Понимают, что при умножении и делении десятичных дробей и смешанных, нужно все дроби переводить либо в обыкновенные, либо в десятичные, если это возможно.

1).Учащиеся отвечают, что а является делителем числа в, если в делится на а .А  в кратно а, если оно само делится на а. 

2).Учащиеся называют числа, подтверждая правильность своего ответа определениями делителя и кратного.

3). Можно взять 8, 16, 24, 32, 40, 48 печений, потому, что эти числа кратны 8.

Нельзя, так как эти числа не кратны, т. е. не делятся на 8.

Коммуникативные УУД: формирует своё мнение; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; умение структурировать знания и умения; умение осознанно строить своё высказывание;

Регулятивные УУД; целеполагание; самостоятельно анализировать условия осуществления деятельности

планирование пути достижения цели; умение сформулировать проблему;

Познавательные УУД: умение видеть проблемы, аргументировать их, умение рефлексивного чтения; действия постановки и решения проблем, моделирование, знаково-символические, логические; обобщать понятия;

Личностные УУД: саморегуляция

 III этап. Изучение новой темы.

1).Предлагаю решить два примера на сложение и вычитание обыкновенных дробей со знаменателями 12 и 15.  Задаю вопрос: «Что для этого нужно сделать?»                                                  А можно ли найти поменьше и для чего?

Так что же называют общим знаменателем?

Обозначают НОК (12;15) = 60.           В общем виде НОК (m;n).

2). Укажите НОК (8;12), НОК (9;15).

3). Определите, не вычисляя, Является ли число 2 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 5 кратным числам  a, b, c и d, если a = 2 ∙ 3,            b = 2 ∙ 2,      c = 3 ∙ 5,      d = 5 ∙ 7.

Нужно найти общий знаменатель. Предлагают  12 умножить на 15.

Постепенно, по наводящим вопросам, приходят к выводу, что нужно выписать кратные чисел 12 и 15 и найти самое маленькое одинаковое кратное. Сразу понимают, что считать так легче.

Общим знаменателем  12 и 15 называют их наименьшее общее кратное.

Все учащиеся справляются с заданием.

Более сильные учащиеся догадываются, что не является, т. к. для нахождения НОК (a,b,c,d) надо к произведению

а = 2 ∙ 3 дописать недостающие множители из других чисел. Получим число 2 ∙ 3 ∙ 2 ∙ 5 ∙ 7 отличное от 2 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 5.

Регулятивные УУД: контроль, самоорганизация;

Познавательные  УУД: осуществляют расширенный поиск, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные УУД: реализация построенного проекта, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске информации.

IV этап.  Выполнение упражнений. Закрепление изученного материала.

1). №710 (в; г). Самостоятельное решение примеров с последующей проверкой.

2). Задача:                                               Из порта А в порт В одновременно вышли два теплохода. Первый из них тратит на рейс туда и обратно 3 суток, а второй – 4 суток. Через сколько суток оба теплохода окажутся снова вместе в порту А?

3). Задача:

НА базар привезли арбузы. Если их считать десятками, то получится целое число десятков. Если их считать дюжинами, то получится целое число дюжин. Сколько арбузов привезли на базар, если их больше 300, но меньше 400?

4). №715. Решить, с предварительным разбором.                                       Вдоль дороги через каждые 45м стоят столбы. Их решили заменить другими, увеличив расстояние между столбами до 60м. На каком расстоянии от первого столба новый столб установят на то же место, где стоял старый?

 Один учащийся зачитывает ответы, остальные сверяют их со своими ответами. Решили все правильно.

Подробное решение задачи на доске.

Проявляют инициативу,  начинают соревноваться, кто быстрее решит.           Ответ: 12 суток.

Работают в группах, выясняется, что не все знакомы со словом «дюжина». Легко находят НОК (10;12) = 60. Сложнее приходят к мысли, что 60 надо умножить на 6.

 

Решают задачу на доске с пошаговым разбором и схематическим изображением.                    Ответ: НОК (45;60) = 180.

Регулятивные УУД: умение планировать принятие решения, самоконтроль;

Коммуникативные УУД: контролирование действий партнёра; принятие во внимание разных действий и интересов, обоснование собственного мнения, реализация построенного проекта, адекватно использование речевых средств, для решения коммуникативных задач.

V этап.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

VI этап.

Рефлексия.

Вариант I.

1). Из чисел 2, 7, 5, 14, 28, 42, 60, 84 выберите:                                                  а). числа, кратные 14;                            б). числа, которым кратно число 14.                              

2). Укажите НОК (2;7) и вычислите:    а). 1/2 + 4/7;          б). 1/2 - 4/7.                

3). Найдите значение выражения:          а). 22,8 / 5,7;       б). 3⅛  /  1¼;                   в). (4,8 – 5,4 / 1,8) : ( 2,4 ∙ ⅞ ∙ 1,5 ).

Вариант II.                                           

1). Из чисел 2, 3, 4, 7, 8, 25, 36, 60 выберите:                                                      а). числа, кратные 12;                            б). числа, которым кратно число 12.  

2). Укажите НОК (3;4) и вычислите: а). 1/4 + 2/3;         б). 1/4 - 2/3.              

3). Найдите значение выражения:        а). 40,8 / 6,8;      б). 5,4 / 1,8;                  в). (7⅓ / 1⅔ - 0,8) : (1,8 ∙ ⅔ + 1,2).                        

1).Итак, какое число называют наименьшим общим кратным натуральных чисел а и в? 

2). Какое число является наименьшим общим кратным чисел m и n, если m кратно числу n?

3). Понравился ли вам урок?

4). А всё ли мы сделали по плану?       Достигли ли мы свои цели?     Наибольшему общему делителю мы посвятим следующий урок.

5).Какие были трудности?                        Над чем ещё надо поработать?

6). Оцениваю обучающихся, проговаривая их успехи, даже самые маленькие.

Учащиеся выполняют задания, осуществляют самопроверку по выданным карточкам с правильным решением, анализируют свою работу и выставляют оценки. Таким образом уточняют, что именно нужно повторить и над чем поработать дома.

Отвечают на вопросы.

Проговаривают определение наименьшего кратного.

Урок понравился.

План выполнили частично, не ознакомились с понятием «наибольший общий делитель».

С понятием НОК ознакомились, научились его находить, поняли, что оно необходимо при решении примеров на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, а также во многих жизненных ситуациях, о чём свидетельствуют решённые на уроке задачи.

Думают, кому и что нужно повторить, говорят вслух.

Регулятивные УУД: контроль, самоорганизация;

Познавательные  УУД: осуществляют расширенный поиск, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные УУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, проводить самооценку

Познавательные УУД: умение структурировать знания, оценка процессов результатов деятельности действия постановки и решения проблем, моделирование, логические

Коммуникативные УУД: выражение собственной позиции, сравнение точки зрения, аргументация собственного мнения;

Регулятивные УУД: самоконтроль, взаимоконтроль, волевая деятельносчть, оценка и осознание учащимися того, что усвоено и что подлежит усвоению;

VII этап.

Домашнее задание.

1). Выучить правило  (стр. 171) учебника.                                     2).Решить примеры    №710 (а; б); задачи  №713;  №714.                            3).Для желающих №728 (в).

Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД: самоконтроль,  волевая деятельность, целеполагание;

Коммуникативные УУД: формирует своё мнение; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; устанавливает причинно-следственные связи.

8. Обоснование  урока  с позиций валеологических требований.

            На уроке использованы  различные   виды  деятельности, такие как самостоятельная работа с последующей самооценкой, работа в группах и в парах, индивидуальная работа, сопоставление и сравнительный анализ, работа по карточкам.  Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности  соответствует норме -7- 10 минут.

           В целях эффективности урока чередование видов преподавания  (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа)  проводится через 10 минут.

         Такие методы как методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки способствуют концентрации внимания учащихся в течение всего урока.

          Место и длительность применения  информационных технологий  разработаны в соответствии с гигиеническими нормами.

          Эмоциональная разрядка и снятие физического напряжения осуществляются на уроке посредством динамической паузы.

          В конце урока  учитывается то, что через 45 минут наступает момент  утомления учащихся и снижение их  учебной активности, поэтому проводится рефлексия проделанной работы,  идет комментирование задания на дом.

9. Рефлексия конструирования урока.    

     

        Данный  урок отражает работу педагога в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. На уроке использованы различные виды деятельности, подобраны наиболее эффективные методы и формы работы, обусловленные данной темой и психологическими и возрастными особенностями обучающихся. Задания данного уровня, направленные на формирование ключевых компетенций и УУД, призваны не только облегчить усвоение материала, но и сделать этот урок максимально познавательным.  На изучение данной темы отводится два урока (дан первый урок). Этот урок имеет цель совершенствовать умения обучающихся работать по теме, используя ранее изученные правила.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка по теме "Музыка и музыканты", 9 класс.

Данный урок разработан к УМК Кузовлева В. П. 9 класс.Учащиеся учатся монологическому высказыванию на основе прочитанного текста, знакомятся с интересными фактами из жизни знаменитых композиторов и муз...

Методическая разработка урока французского языка по теме "Досуг" в 5-ом классе

В уроке используются коммуникативные УУД, а именно постановка вопроса и умение выражать свои мысли. Очень активно используется материал из французских изданий, который готовит детей к сдаче  экза...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Методическая разработка урока математики "Отношения. Решение задач на проценты" для 6 класса

Урок-проблема по данной теме с постановкой вопроса «Жить или курить?» проходил в классе, где обучаются 12 мальчиков и 10 девочек, и основной упор был сделан на данный вопрос по причине наибольшего кол...

Методическая разработка урока математики в рамках темы " Две основные задачи на дроби." 6 класс

Данный урок математики проходит в рамках темы «Две основные задачи на дроби.» В рамках данного тематического блока обучающиеся вспомнят правило нахождения части от целого и нахождение целого по ...

Методическая разработка урока математики и физики .Тема « Газовые законы», 10 класс

Методическая разработка урока математики и физики .Тема « Газовые законы», 10 класс...