Статья «Рейтинговая накопительная система в школе»
статья по математике на тему

Статья «Рейтинговая накопительная система в школе". Основным этапом РНС является формулирование цели и осмысление ее актуальности в развитии учащегося. Приоритетными являются развивающие надпредметные цели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_reytingovaya_nakopitelnaya_sistema_v_shkole.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Рейтинговая накопительная система в школе»

В Федеральных государственных образовательных стандартах отмечается, что важнейшей целью современного образования является воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься как процесс развития личности, её интеллектуальных, познавательных и созидательных способностей. В школе должна формироваться целостная система универсальных знаний, умений и навыков учащихся, приобретаться опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

В условиях массового обучения математическое образование – это испытанное столетиями средство интеллектуального развития учащихся. Учебный предмет «Математика» воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к продолжительной умственной работе.

Однако, анализ деятельности учащихся на уроках математики, итоговых контрольных работ показывает, что с годами снижается познавательный интерес, теряются вычислительные навыки у половины школьников. Изучаемый материал зачастую зазубривается без осмысления и навыков самостоятельного применения, вызывая затруднения при использовании полученных знаний в практической деятельности. Исследования, проведенные в классах, показали, что интерес к изучаемому материалу проходит по истечении времени и трудно поддается восстановлению.

Причинами, которые негативно влияют на успешность обучения, на мой взгляд, можно считать следующие:

- пассивная позиция ученика на уроке, т.е. ожидание объяснение материала учителем;

- нежелание или неумение понять текст учебника;

- слабое развитие внимания и самоконтроля;

- низкая мотивация учебной деятельности.

Для появления интереса к математике необходимо, чтобы учащиеся ее понимали. В пятом классе процесс понимания начинает падать, и если вовремя не поддержать интерес учащихся, не создать атмосферу творческого подъема, то к девятому классу понимание материала на высоком и среднем уровне будет только у 50-60% учащихся.

С учетом этих факторов я пришла к выводу,что учебный процесс нужно строить так, чтобы каждый школьник включился в активную познавательную деятельность. Для этого я систематически использую личностно-ориентированный подход к каждому ребенку: рейтинговую накопительную систему (РНС) оценки достижений учащихся, которая позволяет школьникам учиться планировать свой учебный процесс, осмысленно подходить к процессу собственного развития, развивать самооценку и социальную активность.

Основным этапом РНС является формулирование цели и осмысление ее актуальности в развитии учащегося. Приоритетными являются развивающие надпредметные цели. Например, «развитие умения анализировать научный текст», «развитие умения анализировать задачу и осмысленно применять алгоритм ее решения», «развитие умения выступать перед аудиторией», «развитие умения формулировать разноуровневые вопросы», «развитие понятийного мышления». Могут быть и более узкие варианты целеполагания: «подготовка к ГИА по теме», «отработка умения решать задачи по теме» и могут быть сформулированы и воспитательные цели: «развитие умения выслушивать другую точку зрения», «умение взаимодействовать в группе».

Мною разработана технологическая карта урока для учащегося, алгоритм составления которой следующий:

  1. На основе анализа календарно-тематического планирования, содержания учебника и конспекта урока формулируются цели, указываются виды работ по каждому уровню познавательной деятельности.
  2. В соответствии с целеполаганием создается технологическая карта урока для каждого учащегося:
  • я знаю…(означает запоминание и воспроизведение учебного материала)
  • я понимаю…(показателем понимания значения изученного может служить преобразование из одной формы выражения в другую, например, из словесной формы в математическую. Или предсказание последствий, результатов) 
  • я умею…
  • я могу найти (сравнить, проанализировать и т.п.)…
  • я самостоятельно правильно выполнил…
  • я применил изученный материал в конкретной жизненной ситуации…
  1. Можно добавить, как ученик выполнил задания:
  • самостоятельно,
  • с помощью учебника,
  • с помощью учителя.
  1. Распределяются баллы в соответствии с уровнем задания (от 1 до 6 баллов).

Учащиеся заполняют технологическую карту урока после выполнения каждого задания и его анализа. Карты урока состоят из трех частей. Первая часть включает список оцениваемых учебных действий, определение баллов (от 1 до 3 баллов) по каждому виду заданий. Вторая часть предполагает самооценивание учащимися своих умений и третья - бонусная часть, позволяющая получить дополнительные баллы за аргументированную точку зрения и активность на уроке.

Заполнение технологической карты очень эффективно, так как позволяет формировать у школьников навыки рефлексии, так как требуется самостоятельная оценка и анализ собственной учебной деятельности. Подобные навыки необходимы для развития личности учащегося, самостоятельности и критичности мышления, способности к самоизменениям. Кроме того технологическая карта ученика наглядно демонстрирует те моменты, где школьнику нужно подтянуться, улучшить знания и умения.  

К эффективным методам обучения относится также осмысленное чтение. 

Но как развить такое важное умения?  В этом мне помог  синквейн,прием, который позволяет в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. «Синквейн» в переводе с французского означает «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщается информация по изученной теме. Знакомство учащихся  с синквейном начинаю с конкретного примера, пытаюсь их заинтересовать.

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным)
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
  4. Четвертая строка – фраза  на теме синквейна
  5. Пятая строка – существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы.

Убеждаю в том, что каждый из них вполне может быть автором. При написании синквейна необходимо особое внимание.

Такой метод позволяет, работая с учебником, добиться более глубокого осмысления темы. Составляя синквейны, ребята работают в парах или группах. При этом они учатся сотрудничать, выслушивать друг друга, делать выбор из предложенных вариантов.

Пример синквейна

1.Теорема Пифагора

2.Строгая, логичная

3.Строим, доказываем, вычисляем

4.Квадрат, построенный на гипотенузе, равен сумме квадратов, построенных на катетах.

5.Прямоугольный треугольник.

Для понимания значения математики и необходимости её изучения мною вместе с учителем географии разработан бинарный урок по теме «Санкт-Петербург – крупнейший промышленный центр России» для учащихся 9-ых классов с элементами профориентации. Этот урок позволяет понять значимость связи между географией, математикой и окружающей жизнью. В процессе урока ребята учатся обрабатывать информацию путем статистического исследования, анализировать изученный материал с помощью диаграмм, видеть ошибки и упущения в логике рассуждений. Этот урок имел большое практическое значение. Мною написана статья «Бинарный урок как средство формирования профессиональной направленности деятельности 9-ых классов в сборнике научно-методических материалов «Опытно-экспериментальная работа в образовательном пространстве района», разработка урока напечатана в сборнике « Методический аспект реализации новой системы оценивания на уроке». ГБОУ педагогический колледж№1 им.Н.А.Некрасова.

Мой опыт показывает, что такой подход к организации обучения и оценке учебных достижений позволяет создать ситуацию успеха, мотивировать учащихся к изучению предмета, что в конечном итоге сказывается на хорошей результативности.

Анализируя свой опыт педагогической деятельности, я прихожу к выводу, что мне удалось пробудить интерес к математике у наших школьников, о чем свидетельствует и выбор девятиклассниками сдачу экзаменов по математике в формате ГИА в прошлом учебном году. До этого учащиеся девятых классов выбирали сдачу экзамена только в традиционной форме. В тематическом сборнике «Оценка качества образования во Фрунзенском районе (по итогам 2011-2012 учебного года)» указан средний балл по математике в нашей школе :4,5 балла (средний балл по району – 3,9 балла), в тематическом сборнике «Оценка качества образования во Фрунзенском районе (по итогам 2015-2016 учебного года)» указан средний балл по математике (ЕГЭ): 4,37 балла (средний балл по району 4,31).

Таким образом, обобщая свой опыт, я пришла к выводу, что такой интересный и вместе с тем трудный предмет математика становится более понятен детям. В связи с этим формируется устойчивый интерес к изучению предмета, а значит, создаётся ситуация успеха и желание дальнейшего образования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РНС - рейтинговая накопительная система оценки учащихся.

РНС – рейтинговая накопительная система оценивания деятельности учащихся – используется в образовании с конца 50-х годов ХХ века. Проблема оценки результативности учебной деятельности учащихся -...

Рейтинговая накопительная система: плюсов реально больше.

В своей статье о модном нынче веянии - рейтинговой накопительной системе - я пытаюсь рассмотреть все положительные и отрицательные моменты, связанные с введением в свой учебно-методический комплекс оч...

статья "Рейтинговая система в преподавании химии"

Статья о преимуществах работы с использованием рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся при изучении химии....

Балльно-рейтинговая накопительная система.

Каждый педагог в течение всей профессиональной деятельности задает себе три вопроса: "Чему учить? Как учить? Почему так , а не иначе?". Введение новых стандартов заставило задуматься учителей как изме...

Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)".

Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)"....

Статья. Рейтинговая система оценивания знаний студентов как один из инструментов реализации ФГОС.

Сегодня, когда система образования претерпевает серьёзные изменения, связанные с введением ФГОС, меняется содержание обучения, на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной де...

Внедрение рейтинговой накопительной системы в образовательное пространство основной школы. Опыт использования рейтинговой накопительной системы.

Исходя из требований ФГОС основного общего образования, оценка достижений образовательных результатов должна носить критериально-ориентированный  характер. Учащийся должен четко представлять, что...