рабочая программа кружка по математике Наглядная геометрия
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Наглядная геометрия рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5-6_kl_kruzhok_naglyadnaya_geom1.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ с. Первая Ханенёвка

Базарно – Карабулакского муниципального района Саратовской области»

«Рассмотрено»                                                                                            «Утверждаю»

Руководитель МО                                                                                  Директор  МБОУ

                                                                                                                 «ООШ с. Первая Ханенёвка»

______/Соколова С.В./                                                                                           __________/ Скрягинаа Т.А./

   Протокол № _1_от                           .                                                                     Приказ №  90     от

«30»    08  2016 г.                                                                                                    «___2__»__09____2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Ломако Татьяны Валентиновны , вторая квалификационная категория

«НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»

                                   

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от

«30» августа 2016 г.

Учебный год 2016- 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.

Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Однако именно сочетание упомянутых составляющих становится для многих детей непреодолимым препятствием успешному освоению предмета. Так, ученики VII класса должны одновременно и знакомиться с новыми фигурами, усваивая их основные свойства, накапливая и связывая между собой геометрические представления, и овладевать геометрической терминологией, приобретать навыки доказательства утверждений, сталкиваясь с необходимостью не только говорить, но и думать на новом для себя научном языке. По опыту многих учителей, разумное разделение этих трудностей способствует успешному усвоению школьниками геометрии. Одним из способов такого разделения является двукратное изучение курса геометрии.

Рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» составлена для 5 класса. Программа курса рассчитана на проведение 34 занятий.

Основой данной рабочей программы по наглядной геометрии для 5-6-х классов являются учебные пособия: Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия. 5-6 кл.; И.Ф. Шарыгин, Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл.

Необходимость выделения геометрического материала в самостоятельную линию объясняется, прежде всего, уникальными возможностями, которые предоставляет изучение пропедевтико-геометрического курса для решения главной цели общего математического образования – целостного развития и становления личности средствами математики.

На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач. Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.

Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.

Цели курса: 

  • создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
  • максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
  • показать роль геометрических знаний в познании мира;
  • развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося.

Задачи курса: 

  • целостное развитие мышления учащихся, как наглядно-образного и практического, так и логического (в том числе креативного); развитие математического языка и речи учащихся; расширение кругозора (в том числе и за счет привлечения исторических сведений);
  • формирование готовности к применению геометрических знаний в смежных дисциплинах и на практике (прикладная направленность курса);
  • формирование готовности к изучению систематического курса геометрии

ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ:

В результате изучения курса учащиеся должны получить представления и овладеть следующими знаниями, умениями и навыками, составляющими обязательный минимум:

- знать определения одних основных геометрических понятий и получить представления о других;

- изображать знакомые фигуры по их описанию;

- выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах;

- иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;

- измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие;

- выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;

- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы;

- проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;

- пользоваться геометрической символикой;

- устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметам

Основные умения и навыки:

-   владеть    практическими    приемами        геометрических    измерений, использование линейки, транспортира;

-  умение применять различные геометрические инструменты (линейку, треугольник,  циркуль) для построения геометрических фигур;

-   построение   объемных   фигур   (изображение   видимых   и   невидимых линий);

- пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных  линий, отрезков;

-    умение анализировать свойства геометрических фигур;

-    складывать различные фигурки из плоских геометрических фигур;

-    умение строить точку симметричную данной, указывать ось симметрии;

-    конструирование объемных фигур;

-    умение различать понятия: круг и окружность, шар и сфера;

-   построение   точки   с   заданной   координатой   в   декартовой   системе координат;

-   использование столбчатых и круговых диаграмм при решении задач;

-  развивать навыки по нахождению площади, объема, площади боковой поверхности;

-    умение использовать теоретические знания в практической работе;

-   уровень   знаний,    умений    и    навыков   учащихся    оценивается    по пятибалльной системе.

 

Календарно-тематическое планирование учебного материала

в 5 классе

( 35 часов, 1 час в неделю)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

1.

1. Первые шаги в геометрии

История развития геометрии. Инструменты для построений и измерений в геометрии

п1 стр 4,5

1

6.09

2.

2. Пространство и размерность

Одномерное пространство (точки, отрезки, лучи), двумерное пространство (треугольник, квадрат, окружность), трёхмерное пространство (прямоугольный параллелепипед, куб). Плоские и пространственные фигуры. Перспектива как средство изображения трёхмерного пространства на плоскости. Четырёхугольник, диагонали четырёхугольника. Куб и пирамида, их изображения на плоскости.

п2 стр 6,7

1

13.09

3, 4

3. Простейшие геометрические фигуры

Геометрические понятия: точка, прямая,

отрезок, луч, угол. Виды углов: острый, прямой, тупой, развёрнутый. Измерение углов с помощью транспортира. Вертикальные и смежные углы. Диагональ квадрата. Биссектриса угла

п3 стр 12    стр.  14,15

2

20.09

27.09

5,6

4. Конструирование из Т

Конструирование на плоскости и в пространстве, а также на клетчатой бумаге из частей буквы Т

п4 стр 16,17    

2

4.10

11.10

7,8

5. Куб и его свойства

Многогранники. Вершины, рёбра, грани многогранника. Куб: вершины, рёбра, грани,

диагональ, противоположные вершины. Развёртка куба

п5 стр 17    

2

18.10

25.10

9,10

6. Задачи на разрезание и складывание фигур

Равенство фигур при наложении. Способы

разрезания квадрата на равные части. Разрезание многоугольников на равные части. Игра «Пентамино». Конструирование многоугольников

п6 стр 22    

2

8.11

15.11

11-13

7. Треугольник п7 стр 24    

Многоугольник. Треугольник: вершины, стороны, углы. Виды треугольников (разносторонний, равнобедренный, равносторонний, остроугольный, прямоугольный, тупоугольный). Пирамида. Правильная треугольная пирамида (тетраэдр). Развёртка пирамиды стр 27. Построение треугольников (по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трём сторонам) с помощью транспортира, циркуля и линейки стр 30-33

3

22.11

29.11

6.12

14-16

8. Правильные многогранники

Тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр.

Формула Эйлера. Развёртки правильных многогранников.

п8 стр 34-37    

3

13.12

20.12

27.12

17,18

9. Геометрические головоломки

Игра «Танграм». Составление заданных многоугольников из ограниченного числа фигур

 П.9 стр 38,39

2

10.01

17.01

19,20

10. Измерение длины

Единицы измерения длины. Старинные единицы измерения. Эталон измерения длины  - метр. Единицы измерения приборов. Точность измерения

п10 стр 41-45    

2

24.01

31.01

21,22

11. Измерение площади и объёма

Единицы измерения площади. Измерение

площади фигуры с избытком и с недостатком.

Приближённое нахождение площади. Палетка. Единицы измерения площади и объёма

п11 стр 46-50    

2

7.02

14.02

23-25

12. Вычисление длины, площади и объёма

Нахождение площади фигуры с помощью палетки, объёма тела с помощью единичных кубиков. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда

Практическая работа «Объемы».

п12 стр 51-56    

3

21.02

28.02

7.03

26,27

13. Окружность

Окружность и круг: центр, радиус, диаметр. п13 стр 56-58    

Правильный многоугольник, вписанный в окружность

п13 стр 63-66  

2

14.03

21.03

28,29

14. Геометрический тренинг

Занимательные задачи на подсчёт геометрических фигур в различных плоских конфигурациях

п14 стр 66    

2

4.04

11.04

30,31

15. Топологические опыты

Лист Мёбиуса. Опыты с листом Мёбиуса. Вычерчивание геометрических фигур одним росчерком. Граф, узлы графа. Возможность построения графа одним росчерком

п15 стр 69    

2

18.04

25.04

32-34

16. Задачи со спичками

Занимательные задачи на составление геометрических фигур из спичек. п16 стр 75-76    

Трансформация фигур при перекладывании спичек

п16 стр 77  

3

2.05

16.05

23.05

35

Зачётный урок

1

30.05

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

 

5 класс

(35 часов).

1. Введение Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: луч, отрезок, многоугольник. Углы, их построение и измерение.

2. Фигуры на плоскости Ломаные. Треугольник. Построение треугольников. Квадрат. Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и др. Конструирование из «Т». Геометрические головоломки.

3. Фигуры в пространстве Тетраэдр и его элементы. Свойства тетраэдра. Флексагоны. Куб и его свойства. Развертка куба и параллелепипеда. Модель куба.  Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Задачи на проекционном чертеже

4. Занимательная геометрия Задачи, головоломки, игры. Танграм. Пентамино. Лабиринты.  Оригами.

Класс:    5    

 /2014 – 2015 учебный год/

Класс

Количество часов  в неделю

согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

5 класс

1

авторская программа Н.Ф.

Шарыгин,

Л.Н. Ерганжиева

Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005-2010 – 192 с.

1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин,

Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.

2. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя /  Е.С.Смирнова. – М.: Просвещение, 1999. – 80 с.

3. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.

4. Белоусова А.Г.  Введение курса наглядно-практической геометрии как пропедевтики систематического курса геометрии. –

http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211155

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.– 192 с.

2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с

3. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике /  З.Н.Альхова, А.В. Макеева. – Саратов: «Лицей», 2002. – 288 с.

 4. Афонькин, С.Ю. Игрушки из бумаги / С.Ю.   Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2000. – 192 с.

5. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломкина /  М.А.Гершензон. – М.: ДЛ, 1994.

6. Никитин, Б.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.Н.Никитин. – М.: Просвещение, 1994

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. –4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 192 с.

2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу «Наглядная геометрия» для 5-6 классов.

Рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» для 5-6 классов составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта начального общего, основног...

Рабочая программа по специальному курсу «Наглядная геометрия» для 8 класса (ФГОС).

Рабочая программа  по специальному курсу «Наглядная геометрия»для 8 а,б, классов (ФГОС) 1 час в неделю (всего 35 часов)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)

В рабочей программе  курса «Наглядная геометрия»   учитываются основные идеи и положения Про­граммы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана для занятий с учащимися 5 - 6 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГ...

Рабочая программа элективного курса по наглядной геометрии для 6 класса

Рабочая программа элективного курса по наглядной геометрии для 6 класса...

Рабочая программа элективного курса по наглядной геометрии для 5 класса.

Рабочая программа элективного курса по наглядной геометрии для 5 класса....