«Объём прямоугольного параллелепипеда» 5-й класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Демидова Надежда Александровна

«Объём прямоугольного параллелепипеда»    5-й класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obyom_pryamougolnogo_parallelepipeda_5-y_klass.docx88.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда»    5-й класс

Тема урока: «Объём прямоугольного параллелепипеда»

Цель: отработать навыки определения объёма прямоугольного параллелепипеда.

Задачи:

  • образовательная: отработать умения определять объём разными способами: сравнением с единицей измерения, по формуле; применять при решении текстовых задач;
  • развивающая: развивать умения работать с измерительными инструментами и моделями прямоугольного параллелепипеда и куба; развивать у учащихся логическое мышление, познавательную активность, правильную устную и письменную математическую речь, уметь анализировать и сравнивать;
  • воспитательная: воспитывать организованность, высокую работоспособность при достижении поставленной цели.

Тип урока:  урок - закрепление умений и навыков

Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая ( помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)

Оборудование:

Оборудование для учителя: компьютер, презентация к уроку.

Материалы для учащихся:  модели параллелепипеда и куба (изготовленные учениками самостоятельно), карточки с заданиями, тетрадь.

Этапы  урока:

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока.
  3. Актуализация знаний.
  4. Обобщение и систематизация знаний.
  5. Физкультминутка
  6. Практическая работа по алгоритму.
  7. Применение знаний и умений в новой ситуации (работа в парах)
  8. Рефлексия учебной деятельности.
  9. Домашнее задание

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность обучающихся и учителя

Универсальные учебные действия

1.Организационный

2 мин.

Приветствие учителя. Проверка рабочего места, наличие карточек с заданиями у каждого учащегося. Создание положительной мотивации для работы на уроке.

Встали тихо, замолчали,
Все, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нем иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушайте внимательно,
у вас всё получится обязательно!

-Я, рада вас видеть, и надеюсь, что сегодня на уроке нас ждет и успех, и открытие. Будьте внимательны в течение урока, думайте, создавайте, предлагайте, спорьте, ищите ошибки, делайте выводы, выдвигайте гипотезы, делайте новые открытия, оценивайте себя и других и в тоже время умейте управлять своим поведением и своими знаниями.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок.

Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока».

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4 мин

- Начнём сегодняшний урок с загадки:

Вот кирпич, учебник новый,

Пастила, журналов тюк.

Назови их форму словом из четырнадцати букв! (Параллелепипед)

-Да, это параллелепипед.

Вычислите и расположите трехзначные ответы в порядке возрастания.  И вы сможете прочитать, что мы будем учиться вычислять сегодня.

17×10 = 170 Ъ

16 × 4 = 64 У

936 : 3 = 312 Ё

148 : 4 = 37 Ж

102 = 100 О

218 × 2 = 436 М

360:3 = 120 Б

Правильно: Объём.

И тема сегодня нашего урока «Объём прямоугольного параллелепипеда».

Сформулируйте цель сегодняшнего урока?

- Цель урока – отработать навыки определения объёма.

- Сформулируем задачи урока.

(учащиеся формулируют самостоятельно: 1) повторить нахождение объёма  по формуле; 2) применять полученные знания при решении задач.

Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию, формулируют тему урока и  цель.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

3.Актуализация знаний

5 мин

Повторение математических понятий, необходимых для работы на уроке.

На рисунке вы видите две коробки. Какая из них вместительнее? Можно заполнить одну из коробок песком, а затем проверить, весь ли песок поместится в другой коробке, и если весь, то заполнит ли он ее полностью. Но можно решить задачу иначе. Дети предлагают вычисление объема по формуле.http://festival.1september.ru/articles/648012/Image6243.jpg

http://festival.1september.ru/articles/648012/2.jpg

Подведём итог. Какие формулы были применены при решении данных практических задач?                       

 V=abc     V=

Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания.

Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения.

4. Обобщение и систематизация знаний

8 мин

6.Практическая самостоятельная работа по алгоритму

7 мин

Решение  задач

  1. фронтальная работа

Аквариумы заполнили водой так, что уровень воды в каждом аквариуме ниже верхнего края на 10 см. В каком аквариуме воды больше?  

- Прочитайте задачу.http://festival.1september.ru/articles/648012/3.jpg

- О чем говорится в этой задаче?

- Какую форму имеют аквариумы?

- Что нужно вычислить, чтобы узнать, сколько литров воды входит в каждый аквариум?http://festival.1september.ru/articles/648012/4.jpg

- Какое есть дополнительное условие?

- Как вы это понимаете?

- Как узнать нам нужную высоту?

- Что нужно сделать, чтобы не иметь дело с большими числами?

- Составьте план решения задачи.

V1=4*3*(5-1)=48дм3

V2=5 *3 *(4-1)=45дм3

V1>V2

Физкультминутка (1 мин)

Игра «Да - нет»  (Я буду читать вам предложения, а вы: если оно верное приседаете, если неверное хлопаете в ладоши)

    - Равные фигуры имеют равные объёмы  (+)                 

- У прямоугольного параллелепипеда 10 вершин  (-, 8)                - 6 граней  (+)                  

     - 14 ребер  (-)

     - Каждая грань куба – квадрат   (+)

     - 1 дм3 = 10 литр   (-)

    - Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений  (+)

- Объём куба равен квадрату его стороны (-)

Найти объём бумажных моделей параллелепипеда и куба.

Учащиеся самостоятельно выполняют соответствующие измерения и расчёты, согласно алгоритму действий

(у каждого ученика на парте)

1. Измерить длину, а =

2. Измерить ширину, b=

3. Измерить высоту, c=

4. Определить объём фигуры по формуле  V=abc

5. Записать ответ: V=

Затем выполняется проверка путём «защиты» несколькими учащимися своей работы.

Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность.

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем.

Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам.

Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия

Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой

7.Работа в парах

10 мин

1) Сарай имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Его длина 10м, ширина- 6м, высота-4м. Сколько сена поместится в этот сарай, если 10м³ сена весит 6ц?

Объём сена равен:

V=a*b*c=10*6*4=240 м^3

Исходя из условия, что 10 м^3 весят 6 ц, находим массу всего сена:сено-полинянное-в-dordogne-26225501

m=(240/10)*6=144 ц

Ответ: 144 ц

2)Сколько пакетов молока войдёт в коробку, если длина коробки 70 см, ширина 40 см, высота 36 см? Величины пакетов молока: длина 7 см, ширина 10 см, высота 18 смhttp://chudo-karton.ru/sites/default/files/u1/20-03-53-chetirex-klapannaya-korobka-210x135x135-4-l-1154-640x480_0_0_0.jpg

Решение:

1) 70·40·36=100800 (см3) - объём коробки

2)7·10·10=1260 (см3) – объём пакета молокаhttps://otvet.imgsmail.ru/download/adfd912acac0b83cee47448ada3f61e7_i-82.jpg

3)100800 : 1260 = 80 (п.) – молока

 Ответ: 80 пакетов

Учащиеся самостоятельно решают задачу, затем выполняется проверка у доски и обсуждаются ошибки.

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары.

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу.

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

5 мин

На этом этапе обучающиеся проводят систематизацию знаний и осуществляют рефлексию:

1. Достиг (достигла) ли ты цели, поставленной в начале урока?

2. На уроке я научился (научилась) …

3. Теперь я могу …

4. Мне понравилось …

5. Во время урока я чувствовал (чувствовала) себя: - комфортно;                                                                               неуверенно..                                                                                  превосходно;..

6. Доволен (довольна) ли ты своей работой на уроке?

7. Моя оценка за урок…?

Вместе с классом учитель даёт не только количественную, но и качественную оценку особо отличившимся учащимся.

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха).

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий.

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

9.Домашнее задание

3 мин

А

1) а = 9 м

    b = 14 м

    с = 5 м

   

    V =  

2) а = 20 дм

    b = 15 дм

    с = 2 дм

   

    V =

3) а = 7 см

    b = 10 см

    с = 8 см

   

    V =

4) а = 19 дм

    b = 25 дм

    с = 4 дм

   

    V =

1.Учитель предлагает учащимся задания по карточкам:

На оценку «3»

На оценку «4» и «5»

А

1) а = 8 дм

    b = 6 дм

   V= 96 дм3

   

    с =  

2) а = 1 м

    b = 19 дм

    V= 1140 дм3

   

    с =

3) V = 160 дм3

    h = 20 дм

   

    S =

4) h = 4 м

    S = 60 м3

       

    V =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда»

Урок преднзначен для учащихся 5 класса.Цель урока: создать условия для обобщения знаний и умений учащихся по нахождению площади и объема прямоугольного параллелепипеда....

Открытый урок по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"

материал содержит конспект урока по данной теме, презентация, самоанализ урока и физкультминутка....

5класс. Математика. Презентация к уроку в коррекционном классе 7-го вида по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"

Презентация содержит всю структуру урока по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда" в коррекционном классе по учебнику Математика 5класс, автор Н. Я.Виленкин и др. Может использована так ...

5класс. Математика. Проект урока в коррекционном классе 7-го вида по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"

Здесь представлен проект урока в коррекционном 5-м классе по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда", урок может быть использован так же и в общеобразовательном классе. Учебник: Математик...

"Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда".

Цель урока: Ввести понятие объема тела, рассмотреть свойства объемов, теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда и следствие об объеме прямой призмы, основанием которой является прямоугольный тр...

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда."

Данная презентация содержит материал для проведения урока по теме "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда". Это первый урок по теме. УМК С..Никольского. математика 5 класс....