Внеучебная деятельность
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Еримеева Саргылана Геннадьевна

ВУД по математике 5 класс "Математический калейдоскоп"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskiy_kaleydoskop.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сулгачинская средняя общеобразовательная школа  

им. Константинова И.И.-Дэлэгээт Уйбаан» МР «Амгинский улус (район)»

Рабочая программа ВУД

«Математический калейдоскоп»

5  (пятый) (класс)

Учитель математики: Еримеева Саргылана Геннадьевна

Пояснительная записка

Актуальность введения ВУД «Математический калейдоскоп»  школьную программу:

  • ВУД  позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
  • позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности, что способствует более успешному выполнению срезовых и итоговых контрольных работ;
  • различные формы проведения  способствуют повышению интереса к предмету;
  • рассмотрение более сложных заданий способствует развитию логического мышления обучающихся.

Программа курса по выбору по математике «Математический калейдоскоп»» предназначен для обучающихся 5 классов и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по математике.

Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят предметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

Овладение универсальными учебными действиями, в  конечном счете, ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Программа ВУД направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

Цель программы – создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического мышления, углубление знаний.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • сформировать  устойчивый  интерес  учащихся к математике и ее приложениям;
  • сформировать  развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера;
  •  Расширить  и углубить представление учащихся о практическом значении математики

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.

Курс рассчитан на 34  часа с регулярностью 1 час в  неделю  по 40 минут.

Программа кружка рассчитана на учащихся 5 класса.  Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.

Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

На занятиях используются различныеформы и виды контроля проведения занятий:

  • практикум по  решению задач;
  • решение задач, повышенной трудности;
  • работа с научно - популярной литературой.

Занятия организованы по принципу: теория – практика.

Принципы программы:
1.Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2.Научность.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность.
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность.
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия.
7.Курс ориентационный.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Предметными  результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
    оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
     измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • Способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Личностными  результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников,
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Итогом реализации  программы являются:  успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание брошюры  «Математический калейдоскоп» (банк нестандартных задач для учащихся 5 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы учащихся.    

Методическое обеспечение программы

п/п

Наименование темы

Форма занятий

Методы

Дидактический материал

Техническое обеспечение

1

Задачи-шутки, задачи-загадки

урок – дискуссия

Эвристическая беседа, дидактическая игра.

карточки

презентация

2

Старинные математические истории.  

урок - дискуссия

Эвристическая беседа, практические упражнения,

Модели задач

презентация

3

Упражнение со спичками.

практикум

работа в группах, работа с дополнительной литературой

Модели задач

4

Задачи на переливание.

практикум

Самостоятельная работа, работа с дополнительной литературой

Модели задач

презентация

5

Задачи «Как сосчитать».

практикум

Самостоятельная работа, работа с дополнительной литературой

тест

презентация

6

Упражнение с куском бумаги

практикум

Самостоятельная работа, работа в группах, работа с дополнительной литературой

Модели задач

презентация

7

Математическая олимпиада

практические упражнения

карточки

презентация

8

Переправы и разъезды

урок-практика

Практическая работа

Модели задач

презентация

9

Задачи и еще раз задачи.

Практическая работа

Тест, карточки

10

Комбинаторные задачи с квадратом.

Практическая работа

Модели задач

11

Выпуск математической газеты «Начинающие математики».

Самостоятельная работа поискового характера

Дополнительная литература

ТСО

12

Выполнение заданий из газеты.

практикум по решению задач

Самостоятельная работа поискового характера

ТСО

13

Математический КВН.

Урок - игра

Создание ситуаций успеха

презентация

14

Карандаши и бумага.

Лабораторно-графическая работа

Работа с раздаточным материалом

15

Числовые головоломки.

практические упражнения

карточки

презентация

16

Задачи на взвешивание.

Практическая работа

Весы

17

Задачи на построение графов.

Лабораторно-графическая работа

карточки

18

Задачи логического типа.

ситуаций интеллектуального характера

Модели задач

презентация

19

Арифметическая викторина.

практикум по решению задач

практические упражнения

презентация

20

Комбинаторные задачи.

Практическая работа

карточки

ТСО

21

Отрицание – «не», конъюнкция  - «и», дизъюнкция – «или».

практикум по решению задач

карточки

22

Геометрическая викторина.

Лабораторно-графическая работа

Модели задач

ТСО

23

Кроссворды, ребусы, сказки.

практикум по решению задач

Создание ситуаций успеха, увлеченности, ситуаций интеллектуального характера

рисунки

презентация

24

Проектная деятельность «Газета любознательных».

Практикум

урок-исследование

Самостоятельная работа поискового характера

Доп.литер.

проект

25

Задачи на расположение элементов по окружности.

практикум по решению задач

ситуаций интеллектуального характера

ТСО

26

Экскурсия «Математика в природе».

Практикум

урок-исследование

Самостоятельная работа поискового характера

Доп.литер.

проект

Учебно-тематический план

п/п

Наименование темы

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1

Задачи-шутки, задачи-загадки

1

0,5

0,5

2

Старинные математические истории.  

1

0,5

0,5

3

Упражнение со спичками.

1

1

4

Задачи на переливание.

1

1

5

Задачи «Как сосчитать».

1

1

6

Упражнение с куском бумаги

1

1

7

Математическая олимпиада

1

1

8

Переправы и разъезды

1

0,5

0,5

9

Задачи и еще раз задачи.

1

0,5

0,5

10

Комбинаторные задачи с квадратом.

2

0,5

1,5

11

Выпуск математической газеты «Начинающие математики».

1

1

12

Выполнение заданий из газеты.

1

1

13

Математический КВН.

1

1

14

Карандаши и бумага.

1

0,5

0,5

15

Числовые головоломки.

1

0,5

0,5

16

Задачи на взвешивание.

1

0,5

0,5

17

Задачи на построение графов.

2

0,5

1,5

18

Задачи логического типа.

2

2

19

Арифметическая викторина.

1

1

20

Комбинаторные задачи.

2

0,5

1,5

21

Отрицание – «не», конъюнкция  - «и», дизъюнкция – «или».

2

0,5

1,5

22

Геометрическая викторина.

1

0,5

0,5

23

Кроссворды, ребусы, сказки.

2

2

24

Проектная деятельность «Газета любознательных».

2

2

25

Задачи на расположение элементов по окружности.

1

1

26

Экскурсия «Математика в природе».

2

1

итого

34

6

28

Содержание рабочей программы

1.Задачи-шутки, задачи-загадки.(Теория и практика)

2.Старинные математические истории.(Теория и практика)

3.Упражнение со спичками. (Практика)

4.Задачи на переливание.(Практика)

5.Задачи «Как сосчитать»..(Практика)

6.Упражнение с куском бумаги.(Практика)

7.Математическая олимпиада.(Практика)

8.Переправы и разъезды.( Теория и практика)

9.Задачи и еще раз задачи. ( Теория и практика)

10.Комбинаторные задачи с квадратом. ( Теория и практика)

11.Выпуск математической газеты «Начинающие математики».(Практика)

12.Выполнение заданий из газеты. (Практика)

13. Математический КВН.(Практика)

14.Карандаши и бумага. ( Теория и практика)

15.Числовые головоломки. ( Теория и практика)

16.Задачи на взвешивание. ( Теория и практика)

17.Задачи-шутки. (Практика)

18.Задачи логического типа. (Практика)

19.Арифметическая викторина. (Практика)

20.Комбинаторные задачи.( Теория и практика)

21.Отрицание – «не»,

конъюнкция  - «и», дизъюнкция – «или». ( Теория и практика)

22.Геометрическая викторина. ( Теория и практика)

23.Кроссворды, ребусы, сказки.(Практика)

24.Проектная деятельность «Газета любознательных».( Практика)

25.Задачи на расположение элементов по окружности. ( Практика)

26.Экскурсия «Математика в природе» (Практика)

Литература

  • Депман И.Я. Мир чисел
  • Фарков А.В. Математические кружки в школе
  • Клименченко Д.В. Из истории метрической системы мер
  • Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся 5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС
  • В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы  
  • Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения.
  • Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс
  • Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
  • Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение
  • Интернет-ресурсы:

- http://pedsovet.su/load/18

- http://planuroka.ru/

- http://schoolthree.ru/

- http://www.proshkolu.ru/

- http://nsportal.ru/

- http://www.openlesson.ru/

- http://nsportal.ru/lozhkina-olga-ivanovna/

Содержание рабочей программы

п/п

Наименование темы

Всего часов

теория

практика

1

Задачи-шутки, задачи-загадки

1

Правило сложения и вычитания натуральных чисел.

Применение законов сложения.

2

Старинные математические истории.  

1

Правило нахождения неизвестных компонентов.

Применение теории при решении задач.

3

Упражнение со спичками.

1

Решение задач на логическое мышление.

4

Задачи на переливание.

1

Решение задач на логическое мышление.

5

Задачи «Как сосчитать».

1

Решение задач на логическое мышление.

6

Упражнение с куском бумаги

1

Решение задач на логическое мышление.

7

Математическая олимпиада

1

Решение олимпиадных задач.

8

Переправы и разъезды

1

Правило нахождения неизвестных компонентов.

Решение задач с помощью уравнений.

9

Задачи и еще раз задачи.

2

Правило нахождения неизвестных компонентов.

Решение задач с помощью уравнений, логического мышления.

10

Комбинаторные задачи с квадратом.

2

Правило  составление различных вариантов.

Практическое применение по решению задач на составление различных вариантов.

11

Выпуск математической газеты «Начинающие математики».

1

Подбор заданий и рисование газеты.

12

Выполнение заданий из газеты.

1

Применение знаний при решении задач.

13

Математический КВН.

1

Конкурсная программа.

14

Карандаши и бумага.

1

Правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Применение правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

15

Числовые головоломки.

1

Правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Применение правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

16

Задачи на взвешивание.

1

Правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

Применение правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

17

Задачи на построение графов..

2

Правило построения графов.

Применение правила построения графов.

18

Задачи логического типа.

2

Применение теории по теме «Обыкновенные дроби.»

19

Арифметическая викторина.

1

Конкурсная программа.

20

Комбинаторные задачи.

2

Правило составления «дерева»

Применение правила составления «дерева»

21

Отрицание – «не», конъюнкция  - «и», дизъюнкция – «или».

2

Понятие Отрицание – «не», конъюнкция  - «и», дизъюнкция – «или» с помощью знаков.

Применение понятий отрицание – «не», конъюнкция  - «и», дизъюнкция – «или» с помощью знаков.

22

Геометрическая викторина.

1

Теория на знание основных геометрических понятий.

Применение теории на знание основных геометрических понятий

23

Кроссворды, ребусы, сказки.

2

Решение кроссвордов, ребусов составленных другом.

24

Проектная деятельность «Газета любознательных».

2

Слайдовая презентация.

25

Задачи на расположение элементов по окружности.

1

Слайдовая презентация.

26

Экскурсия «Математика в природе».

2

Слайдовая презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция учебной и внеучебной деятельности в образовательном учреждении

Статья адресована руководителям системы образования, педагогам и методистам, осуществляющим или планирующим инновационную деятельность в образовании. Данная статья была опубликована в книге "Пути реал...

Формирование культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности

В статье обобщен опыт педагога МБОУ СОШ №154 г.Екатеринбурга по формированию культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности....

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности.

Автор опыта Мокроусова Надежда Алексеевна, учитель русского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области ...

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеучебную деятельность.

Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – в...