Пояснительная записка к рабочей программе Математика 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Чернова Ольга Васильевна

Пояснительная записка к рабочей программе Математика 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit_zapiska_5_kl.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО математике

для  5 В класса

      Рабочая программа состоит из пояснительной записки, примерного календарно-тематического планирования, графика проведения контрольных работ, мониторинга результатов усвоения основных тем. 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа учебного курса по  математике для 5В класса разработана на основании    

Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644)

концепции преподавания математики  и основной образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» на период 2015-2020 годы

Положения о Рабочей программе учебного предмета, утвержденное приказом директора МАОУ «Средняя школа № 8» от 26.02.2015 № 171

  • Примерных программ  по учебным предметам. Математика. 5-9 классы.: М.: Просвещение, 2011

  Математика. Программы общеобразовательных учреждений/сост. Т.А. Бурмистрова — М.: Просвещение, 2010  

Данная рабочая программа рассчитана на 210 учебных часов  ( 6 часов в неделю), в том числе контрольных работ 9. Программа реализуется на  повышенном уровне изучения, т.к. 5В класс является  классом с профильным  изучением математики.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:

 

  1. Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др. Программа по математике. 5-6 класс.
  2. Математика: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В.  Дорофеева, И.Ф. Шарыгина: 11-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Тематическое планирование по математике: 5-6 кл.: Кн. для учителя / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Математика. Рабочая тетрадь 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях. Бунимович Е. А. и др. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Математика: дидактические материалы для 5 кл. общеобразовательных учреждений. Г. В. Дорофеев и др. – М.: Просвещение, 2005.

     6.Математика: книга для учителя. С. Б. Суворова, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова – М.: Просвещение, 2006.

7.ЦОРы к учебникам по математике для 5 класса авторов Зубаревой И. И., Волович М. Б..

8.ИИСС Математика на  компьютерах (5-6 класс).

9.Математика. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование. Линия Г. В. Дорофеева. – Волгоград: Учитель, 2010.

10.Математика. Тематические тесты. 5 класс. Кузнецова Л.В., Сафонова Н.В. - М.: Просвещение, 2010 .

    11.Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.

12.Сайт http://математическая-школа.рф

Исходя из психолого-педагогической характеристики класса, а именно 5В класс- класс с высокой мотивацией и уровнем  обучаемости (репродуктивный 20%, продуктивный 48%, творческий 32%);    

на 2016-2017учебный год спроектирована следующая цель и задачи:

Цель:  создание условий для повышения у учащихся  мотивации к качественному усвоению программного материала через внедрение в процесс системно-деятельностного подхода.  

Задачи:

1.формировать способность к обобщению, доказательству общих утверждений;                                                  2.продолжить работу по формированию умений решать текстовые задачи;

При формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности основное внимание предполагается уделять:

- в познавательной деятельности:   умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

- в информационно-коммуникационной деятельности: создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки; формирование умения использовать различные языки математики, интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной информации;  

- в рефлексивной деятельности:  самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий.

Курс строится на дедуктивных методах изучения.

210 учебных часов распределены следующим образом: на усвоение базового уровня 175 часов, 35 часов резерва. Часы резерва используются  в целях развития межпредметных связей, усиления практической направленности предмета для решения задач исследовательского характера, усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности.  

Распределение курса по темам:

Тема

Кол-во часов базового уровня с учетом ФГОС

Запланировано

Распределение дополнительных часов

1

 Линии

7

10

3ч на повторение

2

Натуральные числа

12

15

3ч на решение олимпиадных задач

3

Действия с натуральными числами

25

30

5 решение олимпиадных задач

4

Использование свойств действий над числами

13

15

2ч на усиление практической направленности

5

Многоугольники

6

7

1ч на построение

6

Делимость чисел

16

19

3ч на решение олимпиадных задач

7

Треугольники и четырехугольники

9

11

2ч на решение задач

8

Дроби

21

24

3ч на решение задач

9

Действия с дробями

36

43

7ч на решение задач

10

Многогранники

10

12

2ч  на решение задач

11

Таблицы и диаграммы

8

10

2ч  на решение задач

12

Повторение

12

15

3ч на решение задач

Выявление  итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой.

Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.

 В результате изучения курса математики ученики 5В класса должны

Знать/понимать:

  • понятия натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;
  • правила выполнения действий с заданными числами;
  • свойства арифметических действий;
  • понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;

Уметь:

  • выполнять арифметические действия  с натуральными и десятичными числами дробями;
  • применять свойства арифметических действий при решении примеров;
  • решать уравнения, упрощать буквенные выражения;
  • решать задачи на дроби и с помощью уравнений.                                                                                                                                                                                              

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для решения несложных практических расчетных задач;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

Технологическая карта № 1

«Линии»

Основная цель:  систематизировать и закрепить навыки построения и измерения отрезков, полученные в начальной школе; развить представление о линии, продолжить формирование графических навыков и измерительных умений.

В результате изучения блока учащиеся должны:

знать:

        - понятия «прямая», «луч», «ломаная», «окружность».        

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры;
  • изображать геометрические фигуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- построений геометрическими инструментами (линейка, циркуль).

Технологическая карта № 2

 «Натуральные числа»  

Основная цель:  актуализировать знания и обобщить сведения учащихся о натуральных числах, полученные в начальной школе; научить читать и записывать большие числа; сформировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью перебора возможных вариантов.

В результате изучения блока учащиеся должны:

знать:

  • понятие координатного луча, единичного отрезка, координатной точки;        
  • знаки больше, меньше.

уметь:

  • читать и записывать большие числа;
  • сравнивать большие числа;
  • читать двойные неравенства;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • округлять натуральные числа;
  • выполнять задания на прикидку и оценку результата;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора вариантов;

Технологическая карта № 3

 «Действия с натуральными числами»  

Основная цель:  закрепить и развить навыки сложения и вычитания, умножения и деления натуральных чисел; ознакомить с элементарными приемами прикидки и оценки результатов вычислений, углубить навыки решения текстовых задач арифметическим способом.

В результате изучения блока учащиеся должны:

знать:

  • таблицу сложения однозначных чисел;
  • название компонентов сложения и вычитания;
  • свойство нуля при сложении и вычитании;
  • таблицу умножения;
  • названия компонентов умножения и деления;
  • свойства нуля и единицы при умножении;
  • каков порядок действий при вычислении значений выражений, содержащих степени»

уметь:

  • складывать и вычитать трех-  и четырехзначные числа;
  • решать текстовые задачи, требующие понимания отношений;
  • выполнять устно сложение и вычитание двузначных чисел;
  • выполнять умножение однозначных и трехзначных чисел;
  • выполнять деление трех- и четырехзначных чисел на одно- и двузначное число;
  • решать несложные задачи, требующие понимания отношений;
  • находить значение числовых выражений;
  • установить и обозначить порядок действий;
  • грамотно записывать процесс решения;
  • читать выражения;
  • представлять степень в виде произведения равных множителей и наоборот;
  • употреблять термины «степень», «основание степени», «показатель степени»;
  • устанавливать зависимость между
  • решать задачи  на скорость сближения, удаления и движения по реке.

понимать:

  • смысл отношений «больше на (в) ….», меньше на (в) …»;
  • смысл записей 25, 310;
  • термины «степень», «основание степени», «показатель степени»;

Технологическая карта № 4

 «Использование свойств действий при вычислениях»  

Основная цель:  расширить представление учащихся о свойствах арифметических действий, продемонстрировать возможность применения свойство для преобразования числовых выражений.

В результате изучения блока учащиеся должны

знать:

  • распределительное свойство умножения;

- свойства сложения и умножения;

уметь:

  • применять свойства;
  • группировать;
  • выносить множитель за скобки;
  • применять рациональные приемы вычислений;
  • применять распределительное свойство для преобразования суммы в произведение;
  • применять приемы умножения на 15, 101, 1001, 111, 99;
  • анализировать условие задачи4
  • иллюстрировать схематическими рисунками условие задачи»
  • решать задачи на части;
  • решать задачи на уравнивание.

Технологическая карта № 5

 «Многоугольники»  

Основная цель:  познакомить учащихся с новой геометрической фигурой – углом; развить представление о многоугольнике.

В результате изучения блока учащиеся должны:

знать:

  • определение угла;
  • определение биссектрисы;
  • элементы многоугольника;
  • понятия «диагональ», «периметр».

        

уметь:

          -   распознавать острые, прямые, тупые углы;

  • строить и измерять углы транспортиром;
  • оценивать величину угла на глаз;
  • обозначать углы;
  • сравнивать углы;
  • классифицировать углы;
  • видеть геометрическую фигуру не как единое целое, а как объект, состоящий из определенных элементов;
  • видеть фигуры, образующиеся при ее разбиении.

Технологическая карта № 6

«Делимость чисел»  

Основная цель:  познакомить учащихся с простейшими понятиями, связанными с понятием делимости чисел (делитель, простое число, разложение на множители, признаки делимости); продолжить формирование умения решать текстовые задачи; рассмотреть некоторые новые виды текстовых задач, решаемых специальными приемами.

В результате изучения блока учащиеся должны:

знать:

  • что любое число делится на 1;
  • что любое натуральное число кратно самому себе;
  • свойства делимости произведения и суммы;
  • признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9;
  • как записать результат деления с остатком;

уметь:

  • применять свойства делимости произведения и суммы;
  • определять, является ли одно из двух чисел кратным другому;
  • находить числа, кратные данному;
  • определять, является ли одно число делителем другого;
  • указывать делители данного числа;
  • пользоваться признаками делимости;
  • проводить классификацию чисел по остаткам от деления на число;
  • анализировать условие задачи;
  • решать задачи арифметическим методом.

Технологическая карта № 7

  «Треугольники и четырехугольники»  

Основная цель:  познакомить учащихся с классификацией треугольников по сторонам и углам; развить представления  прямоугольнике; сформировать понятие равных фигур, площади фигуры; научить находить площади прямоугольников и фигур, составленных из прямоугольников; познакомить с единицами измерения площадей.

В результате изучения блока учащиеся должны:

знать:

- терминологию, связанную с равнобедренным треугольником;

- что в треугольнике не может быть больше одного прямого или одного тупого    угла;

- что диаметр разбивает круг на два равных полукруга;

- диагональ разбивает прямоугольник на два равных треугольника;

- единицы измерения площади;

- формулу вычисления площади прямоугольника, квадрата.

уметь:

- распознавать и изображать геометрические фигуры - прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равнобедренный треугольники;

- изображать квадрат и прямоугольник с заданными сторонами на клетчатой и нелинованной бумаге от руки и с использованием инструментов;

- моделировать на бумаге;

- проводить измерения;

- проводить диагонали;

- находить в равных фигурах соответственно равные элементы;

- записывать необходимые равенства;

- делить фигуры на равные доли.

Технологическая карта № 8

 «Дроби»  

Основная цель:  сформировать понятие дроби, познакомить учащихся с основным свойством дроби и научить применять его для преобразования дробей, научить сравнивать дроби; сформировать на интуитивном уровне начальные вероятностные представления.

В результате изучения блока учащиеся должны:

Знать/понимать:

- названия долей;

- что для нахождения некоторой величины ее нужно разделить на равные части;

- чем больше частей, тем меньше получается доля;

- смысл дроби;

- какая дробь называется правильной (неправильной);

- основное свойство дроби;

- что любое натуральное число можно записать в виде дроби.

уметь:

- правильно употреблять названия долей;

- реально на практике выделять доли целого;

- правильно читать дроби;

- указывать числитель, знаменатель;

- изображать доли точками на координатной прямой;

- правильно выбирать отрезок, удобный для построения указанных дробей;

- заменять одну дробь другой, ей равной;

- сокращать дроби;

- привести дробь к новому знаменателю, кратному исходному;

- приводить дроби к общему знаменателю;

- сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, с одинаковыми числителями, с разными знаменателями;

- сравнивать правильную и неправильную дроби;

- представить 1 в виде дроби;

- представить результат деления натуральных чисел в виде дроби;

- оценивать вероятность наступления события.

Технологическая карта № 9

  «Действия с дробями»  

Основная цель:  научить учащихся сложению, вычитанию, умножению и делению обыкновенных и смешанных дробей; сформировать умение решать задачи на нахождение части целого и целого по его части.

В результате изучения блока учащиеся должны:

знать:

- какие дроби называются обратными, взаимообратными;

- типы задач;

уметь:

- выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями;

- выполнять сокращение дробей;

- складывать и вычитать  смешанные дроби;

- переводить смешанную дробь в неправильную;

- выделять целую часть из неправильной дроби;

- выполнять умножение и деление обыкновенных, смешанных  дробей;

- находить обратные дроби;

- заменять деление обыкновенных дробей на умножение дробей, обратных делителю;

- решать задачи на основе смысла понятия «дроби» и с помощью формальных правил (умножение и деление);

- сопровождать решение задачи рисунком;

- анализировать условие задачи;

- применять алгоритм для решения задач на совместную работу (пройденного пути и др.)

Технологическая карта № 10

«Многогранники»  

Основная цель:  познакомить учащихся с такими телами, как цилиндр, конус, шар; сформировать представление о многограннике; познакомить со способами изображения пространственных тел, в том числе научить распознавать многогранники и их элементы по проекционному чертежу; научить изображать параллелепипед и пирамиду; познакомить с понятием объема и правилом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.

В результате изучения блока учащиеся должны:

знать:

- перевод одних единиц в другие через опору на линейные метрические зависимости;

- формулу вычисления объема параллелепипеда.

уметь:

- распознавать на чертежах, моделях и окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

- представить фигуру по ее описанию или по изображению;

- в простейших случаях строить развертки пространственных тел

Технологическая карта № 11

  «Таблицы и диаграммы»  

Основная цель:  формирование умений извлекать необходимую информацию из несложных таблиц и столбчатых диаграмм.

В результате изучения блока учащиеся должны:

уметь:

           - извлекать информацию представленную в таблицах, диаграммах;

- составлять таблицы, строить диаграммы.

Система контроля и оценивания

Контрольные работы (Зачеты)

Зачёт № 1 по теме «Действия с натуральными числами».

Зачёт № 2 по теме «Порядок действий. Степень числа».

Зачёт № 3 по теме «Использование свойств действий при вычислениях».

Зачёт № 4 по теме «Делимость чисел»

Зачёт № 5 по теме «Дроби».

Зачёт № 6 по теме «Сложение и вычитание дробей».

Зачёт № 7 по теме «Умножение и деление дробей».

Итоговая контрольная работа №8  за год

 Самостоятельные проверочные работы

1. Запись чисел

2. Сравнение чисел

3. Координатная прямая

4. Сложение чисел

5. Вычитание чисел

6. Сложение и вычитание чисел

7. Умножение чисел

8. Деление чисел

9. Умножение и деление чисел

10. Все действия  над  числами

11. Все действия над числами

12. Степень числа

13. Задачи на движение

14. Задачи на движение по реке

15. Решение задач на части

16. Решение задач

17. Решение задач

18. Делимость  чисел

19. Признаки делимости

20. Что такое дробь

21. Координатная прямая

22. Основное свойство  дроби

23. Приведение дробей к общему знаменателю

24. Сравнение дробей

25. Натуральные числа и дроби

26. Сложение дробей

27. Смешанные дроби

28. Сложение смешанных дробей

29. Вычитание дробей

30. Вычитание смешанных дробей

31. Умножение дробей

32. Решение задач

33. Деление дробей

34. Решение задач

35. Все  действия с дробями

36. Нахождение дроби от числа

37. Нахождение числа по его дроби

 Практические работы.

 Практическая работа №1 «Ломаная»

 Практическая работа №2 «Окружность»

 Практическая работа №3 «Углы».

 Практическая работа №4 «Треугольники».

 Практическая работа №5 «Прямоугольники».

 Практическая работа №6 «Площади».

 Практическая работа №7 «Многогранники».

 Практическая работа №8 «Прямоугольный параллелепипед».

Зачеты и контрольные работы взяты из пособия: Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др. Программа по математике. 5, 6  класс. (Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы. - Москва, «Просвещение», 2010).

Самостоятельные работы взяты из пособий: Математика: дидактические материалы для 5 кл. общеобразовательных учреждений. Г. В. Дорофеев и др. – М.: Просвещение, 2005.

Математика: дидактические материалы для 6 кл. общеобразовательных учреждений. Г. В. Дорофеев и др. – М.: Просвещение, 2006.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе 9 класса по английскому языку

Рабочая программа 9 класса по английскому языку...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Пояснительная записка к рабочей программе 11 класс. Enjoy English.

Пояснительная записка к рабочей программе по английскому языку для 11 класса. 2014-2015 учебный год. УМК "Enjoy English" Биболетовой М.З....

пояснительная записка к рабочей программе 6 класса по английскомуязыку

пояснительная записка к рабочей программе к учебнику Биболетовой М.З....

пояснительная записка к рабочей программе 10 класса по английскому языку

пояснительная записка к рабочей программе к учебнику Биболетовой М.З....